Развитие личности в онтогенезе

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:17, курсовая работа

Описание работы

Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка природы самого человека. В каких разнообразных направлениях не велись поиски, какое множество концепций не было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между всеми нами очень много различий. Люди различаются не только своим внешним видом, но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы. Не считая того, что у этих людей одни и те же ткани и органы, трудно себе представить, какие общие свойства "человеческой натуры" могут их объединять. А когда горизонты научного поиска расширяются до исследования различных культур, мы обнаруживаем еще большее разнообразие основополагающих ценностей, устремлений и стилей жизни.

Работа содержит 1 файл

курсовая развитие личности вонтогенезе.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

Оглавление 

     Введение …………………………………………………………………3

     Глава 1. Теоретические  аспекты изучения личности в 

               современных и  зарубежных исследованиях

           1.1.Понятие и структура личности в психологии……………..6

           1.2.Развитие личности в онтогенезе………………………….....9

           1.3.Возрастная периодизация…………………………………..15

     Выводы  по 1 главе…………………………………….........................19

     Глава 2. Особенности развития личности человека

           2.1. Этапы формирования личности…………………………...20

           2.2. Методы изучения…………………………………………...23

     Выводы  по  главе 2 ……………………………………………………31

     Заключение …………………………………………………………….33

     Список  литературы……………………………………………………35

     Приложение …………………………………………………………….37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Актуальность  исследования. Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка природы самого человека. В каких разнообразных направлениях  не велись поиски, какое множество концепций  не было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между всеми нами очень много различий. Люди различаются не только своим внешним видом, но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы. Не считая того, что у этих людей одни и те же ткани и органы, трудно себе представить, какие общие свойства "человеческой натуры" могут их объединять. А когда горизонты научного поиска расширяются до исследования различных культур, мы обнаруживаем еще большее разнообразие основополагающих ценностей, устремлений и стилей жизни.

     Многие  науки – предпринимали попытки  понять всю сложность человеческого  поведения и саму сущность человека. Актуальной эта проблема остается и на сегодняшний день.

       Какие-то из этих путей оказались  тупиковыми, в то же время другие  направления находятся на пороге  своего расцвета. Сегодня проблема  стоит остро как никогда, поскольку  большинство серьезных недугов человечества – стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета – являются следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование человеческой цивилизации будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.  

     Становление личности не простое сцепление случайностей, а закономерный процесс развития. Люди издавна стремились изучить эти закономерности, понять характер развития психики человека. Понимание поведения человека во всей его многоплановости - сложная задача. Развитие личности в онтогенезе изучалось многопланово отечественными и зарубежными учеными.

     Развитие  человека - очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Изменение  в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском  возрасте. Развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего, к высшему. Характерная особенность этого процесса - диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.

     Проблемами  формирования личности занимались как  зарубежные,  так  и  отечественные  ученые.  Среди  зарубежных  исследователей  известны  работы  З.Фрейда, Э.Эриксона,  К.Роджерса, К.Юнга, А.Адлера. В  отечественной  психологии проблеме личности  уделяется большое внимание в работах А.П.Леонтьева, А.В.Петровского, Л.С.Выготского и т.д. В этих работах диалектически проанализирован комплекс принципиально важных вопросов  о формировании личности  в  различных  его   психологических аспектах.

     Разнообразие  теоретических подходов к самосознанию личности обусловливает необходимость  проведения анализа данной проблематики.

     Объект  исследования:  процесс развития личности.

     Предмет исследования: условия формирования личности в онтогенезе

     Цель  работы: рассмотреть этапы формирования личности в онтогенезе.

     Задачи  исследования:

     • Выявить теоретические основы понятия  личности в психологии;

     •Рассмотреть  периодизацию развития личности на основе анализа теоретических и практических данных психологической литературы;

     • Выделить механизмы формирования личности;

     • Определить методы изучения личности;

     • Рассмотреть особенности формирования  и становления личности в онтогенезе.

     Гипотеза:  процесс формирования личности проходит ряд этапов.

     Методологической основой исследования  явлются работы как отечественных авторов – Л.И.Божович, И.И.Чесноковой, А.Г.Спиркина, И.С.Кона, В.В.Столина, М.И.Лисиной и др., так и зарубежных – У.Джемса, Э.Эриксона, К.Роджерса, Р.Бернса и др.

       Теоретическая значимость исследования  состоит в том, что:

в работе проанализирован, обобщен, систематизирован найденный теоретический и практический материал по данной проблеме.

     Практическая  значимость работы определяется возможностью использования методик  исследования личности в практической деятельности педагогов.

     Методы  исследования:

       - теоретические (анализ литературы по данной проблеме, обобщение, выделение главного);

       - эмпирические (опрос, наблюдения, проективные). 

     Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав,  выводов,  заключения, списка литературы. Общий   объём   работы   составляет 35 печатных листа. 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Теоретические  аспекты изучения личности в       современных и зарубежных исследованиях 

1.1.Понятие   и структура личности в психологии 

       В психологии имеются разные подходы к пониманию личности.

       Личность может быть описана  со стороны своих мотивов и  стремлений, составляющих содержание  ее «личного мира», т. е. уникальной  системы личностных смыслов, индивидуально  своеобразных способов упорядочения внешних впечатлений и внутренних переживаний.

     Личность  описывается и как деятельное «Я» субъекта, как система планов, отношений, направленности, смысловых  образований, регулирующих  выход  ее поведения за пределы исходных планов.

       Личность рассматривается и как субъект персонализации, т.е. потребности и способности индивида вызывать изменения в других людях. Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития. Личностью является человек, у которого есть своя позиция в жизни, к которой он пришел в итоге большой сознательной работы. Такой человек не просто выделяется благодаря тому впечатлению, которое он производит на другого; он сам сознательно выделяет себя из окружающего. Он проявляет самостоятельность мысли, небанальность чувств, какую-то собранность и внутреннюю страстность. Глубина и богатство личности предполагают глубину и богатство ее связей с миром, с другими людьми; разрыв этих связей, самоизоляция опустошают ее. Личностью является лишь человек, который относится определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно проявляется во всем его существе. Личность есть специфически человеческое образование, которое «производится» общественными отношениями, в которое индивид вступает в своей деятельности. То обстоятельство, что при этом меняются и некоторые его особенности как индивида, составляет не причину, а следствие формирования его личности. Личность - это социализированный индивид, рассматриваемый со стороны его наиболее существенных социально значимых свойств. Личность есть такая целеустремленная, самоорганизующаяся частица общества, главнейшей функцией которой является осуществление индивидуального способа общественного бытия

[6; с. 56].

     Личность  каждого человека представляет собой  очень сложное и зачастую весьма противоречивое сочетание различных  черт (качеств, свойств и особенностей). Это своеобразная совокупность различных черт личности обладает следующими важнейшими особенностями:

       Личность есть единое целое  всех ее различных черт. При  этом каждая черта личности  неразрывно связана с другими  и поэтому она приобретает  совершенно разное, порой прямо  противоположное, значение в зависимости от сложившегося у этой личности сочетания ее черт [2;с. 44].

     Индивидуальность  – совокупность особенностей, отличающих одного человека от другого. Сюда входят как индивидуально неповторимые особенности функционирования организма, так и те, которые относятся к уникальным свойствам личности.

       Личность – это целостная индивидуальность  в ее социальном содержании, качестве.

       Направленность – важнейшее свойство  личности, в котором выражается  динамика развития человека как  общественного существа, главные тенденции его поведения.

       Потребность – испытываемая человеком  нужда в определенных условиях  жизни и развития.

       Мотивы – связанные с удовлетворением  определенных потребностей побуждения  к деятельности, отвечающие на  вопрос: «Ради чего она совершается?». Мотив предполагает знания о тех материальных и идеальных объектах, которые способны удовлетворить потребность, и в тех действиях, которые способны привести к ее удовлетворению.

       Мотивация - относительно устойчивая  и индивидуально неповторимая  система мотивов.

       Темперамент - характеристика индивида  со стороны нервно динамических  особенностей его психической  деятельности.

       Способности – психические свойства, являющиеся условиями успешного  выполнения какой-либо одной или  нескольких деятельностей.

       Эмоциональность – совокупность качеств, описывающих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний; чувствительность к эмоциогенным ситуациям.

       Активность – мера взаимодействия  субъекта с окружающей действительностью;  интенсивность, продолжительность и частота выполняемых действий или деятельности любого рода.

     Саморегуляция – регуляция субъектом своего поведения и деятельности. Побуждения – мотивационный компонент характера.

       Воля – потребность в преодолении  препятствий; сознательная мобилизация личностью своих психических и физических возможностей для преодоления трудностей и препятствий, для совершения целенаправленных действий и поступков.

       Призвание – качество личности, в структуру которого входят  способности к данной деятельности; оно соотносится и со склонностями и с характером.

Информация о работе Развитие личности в онтогенезе