Метод беседы в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 21:07, доклад

Описание работы

Беседа – диалог субъектов с целью получения информации о респонденте. Беседы могут быть индивидуальные и групповые. Главной особенностью беседы как метода является отсутствие «жесткой» схемы проведения и сравнительно большая, чем в других методах степень влияние исследователя-интервьюера (психолога).
Беседа и другие методы. Беседа занимает важное место среди методов в психологии, хотя и считается субъективным / «неточным» методом. Среди основных методов, используемых психологией, беседа сравнительно более неформализованный и не стандартизированный метод. Противоположным беседе методом считают эксперимент, который подразумевает проведение в «искусственных» /специально созданных условиях, однако оба этих метода обеспечивают контакт между двумя людьми.
Сравнивая метод беседы с экспериментом, можно отметить, что эксперимент — тоже диалог двух сознаний, двух личностей, такая же встреча, часто не прямая, опосредованная самыми разнообразными «орудиями» и «предметами» (аппаратурой, методикой, табличкой на двери, белым халатом, инструкци¬ей» молчанием».)
Представление о методе как о недостаточно надежном / неточном складывается с одной стороны – благодаря использованию «гибкой» / не стандартизированной структуры, а с другой стороны большой роли субъективного влияния человека, проводящего беседу (психолога). Метод беседы, как ни один другой метод, предъявляет высокие требования к экспериментатору-психологу, его мастерству, профессиональной зрелости.

Работа содержит 1 файл

Метод беседы.doc

— 66.50 Кб (Скачать)
 

    1. Метод беседы в психологии. 

    Беседа – диалог субъектов с целью получения информации о респонденте. Беседы могут быть индивидуальные и групповые. Главной особенностью беседы как метода является отсутствие «жесткой» схемы проведения и сравнительно большая, чем в других методах степень влияние исследователя-интервьюера (психолога). 

    Беседа  и другие методы. Беседа занимает важное место среди методов в психологии, хотя и считается субъективным / «неточным» методом. Среди основных методов, используемых психологией, беседа сравнительно более неформализованный и не стандартизированный метод. Противоположным беседе методом считают эксперимент, который подразумевает проведение в «искусственных» /специально созданных условиях, однако оба этих метода обеспечивают контакт между двумя людьми.

    Сравнивая метод беседы с экспериментом, можно  отметить, что эксперимент — тоже диалог двух сознаний, двух личностей, такая же встреча, часто не прямая, опосредованная самыми разнообразными «орудиями» и «предметами» (аппаратурой, методикой, табличкой на двери, белым халатом, инструкцией» молчанием».)

    Представление о методе как о недостаточно надежном / неточном складывается с одной  стороны – благодаря использованию  «гибкой» / не стандартизированной  структуры, а с другой стороны  большой роли субъективного влияния человека, проводящего беседу (психолога). Метод беседы, как ни один другой метод, предъявляет высокие требования к экспериментатору-психологу, его мастерству, профессиональной зрелости.  

    В то же время, метод беседы обладает такими преимуществами как:

    + Широкие  возможности получения разнообразной  информации от респондента, возможность  регулировать / контролировать беседу  по ходу, что особенно актуально  при установлении контакта с  незнакомым респондентом или  при проведении бесед на малознакомую тему.

    + Данный  метод не требует привлечения  сложной дополнительной аппаратуры  и оборудования.

     

    Из  истории беседы. Если обратиться к историческому прошлому диалога, то можно заметить, что культивируемые формы беседы были связаны с различными позициями, которые предписывалось занимать участникам, и целями, которые подобная беседа могла преследовать. Так, переход от диалектики софистов к диалогу Сократа по существу состоит в смене главных целей беседы, что в корне меняет как содержание обсуждаемых вопросов (то есть преобразуется предмет беседы), так и ее направленность, основные результаты. В основе обоих вариантов диалога лежит известный метод Зенона, названный приведением к абсурду или нелепости, суть которого заключается в поиске обнаружения противоречий в высказывании противника. Однако если софисты, «переложившие» указанный прием в вопросно-ответную форму живой беседы, создали вариант эристики — искусства ведения спора, риторических приемов и техники, то Сократ сделал подобный диалог (использующий приемы Зенона и форму беседы софистов) средством познания истины или искусством майевтики (май-евтика — повивальное искусство — метафорически обозначает помощь, содействие в рождении истины, средство, помогающее ее оформлению, прояснению для собеседников). Главной целью софистического диалога является беседа в споре как таковая, отсюда вытекали и позиции задающего вопросы и отвечающего. Так, в соответствии с методом Зенона главной задачей спрашивающего было заставить отвечающего противоречить самому себе, а задачей отвечающего — любой ценой избежать этой ловушки, независимо от того, будут ли его ответы выражать то, что он считает истинным, или нет. В конечном итоге подобная беседа демонстрировала возможность опровержения и, наоборот, принятия практически любого утверждения- Единственный осмысленный результат софистического диалога — победа в споре одного и поражение другого участника беседы.

    Наоборот, главной целью в беседе Сократа  служил поиск и нахождение истины, истинной сущности вещей. Поэтому предполагалось, что собеседники в своих рассуждениях должны исходить только из того, что им представляется истинным.

    Задача  отвечающего состояла в том, чтобы  отталкиваясь от интуитивного представления  о каком-либо качестве, добродетели, дать его словесное определение как понятия* Задача спрашивающего (Сократа) заключалась в том, чтобы «навестив собеседника на путь раскрытия тех понятий, которыми владеет определяющий, но настолько смутно, что не в состоянии дать им точное и всеохватывающее определение. Наведение осуществлялось с помощью все того же метода приведения к нелепости. 

    Выделяют  различные типы бесед. Основными критериями отнесения беседы к определенному типу являются особенности предварительно подготовленного плана (программа и стратегия) и характер стандартизации беседы, т. е. ее тактика. Под программой и стратегией, как правило, подразумевают составленный психологом в соответствии с целями и задачами беседы набор смысловых тем и последовательность движения между ними. Чем выше степень стандартизации беседы, тем более строг, определен и неизменяем набор и форма вопросов психолога в ней, т, е. тем более жесткой и ограниченной является его тактика. 

    Основные  типы бесед:

  • стандартизированная беседа — стойкие программа, стратегия и тактика;
  • частично стандартизированная — стойкие программа и стратегия, тактика значительно более свободная;
  • свободная — программа и стратегия заранее не определяются или же только в основных чертах, тактика совершенно свободная.

    Беседы  свободного и частично стандартизированного типов  требуют особенно высоких требований к профессиональной зрелости и уровню психолога, его опыту и умению творчески пользоваться беседой. 

    Стандартизированные беседы имеют больше возможностей для  сравнения/ сопоставимости данных, полученных от разных респондентов, однако при этом представляются не вполне естественной процедурой, имеющей более или менее выраженный оттенок экзаменационного опроса, и поэтому сковывающей непосредственность и вызывающей к действию защитные механизмы. 
     

    Важные условия проведения беседы:

     

  • Наличие четкой цели проведения беседы - процесс коммуникации должен быть направлен на решение исследовательских задач.

      

  • Место, обстановка проведения беседы должны способствовать созданию располагающей, комфортной атмосферы, не вызывать раздражения. В такой обстановке должен не должен испытывать напряжения, что позволит ему в большей степени «раскрыться», что обычно способствует более результативной беседе.
 
  •   Роль и мастерство  интервьюера: роль интервьюера требует, чтобы он направлял и контролировал процесс коммуникации для решения исследовательских задач. Однако, в то же время интервьюеру необходимо избежать роли «эксперта» для того, чтобы не «блокировать» реакции респондента; он должен не поддаваться соблазну решать свои личные проблемы и удовлетворять собственные потребности, особенно потребности во власти, в чувстве превосходства, благодарности со стороны интервьюируемого и т. п. Важную роль в поведении интервьюера уделяется визуальному контакту, интонациям, а также невербальной коммуникации.
 
  •   Соблюдение структуры  беседы:
    • Вводная часть беседы играет очень важную роль в композиции. Именно здесь необходимо заинтересовать собеседника, привлечь его к сотрудничеству, т, е. «настроить» его на совместную работу. Испытуемому сообщается также о примерной продолжительности беседы, ее анонимности, и, если это представляется возможным, то о ее целях и дальнейшем использовании результатов.
    • Основная часть беседы – содержание этапа подобного исследования полностью определяется конкретными целями и задачами данной беседы.
    • Завершающая фаза — это окончание беседы. Как правило, здесь в той или иной форме делаются попытки ослабить напряжение, возникающее в ходе беседы, и выражается признательность за сотрудничество. Если беседа предполагает свое последующее продолжение, то ее завершение должно сохранить готовность собеседника к дальнейшей совместной работе.
 
  •   Соблюдение конфиденциальности.
 
  •   Способы постановки вопросов. Основные группы вопросов:

      А. Закрытые вопросы — это вопросы, на которые ожидается ответ «да» или «нет».

      Б. Открытые вопросы — это вопросы» на которые нельзя ответить «да» или  «нет».

      В, Выясняющие вопросы — являются обращением к говорящему за уточнением. 

    Также, выделяют другие классификации вопросов, которые в большей степени опираются не на форму самих вопросов, а на их содержание. 

    Соблюдение  этих условий способствует более  эффективному проведению беседы и получению  большего количества информации об интервьюируемом.  
     

    Сферы  и особенности  применения метода беседы.

    Беседа является одним из самых продуктивных методов в психологии личности, дающих возможность вглядеться во внутренний мир человека. С помощью бесед получают информацию о нравственных, мировоззренческих, политических и других взглядах испытуемых, их отношении к интересующим исследователя / психолога проблемам.

    Метод беседы также применяется в современных  социологических, социально-политических, маркетинговых исследованиях для  выявления отношения к определенному  явлению, персоналии и др.

    Для получения сопоставимых / сравнимых данных метод беседы комбинируется с методами опроса / стандартизированного интервью. Метод беседы также может применяться для прояснения причин определенных явлений, о которых свидетельствуют данные опроса / стандартизированного интервью.

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Информация о работе Метод беседы в психологии