Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:35, шпаргалка
1. Психология в системе наук. Структура современной психологии
- Антропология (специальная наука о человеке как особом биологическом виде).
3 основных раздела:
- морфология человека (изучение индивидуальной изменчивости физического типа, возрастных стадий -- от ранних стадий зародышевого развития до старости включительно, полового диморфизма, изменения физического развития человека под влиянием различных условий жизни и деятельности),
1. Психология в системе
наук. Структура современной
2. Классификация методов психологического исследования
3. Основные этапы развития психологической науки
4. Психические явления и психологические факты
5. Предмет и задачи общей психологии
6. Этапы развития психики в филогенезе
7. Понятие, структура и содержание сознания
8. Состояния сознания. Неосознаваемые процессы
9. Понятие самосознания. Структура самосознания
10. Понятие деятельности. Структура и виды деятельности
11. Понятие ощущений. Cвойства и закономерности ощущений
12. Классификация ощущений
13. Понятие восприятия. Свойства и виды восприятия
14. Понятие памяти. Функции и свойства памяти
15. Процессы и виды памяти
16. Понятие внимания. Функции, виды и свойства внимания
17. Понятие мышления. Функции и виды мышления
18. Понятие способностей. Способности и задатки
18. Формы и операции мышления. Мышление как процесс решения задач
19. Виды и уровни способностей
20. Понятие характера. Структура характера
21. Типология характера (Э.Фром, К.Юнг)
22. Степени выраженности характера. Акцентуации
23. Понятие воображения. Функции и свойства воображения
25. Понятие интеллекта
26. Эмоции и чувства. Основные функции и свойства эмоций
27. Речь и язык. Функции и виды речи
28. Виды эмоций и чувств
29. Эмоциональные состояния: стресс, настроение, аффект, фрустрация
30. Понятие воли. Структура волевого действия
31. Волевые качества личности
32. Понятие темперамента. Компоненты темперамента
1. Психология в системе наук. Структура современной психологии
- Антропология (специальная наука о человеке как особом биологическом виде).
3 основных раздела:
- морфология человека (изучение индивидуальной изменчивости физического типа, возрастных стадий -- от ранних стадий зародышевого развития до старости включительно, полового диморфизма, изменения физического развития человека под влиянием различных условий жизни и деятельности),
-учение об
антропогенезе (изучает
- Зоопсихология (изучая животных стали понятны многие механизмы поведения человека и закономерности его психического развития)
- Научное познание человека берет свое начало в натурфилософии, естествознании и медицине.
- Анатомия и физиология человека, биофизика и биохимия, психофизиология (изучает психику человека), нейропсихология (изучает нервную деятельность человека)
- Медицина
- Генетика (изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа)
-Археология
- Палеолингвистика, исследует происхождение языка, его звуковые средства (членораздельная речь является одним из основных отличий человека от животных)
- Палеосоциология (общественная наука), изучает становление человеческого общества, и историю первобытной культуры
- Науки об онтогенезе (изучение конкретного человека, процессе развития индивидуального организма, изучаются половые, возрастные, конституциональные и нейродинамические особенности человека)
- Науки о личности и ее жизненном пути, в рамках которых изучаются мотивы деятельности человека, его мировоззрение и ценностные ориентации, отношения с окружающим миром
- Связь с историей, экономикой, социологий, этнографией
В структуре современной психологии выделят следующие отрасли психологии:
- Психология труда - изучает психологические особенности трудовой деятельности человека
- Педагогическая психология - изучает психологические закономерности обучения и воспитания человека, к ней относятся: психология обучения, воспитания, психология учителя, психология УВР
- Медицинская психология - изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного. Подразделятся на: нейропсихологию, психофармакологию, психотерапию, психогигиену
- Юридическая психология - изучает психологические вопросы, связанные с реализацией системы права.
- Военная психология - исследует поведение человека в условиях боевых действий, взаимоотношения начальника с подчиненным
- Психология спорта, торговли, научного и художественного творчества.
- Возрастная психология - изучает онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности.
- Психология аномального развития: олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология
- Сравнительная психология - исследует филогенитические формы психической жизни.
- Социальная психология - исследует формы взаимоотношений коллектива и личности, психологические особенности так называемых «малых групп», взаимоотношения внутри коллективов и групп.
2. Классификация
методов психологического иссле
Методы психологии - совокупность способов и приемов изучения психических явлений.
Методы психологии:
1. Организационные (определяют способ организации психологического исследования):
- сравнительный - сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.п.
- лонгитюдный
- многократные обследования
- комплексный
- в исследовании принимают
2. Эмпирические (методы сбора первичной информации):
- наблюдение (состоящий в систематическом и целенаправленном восприятии и фиксировании психических явлений в определенных условиях (изучает память, внимание, мышление, характер, способности);
-эксперимент
(исследователь планомерно
-тестирование (специальная задача, позволяющая быстро оценить соответствующее психическое явление и уровень его развития у испытуемого).
Виды тестов:
1. по форме проведения - индивидуальные, групповые
2. по цели - для отбора, для распределения, для классификации
3. по изучаемому признаку - тесты интеллекта; тесты достижений; личностные тесты (опросники, проективные, ситуативные)
- анкетирование
(личности ребенка - его склонностей,
интересов, характера,
- анализ продуктов
деятельности (при изучении главным
образом личности ребенка - его
склонностей, интересов,
биографический метод
3. Обработки данных (позволяют произвести количественную обработку первичной информации):
- количественный
- способы статистической
- качественный - дифференциация материала по группам, анализ
4. Интерпретационные (различные приемы объяснения выявленных в результате статической обработки данных закономерностей и их сопоставление с ранее установленными фактами):
- генетический
- анализ материала в плане
развития с выделением
-структурный - установление структурных связей между всеми характеристиками изучаемого явления
5. Воздействия (коррекции) - приемы влияния на психические явления с целью их изменения в соответствии с постановленной целью:
- аутотренинг,
групповой тренинг,
Вспомогательный прием - самонаблюдение - человек сам наблюдает течение у себя самого тех или иных психических процессов (например, рассказывает как он мысли при решении математической задачи).
3. Основные
этапы развития
1 этап - Психология как наука о душе - такое определение психологии было дано более 2 000 лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
2 этап - Психология как наука о сознании - возникла в 17в в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать называли сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
3 этап - Психология как наука о поведении - данный этап наступил в начале 20в. Задачи психологии - наблюдение за поведением, поступками, реакциями человека (что можно непосредственно увидеть). Мотивы поступков не учитывались.
4 этап - Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики - для современного этапа развития психологии характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую, прикладную область знаний, учитывающей интересы практики.
4. Психические
явления и психологические
Психические явления это наши:
- восприятия
-мысли (о чем-то хорошем или плохом),
-чувства (например, любви, обиды),
-стремления (получить образование, выйти замуж)
-намерения (выступить с докладом, решить вопрос)
-желания (иметь что-то, купить красивую вещь),
-переживания (личное для человека, событие его внутренней жизни, по поводу плохой отметки, по поводу болезни),
-размышления, равнодушие (т.е. одно нас интересует, другое нам безразлично),
-удовольствия
(от прочитанной книги,
-возмущение, негодование
(видя недостойное поведение че
-радость (от
рождения ребенка, приятного
-настойчивость
(добиваемся осуществления
-запоминание, забывание, внимательность
Психические явления делятся на:
- психические процессы - познавательные (ощущения, восприятия, память, мышление, воображение); эмоциональные (эмоции, чувства); регуляторные (воля, речь)
- психические состояния - бодрствование, настроение, стресс
- психические свойства - направленность личности (интересы, желания, убеждения); темперамент (в чистом виде мало изучен); характер, способности
5. Предмет и задачи общей психологии
Психология -- это наука о психике и психических явлениях.
Психика - это свойство высокоорганизованной материи (головного мозга), заключающаяся в активном отражении объективного мира, в построении картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. В качестве объективного критерия психики выступает способность живых организмов реагировать на нейтральные раздражители (в засуху животные передвигаются поближе к водоему, слыша звук машин, они отодвигаются, уходят от шума)
Предмет общей психологии - закономерности развития и проявления психических процессов, психических состояний, психических свойств, психических образований.
Предмет изучения психологии - психика человека:
- психические процессы - познавательные, эмоциональные, волевые;
- психические состояния - бодрость, усталость, эйфория, стресс, паника и др.;
- психические образования - знания, умения, навыки, привычки;
- психические свойства (свойства личности) - темперамент, характер, способности, потребности, интересы, направленность.
Основой задачей психологии является изучение законов психической деятельности человека.
Законы психологии показывают:
- как человек
познает окружающий его
-как развивается
психическая деятельность
-как формируются психические свойства личности.
Они необходимы для формирования у людей высоких человеческих качеств. Главный объект исследования - это человек, его психические процессы, состояния и свойства.
6. Этапы развития психики в филогенезе
Филогенез - историческое формирование группы организмов.
В психологии -
процесс возникновения и