Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:58, реферат
Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.
Введение
Одной из сложных
и ключевых проблем педагогической теории
и практики является проблема личности
и ее развития в специально организованных
условиях. Она имеет различные аспекты,
поэтому рассматривается разными науками:
возрастной физиологией и анатомией, социологией,
детской и педагогической психологией
и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее
эффективные условия для гармоничного
развития личности в процессе обучения
и воспитания.
В педагогике и психологии по проблеме
личности и ее развития имели место три
основных направления: биологическое,
социологическое и биосоциальное.
Представители биологического направления,
считая личность сугубо природным существом,
все поведение человека объясняют действием
присущих ему от рождения потребностей,
влечений и инстинктов (З. Фрейд и др.).
Человек вынужден подчиняться требованиям
общества и при этом постоянно подавлять
естественные потребности. Чтобы скрыть
эту постоянную борьбу с самим собой, он
"надевает маску" или неудовлетворение
естественных потребностей замещает занятиями
каким-либо видом деятельности.
Представители социологического направления
считают, что хотя человек рождается как
существо биологическое, однако в процессе
своей жизни он постепенно социализируется
благодаря влиянию на него тех социальных
групп, с которыми он общается. Чем ниже
по уровню развития личность, тем ярче
и резче проявляются у нее биологические
черты, прежде всего инстинкты обладания,
разрушения, половые и т.п.
Представители биосоциального направления
считают, что психические процессы (ощущение,
восприятие, мышление и др.) имеют биологическую
природу, а направленность, интересы, способности
личности формируются как явления социальные.
Такое деление личности никак не может
объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.
Современная педагогическая наука рассматривает
личность как единое целое, в котором биологическое
неотделимо от социального. Изменения
в биологии личности сказываются не только
на особенностях ее деятельности, но и
на образе жизни. Однако решающую роль
играют те мотивы, интересы, цели, т.е. результаты
социальной жизни, которые, определяя
весь облик личности, придают ей силы для
преодоления своих физических недостатков
и особенностей характера (вспыльчивость,
стеснительность и т.п.).
Личность, будучи продуктом общественной
жизни, в то же время является живым организмом.
Отношения социального и биологического
в формировании и поведении личности чрезвычайно
сложны и оказывают неодинаковое воздействие
на нее на разных этапах развития человека,
в разных ситуациях и видах общения с другими
людьми. Так, смелость может доходить до
безрассудства, когда побуждается желанием
привлечь к себе внимание (естественная
потребность в признании). Другого человека
смелость побуждает идти навстречу жизненным
трудностям, хотя об этом никто, кроме
него, не знает. Важно видеть и степень
выраженности качества. Чрезмерная вежливость,
например, может граничить с подхалимством,
послушание - быть показателем пассивного
исполнения требований, безразличия, а
непоседливость - свидетельствовать о
живости интереса, быстроте переключения
внимания и др.
Личность, по определению Л. С. Выготского,
это целостная психическая система, которая
выполняет определенные функции и возникает
у человека, чтобы обслуживать эти функции.
Основные функции личности - творческое
освоение общественного опыта и включение
человека в систему общественных отношений.
Все стороны личности обнаруживаются
только в деятельности и в отношениях
с другими людьми. Личность существует,
проявляется и формируется в деятельности
и общении. Отсюда и важнейшая характеристика
личности - социальный облик человека,
всеми своими проявлениями связанного
с жизнью окружающих его людей.
Существуют различия и в понимании сущности
развития личности. Метафизики рассматривают
развитие как процесс количественного
накопления, как простое повторение, увеличение
или уменьшение изучаемого явления. Последователи
диалектического материализма при изучении
этого вопроса рассматривают развитие
как неотъемлемое свойство природы, общества
и мышления, как движение от низшего к
высшему, как рождение нового и отмирание
или преобразование старого.
При таком подходе развитие личности представляет
собой единый биосоциальный процесс, в
котором происходят не только количественные
изменения, но и качественные преобразования.
Эта сложность обусловливается противоречивостью
процесса развития. Более того, именно
противоречия между новым и старым, которые
возникают и преодолеваются в процессе
обучения и воспитания, выступают движущими
силами развития личности. К таким противоречиям
относятся:
противоречие между новыми потребностями,
порождаемыми деятельностью, и возможностями
их удовлетворения;
противоречие между возросшими физическими
и духовными возможностями ребенка и старыми,
ранее сложившимися формами взаимоотношений
и видами деятельности;
противоречие между растущими требованиями
со стороны общества, группы взрослых
и наличным уровнем развития личности
(В. А. Крутецкий).
Названные противоречия характерны для
всех возрастов, но они приобретают специфику
в зависимости от возраста, в котором проявляются.
Разрешение противоречий происходит через
формирование более высоких уровней деятельности.
В результате ребенок переходит на более
высокую ступень своего развития. Потребность
удовлетворяется, противоречие снимается.
Но удовлетворенная потребность рождает
новую потребность, более высокого порядка.
Одно противоречие сменяется другим -
развитие продолжается.
В процессе обучения и воспитания общие
противоречия конкретизируются, приобретая
более яркие формы. Это противоречия между
требованиями к воспитанникам и их подготовленностью
к восприятию и реализации этих требований;
между воспитательными воздействиями
и "сопротивлением материала" (А.
С. Макаренко). В педагогическом процессе
проявляются также противоречия, связанные
с условиями развития общества, и противоречия,
возникающие как следствие недостатков
воспитательной работы.
Основные факторы, побуждающие личность к самовоспитанию, и их использование в процессе стимулирования учащихся к работе над собой.
Практика показывает,
что учащиеся начинают заниматься самовоспитанием
только тогда, когда они уже отдают
себе ясный отчет в своих действиях
и поступках, когда у них вырабатывается
способность к самооценке, к осмыслению
своих положительных и
Известен случай, когда ученик VI класса поставил перед собой цель - преодолеть неграмотность по русскому языку и в течение продолжительного времени ежедневно переписывал в особую тетрадь различные тексты на русском языке, стараясь запомнить написание отдельных слов, разобраться в знаках препинания, пока не стал уверенно писать классные диктанты, изложения и другие письменные работы. Подобных случаев в школьной практике встречается немало.
Но все ли подростки и старшие школьники занимаются самовоспитанием? К сожалению, не все. Но все так или иначе задумываются над своим совершенствованием, предпринимают те или иные попытки работать над собой. Чаще всего это делают школьники, обладающие волевыми качествами, умеющие заставить себя упорно тренироваться и преодолевать свои недостатки или вырабатывать те качества, которых у них недостает.
Нельзя не учитывать также того, что многие подростки, а в некоторых случаях и старшие школьники пытаются использовать для самовоспитания рискованные и даже предосудительные поступки. Например, стремясь к выработке у себя смелости, с риском для жизни пытаются переплывать реки, во время ссоры ввязываются в драки и т.д. Все это показывает, что школа, учителя и классные руководители должны активно заниматься организацией самовоспитания учащихся, помогать им в работе над собой. В этом смысле большое значение имеет знание и умелое использование всех тех факторов, которые побуждают учащихся к самовоспитанию. Какие же из этих факторов являются наиболее существенными?
Для побуждена к самовоспитанию большое значение имеет формирование у учащихся общественных идеалов. С этой целью в школе необходимо осуществлять содержательное и действенное общественное воспитание, формировать у учащихся гражданские и нравственные качества. Следует стремиться к тому, чтобы у каждого ученика был свой любимый герой, пример которого он перенимает, свой идеал, который он стремится достичь. Вот почему огромное воспитательное значение имеет ознакомление учащихся с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, военачальников, писателей, общественных деятелей. Помочь каждому ученику выработать свой идеал для подражания, глубоко уяснить моральные ценности, определить благородные цели жизни, - значит, создать важные стимулы для самовоспитания.
В стимулировании к самовоспитанию существенное значение имеют притязания личности на признание своего Бостонного места в коллективе. Эти притязания нужно поддерживать и развивать, чтобы каждый учащийся мог завоевать уважение и авторитет среди своих товарищей. Вместе с тем следует в тактичной форме обращать внимание школьников на те недочеты в их характере и поведении, которые мешают им укреплять свое достоинство в коллективе и которые нужно преодолевать в процессе самовоспитания. Одному следует посоветовать изжить некоторую заносчивость в общении и быть скромнее, другому - подумать над своей излишней вспыльчивостью и резкостью, третьему - проявлять больше уважения к товарищам и т.д.
Важным фактором побуждения учащихся к самовоспитанию является внесение в их работу, и особенно в проведение внеклассных мероприятий, атмосферы соревновательности. Участие в общественно полезной и культурно-массовой работе создает множество ситуаций для этой состязательности в выдумке, в сноровке, в трудовых делах и художественно-эстетическом творчестве. В этих условиях многие учащиеся замечают недочеты в своем поведении и характере и ставят перед собой задачи по их преодолению, выработке тех или иных качеств и начинают заниматься самовоспитанием.
Действенным фактором самовоспитания являются положительные примеры, которые подают учителя и сверстники в нравственной, общественной и художественно-эстетической сферах. Вот почему так важно, чтобы учитель был образцом моральной чистоты, проявлял творческие способности, мог увлечь кружковой работой, туризмом, краеведением и т.д. Не меньшее значение имеют примеры лучших учащихся, их скромность, стремление прийти на помощь товарищу, высокая активность в школьных делах.
Много стимулов, побуждающих подростков и старших школьников к самовоспитанию, содержат в себе здоровые дискуссии на моральные темы и критика в ученическом коллективе, принципиальная оценка недостатков в поведении и характере отдельных школьников. Одна ученица писала в своем дневнике, что когда она слушала на собрании, как критиковали восьмиклассника за списывание домашних заданий, она принимала эту критику в свой адрес, потому что и у нее самой иногда не хватает силы воли посидеть над трудной задачей по математике, и она торопится обратиться за помощью. Собрание послужило для нее серьезным уроком, хотя лично ее и не критиковали.
Психологические
механизмы воздействия этих факторов
на стимулирование учащихся к самовоспитанию
состоят в том, что они возбуждают
у них переживание внутренних
противоречий между достигнутым
и необходимым уровнем
Организация процесса самовоспитания учащихся и его важнейшие методы.
В основе самовоспитания лежит принцип опережающего отражения в сознании человека тех действий и поступков, которые он собирается совершить, определение тех черт и качеств, которые он предполагает выработать у себя. Если подобная "мысленная программа" формируется, она побуждает личность к практическим действиям по ее реализации, создает стимулы для проявления волевых усилий. Вот почему, когда v человека появляется потребность в преодолении тех или иных недочетов в своем характере или поведении, важно поставить четкую цель и обосновать необходимость ее достижения, иногда даже полезно определить сроки.
"Работа над
собой, - пишет А.И, Кочетов, - требует
от человека точных и ясных
целей, твердой организации
Все это, естественно,
требует тщательного
Одновременно с этим нужно составить детальную программу самовоспитания и определить то, чего конкретно необходимо достичь. Начинать, конечно, лучше с более простых программ, например: изжить употребление бранных слов; не совершать необдуманных поступков; преодолеть дурную привычку перебивать в разговоре собеседника; всегда держать свое слово и т.д. Программы по мере приобретения опыта самовоспитания, естественно, должны усложняться, совершенствоваться и становиться более долговременными. Очень четко определил когда-то программу работы над собой Л.Н. Толстой: "Важнее всего для меня в жизни исправление от трех главных пороков: Бесхарактерности, Раздражительности и Лени".
Занимаясь самовоспитанием, К.Д. Ушинский разработал для себя специальные правила, которые выступали в качестве программы его саморазвития:
Намечая программу самовоспитания, необходимо также определить ее методы. Важнейшими из них являются следующие: а) самоубеждение, б) самообязательство, в) самокритика, г) мысленный перенос себя в положение другого человека (эмпатия, от греч. empatea - сопереживание), д) самопринуждение (самоприказ), ж) самонаказание и др. В чем же заключается сущность каждого из этих методов?
Метод самоубеждения. Сущность его состоит в том, что ученик, выявив свои недостатки, например неумение держать свое слово, убеждает себя в необходимости изжить этот недостаток, при этом нельзя ограничиваться только мысленным самоубеждением. Гораздо эффективнее оно становится тогда, когда учащийся будет вслух убеждать себя, т.е. несколько раз проговаривать: "Нехорошо давать слово и lie держать его", "Надо постараться всегда держать свое слово" и т.д.
О важной роли проговаривания намеченной программы саморазвития писал проф. С. Я. Долецкий."Я считаю, - подчеркивал он, - что в основе процесса самовоспитания лежит необходимость самооценки. Надо ясно оценивать собственные качества, поступки, привычки, поставить, как говорят врачи, диагноз. Надо составить список всего, что ты считаешь в себе хорошим и дурным, и почаще в него заглядывать. И обязательно надо говорить о своих недостатках. Да, да, именно говорить! Давайте откровенно: ведь мы нередко осуждаем себя за какой-нибудь поступок, но осуждаем мысленно. И мысленно довольно быстро и легко находим ему оправдание и прощаем себя. Высказанное вслух признание простить себе труднее".
Метод самовнушения. Его сущность заключается в том, что человек сам стремится воздействовать на собственную психику и чувства, сам, как правило, вслух внушает себе, как он будет вести себя или каких действий не будет делать. Например, ученик, который решил покончить со сквернословием, внушает себе, проговаривая вслух:"Я никогда не употреблю плохих слов", "Я не допускаю сквернословия", "Скверные слова позорят того, кто их употребляет", и т.д. Такое самовнушение нужно осуществлять до того времени, пока не будет преодолен этот недостаток. Воздействие самовнушения обусловливается тем, что, закрепившись в сознании и чувствах ученика, оно определяет его поведение.
Самообязательство. Этот метод по своей сущности близок к методу самоубеждения. Суть его состоит в том, что учащийся, задавшись целью преодолеть у себя тот или иной недостаток или выработать какое-то положительное качество, например аккуратное выполнение домашних заданий по математике и языкам, берет на себя обязательство не проявлять поспешности, хорошо обдумывать порядок выполнения заданных учителем упражнений, чтобы не допускать ошибок и поправок. Это самообязательство нужно неоднократно проговорить, чтобы оно закрепилось в сознании. В таком случае оно и будет побуждать ученика к достижению намеченной цели и способствовать формированию, соответствующей привычки.