Социометрические методы в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:41, методичка

Описание работы

Социометрия является одной из наиболее часто используемых психодиагностических процедур в социально-психологическом анализе групповых отношений. Со времени своего создания этот метод пользуется неизменным успехом у специалистов, и получил свое развитие в различных модификациях, совершенствовании процедур обсчета данных и интерпретации полученных результатов. Социометрические методы предоставляют широкие возможности изучения структуры межличностных отношений в группе, их использование в сочетании с другими методами психодиагностики позволяет получать важную информацию о динамике развития отношений в группе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……4
Социометрия как метод и теория Я.Л. Морено…………………………....5
Историко-методологические основания социометрии……………………9
Процедура проведения социометрического исследования………………13
Виды социометрического критерия………………………………………..17
Способы обработки социометрических данных…………………………..22
Аутосоциометрические методы…………………………………………….31
Применение социометрических методов
в группах различного возраста……………………………………………..34
Рекомендуемая литература……………………………………………….……..42
Приложения……………………………………………………………..………..43

Работа содержит 1 файл

Марковска И.М. - Социометрические методы в психологии.doc

— 736.00 Кб (Скачать)

Непосвященный удивится простоте социометрии, однако простота эта кажущаяся и касается скорее самой техники опроса, а не процедуры в целом. Сложность социометрического метода заключается в том, что любой исследователь, вознамерившись использовать его, не сможет прибегнуть к описанной в какой-либо литературе технике социометрического опроса. Перед ним всегда встанет задача самостоятельного определения критериев, их количества, проблема ограничения выборов, разработка техники проведения. Следовательно, социометрический метод требует от психолога особых знаний, подготовки, навыков и глубины понимания осуществляемых процедур.

Этапы социометрического опроса. Остановимся на этапах проведения социометрического опроса. Процедура социометрического опроса состоит из нескольких этапов.

Подготовительная  фаза. Исследователь определяет проблему, выбирает объект исследования, знакомится с величиной и различными социально-демографическими характеристиками коллектива. Очень важно прояснить для чего проводится исследование, какие данные хочет получить заказчик (если таковой присутствует).

Первая фаза. Исследователь входит в прямой контакт с участниками коллектива, стремится внушить им доверие к себе. Предварительные беседы с членами коллектива повышают их психологическую готовность к предстоящему опросу. Одновременно на этой фазе устанавливается содержание и количество социометрических критериев.

Вторая фаза. Любой социометрический опрос начинается с обращения к участникам опроса. Основная функция обращения к опрашиваемому (респонденту) заключается в том, чтобы заинтересовать его в участии и побудить к внимательному и правдивому заполнению карточки. Важно проинформировать участников исследования о целях опроса, способе заполнения карточки, о гарантиях конфиденциальности и т. п. Проведение собственно опроса включает: инструктирование респондентов, раздачу социометрических карточек, заполнение их опрашиваемыми, сбор карточек. Опрос может проводиться также в устной форме, тогда данные заносятся в специально подготовленную таблицу.

Фаза обработки. Обработка информации, представление ее в свернутом виде; проверка надежности полученных данных. Интерпретация результатов на основе различных способов анализа данных.

Завершающая фаза. Получение выводов и по необходимости рекомендаций. Сопоставление с данными других методов.

Центральным в процедуре опроса является выбор социометрического критерия. Критерий – это основание выбора, в качестве которого выступает конкретная содержательная ситуация контактирования с другими людьми (дежурство, поход, день рождения и так далее). Критерий выглядит как вопрос, который задается группе. На основании социометрического критерия осуществляется предпочтение (положительный выбор) или отклонение (отрицательный выбор) одним индивидом другого. Критерий должен быть сформулирован таким образом, чтобы побуждать человека осуществлять выбор для совместной деятельности или отдавать предпочтение по какому-либо вопросу людям своей группы. Например: «С кем из твоей группы ты бы стал готовиться к совместному докладу?», «Кого из одноклассников включил бы в свою команду КВН?», «С кем из членов бригады Вы хотели бы работать в паре?» и т.п.

Требования к проведению социометрического опроса. Для получения данных при проведении социометрического опроса важно соблюдать следующие требования:

1. Опрос лучше проводить только  в коллективах, имеющих некоторый опыт совместной деятельности, на основе которого уже возникли определенные устойчивые взаимоотношения между его членами (совместная работа, учеба и т. д.). Коллективная  деятельность создает условия для расширения круга взаимных симпатий и устойчивых эмоциональных отношений. В противном случае исследователь рискует зафиксировать случайную структуру.

2. Каждый член группы должен  делать выборы самостоятельно, не советуясь с другими. Задача проводящего опрос – обеспечить такие условия, которые бы исключили любое давление на свободное волеизъявление в ситуации выбора. Это может быть достигнуто специальной формой социометрической карточки, сложенной пополам, индивидуальной формой проведения анкетирования, правильной организацией пространства исследования при групповом опросе.

3. Размер коллектива должен предоставлять ее членам возможность активного непосредственного общения. Слишком большой размер коллектива может снизить качество получаемой информации. Члены коллектива должны ясно представлять себе его границы. Каждый член коллектива может выбирать себе партнеров для совместной деятельности только в пределах своего коллектива. Хорошо, когда перед участниками опроса находится список всех членов группы.

4. Опрос должен проводиться посторонним для данного коллектива лицом. Ни члены коллектива, ни тем более руководство или представители администрации не должны проводить сбор информации, так как это резко нарушает требование конфиденциальности, являющееся обязательным условием успешного проведения социометрического опроса.

5. Социолог или психолог, применяющий  методику изучения взаимоотношений  в группе, в своем устном выступлении перед группой должен указать на конфиденциальность собираемой информации. Психологу важно понимать, что раскрытие социометрической информации может привести к сильному влиянию на уже сложившийся образ «Я».

Рассмотрим пример такого сильного негативного влияния неправильных действий социометриста (будем так  называть лицо, использующее социометрию) на  личность.

На занятиях по психологии для старшеклассников преподаватель психологии провел социометрический опрос, затем весь класс принял участие в обработке социометрических данных, в построении социоматрицы, что означало знакомство с распределением выборов, раскрытие социометрической информации. В итоге выяснилось, что одна девочка не получила выборов – она не попала в число тех, с кем хотели пойти в кино. В дальнейшем весь класс успокаивал ее, говорил, что количество возможностей «взять кого-либо в кино» было ограничено, что в реальной ситуации с ней обязательно бы пошли в кинотеатр, тем не менее, состояние девочки было очень удрученным, она плакала и не верила обещаниям. Дело в том, что в этом классе взаимоотношения между учениками были вполне доброжелательными, и многих девочка считала своими друзьями. Следует помнить, что отсутствие выборов отнюдь не перечеркивает приятельских отношений между людьми, но объяснить это человеку в возрасте, когда отношения окружающих очень значимы, после неграмотных действий психолога, весьма трудно. Сложившаяся ситуация привела к уходу девочки из школы.

Приведенный выше пример является ярким  доказательством необходимости  ответственного поведения социометриста. Требование конфиденциальности является этическим принципом работы психолога. Вмешательство во внутригрупповые отношения может привести к непредсказуемым последствиям. Исключение составляет только социометрия, проводимая в групповой психотерапии с терапевтическими целями или в тренинге личностного роста.

Иногда в литературе встречается  смешение понятий «анонимность» и «конфиденциальность». Если перед психологом стоит задача изучения внутригрупповых связей, он не может прибегнуть к анонимному сбору данных, так как в дальнейшем будет невозможно строить социограмму отношений, выявлять микрогруппы, зоны напряженности и так далее. Лишь в редких случаях приходится использовать анонимность источников информации для получения неформального рейтинга участников коллектива, если нас интересует только распределение лидерских позиций в группе, и мы используем одинарный критерий (см. ниже).

Социометрическая карточка. Для сбора информации при социометрическом опросе часто применяются социометрические карточки, которые даются для заполнения членам группы. Пространство социометрической карточки занято вопросами к респондентам (здесь же оставлено место для их ответов). Обращение в письменной форме помещается на самой карте, но оно может быть произнесено и в устной форме.

Существуют различные способы  оформления социометрической карточки; в зависимости от целей исследования выбирается тот или иной способ. Если группа небольшая по составу, карточка может быть оформлена так:

 

 

Фамилии

членов группы

Критерии выбора

I

Дежурство

II

Праздник

III

Совместный проект

Медведев

+

 

+

Лисицына

 

+

 

Волков

 –

 –

 

Зайцев

 

+

 

Ежов

   

+

Кабанов

+

   

Хомякова

 

 –

 

Респондентов просят отметить крестиком фамилии тех индивидов, которых они выбирают и прочерком тех, кого отклоняют по соответствующему критерию. Большой размер группы предполагает, что каждый выбирающий будет фиксировать в социокарточке индивидов, удерживаемых в его активном сознании. 

Можно применять также и такой  вид социометрической карточки:

Ф.И.О._____________________________________________________________

  1. С кем из своих коллег вы предпочли бы выполнять служебное задание? Укажите не более двух фамилий.

1) _______________   2) __________________

  1. С кем из своих коллег вы не хотели бы выполнять служебное задание? Укажите не более двух фамилий.

1) _______________   2) __________________

  1. Кого из своих коллег Вы пригласили бы  на день рождения в первую очередь? Укажите не более двух фамилий.

1) _______________   2) __________________

  1. Кого из своих коллег Вы пригласили бы  на день рождения в последнюю очередь? Укажите не более двух фамилий.

1) _______________   2) __________________


Частым вариантом проведения социометрии  является включение выбранных заранее  критериев (вопросов) в процедуру более обширного анкетирования, например, в анкету, направленную на изучение удовлетворенности трудом или учебой. В этом случае не следует помещать социометрические вопросы в начало анкеты, так как они могут вызвать повышенную настороженность отвечающих, в таком варианте отдельные социометрические карточки не используются.

 

4. Виды  социометрического критерия

 

По степени значимости вопросов критерии могут быть «слабыми» и «сильными». Например, для учеников сильный критерий – сидеть за партой и слабый – пойти в кино. «Сильные» критерии, как правило, заставляют респондентов с большей ответственностью подойти к вопросу выбора. Слабый критерий затрагивает менее значимые отношения человека. В этом смысле критерий «С кем бы ты поделился своими проблемами?» будет более сильный, чем критерий «Кого ты хотел бы пригласить на день рождения?».

По форме предъявления критерии могут быть «положительными» и «отрицательными».  Например, положительный критерий – «С кем бы ты хотел играть в совместную игру (можно указать конкретно какую)?». Отрицательный критерий – «С кем бы ты не стал играть в совместную игру?». В последнем случае может быть предпочтительней использовать этот критерий в другой форме – «С кем бы ты хотел играть в последнюю очередь?». В таком виде критерий выглядит как положительный, однако, является отрицательным по содержанию. Положительные и отрицательные критерии иногда называются в литературе прямыми и обратными.

Центральной классификацией критериев  является их разделение на деловые (производственные, деятельностные) и эмоциональные. Деятельностные критерии позволяют изучать взаимоотношения  на уровне деловых неформальных отношений в группе. Например: «С кем из класса ты остался бы дежурить после урока?», «С кем Вы предпочли бы работать над совместным проектом?». Эмоциональные критерии являются показателями эмоциональных отношений в коллективе, они в меньшей степени опосредованы той деятельностью, которой занимается группа. Например: «Кого из одноклассников ты пригласил бы на день рождения?», «С кем из коллег тебе приятнее всего было бы отдыхать на даче?». Несмотря на такое деление, некоторые критерии бывает трудно отнести к тому или иному виду. По нашему наблюдению, большинство используемых критериев содержат элементы как эмоциональной, так и деловой мотивации. Например, сложно определить какого типа, эмоциональный или деловой, является следующий критерий: «С кем из одноклассников ты хотел бы сидеть за одной партой?». Характер и мотивация выборов по эмоциональному или деловому признаку зависит от возрастного состава группы, развитости ее структуры, совместности деятельности и так далее При определении критерия следует учесть тот факт, что чем младше группа, тем менее выражена деятельностная сторона отношений в коллективе. В группе маленьких детей детского сада вряд ли вообще стоит говорить о деловых критериях, сфера отношений в этом возрасте диктуется в основном эмоционально-значимым содержанием.

Остановимся еще на одной классификации. Все названные выше примеры критериев  являются по форме «двойными» критериями. Так называются критерии, которые предполагают возможность взаимного выбора партнеров в случае их совместной жизнедеятельности (выбор соседа по комнате, спутника в командировку, противника или союзника в игре и т. п.; например «С кем Вы хотели бы жить в одной комнате?»). Только такие вопросы позволяют при дальнейшей обработке социометрических данных строить социограммы и производить математический подсчет индекса сплоченности.

При использовании одинарных критериев возникает неравенство выбирающего и выбранного. Примером может служить социометрический выбор руководителя: «Кто из членов коллектива, по Вашему мнению, должен быть бригадиром?», «Назовите человека, который мог бы успешно исполнять обязанности старосты в нашей группе?». Такого рода критерии ничего не дают социометристу для изучения групповой структуры. По большому счету они не являются действительно социометрическими критериями.

Выбор того или иного способа конструирования критерия определяется как задачами исследования, так и характеристиками изучаемой группы (уровень общего образования, возраст участников, характер деятельности и т. д.). Количество использованных критериев может быть различно, принято использовать не менее двух критериев: один деятельностный, один эмоциональный. Большинство авторов советуют формулировать критерии в позитивном и отрицательном виде, следовательно, общее количество вопросов становится четыре. Отрицательные критерии позволяют получить исследователю очень ценную информацию о группе, и было бы неразумно спешить отказываться от них. Зоны напряженных отношений в коллективе могут быть выявлены только с помощью отрицательных формулировок. Однако, практика показывает невозможность использования таких вопросов в группах и трудовых коллективах, которые очень закрыты для исследования и стремятся всячески скрыть негативные чувства друг к другу. Причины этого могут быть самые различные: и недоверие к исследователю, и отрицание этих негативных чувств, и негативный прошлый опыт, полученный при участии в подобных исследованиях. Определяя количество использованных критериев очень важно учесть возраст членов группы. Чем меньше этот возраст, тем меньшее количество критериев должно быть использовано. Количество критериев определяется также возможностями психолога или социолога в обработке полученной информации. Часто бывает, что психологи, используя большое количество критериев, в конечном счете, сами запутываются в полученных данных и не могут сопоставить результаты, которые могут быть на первый взгляд даже противоречивы.

Информация о работе Социометрические методы в психологии