Развитие личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 04:06, реферат

Описание работы

Личностью - социальной единицей, субъектом, носителем социально - человеческой деятельности - ребенок станет лишь там и тогда, где и когда сам начнет эту деятельность совершать. На первых порах с помощью взрослого, а затем и без нее.
Личность и возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, за данным ему извне - той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности. Пока же человеческая деятельность обращена на него, а он остается ее объектом, индивидуальность, которой он, разумеется, уже обладает, не есть еще человеческая индивидуальность.

Содержание

Введение
1. Личность. Понятие личности.
2. Развитие личности и влияющие факторы
3. Этапы развития личности
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Развитие личности.docx

— 28.61 Кб (Скачать)

 

ПЛАН

Введение

  1. Личность. Понятие личности.
  2. Развитие личности и влияющие факторы
  3. Этапы развития личности

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Человек, в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Полноценно сформированная личность появляется только после прохождения в своем развитии последовательно нескольких стадий. Каждая стадия сопровождается “кризисом” – поворотным моментом в жизни человека, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований. Каждый “кризис” содержит и позитивный, и негативный момент. Если конфликт разрешен, то это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. Если конфликт остается неразрешенным, то этим наносится вред и, в дальнейшем развитии будет присутствовать негативный момент.

Шаг за шагом, поступок за поступком  мы приближаемся к тому, чтобы стать личностью. Но когда и какие человек проходит стадии развития? На этот счет давно ведутся споры между многими учеными мира и до сих пор никто не может сказать с точность как человек развивается, становясь личностью.

Развитие личности человека происходит с возрастом. Его характер, особенности мышления, интересы и  социальная позиция зависят от возрастных изменений. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта попытки забегать вперед, осуществляя физическое, умственное и нравственное развитие ребенка без учета его возрастных возможностей. Так же в процессе воспитания нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них в процессе воспитания.

1.  Личность. Понятие личности.

Личностью в психологии называют человека как носителя сознания. Считается, что личностью не рождаются, а  становятся в процессе бытия и  трудовой деятельности, когда, общаясь  и взаимодействуя, человек сравнивает себя с другими, выделяет свое «Я». Психологические  свойства (черты) личности полно и  ярко раскрываются в деятельности, общении, отношениях и даже во внешнем  облике человека.

Личности бывают разные - гармонично развитые и реакционные, прогрессивные и односторонние, высоконравственные и подлые, но при  этом каждая личность неповторима. Иногда это свойство - неповторимость - называют индивидуальностью, как проявление единичного.

Однако понятия индивид, личность и индивидуальность не тождественны по содержанию: каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального  бытия человека. Личность может быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников.

  Межличностные связи,  формирующие личность в коллективе, внешне выступают в форме общения  или субъект - субъектного отношения  наряду с субъект - объектным  отношением, характерным для предметной  деятельности.

  Личность каждого  человека наделена только ей  присущим сочетанием черт и  особенностей, образующих ее индивидуальность - сочетание психологических особенностей  человека, составляющих его своеобразие,  его отличие от других людей.  Индивидуальность проявляется в  чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах,  в качествах познавательных процессов,  в способностях, индивидуальном  стиле деятельности.

  Образ жизни как социально - философское понятие отбирает в многообразии качеств и свойств, присущих данной личности, лишь социально устойчивое, социально типичное, характеризуя общественное содержание ее индивидуальности, раскрывая человека, стиль его поведения, потребности, предпочтения, интересы, вкусы не со стороны его психологических особенностей, отличающих его от других людей, а со стороны тех свойств и черт его личности, которые заданы самим фактом его существования в определенном обществе. Но если под индивидуальностью подразумевается не особенность внешнего облика или манеры поведения человека, а уникальная форма существования и неповторимого проявления общего в жизнедеятельности личности, то индивидуальное есть тоже социальное.

Поэтому образ жизни личности выступает как глубоко индивидуализированная  взаимосвязь объективного положения  человека в обществе с его внутренним миром, то есть представляет своеобразное единство социально типизированного (унифицированного) и индивидуального (уникального) в поведении, общении, мышлении и бытовом укладе людей.

  Иначе говоря, мировоззрение  личности приобретает общественно  - практическое и полноценное  в нравственном плане значение  постольку, поскольку оно стало  образом жизни человека.

 

 

 

 

 

 

2. Развитие личности и влияющие факторы

С нравственной точки зрения признаком личностного развития человека выступает его способность  поступать по внутреннему убеждению  в самых сложных житейских  ситуациях, не перелагать ответственность  на других, не полагаться слепо на обстоятельства и даже не просто «считаться» с  обстоятельствами, но и противостоять  им, вмешиваться в ход событий, проявляя свою волю, свой характер.

Велики значения и роль коллектива в формировании и воспитании личности. Правило воспитания, сформулированное замечательным советским педагогом  А.С. Макаренко: исходить из признания  воспитуемого личностью. И делать это  надо со всей серьезностью, не отказывая  воспитуемым в признании возможности  совершения ими тех подвигов, о  которых воспитатель говорит  как о высоких образах достижения исключительных результатов в области  производства, науки и техники, литературы и искусства.

  Пусть не все мечты  сбудутся и не все замыслы  осуществятся. Пусть не все молодые  люди, с которыми имеет дело  воспитатель, окажутся достаточно  одаренными или сумеют полно  выявить свои способности. Речь  идет о другом. Все они наверняка будут облагорожены отношением к ним как к высшей ценности, неповторимым индивидуальностям, могущим при надлежащем развитии явить миру все доступные человеку достижения творческого духа. В худшем случае творческая личность может не получиться, но сформируется человек, который, как минимум, не будет препятствовать становиться творческими личностями другим.

   Не станешь личностью,  копируя кого бы то ни было. Могут получиться лишь убогие  односторонности. Строительство  собственной личности не может  быть осуществлено по какому-то  типовому проекту. Как максимум, здесь можно получить только  общие установки. Надо всегда  рассчитывать на предельную реализацию человеческих возможностей, никогда не говоря заранее: «Это у меня не получится»,- испытывать всесторонне свои задатки.

   Поэтому развитие человека - процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Развитие проявляется как прогрессивное усложнение, углубление, расширение, как переход от простого к сложному, от незнания к знанию, от низших форм жизни и деятельности к высшим.

Природа очень много дала человеку, но породила слабым. Чтобы сделать его сильным, вполне самостоятельным, надо еще много потрудиться. Прежде всего, обеспечить физическое развитие. В свою очередь, физическое и физиологическое развитие лежит в основе психологического развития как развитие духовное. Постоянно усложняются и углубляются процессы отражения человеком действительности: ощущения, восприятия, память, мышление, чувства, воображение, а также более сложные психические образования: потребности, мотивы деятельности, способности, интересы, ценностные ориентации.

Социальное развитие человека есть продолжение психического развития. Оно состоит в постепенном  вхождении в его общество - в  общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые, профессиональные и другие отношения, в усвоении своих  функций в этих отношениях. Усвоив эти отношения и свои функции  в них, человек становится членом общества. Венцом является духовное развитие человека. Оно означает осмысление им своего высокого предназначения в  жизни, появление ответственности  перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному  совершенствованию.

 Мерой духовного развития  может быть степень ответственности  человека за свое физическое, физиологическое, психическое и  социальное развитие. Духовное развитие все более признается сердцевиной, ядром становления личности в человеке.

  Развитие каждого  своего представителя человечество  обеспечивает через воспитание, передавая опыт свой собственный  и предшествующих поколений.

  1. Этапы развития личности.

Воспитание - в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова - систематическое и целенаправленное воздействия воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.

Новорожденному родители передают опыт вертикального хождения, речевого общения, младшему школьнику - опыт математических преобразований, письменного общения, подросткам и  юношам - опыт разнообразной деятельности и т.д. Всю жизнь человек усваивает  какой-то и чей-то опыт и лишь на его  основе создает свой. Только став наследником  прошлого, он становится полноценным  членом своего общества. В этом смысле воспитание есть культурно - формирующий  процесс. В процессе воспитания человека идет его развитие, уровень которого затем влияет на воспитание, изменяет, углубляет его. Более совершенное  воспитание ускоряет темпы развития, которое потом опять влияет на воспитание. На протяжении всей жизни человека эти явления взаимно обеспечивают друг друга.

К. Маркс и Ф. Энгельс уделяли большое внимание проблемам воспитания и образования молодежи. Они подходили к ним с различных, но тесно связанных друг с другом сторон - социальной, идеологической, педагогической и т.д., оценивая роль воспитания высшей мерой - влиянием на развитие личности, на ход общественного прогресса. Воспитание они рассматривали как одно из важнейших средств. В совокупности мысли Маркса и Энгельса о воспитании цельную диалектико-материалистическую концепцию, которая основывается на следующих положениях: воспитание обусловлено господствующими общественными отношениями; носит исторический и классовый характер; имеет свои объективные закономерности. Под воспитанием мы понимаем три вещи:

умственное воспитание.

физическое воспитание.

техническое обучение.

Маркс и Энгельс уделяли  большое внимание идейному воспитанию, приобщению молодежи к истории и  традицияям революционной борьбы.

Под умственным (интеллектуальным) воспитанием основоположники марксизма  понимали «умственное образование», которое подрастающее поколение  должно получать, прежде всего, в школе. Маркс и Энгельс призывали  молодежь к настойчивой, систематической  учебе, к постоянному самообразованию, что настоятельно диктуется жизнью.

Необходимым условием технического образования подрастающего поколения  Маркс и Энгельс называли соединение воспитания с производительным трудом.

В системе воспитания молодежи основоположники марксизма, важное место отводили физической культуре. Большую роль этих занятий Энгельс  видел и в подготовке юношей к  военной службе.

  О каких бы «составных  частях» воспитания ни говорили  основоположники марксизма, их  мысль так или иначе была  направлена на важнейшую проблему - всестороннее развитие личности. Ее формированию в конечном счете должны служить и каждая из этих составных частей, и весь процесс воспитания в целом.  

 Передавать опыт, следовательно,  воспитывать, можно через средства  массовой информации, в музеях  через искусство, посредством  религии, в системе управления  через политику, идеологию, непосредственно  в семье, на производстве через  производственные отношения и  т.д. Среди них особо выделяется  образование.

 Образование - процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование нередко трактуют как результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков и умений, отношений. Тогда говорят об образованном человеке. Образованность - качество развившейся личности, усвоившей опыт, с помощью которого она становиться способной ориентироваться в среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерывно совершенствовать себя, т.е. опять же повышать свою образованность.

Человек рождается без  знаний и умений, но через воспитание и образование получает все это  в соответствии с возрастом. На каждом возрастном этапе развитие получает свою степень сформированности, не исчерпывая себя. Так поэтапно формируются идеалы, мотивы поступков, отношения и другие свойства человека.Но ведь сам человек активен уже с рождения. Его роль в воспитании, образовании огромная, если не решающая. Дело в том, что человек рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества. Он сам способен этот опыт приобретать. Человек сам создал внешние факторы своего развития. Основными факторами человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение.

Информация о работе Развитие личности