Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:25, реферат
Одиночество — тяжелое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями. Глубоко одинокие люди, как правило, очень несчастны, у них мало социальных контактов, их личные связи с другими людьми или ограничены, или вовсе разорваны. Им присуще так называемое параноидальное чувство, которое включает повышенную подозрительность, импульсивность, чрезмерную раздражительность, страх, беспокойство, ощущение неполноценности.
Периодизация развития личности
1. Младенчество: от рождения до 1 года жизни. Процесс развития начи-нается в младенческом возрасте с общения как ведущей деятельности. Главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Динамика раз-вития доверия зависит от матери. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к замедлению психического развития ребенка.
2. Раннее детство: от 1 года до 3-х лет. На границе младенчества и раннего возраста происходит переход к собственно предметным действиям. Интенсивно развиваются вербальные формы общения ребенка со взрослыми. На данном этапе происходит формирование автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении различных актов; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности.
3. Дошкольный возраст в свою очередь делится на младший (от 3-х до 4-5 лет) и старший (от 4-5 до 6-7 лет) дошкольный возраст. В этот период веду-щей деятельностью становится игра в ее развернутой форме, позволяющая разви-ваться всем сторонам психики ребенка – ролевая. Игра очень важна для развития ребенка, т.к. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и пр.
4. Младший школьный возраст: от 6-7 до 10-11 лет. Ведущую роль в психическом развитии детей этого возраста играет учение. В процессе учения происходит формирование интеллектуальных и познавательных способностей; через учение осуществляется вся система отношений ребенка с окружающими.
5. Подростковый возраст: от 10-11 до 13-14 лет. Характеризуется возник-новением и развитием трудовой деятельности, а также особой формы общения – интимно-личностной. Роль трудовой деятельности состоит в подготовке к буду-щей профессиональной деятельности. Задача общения заключается в и усвоении элементарных норм товарищества, дружбы. Здесь же намечается разделение деловых и личных отношений. Особенностью общения подростков является то, наблюдается подчинение отношений своеобразному кодексу товарищества.
6. Юношеский возраст делится на ранний (от 14-15 до 16-17 лет) и старший (от 17-18 до 19-20 лет) периоды. В этом возрасте процессы, начало которым было положено в подростковый период, продолжаются, но ведущим в развитии становится интимно-личностное общение. Развиваются взгляды на жизнь, на свое положение в обществе, осуществляется профессиональное и личностное самоопредление.
7. Зрелость (от 20 до 45 лет). Этот период характеризуется продуктивной и творческой работой над собой и с другими людьми, разнообразной жизнью, удов-летворенностью семейными отношениями, обучением и воспитанием детей.
8. Старость (ранняя - после 50 лет, поздняя от 60-65 лет). Человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь – это неповторимая судьба, которую не надо переделывать, человек принимает себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.
Одной из серьезнейших проблем человечества является проблема одиночества. Человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих отношений с людьми, личностно значимыми для него, когда он испытывает острейший дефицит удовлетворения потребности в общении.
Одиночество — тяжелое
Одиночеству не всегда
Различают три типа отношений
одиночества: хронический,
Хроническое одиночество наступает тогда, когда индивид в течении длительного периода жизни не может установить удовлетворительные взаимоотношения со значимыми для него людьми.
Ситуативное одиночество обычно появляется как результат каких-либо стрессовых событий в жизни человека, таких, как смерть близкого или разрыв интимных отношений, например брачных. После короткого времени дистресса ситуативно одинокий индивид смиряется со своей потерей и постепенно преодолевает возникшее одиночество.
Преходящее одиночество выражается в кратковременных приступах чувства одиночества, которые полностью и бесследно проходят, не оставляя после себя никаких следов.
Качества мышления (Качества ума)
Широта мышления – это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей.
Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверх-ностность суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.
Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.
Гибкость мышления выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.
Быстрота ума – способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.
Критичность ума – умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.
Психологическая сущность речи и ее особенности
Речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации. Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации. Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо больше степени, чем это может позволить наблюдение и другие познавательные процессы. По своему жизненному значению речь имеет многофункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителя сознания, памяти, информации, средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Соответственно множеству ее функций речь представлена в различных формах: внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т.д. При этом следует отличать язык от речи. Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков. Речь же – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Язык един для всех людей, пользующихся им. Речь является индивидуально своеобразной. Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением. В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи характерны, язык отражает в себе психологию народа, для которого он является родным. Связывающим звеном между языком и речью выступает значение слова. Оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи. Речь вместе с тем несет определенный смысл, характеризующий личность того человека, который ею пользуется. Важнейшая роль слова состоит в том, что в своем значении оно обобщенно отражает действительность, существу-ющую вне и независимо от человеческого сознания. Со значением слов связано представление о них как о понятиях. Слова – понятия позволяют нам обобщать и углублять наши знания об объектах. Понятие фиксирует существенное и игнорирует несущественное в предметах и явлениях, оно может развиваться за счет обогащения своего объема и содержания.
Речь имеет три функции:
Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации живот-ных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим.
Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носите-лем их существенных признаков.
Функция коммуникации, т. е. передачи информации. Если первые две функции речи могут быть рассмотрены как внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизлиятельную.
Информационная сторона проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения.
Выразительная сторона речи помогает передать чувства и отношение говорящего к предмету сообщения.
Волеизлиятельная сторона направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего.
В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую)и письменную. Диалог — это непосредственное общение двух или нескольких человек.
Диалогическая речь — это речь поддерживаемая: собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь окончить мысль (или переориентировать ее). Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.
Монологическая речь — длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе обще-ния, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи наиболее существенно изменяется смысловая сторона.
Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.
Внутренняя речь — это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерны фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней.