Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 00:49, шпаргалка
1. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО АНАНЬЕВУ.
2. ПОНЯТИЕ ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ В ИССЛЕДОВАНИИ
3. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОНЯТИЯ ДОКУМЕНТ, ПРОБЛЕМА ДОСТОВЕРНОСТИ ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
5. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ДОКУМЕНТОВ
21. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ, ИХ ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ
МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО АНАНЬЕВУ. (шпаргалка)
В своей классификации
Б.Г. Ананьев рассматривал методы психологии
взаимосвязано с этапами
Все методы он разделил на:
1. Организационная
группа, которая включает
Лонгитюдный метод предполагает многократное обследование одних и те же лиц на протяжении достаточно длительного отрезка времени, измеряемого иногда десятками лет.
Комплексный метод включает в себя одновременно эти два метода.
2. Эмпирический способ добывания данных:
2.1. Наблюдение и самонаблюдение.
2.2. Экспериментальные методы:
а) полевой эксперимент - это специально организованный эксперимент, близкий к естественному;
б) лабораторный
эксперимент - применятся, когда исследование
психических процессов
в) неестественный эксперимент - эксперимент, в котором испытуемый не подозревает, что он в нем участвует;
г) естественный эксперимент, в котором испытуемый ставится в заранее подготовленные, но привычные для него условия;
д) формирующий или психолого-педагогический эксперимент.
2.3. Психодиагностические методы:
а) стандартизированные и проективные (формализованные личностные тесты) тестовые методики;
б) анкеты - эмпирический
социально-психологический
в) вопросники;
г) социометрия - метод, использующийся для определения связей и отношений между людьми в группе или коллективе;
д) интервью как специфическая форма беседы может использоваться для получения сведений не только о самом интервьюируемом, который знает об этом, но и о других людях, событиях и т.д.;
е) беседа - широко распространенный в педагогической психологии и практике эмпирический метод получения сведений (информации) о человеке в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы.
2.4. Приемы анализа
процессов и продуктов
2.5. Метод моделирования.
2.6. Биографический
метод. Выбор конкретного
3. Методы и приемы обработки эмпирических данных:
а) методы математической статистики;
б) качественная характеристика количественного материала.
4. Интерпретационные
методы, объясняющие результаты, полученные
в данном случае с точки
зрения исходных гипотез и
посылок, которые служили
а) генетический метод - интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты, процессы становления психических функций, образований или свойств личности;
б) структурный метод - интерпретирует материал в характеристиках типов связей и систем, образующих личность, социальную группу.
Классификации
Б.Г. Ананьева, прежде всего, рассматривает
весь процесс организации и
ПОНЯТИЕ ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ В ИССЛЕДОВАНИИ
Программа социологического исследования -- это один из важнейших социологических документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта. Программу социологического исследования можно рассматривать как теорию и методологию конкретного исследования отдельного эмпирического объекта или явления, которое представляет собой теоретико-методологическую основу процедур всех этапов исследования, сбора, обработки и анализа информации. Она выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.
Методологическая функция
программы позволяет четко
Методическая функция
программы позволяет
Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, позволяет обеспечить эффективную динамику исследовательского процесса.
Программа социологических исследований как научный документ должна отвечать ряду необходимых требований. В ней отражается определенная последовательность, поэтапность социологического исследования. Каждый этап -- относительно самостоятельная часть познавательного процесса -- характеризуется специфическими задачами, решение которых связано общей целью исследования. Все составляющие части программы логически связаны, подчинены общему смыслу поиска. Принцип строгой поэтапности выдвигает особые требования к структуре и содержанию программы.
Программа социологического исследования состоит из основных частей: методологической и процедурной. В идеальном варианте программа содержит следующие разделы: постановка проблемы, цели и задачи исследования, объект и предмет исследования, интерпретация основных понятий, методы исследования, план исследования.
Соотношение проблемы и проблемной ситуации зависит от вида исследования, от масштабности и глубины социологии изучения объекта. В реально существующем объекте выделяется какое-либо свойство, определяющееся как ее сторона, которая обусловлена характером проблемы, тем самым обозначается предмет исследования. Предмет означает границы, в которых конкретный объект изучается в данном случае. Далее необходимо поставить цели и задачи исследования.
Цель ориентируется на конечный результат. Цели могут быть теоретическими и прикладными. Теоретическая цель -- дать описание или объяснение социальной программы. Реализация теоретической цели ведет к приращению научного знания. Прикладные цели направлены на разработку практических рекомендаций для дальнейшего научного развития.
Задачи -- отдельные части, шаги исследования, которые способствуют достижению цели. Постановка задач означает в некоторой степени план действий по достижению поставленной цели. Задачи формулируют вопросы, на которые должны быть получены ответы для реализации цели. Задачи могут быть основные и частные. Основные являются средством решения главных вопросов исследования. Частные -- для проверки побочных гипотез, решения каких-то методических вопросов.
С целью использования единого понятийного аппарата в программе социологического исследования определяются основные понятия.
Весь процесс логического
анализа сводится к переводу теоретических,
абстрактных понятий к
Предварительный системный анализ объекта -- это моделирование исследуемой проблемы, расчленение ее на элементы, детализация проблемной ситуации. Это позволяет более четко представить предмет исследовании
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Первое и главное требование - программа исследования должна быть, без программы, исследование напоминает поиск методом проб и ошибок, расход средств и времени часто не оправдывает полученных результатов. В ходе исследования обнаруживается, что понятия не "покрываются" эмпирическими данными, при отсутствии гипотез не ясно, как обрабатывать социологическую информацию. Попытки сформулировать эти вопросы на стадии анализа данных приводят к разочарованиям: материал собран не полностью, выборка не удовлетворяет задачам работы, получены ответы не нате вопросы, которые планировались вначале. Наконец, приходят к выводу, что все надо было делать по-другому.
Второе требование - эксплицитность программы. Все ее положения должны быть четкими, все элементы - продуманными в соответствии с логикой исследования и ясно сформулированными. Интуитивный набросок программы не может заменить строгую обоснованность всех исходных правил и посылок процедуры. Кроме того, программа является единым для всего научного коллектива документом, коль скоро серьезные исследования невозможно провести в одиночку. При отсутствии ясной и четкой программы участники исследования не могут найти общего языка, тратят время на увязывание и уточнение вопросов.
Третье требование - логическая последовательность всех элементов программы. Нельзя начать с выбора принципиального плана, не видя цели и задачи исследования. Бессмысленно пытаться сформулировать частные гипотезы, не представляя объект в целом. Нельзя начинать отработку методов сбора данных, не имея принципиального плана исследования в целом и до того, как ключевые понятия подверглись эмпирической интерпретации. Это означает, что все звенья программы связаны в логически стройную цепочку. Обрыв в одном звене немедленно влечет за собой ошибки в последующих операциях.
Четвертое требование
- гибкость программы. Отдельные положения
ее могут уточняться по мере обнаружения
ошибок. Нередко программа
Сама программа является серьезной частью научной работы и может быть опубликована как самостоятельная научная работа. Публикация программы подобна передаче лицензии на производство научного знания.
Рабочий план исследования - органическая часть программы. В нем поэтапно намечаются сроки проведения работы, если нужно фиксируются исполнители, составляется смета расходов, обосновывается численность сотрудников. Здесь определяются сроки представления предварительных и итоговых результатов исследования. При организации прикладного исследования важно четко уяснить, что ожидает заказчик от планируемого исследования и что с точки зрения социологов может быть реализовано точно, что предположительно или вовсе не удастся. Если цель, задачи и возможные результаты не будут согласованы с заказчиком, то могут быть проблемы при подведении итогов.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОНЯТИЯ ДОКУМЕНТ, ПРОБЛЕМА ДОСТОВЕРНОСТИ ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
Значительная часть информации, необходимая исследователю в его работе, содержится в документальных источниках. В социологии их изучение как этап социологического исследования называют анализом существующих данных, или вторичным анализом данных.
Полное представление о содержании документальных источников во многих случаях позволяет получить информацию, достаточную для решения возникшей проблемы или углубить анализ проблемы. Так, при формулировке проблемы и гипотез исследования социолог обращается к анализу таких письменных документов, как научные публикации, отчёты по предшествующим исследованиям, различная статистическая и ведомственная публикация.
В социологии документом называют специально созданный человеком предмет для передачи и хранения информации.
Не стоит путать надежность и подлинность самого документа с достоверностью сообщаемых в нем сведений.
Достоверность информации в первую очередь зависит от источника доступного документа. Разные источники обладают своего рода заведомой степенью достоверности сообщаемых в нем сведений. Во всех случаях первичные данные надежнее вторичных.
При использовании
вторичных документов важно установить
их первоисточник. Это можно делать
выборочно, чтобы оценить общую
погрешность вторичных
А.Г.Здравомыслов в своей работе "Методология и процедура социологических исследований" замечает: "Целевые документы, запланированные исследователем, будут надежны в случае, если предусмотрены обычные операции контроля: поиск независимого источника информации (для выборочного контроля), вторичные обращения к тому же источнику (устойчивость данных), тесты по известным группам.
Документалисты-историки
и психологи выработали немало приемов,
с помощью которых определяют
степень достоверности