Социометрические методы в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:41, методичка

Описание работы

Социометрия является одной из наиболее часто используемых психодиагностических процедур в социально-психологическом анализе групповых отношений. Со времени своего создания этот метод пользуется неизменным успехом у специалистов, и получил свое развитие в различных модификациях, совершенствовании процедур обсчета данных и интерпретации полученных результатов. Социометрические методы предоставляют широкие возможности изучения структуры межличностных отношений в группе, их использование в сочетании с другими методами психодиагностики позволяет получать важную информацию о динамике развития отношений в группе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……4
Социометрия как метод и теория Я.Л. Морено…………………………....5
Историко-методологические основания социометрии……………………9
Процедура проведения социометрического исследования………………13
Виды социометрического критерия………………………………………..17
Способы обработки социометрических данных…………………………..22
Аутосоциометрические методы…………………………………………….31
Применение социометрических методов
в группах различного возраста……………………………………………..34
Рекомендуемая литература……………………………………………….……..42
Приложения……………………………………………………………..………..43

Работа содержит 1 файл

Марковска И.М. - Социометрические методы в психологии.doc

— 736.00 Кб (Скачать)

Индекс социометрического статуса i – члена группы определяется по формуле:

        S (Ri+)

Si + = ___________  ,

       N – 1

где Ri+  – полученные i-членом положительные выборы, S  – знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-члена, N  – число членов группы.

Индекс отвержения i – члена группы определяется по формуле:

        S (Ri )

Si = ____________   ,

     N - 1

где Ri   – все полученные i-членом отрицательные выборы.

 

Существует также и такой  вариант подсчета индекса социометрического  статуса, в котором учитываются  и положительные и отрицательные выборы.

    S (Ri + + Ri )

Si = _____________________

N - 1

Если в процедуре социометрии  не учитывается ранжирование выборов, их точный подсчет, то величина социометрического статуса колеблется от нуля (отсутствие выборов) до единицы (все члены группы оказывают предпочтение).

 

Второй вид персональных индексов – эмоциональная экспансивность, которая выражается в количестве всех совершаемых выборов, как положительных, так и отрицательных, неким субъектом в группе. С психологической точки зрения показатель экспансивности характеризует потребность личности в общении, однако, этот индекс теряет свое диагностическое значение в случае параметрической процедуры социометрического исследования. Социометрическое ограничение уравнивает субъектов в проявлении их эмоциональной экспансивности. Если лимит выборов отсутствует, то индекс экспансивности можно трактовать как величину активности субъекта в сфере внутригрупповых отношений. Положительная эмоциональная экспансивность характеризует позитивное отношение к группе, силу притяжения индивида к группе. Отрицательная эмоциональная экспансивность может выявлять силу отталкивания индивида от группы. Расчет этого индекса производится по сумме всех сделанных выборов i-членом группы. Возможен одновременный учет и положительных, и отрицательных выборов, или отдельный подсчет позитивной и негативной экспансивности.

Индекс позитивной эмоциональной  экспансивности высчитывается по формуле:

          S (хi+)

Еi+ = __________  ,

           N – 1

 

где хi+ – число сделанных положительных выборов.


 

Индекс отрицательной эмоциональной  экспансивности высчитывается по формуле:

         S (хi)

Еi =_________       ,

          N – 1

где хi – число сделанных отрицательных выборов.


Групповые индексы. На основании данных социоматрицы можно подсчитать групповые индексы, характеризующие степень развития социально-психологической структуры группы.

Индекс групповой сплоченности выражает степень взаимосвязанности членов группы, тесноту их эмоциональных связей. Психологический смысл этого индекса заключается в наличии или отсутствии взаимности в момент совершения выборов в группе. Чем больше взаимных выборов в группе, чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность. Конечно, проявления сплоченности в группе шире, как и само понятие сплоченности, под которым понимают один из элементов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. Социометрическая сплоченность является на самом деле лишь одним из показателей групповой сплоченности.

Обычно выделяют две основы тяготения  к группе: мотивационную и эмоциональную. Мотивационная основа тяготения субъекта к группе включает в себя совокупность его потребностей и ценностей, учитывает насколько характеристики группы соответствуют и отвечают  этим потребностям. Эмоциональная составляющая проявляется в межличностных симпатиях, в характере взаимодействия индивидов. Именно такой компонент измеряет индекс групповой сплоченности в социометрии. Возможно, поэтому некоторые авторы избегают употреблять термин «индекс сплоченности», заменяя его «коэффициентом взаимности». В отечественной психологии существует трактовка сплоченности как ценностно-ориентационного единства группы, в русле этой концепции используются другие методы измерения сплоченности коллектива.

Индекс групповой сплоченности (психологической взаимности) рассчитывается по следующей формуле:

          S (А+)

Сгр= –––––––––    ,

      1/2 S (А)

где Сгр – групповая сплоченность, S (А+) – сумма всех взаимных положительных выборов в группе, S (А) – количество всех сделанных выборов в группе. Если все выборы в группе взаимные, то индекс достигнет своего максимального значения, то есть единицы. Если в группе не будет сделано ни одного взаимного выбора, то величина групповой сплоченности будет равна нулю.

В примере на рис. 1 мы можем найти 5 взаимных выборов, общее количество выборов  – 18, следовательно, индекс сплоченности 

Сгр = 5/9 = 0, 56.

Это означает, что более половины выборов, сделанных в группе, носят  характер взаимности.

При необходимости можно также подсчитать индекс групповой экспансивности, на его величину влияет количество всех сделанных в группе выборов.  Однако, он мало информативен, если мы используем социометрическое ограничение, то есть прибегаем к параметрической процедуре опроса.

В литературе можно найти описание и других индексов, конструировать их можно практически в любом  количестве согласно задачам конкретного исследования. Социометрические индексы представляют собой сильное средство анализа собранной информации, так как позволяют использовать для ее обработки количественные методы математической статистики, однако, надо с большой тщательностью относиться к интерпретации этих индексов, при расчете которых создается иллюзия получения точного объективного знания. Необходимо внимательно относиться к обобщению полученных результатов и дополнять их данными других исследований межличностных отношений и способов общения в группе.

6. Аутосоциометрические методы

 

Аутосоциометрические методы –  такие способы изучения взаимоотношений, в которых в качестве объекта изучения выступают представления индивидов об отношениях членов группы друг с другом. Аутосоциометрия часто используется для осознания тех взаимосвязей, которые объединяют людей в группе. Каждый человек в группе на короткое время как бы становится социометристом. В данном методе задача исследователя – собрать все мнения о групповой структуре. Задача эта может решаться различными способами, выбор которых зависит от состава группы, степени ее сплоченности, вовлеченности каждого во внутригрупповую деятельность и т.п.

Наиболее приближенный к социометрии  способ – ретроспективная аутосоциометрия, он заключается в заполнении аутосоциоматрицы, то есть каждый член группы прогнозирует выборы других членов коллектива по какому-либо критерию, тем самым он прогнозирует и те предпочтения, которые будут отданы ему. Этот способ довольно труден для участников группы и чаще проводится с учебными целями или для развития собственной рефлексии (в данном случае под рефлексией мы понимаем способность предугадывать поведение других людей). Участники группы могут получить обратную связь от исследователя, насколько точно они предугадали предпочтения и отклонения  в группе. Проведение такого варианта аутосоциометрии в нескольких студенческих группах на факультете психологии показало, что большая часть студентов переоценивают свой внутригрупповой статус, то есть приписывают себе больше выборов, чем они получили на самом деле по этому критерию. Количество таких студентов составило около 55 %, 23 %  назвали точное число отданных им выборов и 22 % приписали себе меньшее выборов.  Выяснилось, что «звезды» часто недооценивают число отданных им предпочтений, особенно по эмоциональному критерию. Возможно, это люди не проявляют лидирующего поведения в группе, хотя и пользуются симпатией коллектива. Это лишний раз указывает на то, что нельзя смешивать такие понятия как «звезда» и «лидер».

Следующий способ проведения аутосоциометрии  – прямое ранжирование всех индивидов по их положению в группе. Оно производится обычно с использованием каких-то категорий. Например, каждого ученика можно попросить распределить всех своих одноклассников, в том числе и себя, на четыре группы:

  1. сверстники симпатичные очень многим;
  2. симпатичные многим;
  3. только некоторым;
  4. не пользуются симпатиями в классе.

Для проведения исследования можно  использовать круги, прономерованные  соответствующим образом (или цветные), фотографии, таблички с фамилиями. Этот способ также может быть дополнен прорисовкой стрелок, обозначающих взаимные симпатии и антипатии. Для дошкольников часто используют изображения или макеты домов (дворцов, избушек...)

Данные получаемые таким образом  подлежат обработке. Обычно каждой категории  приписывается определенные значения: например, наиболее симпатичной группе – 4 балла, а тем, кто не пользуется симпатиями – 1 балл. Таким образом, можно вычислить предполагаемый (приписываемый) статус каждого человека. Для этого подсчитывается число членов коллектива, которые поместили данного индивида  в соответствующую категорию. Обозначим буквами a, в, с, d количество людей, поместивших i – члена в разные статусные категории, тогда его статус можно посчитать по такой формуле:

                4 a  +  3 b  +  2 c  +  1 d

С i =  ___________________________________ ;

n – 1

n – количество всех людей в группе.

 

Например, сотрудника Николая трое людей в группе отнесли к очень  симпатичным, пять человек поместили его в категорию «симпатичный группе», один человек – «симпатичен только некоторым» и никто не посчитал, что он не пользуется симпатиями в коллективе. Следовательно его предполагаемый статус равен 

 

4 * 3 +  3 * 5 +  2 * 1  +  1 * 0         29

С н =  _________________________________________ = _______ = 3,6

9 – 1                                 8

Максимально возможное число статуса  равняется 4, это произойдет в случае, когда все участники отнесут своего коллегу к категории «очень симпатичный».  Если какой-то участник группы приписывает большинству статус 1 и 2 групп, то говорят о его центростремительной установке, а если 3 и 4  – центробежной.

 

Видение своего положения в системе  межличностных отношений может  быть выражено и  косвенным путем, например, в так называемом упражнении «Планеты», один из вариантов которого описан в книге А. Добровича10. Это упражнение заимствовано из социодрамы, и оно может быть включено в тренинг личностного роста или использовано в русле учебных занятий по психологии. Обычно оно проводится следующим образом. Кого-то из группы (лучше по желанию) просят выйти на середину комнаты и закрыть глаза. Участники группы становятся вокруг этого человека (протагониста) на такое расстояние, которое соответствует их ощущениям психологической дистанции между ними и протагонистом. Те, кто чувствуют большую близость, встанут соответственно ближе, чем те, для кого этот человек кажется более далеким. Поскольку, протагонист стоит с закрытыми глазами, он не знает, кто куда встал. Далее ведущий просит всех запомнить свое место  и встать вокруг протагониста на равное расстояние. После того как протагонист откроет глаза, ведущий предлагает ему предположить, где кто стоял и самому расставить всех на их предполагаемые места. Наконец, когда все расставлены, участников группы вновь просят встать в то положение, которое они выбрали первоначально. Таким образом, у протагониста появляется возможность проверить правильность своих предположений.

То, что мы сейчас называем аутосоциометрией, можно найти у Дж. Морено под  названием социометрический перцептивный тест11. Он используется в психодиагностических целях и для определения показаний к психодраматической терапии. Помимо того, что испытуемый в соответствии с заданным критерием отмечает свои выборы, он отмечает касающиеся его самого выборы и отвержения со стороны членов его социальной группы, характеризуя тем самым чувства, которые, как ему кажется, эти люди к нему испытывают. Сопоставление перцептивных социограмм с соответствующими реальными социограммами показало, что у психически здоровых людей результаты социометрического перцептивного теста и реального социометрического теста в значительной степени совпадают.

В исследованиях Я.Л. Коломинского проводилось сравнение измеренного  с помощью социометрии положения  школьников и студентов в группе и их представления о своем положении. Оказалось, что «отвергнутые», не принятые одногруппниками люди, как правило не осознают своего реального положения. Хотя они знают, что нелюбимы, но все-таки не могут представить, насколько велико отрицательное отношение к ним, и приукрашивают реальное положение вещей. Подобное явление можно объяснить как действием защитных механизмов – негативная информация, которая разрушает сложившуюся положительную Я-концепцию, игнорируется или вытесняется, так и явлением когнитивного диссонанса.

 

7. Применение  социометрических методов

в группах различного возраста

При проведении социометрии с людьми разного возраста следует учитывать их особенности реагирования на ситуацию опроса, а также  структурные характеристики группы. Так, в исследованиях, проведенных под руководством Т.А. Репиной12, было установлено, что с возрастом в группах детского сада увеличивается количество связей устанавливаемых между детьми, следовательно, увеличивается количество диад и триад в групповой структуре (таблица 6), при этом 91 % избирательных контактов устанавливается со сверстниками своего пола, 9 %  – с детьми противоположного пола.

Таблица 6

Изменение численного состава устойчивых объединений 

в дошкольном возрасте (в среднем  на группу)

Численный состав

Возраст детей

3-4

4-5

5-6

6-7

Диады

6

8-9

9-10

10-11

Триады

0-1

1-2

1-2

1-2

4-6 чел.

  -

  -

0-1

1-2

Информация о работе Социометрические методы в психологии