Развитие личности в онтогенезе

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:17, курсовая работа

Описание работы

Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка природы самого человека. В каких разнообразных направлениях не велись поиски, какое множество концепций не было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между всеми нами очень много различий. Люди различаются не только своим внешним видом, но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы. Не считая того, что у этих людей одни и те же ткани и органы, трудно себе представить, какие общие свойства "человеческой натуры" могут их объединять. А когда горизонты научного поиска расширяются до исследования различных культур, мы обнаруживаем еще большее разнообразие основополагающих ценностей, устремлений и стилей жизни.

Работа содержит 1 файл

курсовая развитие личности вонтогенезе.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

       Опросник черт личности измеряет выраженность черт - устойчивых личностных признаков. Например 16 – факторный Тест: Р.Кеттелла, где под фактором имеется в виду глубинная личностная характеристика, определяющая группу устойчивых поведенческих проявлений и относительно независимая от других характеристик.

     Главная цель опроса состоит в сборе описательной информации о мнениях людей, их отношение  к разным вещам и об их представлении, о собственном поведении. Это структуированный сборник вопросов или утверждений. Чтобы результаты опроса были валидными, выборка должна отражать особенности популяции, быть репрезентативной [10; с.175].

     Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Наблюдение как научный эмпирический метод широко применяется с конца 19 в. в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, с начала 20 в.- в психологии труда.

     Виды  наблюдения:

     1.Несистематическое - не предполагает разработки детального плана наблюдения, важно создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях. Применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии.

     Систематическое - предполагает разработку детального плана, в котором четко описываются единицы наблюдения и процедуры их фиксирования. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды.

     2. «Сплошное» наблюдение: исследователь фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения.

     При выборочном наблюдении (приложение 2) исследователь обращает внимание на определенные параметры поведения или типы о поведенческих актов.

     3. При опосредованном наблюдении  используют наблюдательные приборы и средства фиксации результатов (аудио-, фото-, видеоаппаратуры, особые карты наблюдения и др.).

     4. Включенное наблюдение - наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует. При исследовании ребенка наблюдатель находится в тесном естественном общении с ним.

     1 вид включенного наблюдения: Наблюдаемые  знают о том, что их поведение  фиксируется исследователем; 2 вид  - наблюдаемые не знают, что  их поведение фиксируется (дети, играющие в комнате, одна стена  которой - зеркало Гезелла).

     Этапы процедуры исследования методом наблюдения:

     1. Определение предмета наблюдения (поведение), объекта (отдельные индивиды  или группы), ситуаций.

     2. Выбор способов наблюдения и  регистрации данных.

     3. Построение плана наблюдения (ситуации - объект - время).

     4. Выбор метода обработки результатов.

     5. Обработка и интерпретация полученной  информации.

     Предметом наблюдения могут быть различные  особенности вербального и невербального  поведения [14; с.207].

     А.А. Ершов выделяет типичные ошибки наблюдения:

     1. Гало-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.

     2. Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.

     3. Ошибка центральной тенденции. Стремление дать усредненную оценку наблюдаемому поведению.

     4. Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака.

     5. Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.

     6. Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет и оценку его поведения в дальнейшем [5; с.118]. 

       Проективные методы представляют собой специальную технику клинико-экспериментального исследования тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу.

     1. Конститутивные. Техники, входящие  в эту категорию, характеризуются  ситуацией, в которой то испытуемого  требуется создание некой структуры  из неструктурированного материала,  то есть предлагается какой-либо  аморфный материал, которому необходимо придать смысл. Примерами таких методик на завершение задания могут служить.

     Незаконченные предложения (приложение 3) - весьма популярная методика, применяемая в самых разнообразных исследованиях. Она может иметь некоторые интерпретации, например, респонденту предлагается самому дописать предложение или выбрать из нескольких предложенных вариантов. Техники незаконченного рисунка, такие как тест Вартегга или VAT`60, В отличие от Франка, который отводит здесь тесту Роршаха второстепенную роль, Зубин делает ссылку на него как на лучший пример конститутивного метода. Включение теста Роршаха в эту категорию зависит от того, как много «структур» готов увидеть человек в чернильных пятнах. А также лепка из пластилина или сходного вещества - род активности, который быстрее всего приходит в голову. В качестве другого примера Франк приводит технику рисования пальцами, тщательно разработанную Наполи и претендующую на статус методики, хотя на деле она не пользовалась популярностью.

     2. Конструктивные. Предлагаются оформленные детали (фигурки людей и животных, модели их жилищ и пр.), из которых нужно создать осмысленное целое и объяснить его. Сценотест, например, состоит из миниатюрных человеческих фигур, фигурок животных, деревьев и предметов повседневной жизни. Испытуемые, обычно дети и подростки, создают разные сцены из своей жизни (или заданные им экспериментатором), а по определённым особенностям этих сцен и рассказа о них делаются выводы как о личности их создателя, так и о специфике социального окружения. Различие между этой категорией и конститутивной аналогично различию между «сырым» и «переработанным» материалом. Последний, в форме строительных кубиков, кусочков мозаики и тому подобного, поддаётся скорее упорядочиванию, нежели моделированию по шаблону. Может быть, это различие покажется слишком тонким, но каждый сам определяет уровень сложности. Примером, относящимся к данной категории, может служить тест «Рисунок человека» или другие формы рисуночных заданий, отличные от «свободного выражения» согласно собственным склонностям.

     3. Интерпретационные методы - как ясно  из определения, испытуемый должен  истолковать некоторый стимул, исходя  из собственных соображений - ТАТ- хорошая иллюстрация этого  вида методик. Испытуемому предлагаются  таблицы-картины, на которых изображены относительно неопределённые ситуации, допускающие неоднозначную интерпретацию. В ходе обследования испытуемым составляется небольшой рассказ, в котором необходимо указать, что привело к изображённой ситуации, что происходит в настоящее время, о чём думают, что чувствуют действующие лица, чем эта ситуация завершится. Предполагается, что испытуемый идентифицирует себя с «героем» рассказа, что даёт возможность раскрытия внутреннего мира, его чувств, интересов и побуждений.

     4. Катартические. Предлагается осуществление  игровой деятельности в особо  организованных условиях. Например, психодрама в виде импровизированного  театрального представления позволяет  субъекту не только аффективно  отреагировать (игровой катарсис) - а тем самым добиться терапевтического эффекта, - но и даёт исследователю возможность обнаружить выносимые вовне конфликты, проблемы, другую личностно насыщенную продукцию. Здесь мы видим смещение акцента с процента на результат. Игровые техники задействуют фантазию испытуемого, и поэтому, являются типичным примером данной категории.

     5. Экспрессивные. Анализ почерка,  особенностей речевого общения.  Осуществление испытуемым изобразительной  деятельности, рисунок на свободную  или заданную тему, например, методика  «Дом-дерево-человек». По рисунку делаются выводы об аффективной сфере личности, уровне психосексуального развития и других особенностях.

     6. Импрессивные. Эти методики основываются  на изучении результатов выбора  стимулов из ряда предложенных. Испытуемый выбирает наиболее желательные, предпочитаемые им стимулы. Например, тест Люшера, состоящий из 8 цветных квадратов. Предъявляются все квадраты с просьбой выбрать наиболее приятный. Процедура повторяется с оставшимися квадратами до тех пор, пока в итоге образуется ряд, в котором цвета располагаются по их привлекательности. Психологическая интерпретация исходит из символического значения цвета. В качестве стимулов могут выступать фактически любые объекты живой и неживой природы.

     7.Аддитивные. От обследуемого требуется завершение имеющего начало предложения, рассказа или истории. Эти методики предназначены для диагностики разнообразных личностных переменных, от мотивов тех или иных поступков до отношения к половому воспитанию молодёжи [14; с.205].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы по 2 главе  

     Развитие  личности понимается в современной  психологии как системно-целостный  процесс. В отечественной психологии объектом системного анализа являются развивающиеся системы. В области  психологии личности использование  системного подхода позволяет расширить постановку таких методологических и исследовательских проблем, как изучение проблемы становления личности как компонента более широких систем, в составе которых личность выполняет важные для жизнедеятельности этих систем функции; изучение характера связей и отношений между компонентами личностной системы; исследование внутренней упорядоченности, интегративности личностной системы, ее строения, вертикальной и горизонтальной структуры, закономерностей целостного функционирования и реорганизации; анализ связи между генетическими и функциональными уровнями личностной системы; рассмотрение личностного развития как системного диахронического образования.

     В ходе формирования личности индивид в своём развитии проходит ряд этапов. Сначала в процессе взаимодействия с непосредственным окружением ребёнок усваивает формы, опосредующие его физическое существование. Расширение контактов ребёнка с социальным миром приводит к формированию «социального» слоя личности. На определённом этапе своего развития личность вступает в контакт с более высокими слоями человеческой  культуры – идеалами и духовными ценностями, лежащими в основе формирования духовного мира личности, нравственного самосознания.

      Сила  науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Цели, задачи и средства исследования обуславливают выбор соответствующего метода изучения личности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение   

     Формирование  личности предполагает развитие процесса целеобразования и соответственно развития действий субъекта. Действия, все более обогащаясь, как бы перерастают тот круг деятельностей, которые они реализуют, и вступают в противоречие с породившими их мотивами. Явления такого перерастания хорошо известны и постоянно описываются в литературе по возрастной психологии, хотя и в других терминах; они-то и образуют так называемые кризисы развития - кризис трех лет, семи лет, подросткового периода, как и гораздо меньше изученные кризисы зрелости. В результате происходит сдвиг мотивов на цели, изменение их иерархии 
и рождение новых мотивов - новых видов деятельности; прежние цели психологически дискредитируются, а отвечающие им действия или вовсе перестают существовать, или превращаются в безличные операции, 
Внутренние движущие силы этого процесса лежат в исходной двойственности связей субъекта с миром, в их двоякой опосредованности - предметной деятельностью и общением. Ее развертывание порождает не только двойственность мотивации действий, но благодаря этому также и соподчинения их, зависящие от открывающихся перед субъектом объективных отношений, в которые он вступает. Развитие и умножение этих особых по своей природе соподчинений, возникающих только в условиях жизни человека в обществе, занимает длительный период, который может 
быть назван этапом стихийного, не направляемого самосознанием складывания личности. На этом этапе, продолжающемся вплоть до подросткового возраста, процесс формирования личности, однако, не заканчивается, он только подготавливает рождение сознающей себя личности. 
В  психологической литературе постоянно указывается то младший 
дошкольный, то подростковый возрасты как переломные в этом отношении. Личность действительно рождается дважды: первый раз - когда у ребенка проявляются в явных формах полимотивированность и соподчиненность его действий ( вспомним феномен "горькой конфеты" и подобные ему ), второй раз - когда возникает его сознательная личность.

Информация о работе Развитие личности в онтогенезе