Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 26 вопросов по дисциплине "Психология".

Работа содержит 1 файл

все краткие ответы.docx

— 170.59 Кб (Скачать)

     В определение гендерных особенностей включают набор социальных ролей, «предписанных» обществом представителям того и другого пола.

     Гендер  изучается на трех уровнях:

     1.индивидуальном (исследуется тендерная идентичность, т.е. субъективное отнесение человеком себя к группе мужчины — женщины);

     2. структурном (исследуется положение мужчин и женщин в структуре общественных институтов: начальники — подчиненные);

     3.символическом (исследуются образы «настоящего мужчины» и «настоящей женщины»).

     Гендерные исследования сегодня проводятся

     А)Гендерной социологией. Предмет - закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей, полового разделения труда, культурные символы и социально-психологические стереотипы «мужественности» и «женственности» и их влияние на различные аспекты социального поведения, общественной жизни.

     Б)Гендерной психологией, Предмет -  широкий круг психологических проблем: пол (гендер) и мозг человека, гендерные различия в когнитивной сфере, гендер и эмоции В)Соц.психологией – изучает социально-психологические аспекты гендера

     3 группы проблем: 

     1.гендерная  идентификация,

     2.гендерные  стереотипы,

     3.гендерные  роли.

     1.Первый  блок исследований выявляет распространение среди мужчин и женщин фемининности и маскулинности (женственность и мужественность). Истоки этого подхода — в популярной работе О. Вейнингера «Пол и характер» (женское» - низменное и недостойное, а успехи женщин в социальной сфере — лишь как результат наличия у них большей доли «мужского») .Против него выступили феминисты.

     Феминизм  и как отдельное направление  в современных гуманитарных науках на Западе, и как определенное общественное движение, отстаивающее равноправие женщин, а порою и их превосходство над мужчинами, оказал большое влияние на любые гендерные исследования в различных'областях знания, в том числе в психологии. Существует много разновидностей феминизма; Анализ феминизма — специальная задача.

     Феминистские  идеи оказали влияние на изучение психологических особенностей мужчин и женщин. В большом количестве исследований выявляются такие черты, как общительность, эмпатия, агрессивность, сексуальная инициатива и др. Описаны свойственные мужчинам и женщинам формы проявления агрессии, сексуального поведения и в более широком плане — поведения в выборе партнера (Э. Уолстер «теория справедливости». критерии выбора партнера мужчиной и женщиной различны, причем они еще и исторически изменяются).

     2. Обсуждение различий социальных  ролей мужчин и женщин связано с проблемой гендерных стереотипов, в качестве причин формирования и закрепления которых как раз и называются различия в распределении гендерных ролей. Гендерные стереотипы чаще фиксируют не реальные различия между мужчинами и женщинами, а воспринимаемые или приписываемые людьми в данной культуре.

     Распространенность  стереотипов была выявлена в одном из американских исследований, где был получен наиболее полный список черт, свойственных мужчинам (сильный, стойкий, логичный, рациональный, активный и пр.) и женщинам (слабая, эмоциональная, уступчивая, пассивная, робкая и пр.) Стереотипы меняются связи с изменением типа занятости современных женщин. Гендер.стереотипы часто выступают препятствием в достижении подлинного равноправия мужчин и женщин в обществе.

     3.Специфика  гендерных ролей – больше исследована соц.психологией. Одна из проблем — семейные роли. Так, исследуются особенности социализации мальчиков и девочек, причем их специфика в различных культурах. Роли взрослых мужчин и женщин в семье, их психологический рисунок также привлекают внимание исследователей.

     2. Возрастные группы. Анализ их психологических характеристик дается при изучении социализации. В традиционных подходах к ней в большей степени описывались процессы ранней социализации и в этой связи характеризовались особенности детского или подросткового возраста. В настоящее время из-за увел-я продолжит-ти жизни - акцент сместился на анализ психологии различных возрастных групп( группы среднего возраста, группы пожилых людей).

     Направления исследований различны:

     1.традиционные  «возрастные» проблемы (соотношение  физического и психологического  возраста человека и соответствующие  особенности личности),

     2. проблемы с «социальным» звучанием.

     -проблема  поколений (границы, взаимоотношения),

     -возникновение  специфических субкультур (например, молодежных),

     -способы  адаптации к социальным изменениям,

     -разработка различных жизненных стратегий и др.

     В социологии введены понятия «возрастной  статус» и соответствующие ему  «возрастные роли», «возрастные  нормы» и др.

     Активно изучаются группы пожилых людей  и молодежи (проблемы молодежной субкультуры). Но все это исследуется в рамках социализации.

 

     18.Толпа  как стихийная  группа. Виды и  свойства толпы.  Приемы воздействия  на толпу.

 

     Виды  стихийных групп:

     1. Толпа — бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.

     -образуется  на улице по поводу самых  различных событий(ДТП, поимки  правонарушителя, недовольства действиями  представителя власти или просто  проходящего человека).

     -длительность ее существования определяется значимостью инцидента( толпа зевак может разойтись, как только элемент зрелищности ликвидирован).

     -может  все более и более возбуждаться  и переходить к действиям, например  к движению в сторону какого-либо  учреждения. Ее эмоциональный накал  может при этом возрастать, порождая  агрессивное поведение участников,

     - в толпе могут возникать элементы организации, если находится человек, который сумеет ее возглавить.

     -очень  нестабильна: толпа легко может  и смести возникшую организованность.  

     -стихия остается основным фоном поведения толпы, приводя часто к его агрессивным формам.

     Основные  механизмы формирования

      1.циркулярная реакция (нарастающее взаимонаправленное эмоциональное заражение),

     2.слухи.

     Состав: ядро толпы(зачинщики) и участники.

     2.Масса

     -более стабильное образование с довольно нечеткими границами.

     -более  организованная, определенные слои  населения достаточно сознательно  собираются ради какой-либо акции:  манифестации, демонстрации, митинга.

     ысока роль организаторов: они обычно известны заранее как лидеры тех организованных групп, представители которых приняли участие в данном массовом действии.

     -в  действиях массы более четки и продуманы как конечные цели, так и тактика поведения.

     -масса  достаточно разнородна, поэтому  ее существование может быть  неустойчивым.

     3.Публика

     - элемент стихийности выражен  еще слабее.

     -это  тоже кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем ( на трибуне стадиона, в большом зрительном зале, на площади перед динамиком ) В более замкнутых помещениях, например в лекционных залах, публику часто именуют аудиторией.

     -всегда собирается ради общей и определенной цели, поэтому она более управляема,

     -в большей степени соблюдает нормы, принятые в избранном типе организации зрелищ.

     -но  в ней действуют законы массы.  Достаточно и здесь какого-либо  инцидента, чтобы публика стала  неуправляемой. 

     Способы воздействия:

     1.Заражение. Феномен заражения был известен на самых ранних этапах человеческой истории (массовые вспышки различных душевных состояний, возникающих во время ритуальных танцев, спортивного азарта, ситуаций паники и пр.)

     Это бессознательная невольная подверженность индивида определенньм психическим состояниям. Проявляется через принятие:

     -инф-ии

     -образцов  пов-я

     -эмоц.сост-я,психич.настроя.

     В массе возникает механизм многократного  взаимного усиления эмоциональных  воздействий общающихся людей. Индивид  не испытывает организованного преднамеренного  давления, но просто бессознательно усваивает  образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему. Эффект имеет место прежде всего  в неорганизованной общности, выступающей  своеобразным ускорителем, который "разгоняет" определенное эмоциональное состояние.

     Особая  ситуация -паника  - определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации.

     Мера  заражения зависит  от общего уровня развития личностей, составляющих аудиторию, от уровня развития их самосознания. В  этом смысле справедливо утверждение, что в современных обществах заражение играет значительно меньшую роль, чем на начальных этапах человеческой истории. Справедливо отмечено, что чем выше уровень развития общества, тем слабее действие механизма заражения.

     Традиционно в соц.психологии заражение иссл-ют не только в условиях антисоциального  и неорганизованного поведения (различные  стихийные бедствия и пр.), но и  в массовых сознательных, социальных действиях(например заражение личным примером в различных массовых производственных ситуациях, при проведении спасательных работ в ситуации различных катастроф ).

     2.Внушение  - целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. Осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии.

     Явление "социальной суггестии": человек, осуществляющий внушение, называется суггестор; человек, которому внушают, т.е. выступающий объектом внушения, называется суггеренд. Явление сопротивления внушающему воздействие называется контрсуггестией. Разработаны меры «контрконтрсуггестии».

     Вопрос  о соотношении внушения и заражения.

     1.внушение  – вид заражения наряду с  подражанием.

     2.внушение  отл-ся от заражения:

     1) при заражении осуществляется  сопереживание большой массой  людей общего психического состояния,  внушение же не предлагает  такого "равенства" в сопереживании  идентичных эмоций: суггестор здесь  не подвержен тому же самому  состоянию, что и суггеренд.  Процесс внушения имеет одностороннюю  направленность .

      2) внушение, как правило, носит  вербальный характер при заражении  используются и иные средства (восклицания, ритмы и пр.)

     Факторы,повышающие эффект внушения:

     1.Детский  возраст.

     2. люди утомленные, ослабленные физически,  чем обладающие хорошим самочувствием. 

     3.авторитет  суггестора, создающий особый, дополнительный  фактор воздействия — доверие к источнику информации.

     4.характеристики  личности суггеренда.

     3.Подражание.Специфика: здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

       В истории социальной психологии  подражанию уделено большое место.  Концепция Тарда -  теория подражания (фундаментальным принципом развития и существования общества служит подражание). В результате подражания возникают групповые нормы и ценности. Оно выступает источником прогресса: периодически в обществе совершаются изобретения, которым подражают массы.

     Различается несколько видов подражания: логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай, подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"