Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на 26 вопросов по дисциплине "Психология".
2. Способности – это постоянный личностный компонент, который влияет на наше поведение.
Ситуативные переменные.
1. Трудность поставленной цели – константная переменная.
2. Случай (стечение обстоятельств) – временные переменные.
Два типа казуальности:
1. Личностная каузальность (причины поведения в личности: старания или способности).
2. Ситуативная каузальность (в ситуации: случай или трудность).
«Теория каузальной атрибуции» Г. Келли состоит из двух разделов:
1. Модель анализа вариаций (МАВ) (принцип ковариации)
2. Теория каузальных схем (ТКС) (принцип конфигурации)
1.МАВ используется, когда воспринимающий черпает информацию из многих источников и имеет возможность комбинировать поведение объекта и его причины, выбрав одну из них (неоднократные наблюдения => одна причина)Структура атрибутивного процесса: личность, стимул (объект), обстоятельства. Соответственно три вида причин: личностные, стимульные и обстоятельственные.
Чтобы правильно подобрать причину Келли вводит три критерия:
- Подобия: подобно ли поведение Петрова поведению других людей;
- Различия: Отлично ли поведение Петрова к данному объекту от поведения его к другим объектам (лекциям);
- Соответствия: Является ли поведение субъекта одинаковым в разных ситуациях.
Далее Келли предлагает свод правил по которым следует строить заключение:
2. ТКС. Если в реальной ситуации человек не располагает информацией о реакциях субъекта на аналогичные стимулы или о реакциях других людей на тот же самый стимул, то он должен обрисовать для себя всю конфигурацию возможных причин и выбрать одну (на практике люди осуществляют атрибуцию быстро, часто используя одно единственное наблюдение и включая прошлый опыт). В данном случае человек пользуется тремя принципами: а. Обесценивания; б. Усиления; в. Систематического искажения информации (ошибки атрибуции)
Данная схема отражает интерпретацию причин чужого поведения и НЕ касается вопроса о том, какую информацию предпочитает индивид при объяснении собственного поведения.
Социальные
психологи обнаружили обобщенную тенденцию,
которую назвали фундаментально
Итак, Фундаментальная ошибка атрибуции – тенденция наблюдателей недооценивать влияние ситуации на поведение человека, в то же время переоценивая влияние диспозиции.
1
закон.Один из существенных
2 закон. Важная закономерность, обнаруженная во многих экспериментах, состоит в преувеличении человеком собственной роли в той ситуации, в которую он оказался вовлечен - пускай даже в пассивной роли. Сам факт участия в каком-то событии заставляет нас почувствовать (часто безосновательно) свою способность влиять на его ход и результаты. «Иллюзия контроля».
9.Виды атрибуции. Атрибутивные ошибки.
Атрибуция (от латинского «наделяю, придаю, приписываю»). Это приписывание личных качеств и причин поведению, поступкам партнера по общению. Каузальная (от латинского кауза «причина») атрибуция – это потребность и способность человека понимать и прогнозировать причинно-следственные отношения, интерпретировать причины, мотивы поведения. Ее изучением занимались многие психологи мира ==> не существует единой теории атрибуции.
Виды атрибуции.
Хайдер выделил два типа казуальности:
1. Личностная каузальность (причины поведения в личности: старания или способности).
2. Ситуативная каузальность (в ситуации: случай или трудность).
Пример: учитель заинтересован в том, почему ребенок плохо учится, в чем причина его плохой успеваемости?
Келли выделил 3 типа атрибуции, в зависимости от того, выступает ли субъект восприятия сам участником какого-либо события или его наблюдателем:
1.Личностная – причина приписывается лично совершающему поступок
2.Стимульная
атрибуция – причина
3.Обстоятельственная
- причина совершающегося
Типичные ошибки атрибутивного процесса.
1. Фундаментальная ошибка атрибуции – зависимость атрибуции от позиции наблюдателя. При объяснении чужого поведения человек использует личностную каузальность, при объяснении своего поведения – ситуационную каузальную атрибуцию. В этом заключается ошибка.
Росс – западный психолог – ввел это понятие.
Причины шибки:
1)
Потребность в понимании и
прогнозировании чужого
2)
Распределение внимания. Причиной
поведения является объект
2. Эгоцентрическая атрибуция (проективная).
Исходим
из собственных мотивов и
Причина: стремление человека предпочитать общество людей, чьи убеждения, поведение похожи на его собственные (эти люди понятнее). Другому человеку приписывается по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния: «Все люди подобны мне» или «Другие противоположны мне».
Пример: добрый отзывчивый человек воспринимает других сквозь розовые очки ==> может ошибиться.
3. Защитная атрибуция.
Атрибуция в этом случае
При объяснении собственных достижений в случае успеха, высоких результатов, мы прибегаем к личностной атрибуции, при неудачах – к ситуативной. При объяснении чужих результатов – наоборот: причины неудач ищем в личности, а успехи приписываем везению.
4. Контрзащитная атрибуция – в условиях гласности собственные успехи приписываются случаю, а неудачи – своим способностям (их отсутствию); чужие результаты интерпретируются противоположным образом.
5. Эффект первичности.
Проявляется в том, что начальная информация является более значимой для формирования представления о другом человеке, чем последняя*. При восприятии незнакомых и малознакомых срабатывает этот эффект.
*
Стойкость и устойчивость
Пример: если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются.
6. «Эффект Ореола», («Галоэффект»).
Информация, полученная до знакомства, определяет первоначальное отношение к человеку.
Эффект ореола объясняется через формирование специфической установки на воспринимаемого (“отличник”, “прохвост”), и направленное приписывание ему на основе этой установки определенных качеств. Таком образом, информация, получаемая о каком-то человеке, категоризируется на тот образ, который уже был задан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль “Ореола”, мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия (Андреева).
!!!Эффект первичности и эффект ореола в более широком плане можно рассматривать как проявление особого процесса восприятия человека человеком – стереотипизации. Таком образом, одним из возможных оснований возникновения заблуждений и снижения точности восприятия человека человеком является стереотипизация (стереотипизацию можно рассматривать как частный вариант атрибуции и как самостоятельный механизм восприятия человека человеком).
10.Механизмы межличностного восприятия.
Представление
о другом человеке тесно связано
с уровнем собственного самосознания.
Эта связь двоякая: с одной
стороны, богатство представлений
о себе определяет богатство представлений
о другом человеке, с другой стороны, чем
более полно раскрывается другой человек,
тем более полным становится представление
о самом себе.
В ходе познания другого одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка и попытка понять его мысли, его поступки на основе этого построение собственного поведения. Однако в эти процессы включены два человека, все это приводит к тому, что анализ себя через другого подразумевает две стороны: идентификацию и рефлексию. Кроме того, в это процесс включается каузальная атрибуция. 1.Идентификация буквально означает отождествление себя с другим, уподобление себя ему. В реальных ситуациях люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о том, что думает партнер строится на основе попытки поставить себя на его место. (Как я понимаю его).Установлена тесная связь между идентификацией и эмпатией. Эмпатия – постижение эмоционального состояния, проникновение, переживание за другого человека. Понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания. Термин был введен в психологию Э. Титченером. Как особые формы эмпатии выделяются: 1)сопереживание – переживание тех эмоциональных состояний, что испытывает другой, через отождествление себя с ним; 2)сочувствие – переживание собственных эмоциональных состояний в связи с чувствами другого. Установлено, что эмпатическая способность обычно возрастает с ростом жизненного опыта. Впрочем, также необходимо решение еще одного вопроса: как партнер по общению понимает меня? Т.е. процесс понимания осложняется явлением рефлексии. 2.Рефлексия в социальной психологии означает осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению (как он понимает меня). Это не просто знание другого, но и знание того, как другой понимает меня, т.е. своеобразный процесс зеркального отражения друг друга. Традиция исследования рефлексии в социальной психологии достаточно стара. Еще в конце прошлого века Дж. Холмс, описывая ситуацию диадического общения неких Джона и генри, утверждал, что в действительности в этой ситуации даны как минимум шесть человек: Джон как он есть, Джон каким он себя видит, Джон каким его видит Генри, Генри как он есть, Генри каким он себя видит и Генри каким его видит Джон. Впоследствии Т. Ньюк и Ч. Кули добавили: Джона, каким ему представляется его образ и Генри, каким ему представляется его образ. (о себе, о другом, как его воспринимает другой) 3.Каузальная атрибуция. Каузальная атрибуция означает процесс приписывания другому человеку причин его поведения в том случае, когда информация об этих причинах отсутствует. Потребность понять причины поведения партнера возникает в связи с желанием интерпретировать его поступки. Интерпретация возможна если человек знает причины, но в реальной жизни часто эта информация отсутствует. Тогда дефицит восполняется приписыванием. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим, либо на основе собственных мотивов, предполагаемых в такой же ситуации. Мера и степень приписывания зависят от двух показателей: от степени уникальности или типичности поступка и от степени его социальной «желательности» или «нежелательности». В первом случае имеется в виду факт, что типичное поведение (терпеливое поведение преподавателя на экзамене) есть поведение, предписанное ролевыми образцами, поэтому легче поддается интерпретации. Напротив. Уникальное поведение допускает много различных интерпретаций. То же самое и во втором случае. Характер атрибуций зависит также от того, выступает ли субъект сам участником процесса или его наблюдателем. В этих случаях выступает разный тип атрибуций: или личностная атрибуция (когда причина приписывается. совершаемому поступок), стимульная атрибуция (когда причина приписывается объекту на который направленно действие) и обстоятельственную атрибуцию (когда причина совершающегося приписывается обстоятельствам). Было выявлено, что наблюдатель чаще использует личностную атрибуцию, а участник склонен все приписывать обстоятельствам. |