Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на 26 вопросов по дисциплине "Психология".
Милгрэм сделал неутешительныи вывод из своего исследования. По его мнению, люди очень легко поддаются на указания авторитетов. В данном случае в качестве авторитета выступал профессор, указаниям которого неукоснительно следовали испытуемые. Теперь Стэнли Милгрэму нужно было как-то подтвердить свою теорию, несколько видоизменив свое исследование.
Модификации эксперимента
А).Итак, в одном из исследований испытуемым предоставили возможность самостоятельно выбирать пороговый уровень напряжения. Тогда они останавливались в районе 150 вольт. Если профессор отсутствовал во время эксперимента, а его заменял ассистент, то продолжать эксперимент соглашалось уже только 20% испытуемых.
Б)Наконец, был проведен эксперимент, в котором присутствовало два профессора. В один прекрасный момент они начинали спорить друг с другом, тем самым сбивая с толку учителя. В таких случаях человек сам принимал решение – и в 100% случаев этим решением было прекращение эксперимента. При этом интересный момент заключался еще и в том, что реально приказы «авторитета» влияли на людей в том случае, если он находился рядом. Когда приказы отдавались при помощи телефона, процент выполнения резко падал, а в некоторых случаях учителя даже обманывали профессора, уверяя, что продолжают эксперимент, хотя на самом деле они его уже заканчивали.
Чем вызвано подчинение?
Милграм не только выявил, до какой степени люди подчиняются властным приказаниям, но и исследовал почву, на которой возрастает такое послушание. В последующих экспериментах он варьировал социальные условия и в результате получил разброс проявления уступчивости от 0 до 93 % полного безоговорочного подчинения. Решающими факторами оказались следующие:
-эмоциональная дистанция,
-близость и легитимность авторитета,
-институционализация авторитета,
-освобождающее
воздействие неподчинившегося
1.Эмоциональная дистанция
Испытуемые Милграма действовали с меньшим сочувствием к «ученикам», когда те их не видели (и сами они не могли видеть жертвы). Когда жертва находилась на значительном расстоянии и «учитель» не слышал ее криков, почти все спокойно отрабатывали до конца. Если «ученик» находился в той же комнате, только 40 % «учителей» доходили до 450 вольт. Уровень подчинения падал на 30 %, когда от «учителя» требовали прижимать руку «ученика» к токопроводящей пластине.
В
повседневной жизни также легче
всего проявлять жестокость по отношению
к тем, кто находится на расстоянии
или обезличен. В таких случаях
люди могут остаться безразличными
даже к большим трагедиям. Палачи
обезличивают жертвы, надевая им мешок
на голову. Военная этика позволяет
бомбить беззащитные деревни
с высоты в 40000 футов, но не допускает
расстрела в упор беззащитных
крестьян. Когда в бою можно
воочию увидеть своих врагов, многие
солдаты или не стреляют вообще,
или стреляют не прицеливаясь. Подобное
неподчинение — редкость для тех,
кто получает приказ убивать посредством
артиллерийского или
И несомненно, люди больше сочувствуют тем, кто персонализирован. По этой причине призывы к спасению не рожденных или голодающих почти всегда сопровождаются фотографиями или описаниями конкретных людей.
2.Близость и легитимность авторитета
Физическое присутствие экспериментатора также влияет на степень послушания. Когда Милграм давал указания по телефону, ему подчинился только 21 % испытуемых (причем многие лгали, говоря, что продолжают). Другие опыты также подтвердили: когда отдающий приказы находится в непосредственной близости, процент уступчивых возрастает. Если слегка прикоснуться к руке человека, он скорее одолжит вам десять центов, подпишет петицию или отведает новый вид пиццы (Kleinke, 1977; Smith & others, 1982; Willis & Hamm, 1980).
Приказы, однако, должны исходить от человека с признанным авторитетом. В одном из вариантов эксперимента преднамеренно вызванный телефонным звонком экспериментатор уходил из лаборатории. При этом он говорил, что, поскольку данные регистрируются автоматически, «учитель» может продолжать эксперимент и без него. После ухода экспериментатора появлялся человек, которому отводилась роль «простого клерка» (еще один «подсадной»). И этот «клерк» вдруг начинал командовать. Решив, что удар нужно усилить, он отдавал «учителю» соответствующий приказ. В таких случаях полностью отказывались подчиняться 80 % «учителей». Тогда «клерк», изображая возмущение таким поведением, сам садился перед электрическим генератором и пытался взять на себя роль «учителя». В этот момент большинство непокорных участников выражали резкий протест. Некоторые предпринимали попытку отключить генератор. Один довольно крепкий мужчина схватил этого «новоявленного командира», приподнял его со стула и бросил на пол, в угол комнаты. Такое восстание против «незаконного авторитета» резко контрастирует с той почтительностью, которая обычно выказывается экспериментатору.
3.
Коль
скоро престиж авторитета столь
важен, не исключено, что законность
приказов в экспериментах Милграма
поддерживалась за счет официально признанного
авторитета Йельского университета.
В интервью, проведенных после
эксперимента, многие его участники
отмечали, что, если бы не репутация
Йельского университета, они бы таким
приказам не подчинились. Для проверки
этого утверждения Милграм
4.Либеральное влияние группы
В
классических экспериментах рассматриваются
негативные стороны конформизма. А
может ли конформизм быть конструктивным?
Возможно, вы припомните случаи, когда
пылали праведным гневом из-за несправедливого
поведения учителя или из-за чьего-то
оскорбительного поведения, но побоялись
возражать. А потом кто-то рядом
решительно высказал свой протест, и
вы сразу же последовали его примеру.
Милграм собрал данные о таком
либеральном воздействии
Сегодня все специалисты признают успешность эксперимента Милгрэма, который множество раз повторялся в совершенно различных условиях. Эксперимента, который показал, насколько сильное влияние на людей оказывают авторитеты, как они влияют на поведение людей. И это можно видеть во всех сферах нашей жизни, начиная от простого взаимодействия с родственниками, правительством, и заканчивая бизнесом.
22.Социальные роли и их изучение в социальной психологии. Ролевой конфликт.
Социальная роль – фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений.
Каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей.
А.Выделяют социальные и межличностные социальные роли.
1. Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности. Социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын и т. д.
2.Межличностные роли регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный и т. д.). Среди индивидуально-типических проявлений личности можно выделить социально-типические роли, когда каждый человек выступает в своеобразном социальном амплуа – наиболее типичном индивидуальном образе.
Б.По степени проявления выделяют активные и латентные роли.
1.Активные роли исполняются в данный момент времени;
2.Латентные – не проявляются в актуальной ситуации.
В.По способу усвоения роли делятся на предписанные и приобретенные, которые субъект усваивает в процессе социализации.
Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Т. Парсонсом. К ним относятся: масштаб, способ получения, эмоциональность, формализация, мотивация.
1).Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений.
2).Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Одни роли определяются возрастом и полом человека и не требуют усилий для их приобретения. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека.
3).Каждая роль несет в себе определенные возможности эмоционального проявления ее субъекта. Экспектации окружающих, социальные нормы, обычаи, мода могут определять те или иные особенности эмоционального проявления человека в определенной ситуации.
4).Формализация определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию.
Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.
5).Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.
При различных подходах к интерпретации социальные роли определяются как:
1) фиксация определенного положения;
2) функция, нормативно одобренный образец поведения;
3) общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности определяется общественной оценкой (одобрение, осуждение и т. д.);
4) обобщенный способ выполнения определенной социальной функции;
7) существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида;
8) система специфических ожиданий, собственная модель своего поведения;
9) открытое, наблюдаемое поведение индивида;
10) представление о предписанном шаблоне поведения;
11) предписанные (характерные) действия;
12) набор норм.
Т. Шибутани полагал, что упорядоченность повседневной жизни обусловливается последовательностью выполнения человеком тех или иных социальных ролей, которые связаны с правами и обязанностями.
Обязанность – это то, что человек вынужден делать, исходя из социальной роли, вне зависимости от его желания.
Обязанности всегда сопровождаются правами. Дисбаланс между правами и обязанностями может свидетельствовать о том, что социальная роль не совсем усвоена. Социальная роль имеет два аспекта изучения: ролевое ожидание и ролевое исполнение.
Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более он приспособлен к жизни. Процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.
В психотерапии существует соответствующий метод коррекции поведения – имаготерапия. Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль (метод психодрамы Д. Морено).
Развивающаяся личность вносит в исполнение социальной роли индивидуальное своеобразие. Ролевое самопроявление всегда определяется и внутренней структурой психики – экстериоризацией, сложившейся под влиянием интериоризации внешней социальной деятельности человека.