Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 00:49, шпаргалка

Описание работы

1. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО АНАНЬЕВУ.
2. ПОНЯТИЕ ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ В ИССЛЕДОВАНИИ
3. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОНЯТИЯ ДОКУМЕНТ, ПРОБЛЕМА ДОСТОВЕРНОСТИ ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
5. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ДОКУМЕНТОВ
21. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ, ИХ ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ

Работа содержит 1 файл

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО.docx

— 76.60 Кб (Скачать)

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО АНАНЬЕВУ. (шпаргалка)

В своей классификации  Б.Г. Ананьев рассматривал методы психологии взаимосвязано с этапами научного исследования, поэтому их он рассматривает  как классификацию этих этапов. По Б.Г. Ананьеву психолог на различных  этапах исследования пользуется различными группами методов.

Все методы он разделил на:

1. Организационная  группа, которая включает сравнительный,  лонгитюдный и комплексный методы.

Лонгитюдный метод предполагает многократное обследование одних и те же лиц на протяжении достаточно длительного отрезка времени, измеряемого иногда десятками лет.

Комплексный метод  включает в себя одновременно эти  два метода.

2. Эмпирический  способ добывания данных:

2.1. Наблюдение  и самонаблюдение.

2.2. Экспериментальные  методы:

а) полевой эксперимент - это специально организованный эксперимент, близкий к естественному;

б) лабораторный эксперимент - применятся, когда исследование психических процессов происходит в искусственных условиях, в лабораториях, с применением специальных приборов;

в) неестественный эксперимент - эксперимент, в котором  испытуемый не подозревает, что он в  нем участвует;

г) естественный эксперимент, в котором испытуемый ставится в заранее подготовленные, но привычные для него условия;

д) формирующий  или психолого-педагогический эксперимент.

2.3. Психодиагностические  методы:

а) стандартизированные  и проективные (формализованные  личностные тесты) тестовые методики;

б) анкеты - эмпирический социально-психологический метод  получения информации на основании  ответов на специально подготовленные и соответствующие основной задаче исследования вопросы;

в) вопросники;

г) социометрия - метод, использующийся для определения  связей и отношений между людьми в группе или коллективе;

д) интервью как  специфическая форма беседы может  использоваться для получения сведений не только о самом интервьюируемом, который знает об этом, но и о других людях, событиях и т.д.;

е) беседа - широко распространенный в педагогической психологии и практике эмпирический метод получения сведений (информации) о человеке в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы.

2.4. Приемы анализа  процессов и продуктов деятельности. Этот метод включает праксиометрические методы (циклография, профессиография, оценка изделий и выполненных работ).

2.5. Метод моделирования.

2.6. Биографический  метод. Выбор конкретного эмпирического  метода зависит от того, какой  организационный метод выбран  исследователем.

3. Методы и  приемы обработки эмпирических  данных:

а) методы математической статистики;

б) качественная характеристика количественного материала.

4. Интерпретационные  методы, объясняющие результаты, полученные  в данном случае с точки  зрения исходных гипотез и  посылок, которые служили основой  для проведения исследования. Этот  метод представляет различные  варианты генетического и структурного  методов.

а) генетический метод - интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках  развития, выделяя фазы, стадии, критические  моменты, процессы становления психических  функций, образований или свойств  личности;

б) структурный  метод - интерпретирует материал в характеристиках  типов связей и систем, образующих личность, социальную группу.

Классификации Б.Г. Ананьева, прежде всего, рассматривает  весь процесс организации и проведения психологического исследования - от постановки проблемы до ее решения. На каждом этапе  этого процесса производится классификация  методов, соответствующих этому  этап.

 

ПОНЯТИЕ ПРОГРАММЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ, ЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ  В ИССЛЕДОВАНИИ

Программа социологического исследования -- это один из важнейших социологических документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта. Программу социологического исследования можно рассматривать как теорию и методологию конкретного исследования отдельного эмпирического объекта или явления, которое представляет собой теоретико-методологическую основу процедур всех этапов исследования, сбора, обработки и анализа информации. Она выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.

Методологическая функция  программы позволяет четко определить изучаемую проблематику, сформировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно  выполняемым по данной проблематике исследованиям.

Методическая функция  программы позволяет разработать  общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория--факты--теория.

Организационная функция  обеспечивает разработку четкой системы  разделения обязанностей между членами  исследовательского коллектива, позволяет  обеспечить эффективную динамику исследовательского процесса.

Программа социологических  исследований как научный документ должна отвечать ряду необходимых требований. В ней отражается определенная последовательность, поэтапность социологического исследования. Каждый этап -- относительно самостоятельная часть познавательного процесса -- характеризуется специфическими задачами, решение которых связано общей целью исследования. Все составляющие части программы логически связаны, подчинены общему смыслу поиска. Принцип строгой поэтапности выдвигает особые требования к структуре и содержанию программы.

Программа социологического исследования состоит из основных частей: методологической и процедурной. В  идеальном варианте программа содержит следующие разделы: постановка проблемы, цели и задачи исследования, объект и предмет исследования, интерпретация  основных понятий, методы исследования, план исследования.

Соотношение проблемы и проблемной ситуации зависит от вида исследования, от масштабности и глубины социологии изучения объекта. В реально существующем объекте выделяется какое-либо свойство, определяющееся как ее сторона, которая  обусловлена характером проблемы, тем  самым обозначается предмет исследования. Предмет означает границы, в которых  конкретный объект изучается в данном случае. Далее необходимо поставить  цели и задачи исследования.

Цель ориентируется на конечный результат. Цели могут быть теоретическими и прикладными. Теоретическая  цель -- дать описание или объяснение социальной программы. Реализация теоретической цели ведет к приращению научного знания. Прикладные цели направлены на разработку практических рекомендаций для дальнейшего научного развития.

Задачи -- отдельные части, шаги исследования, которые способствуют достижению цели. Постановка задач означает в некоторой степени план действий по достижению поставленной цели. Задачи формулируют вопросы, на которые должны быть получены ответы для реализации цели. Задачи могут быть основные и частные. Основные являются средством решения главных вопросов исследования. Частные -- для проверки побочных гипотез, решения каких-то методических вопросов.

С целью использования  единого понятийного аппарата в  программе социологического исследования определяются основные понятия.

Весь процесс логического  анализа сводится к переводу теоретических, абстрактных понятий к операционным, при помощи которых составляется инструментарий для сбора эмпирических данных.

Предварительный системный  анализ объекта -- это моделирование исследуемой проблемы, расчленение ее на элементы, детализация проблемной ситуации. Это позволяет более четко представить предмет исследовании

 

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Первое и  главное требование - программа исследования должна быть, без программы, исследование напоминает поиск методом проб и  ошибок, расход средств и времени  часто не оправдывает полученных результатов. В ходе исследования обнаруживается, что понятия не "покрываются" эмпирическими данными, при отсутствии гипотез не ясно, как обрабатывать социологическую информацию. Попытки  сформулировать эти вопросы на стадии анализа данных приводят к разочарованиям: материал собран не полностью, выборка  не удовлетворяет задачам работы, получены ответы не нате вопросы, которые  планировались вначале. Наконец, приходят к выводу, что все надо было делать по-другому.

Второе требование - эксплицитность программы. Все ее положения должны быть четкими, все элементы - продуманными в соответствии с логикой исследования и ясно сформулированными. Интуитивный набросок программы не может заменить строгую обоснованность всех исходных правил и посылок процедуры. Кроме того, программа является единым для всего научного коллектива документом, коль скоро серьезные исследования невозможно провести в одиночку. При отсутствии ясной и четкой программы участники исследования не могут найти общего языка, тратят время на увязывание и уточнение вопросов.

Третье требование - логическая последовательность всех элементов программы. Нельзя начать с выбора принципиального плана, не видя цели и задачи исследования. Бессмысленно пытаться сформулировать частные гипотезы, не представляя  объект в целом. Нельзя начинать отработку  методов сбора данных, не имея принципиального  плана исследования в целом и  до того, как ключевые понятия подверглись  эмпирической интерпретации. Это означает, что все звенья программы связаны  в логически стройную цепочку. Обрыв  в одном звене немедленно влечет за собой ошибки в последующих  операциях.

Четвертое требование - гибкость программы. Отдельные положения  ее могут уточняться по мере обнаружения  ошибок. Нередко программа разрабатывается  в два этапа. Вначале набрасывается  макет программы с указанием  цели, задач исследования, примерной  формулировкой гипотез, затем проводится небольшое пилотажное исследование, после чего разрабатывается окончательная  программа.

Сама программа  является серьезной частью научной  работы и может быть опубликована как самостоятельная научная  работа. Публикация программы подобна  передаче лицензии на производство научного знания.

Рабочий план исследования - органическая часть программы. В  нем поэтапно намечаются сроки проведения работы, если нужно фиксируются исполнители, составляется смета расходов, обосновывается численность сотрудников. Здесь  определяются сроки представления  предварительных и итоговых результатов  исследования. При организации прикладного  исследования важно четко уяснить, что ожидает заказчик от планируемого исследования и что с точки  зрения социологов может быть реализовано  точно, что предположительно или  вовсе не удастся. Если цель, задачи и возможные результаты не будут  согласованы с заказчиком, то могут  быть проблемы при подведении итогов.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОНЯТИЯ ДОКУМЕНТ, ПРОБЛЕМА  ДОСТОВЕРНОСТИ  ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Значительная  часть информации, необходимая исследователю  в  его работе, содержится в документальных источниках.  В  социологии  их  изучение как  этап  социологического  исследования  называют  анализом   существующих данных, или вторичным анализом данных.

Полное представление  о содержании документальных источников во  многих случаях позволяет получить информацию,  достаточную  для  решения  возникшей проблемы или углубить анализ проблемы.  Так,  при  формулировке  проблемы  и гипотез  исследования  социолог  обращается  к  анализу   таких   письменных документов, как научные публикации, отчёты по предшествующим  исследованиям, различная статистическая и ведомственная публикация.

В  социологии  документом  называют  специально  созданный   человеком предмет для передачи и хранения информации.

Не стоит  путать надежность и подлинность  самого документа с достоверностью сообщаемых в нем сведений.

Достоверность информации в первую очередь зависит  от источника доступного документа. Разные источники обладают своего рода заведомой степенью достоверности  сообщаемых в нем сведений. Во всех случаях первичные данные надежнее вторичных.

При использовании  вторичных документов важно установить их первоисточник. Это можно делать выборочно, чтобы оценить общую  погрешность вторичных материалов.

А.Г.Здравомыслов в своей работе "Методология и процедура социологических исследований" замечает: "Целевые документы, запланированные исследователем, будут надежны в случае, если предусмотрены обычные операции контроля: поиск независимого источника информации (для выборочного контроля), вторичные обращения к тому же источнику (устойчивость данных), тесты по известным группам.

Документалисты-историки и психологи выработали немало приемов, с помощью которых определяют степень достоверности сведений, судя по самому содержанию документальной информации.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"