Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 21:07, доклад
Беседа – диалог субъектов с целью получения информации о респонденте. Беседы могут быть индивидуальные и групповые. Главной особенностью беседы как метода является отсутствие «жесткой» схемы проведения и сравнительно большая, чем в других методах степень влияние исследователя-интервьюера (психолога).
Беседа и другие методы. Беседа занимает важное место среди методов в психологии, хотя и считается субъективным / «неточным» методом. Среди основных методов, используемых психологией, беседа сравнительно более неформализованный и не стандартизированный метод. Противоположным беседе методом считают эксперимент, который подразумевает проведение в «искусственных» /специально созданных условиях, однако оба этих метода обеспечивают контакт между двумя людьми.
Сравнивая метод беседы с экспериментом, можно отметить, что эксперимент — тоже диалог двух сознаний, двух личностей, такая же встреча, часто не прямая, опосредованная самыми разнообразными «орудиями» и «предметами» (аппаратурой, методикой, табличкой на двери, белым халатом, инструкци¬ей» молчанием».)
Представление о методе как о недостаточно надежном / неточном складывается с одной стороны – благодаря использованию «гибкой» / не стандартизированной структуры, а с другой стороны большой роли субъективного влияния человека, проводящего беседу (психолога). Метод беседы, как ни один другой метод, предъявляет высокие требования к экспериментатору-психологу, его мастерству, профессиональной зрелости.
1.
Метод беседы в
психологии.
Беседа
– диалог субъектов с целью получения
информации о респонденте. Беседы могут
быть индивидуальные и групповые. Главной
особенностью беседы как метода является
отсутствие «жесткой» схемы проведения
и сравнительно большая, чем в других методах
степень влияние исследователя-интервьюера
(психолога).
Беседа и другие методы. Беседа занимает важное место среди методов в психологии, хотя и считается субъективным / «неточным» методом. Среди основных методов, используемых психологией, беседа сравнительно более неформализованный и не стандартизированный метод. Противоположным беседе методом считают эксперимент, который подразумевает проведение в «искусственных» /специально созданных условиях, однако оба этих метода обеспечивают контакт между двумя людьми.
Сравнивая метод беседы с экспериментом, можно отметить, что эксперимент — тоже диалог двух сознаний, двух личностей, такая же встреча, часто не прямая, опосредованная самыми разнообразными «орудиями» и «предметами» (аппаратурой, методикой, табличкой на двери, белым халатом, инструкцией» молчанием».)
Представление
о методе как о недостаточно надежном
/ неточном складывается с одной
стороны – благодаря
В то же время, метод беседы обладает такими преимуществами как:
+ Широкие
возможности получения
+ Данный
метод не требует привлечения
сложной дополнительной
Из истории беседы. Если обратиться к историческому прошлому диалога, то можно заметить, что культивируемые формы беседы были связаны с различными позициями, которые предписывалось занимать участникам, и целями, которые подобная беседа могла преследовать. Так, переход от диалектики софистов к диалогу Сократа по существу состоит в смене главных целей беседы, что в корне меняет как содержание обсуждаемых вопросов (то есть преобразуется предмет беседы), так и ее направленность, основные результаты. В основе обоих вариантов диалога лежит известный метод Зенона, названный приведением к абсурду или нелепости, суть которого заключается в поиске обнаружения противоречий в высказывании противника. Однако если софисты, «переложившие» указанный прием в вопросно-ответную форму живой беседы, создали вариант эристики — искусства ведения спора, риторических приемов и техники, то Сократ сделал подобный диалог (использующий приемы Зенона и форму беседы софистов) средством познания истины или искусством майевтики (май-евтика — повивальное искусство — метафорически обозначает помощь, содействие в рождении истины, средство, помогающее ее оформлению, прояснению для собеседников). Главной целью софистического диалога является беседа в споре как таковая, отсюда вытекали и позиции задающего вопросы и отвечающего. Так, в соответствии с методом Зенона главной задачей спрашивающего было заставить отвечающего противоречить самому себе, а задачей отвечающего — любой ценой избежать этой ловушки, независимо от того, будут ли его ответы выражать то, что он считает истинным, или нет. В конечном итоге подобная беседа демонстрировала возможность опровержения и, наоборот, принятия практически любого утверждения- Единственный осмысленный результат софистического диалога — победа в споре одного и поражение другого участника беседы.
Наоборот, главной целью в беседе Сократа служил поиск и нахождение истины, истинной сущности вещей. Поэтому предполагалось, что собеседники в своих рассуждениях должны исходить только из того, что им представляется истинным.
Задача
отвечающего состояла в том, чтобы
отталкиваясь от интуитивного представления
о каком-либо качестве, добродетели,
дать его словесное определение как понятия*
Задача спрашивающего (Сократа) заключалась
в том, чтобы «навестив собеседника на
путь раскрытия тех понятий, которыми
владеет определяющий, но настолько смутно,
что не в состоянии дать им точное и всеохватывающее
определение. Наведение осуществлялось
с помощью все того же метода приведения
к нелепости.
Выделяют
различные типы бесед. Основными критериями
отнесения беседы к определенному типу
являются особенности предварительно
подготовленного плана (программа и стратегия)
и характер стандартизации беседы, т. е.
ее тактика. Под программой и стратегией,
как правило, подразумевают составленный
психологом в соответствии с целями и
задачами беседы набор смысловых тем и
последовательность движения между ними.
Чем выше степень стандартизации беседы,
тем более строг, определен и неизменяем
набор и форма вопросов психолога в ней,
т, е. тем более жесткой и ограниченной
является его тактика.
Основные типы бесед:
Беседы
свободного и частично стандартизированного
типов требуют особенно высоких требований
к профессиональной зрелости и уровню
психолога, его опыту и умению творчески
пользоваться беседой.
Стандартизированные
беседы имеют больше возможностей для
сравнения/ сопоставимости данных, полученных
от разных респондентов, однако при этом
представляются не вполне естественной
процедурой, имеющей более или менее выраженный
оттенок экзаменационного опроса, и поэтому
сковывающей непосредственность и вызывающей
к действию защитные механизмы.
Важные условия проведения беседы:
А. Закрытые вопросы — это вопросы, на которые ожидается ответ «да» или «нет».
Б. Открытые вопросы — это вопросы» на которые нельзя ответить «да» или «нет».
В,
Выясняющие вопросы — являются обращением
к говорящему за уточнением.
Также,
выделяют другие классификации вопросов,
которые в большей степени опираются
не на форму самих вопросов, а на их содержание.
Соблюдение
этих условий способствует более
эффективному проведению беседы и получению
большего количества информации об интервьюируемом.
Сферы и особенности применения метода беседы.
Беседа является одним из самых продуктивных методов в психологии личности, дающих возможность вглядеться во внутренний мир человека. С помощью бесед получают информацию о нравственных, мировоззренческих, политических и других взглядах испытуемых, их отношении к интересующим исследователя / психолога проблемам.
Метод
беседы также применяется в
Для получения сопоставимых / сравнимых данных метод беседы комбинируется с методами опроса / стандартизированного интервью. Метод беседы также может применяться для прояснения причин определенных явлений, о которых свидетельствуют данные опроса / стандартизированного интервью.