Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:35, шпаргалка

Описание работы

1. Психология в системе наук. Структура современной психологии
- Антропология (специальная наука о человеке как особом биологическом виде).
3 основных раздела:
- морфология человека (изучение индивидуальной изменчивости физического типа, возрастных стадий -- от ранних стадий зародышевого развития до старости включительно, полового диморфизма, изменения физического развития человека под влиянием различных условий жизни и деятельности),

Работа содержит 1 файл

Хорошая шпора - 32 вопроса.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

1. Психология в системе  наук. Структура современной психологии

2. Классификация методов  психологического исследования

3. Основные этапы развития  психологической науки

4. Психические явления  и психологические факты

5. Предмет и задачи  общей психологии

6. Этапы развития психики в филогенезе

7. Понятие, структура  и содержание сознания

8. Состояния сознания. Неосознаваемые процессы

9. Понятие самосознания. Структура самосознания

10. Понятие деятельности. Структура и виды деятельности

11. Понятие ощущений. Cвойства и закономерности ощущений

12. Классификация ощущений

13. Понятие восприятия. Свойства и виды восприятия

14. Понятие памяти. Функции  и свойства памяти

15. Процессы и виды  памяти

16. Понятие внимания. Функции,  виды и свойства внимания

17. Понятие мышления. Функции и виды мышления

18. Понятие способностей. Способности и задатки

18. Формы и операции  мышления. Мышление как процесс  решения задач

19. Виды и уровни  способностей

20. Понятие характера.  Структура характера

21. Типология характера  (Э.Фром, К.Юнг)

22. Степени выраженности характера. Акцентуации

23. Понятие воображения.  Функции и свойства воображения

25. Понятие интеллекта

26. Эмоции и чувства.  Основные функции и свойства  эмоций

27. Речь и язык. Функции  и виды речи

28. Виды эмоций и  чувств

29. Эмоциональные состояния: стресс, настроение, аффект, фрустрация

30. Понятие воли. Структура  волевого действия

31. Волевые качества  личности

32. Понятие темперамента. Компоненты темперамента

 

1. Психология  в системе наук. Структура современной  психологии

- Антропология (специальная наука о человеке как особом биологическом виде).

3 основных раздела:

- морфология  человека (изучение индивидуальной  изменчивости физического типа, возрастных стадий -- от ранних  стадий зародышевого развития  до старости включительно, полового диморфизма, изменения физического развития человека под влиянием различных условий жизни и деятельности),

-учение об  антропогенезе (изучает происхождении  и развитии человека), состоящее  из приматоведения, эволюционной  анатомии человека и палеоантропологии (изучающей ископаемые формы человека) и расоведение

- Зоопсихология (изучая животных стали понятны многие механизмы поведения человека и закономерности его психического развития)

- Научное познание  человека берет свое начало  в натурфилософии, естествознании и медицине.

- Анатомия и физиология человека, биофизика и биохимия, психофизиология (изучает психику человека), нейропсихология (изучает нервную деятельность человека)

- Медицина

- Генетика (изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа)

-Археология

- Палеолингвистика, исследует происхождение языка, его звуковые средства (членораздельная речь является одним из основных отличий человека от животных)

- Палеосоциология (общественная наука), изучает становление человеческого общества, и историю первобытной культуры

- Науки об онтогенезе (изучение конкретного человека, процессе развития индивидуального организма, изучаются половые, возрастные, конституциональные и нейродинамические особенности человека)

- Науки о личности и ее жизненном пути, в рамках которых изучаются мотивы деятельности человека, его мировоззрение и ценностные ориентации, отношения с окружающим миром

- Связь с  историей, экономикой, социологий, этнографией

В структуре  современной психологии выделят  следующие отрасли психологии:

- Психология труда - изучает психологические особенности трудовой деятельности человека

- Педагогическая психология - изучает психологические закономерности обучения и воспитания человека, к ней относятся: психология обучения, воспитания, психология учителя, психология УВР

- Медицинская психология - изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного. Подразделятся на: нейропсихологию, психофармакологию, психотерапию, психогигиену

- Юридическая психология - изучает психологические вопросы, связанные с реализацией системы права.

- Военная психология - исследует поведение человека в условиях боевых действий, взаимоотношения начальника с подчиненным

- Психология спорта, торговли, научного и художественного творчества.

- Возрастная психология - изучает онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности.

- Психология аномального развития: олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология

- Сравнительная психология - исследует филогенитические формы психической жизни.

- Социальная психология - исследует формы взаимоотношений коллектива и личности, психологические особенности так называемых «малых групп», взаимоотношения внутри коллективов и групп.

2. Классификация  методов психологического исследования

Методы  психологии - совокупность способов и приемов изучения психических явлений.

Методы психологии:

1. Организационные (определяют способ организации психологического исследования):

- сравнительный  - сопоставление различных групп  по возрастам, деятельности и т.п.

- лонгитюдный  - многократные обследования одних  и тех же лиц на протяжении  длительного периода

- комплексный  - в исследовании принимают участие  представители разных наук

2. Эмпирические (методы сбора первичной информации):

- наблюдение (состоящий в систематическом и целенаправленном восприятии и фиксировании психических явлений в определенных условиях (изучает память, внимание, мышление, характер, способности);

-эксперимент  (исследователь планомерно манипулирует  одной или несколькими факторами и фиксирует сопутствующие изменения в проявлении изучаемого явления. 2 вида: лабораторный (в специально организованных условиях, с применением приборов), естественный (спецусловия, но близкие к естественным, например, на уроке в классе);

-тестирование (специальная задача, позволяющая быстро оценить соответствующее психическое явление и уровень его развития у испытуемого).

Виды тестов:

1. по форме  проведения - индивидуальные, групповые

2. по цели - для  отбора, для распределения, для  классификации

3. по изучаемому признаку - тесты интеллекта; тесты достижений; личностные тесты (опросники, проективные, ситуативные)

- анкетирование  (личности ребенка - его склонностей,  интересов, характера, познавательных  процессов - восприятия, представлений,  воображения, мышления; - вопросы должны быть заранее продуманы)

- анализ продуктов  деятельности (при изучении главным  образом личности ребенка - его  склонностей, интересов, характера,  познавательных процессов, вопросы  должны быть заранее продуманы)

биографический  метод

3. Обработки  данных (позволяют произвести количественную обработку первичной информации):

- количественный - способы статистической обработки  информации

- качественный - дифференциация материала по  группам, анализ

4. Интерпретационные (различные приемы объяснения выявленных в результате статической обработки данных закономерностей и их сопоставление с ранее установленными фактами):

- генетический - анализ материала в плане  развития с выделением отдельных  фаз, стадий и т.д.

-структурный  - установление структурных связей между всеми характеристиками изучаемого явления

5. Воздействия  (коррекции) - приемы влияния на психические явления с целью их изменения в соответствии с постановленной целью:

- аутотренинг,  групповой тренинг, психотерапия, ролевые игры, гипноз, психоанализ.

Вспомогательный прием - самонаблюдение - человек сам  наблюдает течение у себя самого тех или иных психических процессов (например, рассказывает как он мысли  при решении математической задачи).

3. Основные  этапы развития психологической  науки

1 этап - Психология как наука о душе - такое определение психологии было дано более 2 000 лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

2 этап - Психология как наука о сознании - возникла в 17в в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать называли сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

3 этап - Психология как наука о поведении - данный этап наступил в начале 20в. Задачи психологии - наблюдение за поведением, поступками, реакциями человека (что можно непосредственно увидеть). Мотивы поступков не учитывались.

4 этап - Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики - для современного этапа развития психологии характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую, прикладную область знаний, учитывающей интересы практики.

4. Психические  явления и психологические факты

Психические явления это наши:

- восприятия

-мысли (о чем-то хорошем или плохом),

-чувства (например, любви, обиды),

-стремления (получить  образование, выйти замуж)

-намерения (выступить  с докладом, решить вопрос)

-желания (иметь  что-то, купить красивую вещь),

-переживания  (личное для человека, событие его внутренней жизни, по поводу плохой отметки, по поводу болезни),

-размышления,  равнодушие (т.е. одно нас интересует, другое нам безразлично),

-удовольствия (от прочитанной книги, хорошего  фильма)

-возмущение, негодование  (видя недостойное поведение человека, критикуем его)

-радость (от  рождения ребенка, приятного подарка)

-настойчивость  (добиваемся осуществления намеченных  планов)

-запоминание,  забывание, внимательность

Психические явления  делятся на:

- психические  процессы - познавательные (ощущения, восприятия, память, мышление, воображение); эмоциональные (эмоции, чувства); регуляторные (воля, речь)

- психические  состояния - бодрствование, настроение, стресс

- психические  свойства - направленность личности (интересы, желания, убеждения); темперамент (в чистом виде мало изучен); характер, способности

5. Предмет  и задачи общей психологии

Психология -- это наука о психике и психических явлениях.

Психика - это свойство высокоорганизованной материи (головного мозга), заключающаяся в активном отражении объективного мира, в построении картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. В качестве объективного критерия психики выступает способность живых организмов реагировать на нейтральные раздражители (в засуху животные передвигаются поближе к водоему, слыша звук машин, они отодвигаются, уходят от шума)

Предмет общей психологии - закономерности развития и проявления психических процессов, психических состояний, психических свойств, психических образований.

Предмет изучения психологии - психика человека:

- психические  процессы - познавательные, эмоциональные,  волевые;

- психические  состояния - бодрость, усталость,  эйфория, стресс, паника и др.;

- психические  образования - знания, умения, навыки, привычки;

- психические  свойства (свойства личности) - темперамент, характер, способности, потребности, интересы, направленность.

Основой задачей психологии является изучение законов психической деятельности человека.

Законы психологии показывают:

- как человек  познает окружающий его объективный мир, как он отражается в мозгу человека;

-как развивается  психическая деятельность человека;

-как формируются  психические свойства личности.

Они необходимы для формирования у людей высоких  человеческих качеств. Главный объект исследования - это человек, его психические процессы, состояния и свойства.

6. Этапы  развития психики в филогенезе

Филогенез - историческое формирование группы организмов.

В психологии - процесс возникновения и исторического  развития психики и поведения  животных, а также процесс возникновения и эволюция форм сознания в ходе истории человечества.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"