Методы психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 16:33, контрольная работа

Описание работы

Методы психологического изучения должны быть объективными, давать достоверный, надежный материал, свободный от искажения, субъективного толкования и скороспелых выводов. Методы эти позволяют не только описывать психические явления, но и научно объяснять их.
Основные методы психологии- наблюдения и эксперимент. Применяются и вспомогательные методы: метод беседы, анкетный метод, анализ процесса и продуктов деятельности, метод интервью, метод опроса и также тестовый метод

Содержание

Методы наблюдения……………………………………2
Методы беседы…………………………………………..4
Анкетный метод исследования………………………..5
Тесты……………………………………………………....6
Метод анализа продуктов деятельности………7
Методы эксперимента…………………………………..7
Заключение………………………………………………10
Список используемой литературы……………………11

Работа содержит 1 файл

контрольная по психологии 1(2).doc

— 451.00 Кб (Скачать)

Департамент образования г. Москвы

Государственное образовательное  учреждение

Педагогический  колледж №13 им. С.Я. Маршака. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Домашняя  контрольная работа

по дисциплине

Психология

Тема : Методы психологии  

                          Студентки экстерната группы ЭУ-11

Ипатовой  Марины Владимировны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Преподаватель:                                                     Маркина О.А

Оценка:

Дата сдачи: 
 
 

Москва 2010

Содержание 

          Методы наблюдения……………………………………2

          Методы беседы…………………………………………..4

          Анкетный метод исследования………………………..5

          Тесты……………………………………………………....6

          Метод анализа продуктов деятельности………7

         Методы эксперимента…………………………………..7

         Заключение………………………………………………10

  Список используемой литературы……………………11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тема: Методы Психологии. 

Введение 

Для изучения психологических  процессов и психологических  особенностей личности применяют определенные методы(приемы, способы) исследования. Многие из этих методов пригодны не только для собственно- научного исследования, но и для организации углубленного изучения детей в практических учебно-воспитательных целях. Индивидуальный подход в обучении и воспитании предполагает хорошее знание и понимание индивидуальных- психологических особенностей учащихся, своеобразие их личности, что является предпосылкой для нахождения наиболее эффективных методов, приемов и форм воспитательного воздействия на школьников.

Методы психологического изучения должны быть объективными, давать достоверный, надежный материал, свободный от искажения, субъективного толкования и скороспелых выводов. Методы эти позволяют не только описывать психические явления, но и научно объяснять их.

Основные методы психологии- наблюдения и эксперимент. Применяются и вспомогательные методы: метод беседы, анкетный метод, анализ процесса и продуктов деятельности, метод интервью, метод опроса и также тестовый метод. 
 

  Метод наблюдения 

      Метод наблюдения предполагает  познание индивидуальных особенностей психики  человека через изучения его поведения.  Иначе говоря, по объективным, внешне выраженным показателям (действиям, поступкам, речи, внешнему облику) психолог судит об индивидуальных особенностях протекания психологических процессов( восприятия, памяти, мышления, воображения), о психологическом состоянии школьника, о чертах его личности, темперамента, характера. Характерная особенность метода наблюдения та, что изучение внешних проявлений психики человека происходит в естественных жизненных условиях. Таким образом, и изучение школьников производится не в отрыве от учебно-воспитательной работы, а в процессе ее. 

-Любое наблюдение имеет четко поставленную цель.

Наблюдение должно проводиться целенаправленно, т.е. наблюдатель  должен понимать, что он будет наблюдать  и для чего наблюдать.  Целенаправленность требует, чтобы наблюдение проводилось по определенному плану или программе. Такая программа наблюдения обеспечивает успешное изучение тех процессов, явлений, фактов, которые заранее были намечены как объекты наблюдения. Отсутствие плана, программы наблюдения не позволяет всесторонне изучить наблюдаемое психическое явление, раскрыть динамику того или иного психического процесса, и наблюдение превращается в поверхностную констатацию фактов. Еще до начала наблюдения исследователь должен предположить, что он может увидеть, иначе многие факты могут быть пропущены из-за незнания об их существовании. Подчеркнем, что нет несущественных фактов, каждый из них несет определенную информацию о психологической жизни ребенка. Наблюдение позволяет увидеть естественные проявления ребенка. Не зная о том, что выступает объектом изучения, ребенок ведет себя свободно, раскованно.

Это позволяет  получить объективные результаты. В  процессе наблюдения у исследователя  складывается целостное представление о личности ребенка.

Объективность наблюдения достигается при соблюдении трех условий.

Первое условие: ребенок не знает, что он является объектом изучения.

Второе условие: наблюдение проводится не от случая к случаю, а систематически. Чем длительнее наблюдение, тем больше фактов может накопить наблюдатель, тем легче ему будет отделить типичное от случайного, тем глубже и надежнее будут его выводы. Приведем пример. Педагог, наблюдая за поведением ребенка во время обеда, заметил, что ребенок отказывается от еды, повторяя: «Не хочу, не хочу». Следует ли сделать вывод о том, что ребенок капризен? Конечно, нет. Ведь причинами описанного поведения могут быть, например:                                                                                                                                                 - капризность как устойчивая характеристика личности малыша;                                                           - переутомление или болезнь ребенка                                                                                                                 - переживание обиды, если ребенку не дали желаемую игрушку;                                                                 - недовольство ребенка стилем общения педагога с ним (частые резкие окрики, несправедливые замечания и пр.) и т. д.                                                                      Приведенный пример подтверждает, что один и тот же психологический факт может иметь разное значение в зависимости от вызвавших его причин. Повторность наблюдения позволяет вскрыть истинные причины. Длительное наблюдение применяется, например, при изучении возрастных особенностей детей, в частности особенностей развития их речи и мышления, эмоциональных проявлений, интересов, черт характера и способностей. Результаты такого длительного наблюдения фиксируют в дневнике, где анализируют процесс психического развития ребенка (часто за несколько лет) или оформляют в виде психологических характеристик. Третье условие, обеспечивающее объективность наблюдения, состоит в правильной позиции исследователя. Суждения о личности человека, школьника должны опираться на объективно выраженные показатели, точные, проверенные факты, которые следует сопоставлять друг с другом. Недопустимы предвзятость и пристрастность при истолковании, объяснении и оценке этих показателей, поспешность в определении психических особенностей ребенка, школьника на основании поверхностного анализа незначительного числа фактов, первых впечатлений, безотчетной симпатии или антипатии. Важно, чтобы человек не знал, что за ним специально и внимательно наблюдают (так как в этом случае поведение его может стать неестественным).                                                                                                                          Чтобы наблюдение дало полноценные результаты, необходимо принять во внимание многообразие проявлений психики человека, наблюдать эти проявления в различных условиях. Решить, например, выдержанный ли тот или иной ученик, можно с уверенностью лишь в том случае, если наблюдать его поведение не только в школе, но и дома, на улице, в общественных местах. Психолог тщательно учитывает ситуацию, обстановку, в которой школьник совершает определенные поступки, а также его состояние. Оказавшись в необычной ситуации, ученик может проявить совершенно несвойственные ему черты. Надо учитывать и такие моменты, как состояние здоровья, самочувствие, степень утомления ребенка,— это также может влиять на его психические проявления. Наблюдая поведение детей, совершенно необходимо правильно разбираться в мотивах (побудительных причинах) их действий и поступков. Надо иметь в виду, что внешне сходные действия могут совершаться по различным мотивам и, следовательно, могут быть проявлением различных черт личности. Необходимо учитывать, что собрать быстро большой фактический материал с помощью наблюдения нельзя, так как одновременно можно наблюдать только за одним ребенком. При наблюдении взрослый не может вмешаться в детскую деятельность, вызвать необходимое психическое явление, он занимает выжидательную позицию. Различают несколько видов наблюдения: полное и частичное, включенное и не включенное. Полное предполагает исследование всех психических проявлений, частичное - одного из них, например речи или игры, логике. Наблюдение зависит от позиции наблюдателя, который может быть включен в группу детей и взаимодействует с ними, одновременно наблюдая, или находится вне детской деятельности. Включенное наблюдение предполагает, что наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует. При исследовании индивида, например ребенка, наблюдатель находится в постоянном, естественном общении с ним.               Есть два варианта включенного наблюдения:                                                               1)наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем    2)наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется (например, дети, играющие в комнате, одна стена которой - зеркало Гезелла; группа заключенных в общей камере и т.д.).                                                                                                                                            Таким образом, преимуществом метода наблюдения является то, что изучение психических проявлений человека протекает в естественных условиях, без нарушения естественности протекания психических явлений, процессов у человека. Однако метод наблюдения имеет и отрицательные стороны. Во-первых, находясь в позиции наблюдателя, исследователь вынужден ждать, когда снова он сможет наблюдать интересующее его явление, что не всегда целесообразно и нарушает систематичность наблюдения. И во-вторых, метод наблюдения не позволяет с необходимой точностью установить причину конкретного психического явления, поскольку в процессе наблюдения нельзя учесть все взаимоотношения наблюдаемого психического явления с другими, нельзя учесть самые разнообразные факторы, воздействующие на развитие, формирование того или иного психического процесса, свойства личности. 
 

Метод беседы.

             В исследовательской и психодиагностической практике беседа используется как основной метод и как дополнительный. Методом беседы мы уточняем ту или иную информацию, и анализируем словесные показатели испытуемых(школьников). При правильном  их проведении они позволяют выявить индивидуально - психологические особенности личности: склонности, интересы, вкусы, отношения школьника к жизненным фактам и явлениям, другим людям , себе.  Эти методы заключается в анализе фактов психической деятельности человека, которые собираются в процессе непосредственного общения экспериментатора с испытуемым. Как основной метод исследования или психодиагностики беседа может быть стандартизированной, т.е состоять из заранее сформулированных вопросов, которые задаются в строго определенном порядке, и свободной. Во втором случае экспериментатор имеет только общий план и сам формулирует вопросы, определяет их порядок в зависимости от того, как складывается разговор. Для получения надежных данных в беседе используются разные типы вопросов. Помимо прямых вопросов (пример» Ты любишь читать?) используются косвенные( «Что ты обычно делаешь в свободное время?).В процессе беседы вопросы изменяются и дополняются в зависимости от ответов испытуемых. Содержание и форма вопросов определяются, во-первых, задачами исследования и, во-вторых, возрастом испытуемых. Чтобы беседа дала положительные результаты, необходимо соблюдать ряд условий. Одно из них - предварительно четко намечаются цель беседы и основные вопросы. Заранее продумываются и намечаются также дополнительные вариативные вопросы с целью всестороннего и глубокого изучения исследуемой стороны психической деятельности. Второе условие - вопросы должны быть четкими и понятными испытуемым. Следующее условие - результаты беседы подробно и точно записываются. За все время проведения беседы исследователь наблюдает за характером речевых высказываний (степенью уверенности ответов, заинтересованностью или равнодушием, характером выражений), а также за поведением, выражением лица, мимикой испытуемых.Метод беседы широко используется при изучении учителем личности школьника и внешних воздействий на формирование характера, поведения учащегося. Во время беседы учитель узнает о фактах из прошлой жизни школьника, о домашних условиях жизни ребенка, о его товарищах, интересах, склонностях, идеалах. Все это помогает учителю более глубоко понять общий психологический склад личности учащегося и на этой основе наметить эффективные пути дальнейшего развития психических сторон его личности, определить пути дальнейшего формирования интересов, мировоззрения, убеждений школьника. Необходимым условием успеха беседы является непринужденная, дружеская ,естественная обстановка, которая позволяет испытуемому давать искренние, правдивые ответы на поставленные перед ним вопросы. Недостатком метода беседы является то, что умозаключения о психологических закономерностях исследователь делает на основе ответов самих испытуемых, что не всегда дает объективную картину изучаемого.. 
 
 

Анкетный  метод исследования 

          По форме анкеты похожи на личностные опросники, однако, в отличии от последних, не имеют жестких, стандартных критериев и соответственно стандартных схем интерпретации. Анкеты предназначены, как правило, для получения общей информации, касающейся истории жизни человека, его интересов, предпочтений, мнений по тому или иному вопросу. Анкетирование представляет собой перечень вопросов, которые дают изучаемым лицам для письменного ответа. Достоинство этого метода в том, что он позволяет сравнительно легко и быстро получить массовый материал. Недостаток же этого метода в сравнении с беседой — отсутствие личного контакта с испытуемым, что не дает возможности варьировать характер вопросов в зависимости от ответов, а также не всегда позволяет сопоставить ответы с деятельностью и поведением изучаемых людей. Здесь также важно правильно подобрать вопросы. Они должны быть четкими, ясными, понятными, не должны внушать тот или иной ответ. Для обеспечения достоверности показателей ответы на один вопрос необходимо контролировать «ответами на скрыто-аналогичные вопросы (при расхождении такие ответы не принимают во внимание, так как они не могут быть признаны достоверными). Анкетный метод обычно не применяют по отношению к младшим школьникам, так как они не в состоянии точно сформулировать письменный ответ. С помощью анкетного метода делают опрос родителей ребенка, для того, чтобы узнать большую информацию о ребенке: его интересы, условия жизни, предпочтения. Большую популярность в педагогической психологии приобрел специфический вариант анкетного метода — так называемая социометрическая методика. Ее используют при изучении взаимоотношений между детьми, положения, которое занимает ребенок в той или иной группе (школьном классе) . При изучении группы каждый отвечает на ряд вопросов, касающихся выбора партнеров для совместной учебной работы, отдыха, занятий. По результатам можно определить наиболее и наименее популярного человека в группе. Методика эта несложна.

Например, каждый ребенок индивидуально письменно  отвечает на следующие вопросы: «Назови  по порядку трех человек в своем классе, с которыми ты хотел бы, и трех человек, с которыми ты не хотел бы:

1) сидеть за  одной партой;

2) жить в лагере  в одной палатке;

3) выполнять  вместе общественные поручения; 

4) кого ты  пригласил и не пригласил бы  на своей день рождения;

5) к кому ты обратился бы за помощью в учебной работе (если бы такая нужда возникла) и к кому никогда не обратился бы;                                                                               Социометрическая методика подходит для детей более старшего возраста(4 класс). Для первоклассников этот метод не подходит. Мы делаем вывод, что анкетный метод дает богатый материал для исследования. Однако этот материал не всегда объективен, недостаточно глубок по своему содержанию (испытуемые могут дать неправильные ответы или заведомо написать неправду). Поэтому обычно метод анкет используется одновременно с другими методами психологии.

Информация о работе Методы психологии