Методы психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 23:26, контрольная работа

Описание работы

Психология – это наука, предметом изучения которой являются закономерности и механизмы психической жизни человека и животных. Таким образом, психология изучает душевные переживания индивидуума, ищет их причины, анализирует настоящее состояние, прогнозирует дальнейшее развитие. Кроме того, термином «психология» обозначается также совокупность психических процессов, сопровождающих какой-либо вид человеческой деятельности. Теоретически собственной психологией обладает практически любой отрезок бытия: различают психологию творчества, детскую психологию, психологию цвета, психологию труда и т.д.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
I. Характеристика высокоформализованных методов: тесты, опросники, психофизиологические методики…………………………………………….3
II. Характеристика низкоформализованных методов: наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности…………………………………..……………………..6
III. Характеристика эксперимента как ведущего метода исследования в науке ………………………………………….………………………………………..9
Заключение…………………………………………………………………………...19
Список литературы………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА психология!!!!!!!111.docx

— 64.94 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ  А.С. ПУШКИНА»

Кафедра психологии и педагогики. 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №3

по  курсу «Основы психологии и педагогики» 
 
 
 
 
 

Тема:

«Методы психологии» 
 
 
 
 
 
 
 
 

              Выполнил:  студент 3 курса юридического 

                                    факультета заочной формы обучения,        

                         специальность: экономист - менеджер,  

                         специализация государственное  

                         управление и экономика,  

                         Вдовиченко Светлана Георгиевна. 

                 Проверил:   Ботух Лариса Михайловна. 
             
             
             
             
             

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………….3

  1. Характеристика высокоформализованных методов: тесты, опросники, психофизиологические методики…………………………………………….3
  2. Характеристика низкоформализованных методов: наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности…………………………………..……………………..6
  3. Характеристика эксперимента как ведущего метода исследования в науке ………………………………………….………………………………………..9

Заключение…………………………………………………………………………...19

Список  литературы………………………………………………………………….20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Что такое психология?

     Психология – это наука, предметом изучения которой являются закономерности и механизмы психической жизни человека и животных. Таким образом, психология изучает душевные переживания индивидуума, ищет их причины, анализирует настоящее состояние, прогнозирует дальнейшее развитие. Кроме того, термином «психология» обозначается также совокупность психических процессов, сопровождающих какой-либо вид человеческой деятельности. Теоретически собственной психологией обладает практически любой отрезок бытия: различают психологию творчества, детскую психологию, психологию цвета, психологию труда и т.д.

     В научной терминологии психология –  это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных. Но оставим в стороне это понятие, так как для многих людей психология – это его внутреннее состояние, то, как человек чувствует себя в данный момент.  Также сюда входит характер, темперамент, эмоции. Бывает, что в этом внутреннем состоянии души происходит сбой, особенно это актуально для нашего времени, когда вокруг так много разной информации, впечатлений, и неизбежны стрессы.

     На  любое внешнее событие человек  реагирует по-разному, но, так или  иначе, это выводит из себя наше привычное  состояние духа. Люди переживают это  как наличие проблем в жизни. И выход из сложной ситуации каждый ищет и находит разными путями. Кто-то читает книги по популярной психологии типа «Помоги себе сам», кто-то идет и рассказывает обо всех своих  неудачах друзьям или близким.

     Но  сейчас становится все больше тех  людей, которые предпочитают справляться  с трудностями в жизни не в  одиночку, а с помощью специалиста  по психологии. Таким образом, в психологии необходимо разбираться, чтобы продуктивно строить взаимоотношения, чтобы быть собой и не потерять свое «я» в бешеном потоке жизни. Но психология может быть еще и профессией, когда действительно хороший специалист сможет подать вам руку или такую веточку, за которую вы точно сможете зацепиться, чтобы не утонуть в болоте жизненных проблем и неурядиц. Психология – дело тонкое, и часто трудно разобраться в ней в одиночку.

     В моей данной контрольной «Методы  психологии» имеют целью не только фиксировать факты, но и объяснять, раскрывать их сущность. И это вполне закономерно. Ведь форма предметов и явлений не совпадает с их содержанием. Но данное требование не всегда может быть выполнено с помощью одного метода и поэтому при изучении психических явлений обычно используются различные методы, взаимодополняющие друг друга. Например, проявление растерянности сотрудника при выполнении определенной задачи, повторно отмеченное наблюдением, приходится уточнять беседой, а иногда и проверять естественным экспериментом, использовать целевые тесты.

     Основным  и наиболее распространенным методом  психологии является метод наблюдения.

     Наблюдение - это такой способ, при котором  явления изучаются непосредственно  в тех условиях, в которых они  протекают в действительной жизни.

     На  основе наблюдения делаются выводы о  тех или иных психических процессах. Различают два вида наблюдения - сплошное и выборочное. Сплошным называют наблюдение, когда фиксируются все  особенности и проявления психической  деятельности человека в течение  какого-то определенного периода. В  отличие от этого при выборочном наблюдении обращается внимание только на те факты в поведении человека, которые имеют прямое или косвенное  отношение к изучаемому вопросу. Общие методы психологии: Анкета. Ассоциативный. Беседа. Биографические методы. Валидность тестаДетектор лжиДиагноз психологический. Интервью диагностическое. Интроспекция. Каузометрия. Кластерный анализ. Контент-анализ. Корреляционный анализЛабораторный экспериментМетодика двойной стимуляцииМетод полярных профилей. Метод проб и ошибок. Метод свободных ассоциаций. Метод семантического дифференциала. Метод семантического радикала. Наблюдение. Надежность теста. Объективность тестовых результатов. Опросники личностные. Пилотажное исследование. Полевое исследование. Проективный методПрофессиональная консультацияПрофессиональный отбор. ПсихобиографияТестТесты критериально-ориентированные. Тесты результативности. Тесты скорости. Факторный анализ. Эксперимент. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I.Характеристика высокоформализованных методов: тесты, опросники, психофизиологические методики.

     Высокоформализованные психодиагностические методики - тесты, анкеты и опросники, проективные техники и психофизиологические методики. Их отличает целый ряд характеристик, таких как регламентация процедуры обследования (единообразие инструкций, времени проведения и др.), обработки и интерпретации результатов, стандартизация (наличие строго определенных критериев оценки: норм, нормативов и др.), надежность и валидность. При этом каждую из перечисленных четырех групп методик характеризуют определенное содержание, степень объективности, надежности и валидности, формы предъявления, способы обработки и т.д.

     К числу требований, которые необходимо соблюдать при проведении испытания, относятся унификация инструкций, способов их предъявления (вплоть до скорости и  манеры чтения инструкций), бланков, предметов  или аппаратуры, используемых при  обследовании, условий проведения испытания, способов регистрации и оценки результатов. Диагностическая процедура строится таким образом, чтобы ни один испытуемый не имел преимуществ перед другими (нельзя давать индивидуальных пояснений, изменять время, отведенное на обследование, и т.д.). 

  1. Форма и содержание психологического тестирования.

     Тесты (в переводе с английского – «испытание», «проверка», «проба») – это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных индивидуально-психологических различий между людьми. Их отличительная особенность заключается в том, что они состоят из заданий, на которые от испытуемого нужно получить правильный ответ. В опросниках, в проективных и психофизиологических методах правильных ответов не существует.

     По  форме тесты могут быть индивидуальные и групповые; устные и письменные; бланковые, предметные, аппаратурные и компьютерные; вербальные и невербальные (практические).

     Индивидуальные  тесты предусматривают, что взаимодействие экспериментатора и испытуемого происходит один на один. Индивидуальное тестирование имеет свои преимущества: возможность наблюдать за испытуемым (за его мимикой, непроизвольными реакциями), слышать и фиксировать непредусмотренные инструкцией высказывания, что позволяет оценивать отношение к обследованию, отмечать функциональное состояние испытуемого и другое.

     Групповые тесты позволяют одновременно проводить испытания с очень большой группой людей (до нескольких сот человек). Поскольку инструкции и процедура проведения детально разработаны, экспериментатор должен неукоснительно их выполнять. При групповом тестировании особенно строго соблюдается единообразие условий проведения эксперимента. Обработка результатов объективизирована и не требует высокой квалификации.

     Устные  и письменные тесты различаются по форме ответа. Устными чаще всего бывают индивидуальные тесты, письменными – групповые. Устные ответы в одних случаях могут формулироваться испытуемым самостоятельно (открытые ответы), в других – он должен из нескольких предложенных ответов выбрать и назвать тот, который считает правильным (закрытые ответы). В письменных тестах ответы даются испытуемым или в тестовой тетради, или на специально разработанном бланке ответов. Письменные ответы также могут носить открытый или закрытый характер.

     Бланковые тесты (другое широкое известное название – тесты «Карандаш и бумага») представлены в виде отдельных бланков или тетрадей, брошюр, в которых содержатся инструкция по применению, примеры решения, сами задания и графы для ответов. Предусмотрены формы, при которых ответы заносятся не в тестовые тетради, а на отдельные бланки. Это позволяет использовать одни и те же тестовые тетради многократно. Бланковые тесты могут применяться как при индивидуальном, так и при групповом тестировании.

     В предметных тестах материал тестовых заданий представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур, конструкций и узлов технических устройств и тому подобное. Наиболее известные из них – кубики Кооса, тест сложения фигур из набора Векслера, тест Выготского-Сахарова. Предметные тесты чаще всего проводятся индивидуально.

     Аппаратурные тесты требуют применения специальных технических средств или специального оборудования для проведения исследования или регистрации полученных данных. Широко известны приборы для исследования показателей времени реакции (реактометры, рефлексометры), устройства для изучения особенностей восприятия, памяти, мышления. В последние годы аппаратурные тесты широко используются компьютерные устройства. В большинстве случаев аппаратурные тесты проводятся индивидуально.

     Компьютерные  тесты проводятся в форме диалога испытуемого и ЭВМ. Тестовые задания предъявляются на экране дисплея, а советы испытуемый вводит в память ЭВМ с клавиатуры; таким образом, протокол сразу создается как набор данных (файл) на магнитном носителе. Стандартные статистические пакеты позволяют очень быстро проводить математико-статистическую обработку полученных результатов по разным направлениям. При желании можно получить информацию в виде графиков, таблиц, диаграмм, профилей.

Информация о работе Методы психологии