Развитие личности в онтогенезе

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:17, курсовая работа

Описание работы

Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка природы самого человека. В каких разнообразных направлениях не велись поиски, какое множество концепций не было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между всеми нами очень много различий. Люди различаются не только своим внешним видом, но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы. Не считая того, что у этих людей одни и те же ткани и органы, трудно себе представить, какие общие свойства "человеческой натуры" могут их объединять. А когда горизонты научного поиска расширяются до исследования различных культур, мы обнаруживаем еще большее разнообразие основополагающих ценностей, устремлений и стилей жизни.

Работа содержит 1 файл

курсовая развитие личности вонтогенезе.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

       Целеустремленность – направленность  характера; объединяет понятие  цели и понятие стремления.

       Стремление – потребность в  таких условиях существования  и развития, которые непосредственно  не представлены в данной ситуации, но могут быть созданы как результат специально организованной деятельности личности [10;с.77].

     Следовательно, когда мы говорим о какой-то черте  личности (качестве, свойстве), то обычно нельзя сказать, положительна или отрицательна она сама по себе. Чтобы правильно оценить ту или иную черту личности, надо рассматривать её лишь в сочетании, в связи с другими чертами данной личности.

     Хотя  черты (качества и свойства) личности в процессе жизнедеятельности человека все время как-то меняются, трансформируются,              однако они в совокупности образуют целостную структуру личности,    обладающую относительным постоянством по крайней мере на некотором отрезке жизни. Только поэтому можно говорить об устойчивости личности. Именно эта устойчивость позволяет предвидеть поведение данной личности в той или иной ситуации, при тех или иных обстоятельствах.

       Личность всегда активна. Активность  личности проявляется в разнообразной  и многогранной деятельности. Личность  стремится к деятельности и  вне деятельности она не может ни развиваться, ни существовать. Поэтому главнейшая задача воспитателя – направить активность каждого школьника в нужном направлении, на познание окружающего мира, на общественно-полезную деятельность, на саморазвитие и самовоспитание.

       Личность может жить, существовать  лишь в общении с другими  личностями. Вне общения, в изоляции  от общества, личность не может  развиваться, не может существовать. Только в общении с взрослыми,  со своими сверстниками формируется  личность ребенка [14;с.67]. 

1.2. Развитие личности  в онтогенезе 

     Формирование  личности есть процесс, прямо не совпадающий  с процессом прижизненного, естественно  текущего изменения природных свойств  индивида в ходе его приспособления к внешней среде.

     Развитие  человека как личности происходит в общем контексте его «жизненного пути» (С.Л.Рубинштейн), который определяется как история «формирования и развития личности в определенном обществе, развития человека как современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения». По Б.Г.Ананьеву, жизненный путь имеет определенные фазы, связанные с изменениями в образе жизни, системе отношений, жизненной программе и т. д. [22; с.92].

     Развитие  личности  осуществляется в определенных социальных условиях семьи, ближайшего окружения, в определенных социально-политических, экономических условиях региона, страны, в этносоциокуль-турных, национальных традициях того народа, представителем которого он является.

     Согласно  А.В.Петровскому, сама социальная ситуация развития, или шире – социальная среда, может быть стабильной или изменяющейся, что означает относительную стабильность и изменения в той социальной общности, в которой находится  человек.

     Вхождение человека как социального существа в жизнь этой общины предполагает прохождение трех фаз: адаптации к действующим в этой общности нормам, формам взаимодействия, деятельности; индивидуализации как удовлетворения «потребности индивида в максимальной персонализации» и интеграции личности в этой общности  [14;с. 49] .

     Если  индивидуализация характеризуется «поиском средств и способов для обозначения своей индивидуальности», с тем чтобы снять противоречие между этим стремлением и результатом адаптации («стал такой же, как все в общности»), то интеграция «детерминируется противоречиями между сложившимся на предыдущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным своими особенностями и значимыми для него отличиями в общности и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют ее ценностям, способствуют успеху совместной деятельности и т.д». Совместная деятельность, осуществляемая в рамках ведущей деятельности, заданной «конкретной социальной ситуацией развития, в которой совершается его жизнь» (А.Г.Асмолов), является одним из основных условий развития личности в любой социальной ситуации     [2;с. 71].

     Адаптация, индивидуализация, интеграция (по А.В.Петровскому) выступают как механизмы взаимодействия человека и общности, механизмы его  социализации и личностного развития, которое происходит в процессе разрешения возникающих в этом взаимодействии противоречий. Личностное развитие человека соотносится с формированием его самосознания, образа «Я» («Я»-концепции, «Я»-системы), с изменением сферы потребностей и мотиваций, направленности как системы отношений, с развитием личностной рефлексии, механизма самооценки [14;с. 62].

     Все стороны личностного развития характеризуются  внутренней противоречивостью, неоднородностью. Так, на примере изменения самооценки младшего школьника показано, что личностное развитие асинхронно в структурных компонентах, как в количественном, так и в качественном отношении. Было отмечено, что только к концу этого возраста процесс самооценивания ребенка приводит к формированию у него самооценки как личностного образования. При этом, по данным А.В. Захаровой, с возрастом во всех видах деятельности уменьшается количество завышенных самооценок и увеличивается число заниженных, что свидетельствует о росте у детей критического отношения к себе. В личностном, как и в интеллектуальном, плане развитие ребенка идет от непроизвольности, импульсивности, ситуативности поведенческих реакций и поведения в целом к его произвольности, регулируемости. Эта тенденция проявляется в умении ребенка управлять своим поведением, сознательно ставить цели, преднамеренно искать и находить средства их достижения, преодолевая трудности и препятствия. Произвольность и саморегуляция – стержневая линия интеллектуально-личностного развития ребенка. В исследованиях Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Л.И. Божовича было показано, что развитие ребенка как личности определяется последовательным формированием личностных новообразований. Л.И. Божович проводит их анализ внутри пяти возрастных периодов личностного развития ребенка. «Центральным, т. е. личностным, новообразованием первого года жизни является возникновение аффективно заряженных представлений, которые и побуждают поведение ребенка вопреки воздействиям внешней среды». Л.И.Божович называет эти представления «мотивирующими». Их действие освобождает ребенка от «диктата внешних воздействий». Хотя он сам этого еще не осознает, но начинает становиться субъектом. К третьему году жизни, т. е. к концу раннего детства, «центральным новообразованием... является «система Я» и рождаемая этим новообразованием потребность действовать самому», что выражается в формуле «Я сам». «Потребность в реализации и утверждении своего « Я» является доминирующей». В этот период развития сталкиваются две силы – «хочу» и «надо». Происходит формирование самосознания [4;с. 92].

     Период  до 7-8 лет соотносится Л.И Божович  со становлением ребенка как «социального индивида»: «У него возникает потребность  в новой жизненной позиции  и общественно значимой деятельности, обеспечивающей эту позицию». К 12-14 годам формируется «способность к целеполаганию», т. е. к определению и постановке сознательных целей, а к 15-16 годам – «жизненная перспектива».

     Для правильного понимания развития личности ребенка особый интерес  представляют ранние периоды (до 7 лет). Это в собственном смысле слова «персоногенез», т.е. становление и индивидуальное развитие личности. Один из ведущих исследователей этой проблемы В.С.Мухина рассматривает развитие личности как уровневое, последовательное формирование структуры самосознания ребенка.

     Механизмами развития личности, по В.С.Мухиной, являются: идентификация, обособление и взаимодействие между ними. Как подчеркивает автор, «общезначимой ценностью для общества и личности является структура человеческого самосознания, которую формируют имя собственное, самооценка и притязание на признание, представление себя как представителя определенного пола, представление себя во времени (в прошлом, настоящем и будущем), оценка себя в отношении прав и обязанностей».

     Согласно  А.В.Петровскому, развитие личности может быть представлено как единство непрерывности и прерывности. Непрерывность в развитии личности  выражает относительную устойчивость в закономерности ее перехода от одной фазы к другой. Прерывность характеризует качественные изменения, порождаемые особенностями включения личности в новые конкретно-исторические условия, которые связаны с действием факторов, относящихся к ее взаимодействию с «соседними» системами     [9;с. 57].

     Приведенная трактовка развития личности, разрабатываемая  прежде всего отечественной психологией (А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев, А.В. Петровский, Л.С.Выготский), находится в русле концепции, согласно которой, по Л.С.Выготскому, «развитие есть непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся в первую очередь непрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях... единством общественного и личного при восхождении ребенка по ступеням развития».

     Другая  трактовка развития, согласно Л.С.Выготскому, находит воплощение в теориях  творческой эволюции, направляемой автономным, внутренним, жизненным порывом целеустремленно саморазвивающейся личности, волей к самоутверждению и самосовершенствованию [7;с. 14].

     Проведенный С.Д.Смирновым анализ движущих сил  и условий развития личности, представленный в широко известных зарубежных концепциях, показывает, как трактуются эти силы и условия:

     – по 3.Фрейду, основой индивидуального  и личностного развития являются врожденные влечения или инстинкты, где единственным источником психической  энергии признаются биологические влечения;

     – по К.Юнгу, развитие есть «индивидуализация» как дифференциация от общности. Конечная цель индивидуализации – достижение высшей точки «самости», целостности  и полного единства всех психических  структур;

     – по А.Адлеру, человеку от рождения присуще «чувство общности», или «общественное чувство», которое и побуждает его войти в общество, преодолеть чувство собственной неполноценности, обычно возникающее в первые годы жизни, и добиться превосходства за счет разного рода компенсаций;

     – по К.Хорни, основной источник энергии для развития личности – чувство беспокойства, неуютности, «коренной тревоги» и порождаемое им стремление к безопасности и т. д.

     Очевидно, что личностное развитие, становление  человека как личности, социального  существа столь многопланово, что его могут одновременно определять как внешние, так и внутренние условия. «Два основных противоречия определяют сущность человека, его развитие и многообразие его сущностных качеств и их сочетаний в характерологические комплексы. Это: а) отчужденность от природы и связь с ней; б) отчужденность от общества, группы, других людей и связь  ними» [19;с.80].

     Данный  процесс становления человека как  личности реально включает два компонента:

     а) развитие, осуществляющееся при изменении  физиологических, психологических состояний, и

     б) развитие, проявляющееся в освоении социального пространства (ребенок  осваивает социальные позиции в  процессе своего взросления).

     Развитие  человека как личности проявляется  в становлении его как части  социума, носителя культуры человечества, способного вносить новое в эту культуру.

1.3. Возрастная периодизация 

     Первыми, кто предложил возрастную периодизацию развития, были    Пифагор, Гиппократ  и Аристотель .

     Пифагор (VI в. до н.э.) выделял четыре периода  в жизни человека :

  • весну (становление человека) – от рождения до 20 лет;
  • лето (молодость) – 20-40 лет;
  • осень (расцвет сил) – 40-60 лет;
  • зиму (угасание) – 60-80 лет.

     Аристотель  делил детство и отрочество на три стадии:

  • первая – от рождения до 7 лет;
  • вторая – от 7 до 14 лет;
  • третья – от 14 до 21 года.

     На  сегодняшний день не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека, хотя в  разное время предпринимались многочисленные попытки создания возрастной периодизации. В результате этого появилось  множество различных классификаций, а единой классификации так и не было создано [16; с. 33].

     В классификации Дж. Биррена (1964) выделяются восемь фаз жизненного развития человека.

  • Первая фаза – младенчество, охватывает период до 2 лет.
  • Вторая фаза – предшколъный возраст, от 2 до 5 лет.
  • Третья фаза – детство, 5-12 лет.
  • Четвертая фаза – юность, 12-17 лет.
  • Пятая фаза – ранняя взрослость, 17-25 лет.
  • Шестая фаза – зрелость, 25-50 лет.
  • Седьмая фаза – поздняя зрелость, 50-75 лет.
  • Восьмая фаза – старость, от 75 лет и далее.

     По  мнению Б.Г. Ананьева, недостатком этой классификации является то, что здесь  не выдерживается единый принцип  дифференциации. Выделение второй фазы (предшкольный возраст) происходит не по возрастному критерию, как в  остальных случаях, а по социально  – педагогическому признаку.

     В классификации Д. Бромлея (1966) выделяются пять циклов развития:

  • внутриутробный,
  • детство,
  • юность,
  • взрослость,
  • старость.

     При этом каждый цикл в свою очередь  подразделяется на несколько стадий.

     Цикл  «детство» охватывает три стадии:

  • младенчество (от рождения до 18 месяцев),
  • дошкольное детство (от 18 месяцев до 5 лет),
  • раннее школьное детство (от 5 лет до 11-13 лет).

Информация о работе Развитие личности в онтогенезе