Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:17, курсовая работа
Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка природы самого человека. В каких разнообразных направлениях не велись поиски, какое множество концепций не было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между всеми нами очень много различий. Люди различаются не только своим внешним видом, но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы. Не считая того, что у этих людей одни и те же ткани и органы, трудно себе представить, какие общие свойства "человеческой натуры" могут их объединять. А когда горизонты научного поиска расширяются до исследования различных культур, мы обнаруживаем еще большее разнообразие основополагающих ценностей, устремлений и стилей жизни.
Цикл «юность» подразделяется на две стадии:
Цикл «взрослость» состоит из трех стадий:
Цикл «старость» начинается от 65 лет и включает в себя также три стадии:
В классификации Э. Эриксона выделяются следующие возрастные этапы, стадии психосоциального развития:
В одной из распространенных современных международных классификаций (Квинн В ., 2000) выделяются следующие возрастные этапы:
В
современном фундаментальном
Выводы
по 1 главе
Если обобщить определения
Можно сказать, что личность человека это социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему мотивационно потребностных отношений, опосредующих взаимодействия субъекта и объекта.
Такое определение личности вполне соответствует её пониманию в частности в отечественной психологии, (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович).
Во–первых личность является атрибутивной характеристикой каждого человеческого субъекта, но не самим этим субъектом.
И
во–вторых, что личность является такой
психологической
Таким образом, личность это система мотивационных отношений, которую имеет субъект.
А
также следует отметить, что в
принципе верная идея о том что
«личностью не рождаются», что личностью
человек становится, «выделывается»
послужила в отечественной
Глава
2. Особенности развития
личности человека
2.1.
Этапы формирования
личности
Первое рождение личности относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. Иным словами, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности.
А.Н.Леонтьев иллюстрирует это событие примером, который широко известен под названием «эффекта горькой конфеты».
Ребенок-дошкольник получает от экспериментатора практически невыполнимое задание: достать удаленную вещь, не вставая со стула. Экспериментатор выходит, продолжая наблюдать за ребенком из соседнего помещения. После безуспешных попыток ребенок встает, берет привлекающий его предмет и возвращается на место. Экспериментатор входит, хвалит его и предлагает в награду конфету. Ребенок отказывается от нее, а после повторных предложений начинает тихо плакать. Конфета оказывается для него «горькой».
О чем говорит этот факт? Анализ событий показывает, что ребенок был поставлен в ситуацию конфликта мотивов. Один его мотив - взять интересующую вещь (не - посредственное побуждение); другой - выполнить условие взрослого («социальный» мотив). В отсутствие взрослого верх взяло непосредственное побуждение. Однако с приходом экспериментатора актуализировался второй мотив, значение которого еще усилилось незаслуженной наградой. Отказ и слезы ребенка - свидетельство того, что процесс освоения социальных норм и соподчинения мотивов уже начался, хотя и не дошел еще до конца [23; с.71].
Тот факт, что именно в присутствии взрослого переживания ребенка начинают определяться социальным мотивом, очень знаменателен. Он служит ярким подтверждением общего положения о том, что «узлы» личности завязываются в интерперсональных отношениях и лишь затем становятся элементами внутренней структуры личности. Вполне возможно сказать, что здесь наблюдается ранняя стадия «завязывания» таких узлов.
Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Заметим, что эта способность к самоосознанию, саморуководству, самовоспитанию и отражена во втором признаке личности, разобранном выше [23 с.88].
Л.И.Божович считает, что в качестве переломных этапов онтогенетического развития личности следует рассматривать кризисы развития, анализ которых позволяет вскрыть психологическую сущность процесса формирования личности. Как известно, кризисы возникают на стыке двух возрастов. Каждый возраст характеризуется центральными системными новообразованиями, которые возникают в ответ на потребности ребенка и включают аффективный компонент, а потому несут в себе побудительную силу. Поэтому центральное для данного возраста новообразование, являющееся обобщенным результатом психического развития ребенка в соответствующий период, становится исходным для формирования личности ребенка следующего возраста. В детской психологии наиболее часто упоминается о трех критических периодах: 3, 7 и 12 - 16 лет. Л.С.Выготский анализировал еще кризис одного года, а подростковый делил на две фазы: негативную (13-14 лет) и позитивную (15-17 лет).
Только что родившийся ребенок (новорожденный) представляет собой существо, действующее под влиянием непосредственно идущих от организма присущих ему биологических потребностей. Затем поведение и деятельность ребенка начинают определяться восприятием тех предметов внешнего мира, в которых «кристаллизовались», т.е. нашли свое воплощение, его биологические потребности. В этот период он является рабом актуально действующей на него ситуации.
Однако уже на втором году жизни положение существенно меняется. В этот период формируется первое личностное новообразование - мотивирующие представления, выражающиеся в способности ребенка действовать в соответствии со своими внутренними побуждениями. Мотивирующие представления являются результатом первого синтеза интеллектуальных и аффективных компонентов, обеспечивающих ребенку «отрыв» от не-посредственно действующей на него ситуации. Они порождают у него стремление поступать согласно своим внутренним побуждениям и вызывают «бунт» ребенка, если реализация его активности встречает сопротивление среды. Конечно, это «бунт» стихийный, не намеренный, но он является свидетельством того, что ребенок вступил на путь формирования личности, и ему стали доступны не только реактивные, но и активные формы поведения [11; с.31].
Наглядно иллюстрирует это положение случай с мальчиком 1года 3 месяцев, описанный Л.И.Божович в книге «Личность и ее формирование в детском возрасте». Этот мальчик, играя в саду, завладел мячиком другого ребенка и не хотел его отдавать. В какой-то момент мячик удалось спрятать, а мальчика унести домой. Во время ужина он вдруг пришел в сильное волнение, начал отказываться от еды, капризничать, вылезать из стульчика, срывать с себя салфетку. Когда его спустили на пол (т.е. дали свободу), он с криком «мя… мя» побежал обратно в сад и успокоился только тогда, когда получил обратно мяч.
На следующем этапе (кризис 3 лет) происходит выделение ребенком самого себя в качестве субъекта в мире объектов, на которые он может воздействовать и которые может изменять. Здесь ребенок уже осознает свое «Я» и требует возможности проявлять свою активность («Я сам»). Это не только обусловливает новый шаг в преодолении ситуативности поведения, но и порождает у ребенка стремление активно воздействовать на ситуацию, преобразуя ее для удовлетворения своих потребностей и желаний.
На третьем этапе (кризис 7 лет) у ребенка возникает сознание себя как существа социального и своего места в системе доступных ему общественных отношений. Условно этот период можно обозначить периодом рождения социального «Я». Именно в это время у ребенка формируется «внутренняя позиция», порождающая потребность занять новое место в жизни и выполнять новую общественно значимую деятельность. И здесь, так же, как и во всех других случаях, у ребенка возникает протест, если обстоятельства его жизни не изменяются и тем самым мешают проявлению его активности.
Наконец, на последнем этапе возрастного развития у подростка возникает самосознание в собственном смысле слова, т. е., способность направлять сознание на свои собственные психические процессы, включая и сложный мир своих переживаний. Этот уровень развития сознания порождает у подростков потребность обернуться на самого себя, познать себя как личность, отличную от других людей и в соответствии с избранным образцом. Это, в свою очередь, вызывает у него стремление к самоутверждению, самореализации и самовоспитанию [17; с.77].
В
конце переходного возраста в
качестве новообразования этого периода
возникает самоопределение, которое характеризуется
не только пониманием самого себя - своих
возможностей и стремлений, но и пониманием
своего места в человеческом обществе
и своего назначения в жизни.
2.2.Методы
изучения
Для изучения личности в психологии используются многие методы. Мы остановимся на некоторых из них это – наблюдения, опрос, проективные. Которые включают в себя всё – от исследования особенностей обменных процессов до исследования индивидуальных психических функций [6;с.81].
Опрос – это общепризнаный способ сбора данных и высоко ценимый за возможность получения важной информации о поведении людей.
Опросники –это методики, материал
которых представляет вопросы,
на которые обследуемому
Опросники бывают открытого, закрытого типа. Открытый тип опросника – это когда ответы получаются в свободной форме.
Закрытый тип опросника – это когда обследуемый выбирает вариант, предлагаемый в опроснике.
Типологические опросники разрабатываются на основе определения типов личности и позволяют отнести обследуемого к определенному типу, который отличается своеобразными проявлениями. Например: тест Г.Ю.Айзенка «Самооценка психических состояний» (приложение1) представляет собой опросник , который позволяет выявить четыре базисных состояния человека (тревожность, фрустрация, агрессия, ригидность), являющиеся доминирующими в определенном континууме времени. Тестирование может проводиться как индивидуально, так и с целой группой испытуемых. Методика состоит из 40 вопросов, ответы на которые варьируются от 0 до 2 баллов в зависимости от степени выраженности того или иного предлагаемого качества или ситуации. Доминирующим является состояние, которое в сумме определяется набором более 10 баллов. Лица с выраженной тревожностью характеризуются неуверенностью, мнительностью, повышенной ответственностью за порученное дело, беспокойством о возможных неудачах, непереносимостью ожидания, психологическим атавизмом. Лица с выраженным состоянием фрустрации характеризуются депрессивным поведением, тревожностью, фрустрационной агрессией, которая может быть направлена на себя, на других, на весь свет, на вещи. Агрессия проявляется в завышенной самооценке, стремлении к лидерству, неумении прислушиваться к мнению собеседника, желании оставлять за собой последнее слово, мстительности. Состояние ригидности проявляется в психологическом консерватизме и негибкости личности: инерционность мышления, плохая переключаемость внимания, тенденция планировать свои действия заранее, нежелание менять привычки, привязанность к небольшому кругу старых друзей, упрямство. Протестировав испытуемого на определение уровня самооценки психических состояний и подсчитав результаты теста, пришла к следующим выводам: доминирующим является состояние ригидности среднего уровня. Состояние ригидности проявляется в психологическом консерватизме и негибкости личности: инерционность мышления, плохая переключаемость внимания, нежелание менять привычки, привязанность к небольшому кругу друзей. Интерпретируя другие состояния, получила следующие данные: у испытуемого средний уровень агрессивности, не имеет высокой самооценки, устойчив к неудачам, не боится трудностей, является не тревожным человеком .