Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на 26 вопросов по дисциплине "Психология".
Обобщая - лидер и руководитель
имеют, тем не менее, дело
с однопорядковым типом
20.Социальная идентичность личности. Составляющие социальной идентичности.
По Андреевой.
Специальная идентичность личности – это то, как осознает личность свою принадлежность к группе. Родоначальник проблемы –Джемс. Личностная идентичность – самоопределение в терминах физических, интеллектуальных и нравственных черт индивида, социальная идентичность – самоопределение в терминах отнесения себя к определенной социальной группе. Это эмпирический факт. Выявляется с помощью методики «Кто я». Среди 20 ответов пропорция ответов, упоминающих группу принадлежности весьма велика по сравнению с упоминанием личностных качеств, что свидетельствует о значимости человека ощущать себя членом группы
В структуре социальной идентичности выделено 3 компонента:
-когнитивный ( знание о моей принадлежности к группе);
-ценностный
(позитивная или негативная
-эмоциональный
(принятие или отвержение
Тэфшел –человек одновременно может членом многих групп – множественная идентичность, линия его поведения в каждой конкретной ситуации будет обусловлена тем, какая группа в данном контексте для него является наиболее значимой. Человеку всегда свойственно сохранять позитивный образ своей группы, и если он разрушается по чему либо, исходом может быть уход из группы, переход в другую группу.
Социальна идентичность личности есть один из механизмов, связывающих личность и общество. Образ свеоей группы и сама возможность перехода обусловлена характером общественных отношений.
Исследования последних лет выявили еще один аспект социальной идентичности – временные аспекты. Потребность в позитивном образа своей группы заставляет человека анализировать не только свою принадлежность к определенной группе сегодня, но и оценивать предшествующие группы , к которым он принадлежал и планировать свою будущую, так называемую возможную идентичность, т.е. определение группы, в которой вижу тебя в своей дальнейшей жизни.
Проблема социальной идентичности :
Задача социальной психологии в полной мере раскрыть проблему –«личность в группах».
Социальная идентичность - это результат процесса социальной идентификации, под которым понимается процесс определения себя через членство в социальной группе.Отнесение себя к опр.группе.
Социальная идентификация выполняет важные функции как на групповом, так и личностном уровне:
1.именно
благодаря этому процессу
2.
личность реализует базисную
потребность групповой
Одним из первых о важности социальной идентичности заговорил Курт Левин (1948), который полагал, что человек нуждается в прочном ощущении групповой идентификации, чтобы сохранять ощущение внутреннего благополучия.
Исследоввания:
1.Весьма
значительный вклад в
Э. Эриксон разработал концепцию психосоциальной идентичности, которая близка к современному пониманию феномена социальной идентичности. С точки зрения Эриксона (1976), только часть идентичности осознаваема, часть находится в области в предсознания, а по большей части она расположена в бессознательном, может даже подвергаться вытеснению. Психосоциальная идентичность - продукт взаимодействия между обществом и личностью. В качестве опосредующего инструмента идентификации выступает «идеология» - систематизированная совокупность идей и идеалов.
2.Ученые бихевиористской ориентации, в частности, М.Шериф, исследовали влияние функциональной взаимозависимости между группами на межгрупповые отношения (проявление негативных аутгрупповых стереотипов и внутригрупповой сплоченности и поддержке).
3.В рамках символического интеракционизма основы исследования социальной идентичности были заложены работами Ч. Кули и Дж. Мида. Дж. Мид рассматривал идентификацию как результат социального взаимодействия.
4.В
работах ярчайшего
5.В отечественной социальной психологии проблема социальной идентичности разрабатывалась в рамках деятельностного подхода. Работы В.С.Агеева (1990) показали, что процесс идентификации индивида с группой возникает не спонтанно, а определяется структурой межгрупповой деятельности.
6.Однако
анализ литературных
1. теории социальной идентичности H.Tajfel и J.Turner (1979),
2.также
теории самокатегоризации J.
1. Социальная идентичность - это результат процесса социальной категоризации, под которым понимается фундаментальный когнитивный процесс, который позволяет нам организовывать информацию об окружающем мире. Будучи однажды категоризированы как члены определенной социальной группы, члены данной группы будут стремиться сохранять или достигать четкой и позитивной социальной идентичности. Это может происходить путем социального соревнования и дискриминации .
Групповое
и межгрупповое поведение (например,
этноцентризм, ингрупповой фаворитизм,
межгрупповая дискриминация, конформность,
нормативное поведение, стереотипизирование,
сплоченность) имеют место только
тогда, когда именно социальная идентичность
выступает на первый план в структуре
Я-концепции личности, что определяется
особенностями контекста и
2.Теория самокатегориации делает больший акцент на когнитивных процессах, вовлеченных в процесс самоопределения и самоинтерпретации. Turner (1982) признает, что каждый человек принадлежит к нескольким социальным группам. В процессе социальной категоризации субъект восприятия старается подчеркнуть различия, существующие между членами ингруппы, с одной стороны, и членами аутгруппы - с другой, чтобы установить свою социальную идентичность. В теории самокатегоризации подчеркивается изменчивость, подвижность .
Описывая содержание социальной идентичности, можно выделить такую важнейшую ее составляющую, как социальные стереотипы. Под социальным стереотипом обычно понимают упрощённый, схематический, эмоционально-окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо социальной группы или общности, с лёгкостью распространяемый на всех её представителей. Другими словами, социальные стереотипы - это представления о характеристиках, свойствах и поведении членов определенных социальных групп.
Выделяют также компоненты социальной идентичности:
1.Гендерная
2.Возрастная
3.Профессиональная
4.Этническая
5.Городская
Подводя итог, мы можем отметить, что:
Социальная идентичность - это феномен, возникающий на основании осознании личностью своей принадлежности к разнообразным социальным группам, в которые человек включается в ходе своей жизнедеятельности.
21.Подчинению авторитету. Исследование Ст. Милграма.
Эксперименты Милграма (1965, 1974), целью которых было определить, что произойдет, если авторитетные приказания будут расходиться с призывами совести, вызвали жаркие споры и стали одними из самых знаменитых экспериментов социальной психологии. Изначально Милгрэм задумывал свой эксперимент для того, чтобы понять, почему жители нацистской Германии так слепо следовали всем приказам Гитлера, в том числе и тем, из-за которых миллионы людей погибли в концентрационных лагерях. Он полагал, что это целая особенность немецкой нации. Но уже первые эксперименты показали, что это особенность всего человечества. И исследование Милгрэма оказалось в итоге несколько масштабнее, нежели изучение отдельно взятой страны.
Суть эксперимента
На сегодняшний день эксперимент Стэнли Милгрэма был проведен в целом ряде стран, между мужчинами и женщинами, в совершенно разных условиях и различных вариантах. И результаты неизменно подтверждали теорию Милгрэма о том, что все люди очень легко начинают подчиняться авторитету.
1.Первый эксперимент был проведен на территории Йельского университета. Для участия в нем было приглашено 40 мужчин. Им сообщили, что цель эксперимента – узнать, насколько удары электрическим разрядом влияют на память человека. Суть эксперимента была достаточно проста. Одновременно в нем участвовало всего три человека – профессор (сам Милгрэм), и два испытуемых, один из которых должен был играть роль учителя, а другой – ученика. При этом роль ученика всегда выпадала специально подобранному для исследования актеру. В задачу ученика входило сидеть на специальном кресле и запоминать ряд слов. В том случае, если он совершал ошибку, учитель посылал ему разряд тока и увеличивал напряжение на 15 В (изначально оно равнялось 45 В). Команды учителю отдавал сам профессор. На самом деле никакого разряда не посылалось – актер только имитировал это, но учителю об этом моменте ничего не было известно.
Собственно, учитель должен был задавать вопросы ученику и увеличивать напряжение при неправильных ответах вплоть до того момента, пока оно не достигало 450 В. Ученик, уже начиная со 150 вольт начинал протестовать. Причем его протест со временем доходил до того, что он требовал остановить эксперимент. Учитель, естественно, будучи нормальным человеком, был готов это сделать, но профессор говорил продолжать эксперимент. И что бы вы думали? Учитель его продолжал, несмотря на все стоны испытуемого актера. Из 40 человек 26 дошли до конца! До 450 В. Всего один человек остановился на 300 В, 5 решили остановить эксперимент при 315 В, два - на уровне 330В, один – при 346 В и по одному на отметках 360 и 375 В.
Перед проведением эксперимента Стэнли Милгрэм обратился к психологам из Йельского университета, чтобы те дали свой прогноз, касательно его хода. По их мнению, не более 1-2% участников эксперимента дошли бы до финальной отметки. Кроме того, был проведен опрос среди 39 психиатров. Они и вовсе полагали, что после отметки 225 В примерно половина участников отсеется. А до конца эксперимента способен дойти только один из 1000. Что же, каково же было удивление этих людей, когда они узнали о результатах эксперимента Милгрэма.