Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на 26 вопросов по дисциплине "Психология".
В определение гендерных особенностей включают набор социальных ролей, «предписанных» обществом представителям того и другого пола.
Гендер изучается на трех уровнях:
1.индивидуальном (исследуется тендерная идентичность, т.е. субъективное отнесение человеком себя к группе мужчины — женщины);
2. структурном (исследуется положение мужчин и женщин в структуре общественных институтов: начальники — подчиненные);
3.символическом (исследуются образы «настоящего мужчины» и «настоящей женщины»).
Гендерные исследования сегодня проводятся
А)Гендерной социологией. Предмет - закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей, полового разделения труда, культурные символы и социально-психологические стереотипы «мужественности» и «женственности» и их влияние на различные аспекты социального поведения, общественной жизни.
Б)Гендерной психологией, Предмет - широкий круг психологических проблем: пол (гендер) и мозг человека, гендерные различия в когнитивной сфере, гендер и эмоции В)Соц.психологией – изучает социально-психологические аспекты гендера
3 группы проблем:
1.гендерная идентификация,
2.гендерные стереотипы,
3.гендерные роли.
1.Первый
блок исследований выявляет
Феминизм и как отдельное направление в современных гуманитарных науках на Западе, и как определенное общественное движение, отстаивающее равноправие женщин, а порою и их превосходство над мужчинами, оказал большое влияние на любые гендерные исследования в различных'областях знания, в том числе в психологии. Существует много разновидностей феминизма; Анализ феминизма — специальная задача.
Феминистские идеи оказали влияние на изучение психологических особенностей мужчин и женщин. В большом количестве исследований выявляются такие черты, как общительность, эмпатия, агрессивность, сексуальная инициатива и др. Описаны свойственные мужчинам и женщинам формы проявления агрессии, сексуального поведения и в более широком плане — поведения в выборе партнера (Э. Уолстер «теория справедливости». критерии выбора партнера мужчиной и женщиной различны, причем они еще и исторически изменяются).
2.
Обсуждение различий
Распространенность стереотипов была выявлена в одном из американских исследований, где был получен наиболее полный список черт, свойственных мужчинам (сильный, стойкий, логичный, рациональный, активный и пр.) и женщинам (слабая, эмоциональная, уступчивая, пассивная, робкая и пр.) Стереотипы меняются связи с изменением типа занятости современных женщин. Гендер.стереотипы часто выступают препятствием в достижении подлинного равноправия мужчин и женщин в обществе.
3.Специфика гендерных ролей – больше исследована соц.психологией. Одна из проблем — семейные роли. Так, исследуются особенности социализации мальчиков и девочек, причем их специфика в различных культурах. Роли взрослых мужчин и женщин в семье, их психологический рисунок также привлекают внимание исследователей.
2. Возрастные группы. Анализ их психологических характеристик дается при изучении социализации. В традиционных подходах к ней в большей степени описывались процессы ранней социализации и в этой связи характеризовались особенности детского или подросткового возраста. В настоящее время из-за увел-я продолжит-ти жизни - акцент сместился на анализ психологии различных возрастных групп( группы среднего возраста, группы пожилых людей).
Направления исследований различны:
1.традиционные
«возрастные» проблемы (соотношение
физического и
2. проблемы с «социальным» звучанием.
-проблема поколений (границы, взаимоотношения),
-возникновение специфических субкультур (например, молодежных),
-способы адаптации к социальным изменениям,
-разработка различных жизненных стратегий и др.
В социологии введены понятия «возрастной статус» и соответствующие ему «возрастные роли», «возрастные нормы» и др.
Активно изучаются группы пожилых людей и молодежи (проблемы молодежной субкультуры). Но все это исследуется в рамках социализации.
18.Толпа как стихийная группа. Виды и свойства толпы. Приемы воздействия на толпу.
Виды стихийных групп:
1. Толпа — бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.
-образуется
на улице по поводу самых
различных событий(ДТП, поимки
правонарушителя, недовольства
-длительность ее существования определяется значимостью инцидента( толпа зевак может разойтись, как только элемент зрелищности ликвидирован).
-может
все более и более
- в толпе могут возникать элементы организации, если находится человек, который сумеет ее возглавить.
-очень
нестабильна: толпа легко
-стихия остается основным фоном поведения толпы, приводя часто к его агрессивным формам.
Основные механизмы формирования
1.циркулярная реакция (нарастающее взаимонаправленное эмоциональное заражение),
2.слухи.
Состав: ядро толпы(зачинщики) и участники.
2.Масса
-более стабильное образование с довольно нечеткими границами.
-более
организованная, определенные слои
населения достаточно
-высока роль организаторов: они обычно известны заранее как лидеры тех организованных групп, представители которых приняли участие в данном массовом действии.
-в действиях массы более четки и продуманы как конечные цели, так и тактика поведения.
-масса достаточно разнородна, поэтому ее существование может быть неустойчивым.
3.Публика
- элемент стихийности выражен еще слабее.
-это тоже кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем ( на трибуне стадиона, в большом зрительном зале, на площади перед динамиком ) В более замкнутых помещениях, например в лекционных залах, публику часто именуют аудиторией.
-всегда собирается ради общей и определенной цели, поэтому она более управляема,
-в большей степени соблюдает нормы, принятые в избранном типе организации зрелищ.
-но
в ней действуют законы массы.
Достаточно и здесь какого-
Способы воздействия:
1.Заражение. Феномен заражения был известен на самых ранних этапах человеческой истории (массовые вспышки различных душевных состояний, возникающих во время ритуальных танцев, спортивного азарта, ситуаций паники и пр.)
Это бессознательная невольная подверженность индивида определенньм психическим состояниям. Проявляется через принятие:
-инф-ии
-образцов пов-я
-эмоц.сост-я,психич.
В
массе возникает механизм многократного
взаимного усиления эмоциональных
воздействий общающихся людей. Индивид
не испытывает организованного
Особая ситуация -паника - определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации.
Мера заражения зависит от общего уровня развития личностей, составляющих аудиторию, от уровня развития их самосознания. В этом смысле справедливо утверждение, что в современных обществах заражение играет значительно меньшую роль, чем на начальных этапах человеческой истории. Справедливо отмечено, что чем выше уровень развития общества, тем слабее действие механизма заражения.
Традиционно в соц.психологии заражение иссл-ют не только в условиях антисоциального и неорганизованного поведения (различные стихийные бедствия и пр.), но и в массовых сознательных, социальных действиях(например заражение личным примером в различных массовых производственных ситуациях, при проведении спасательных работ в ситуации различных катастроф ).
2.Внушение - целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. Осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии.
Явление "социальной суггестии": человек, осуществляющий внушение, называется суггестор; человек, которому внушают, т.е. выступающий объектом внушения, называется суггеренд. Явление сопротивления внушающему воздействие называется контрсуггестией. Разработаны меры «контрконтрсуггестии».
Вопрос о соотношении внушения и заражения.
1.внушение – вид заражения наряду с подражанием.
2.внушение отл-ся от заражения:
1)
при заражении осуществляется
сопереживание большой массой
людей общего психического
2) внушение, как правило, носит
вербальный характер при
Факторы,повышающие эффект внушения:
1.Детский возраст.
2.
люди утомленные, ослабленные физически,
чем обладающие хорошим
3.авторитет суггестора, создающий особый, дополнительный фактор воздействия — доверие к источнику информации.
4.характеристики личности суггеренда.
3.Подражание.Специфика: здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.
В истории социальной
Различается несколько видов подражания: логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай, подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому.