Развитая личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:43, реферат

Описание работы

В соответствии с этим пониманием, "личность" - понятие описательное, с помощью которого фиксируют внутренние, глубинные отличия людей друг от друга, отмечают как тип и черты личности важнейшие особенности их поведения, общения и реагирования. При таком взгляде личностью является каждый из нас, имея при этом различные личностные особенности.
Массовая личность - личность, массово тиражируемая расхожими шаблонами местной культуры.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 24.85 Кб (Скачать)

Развитая личность - личность, достигшая высших уровней развития. Личность развившаяся и не деградирующая.

Слово "личность" в современной  культуре имеет четыре основных смысла: личность как лицо и субъект, личность как звание, личность как человек  с особенностями, личность как элемент  внутренней жизни человека.

Личность как лицо и  субъект. В этом понимании, личность - то или иное лицо, субъект отношений  или деятельности. Устанавливая вашу личность, полицейский изучает ваш паспорт.

Личность как звание. В  этом, втором понимании, "личность" - понятие ценностное, личностью  называют человека за те или иные заслуги. Тут утверждается, что личностью  является не каждый, не с рождения, личность - это некоторое звание, и у  разных людей - разный уровень развития личности.

Личность - не рождаются, личностью - становятся! Или - не становятся...

Личность как человек  с особенностями. В соответствии с этим пониманием, "личность" - понятие описательное, с помощью  которого фиксируют внутренние, глубинные  отличия людей друг от друга, отмечают как тип и черты личности важнейшие  особенности их поведения, общения  и реагирования. При таком взгляде  личностью является каждый из нас, имея при этом различные личностные особенности.

Массовая личность - личность, массово тиражируемая расхожими шаблонами местной культуры. Человек, живущий по шаблону, не включая голову, решающий только ситуативные задачи, не осмысляющий свою жизнь в целом, не ищущий свой путь и свое дело. Обычно это личность невысокого личностного и культурного уровня, неразвившаяся или деградирующая.

Массовой личности противопоставляется  развитая личность - личность, не обязательно  достигшая высших уровней развития, но имеющая ожидаемый, принятый в  данном кругу определенный личностный и культурный уровень.

 Критерии 

Четких критериев между  массовой и развитой личностью нет, но отличие между массовой и развитой личностью для нас так же очевидно, как отличие образованного и  необразованного человека.

 Культурная и историческая  относительность 

Данный человек - массовая или развитая личность? Едва ли об этом можно уверенно говорить как об абсолютной величине, речь идет об относительных  оценках, оценках внутри современной  культуры. Внутри современной культуры можно уверенно говорить, что это  существо - массовая личность, а этот человек - развитая личность. При этом в сравнении с развитой личностью  дикаря современная массовая личность гораздо более развита.

 Маяки для ориентировки

Массовая личность обычно живет по принципу Потому что, мотивируясь  прошлым и воспроизводя шаблонное  поведение. Развитая личность чаще практикует принцип Для того, чтобы, ставя  цели и подбирая наиболее подходящие пути и средства их достижения. Массовая личность может ставить цели и  их достигать, но это - не их цели. Им их сообщили, они со страху или от недостатка соображения приняли, далее к  ним привыкли и стали считать  своими. Развитая личность свои цели всегда обдумывает, соотнося со своими целями и принципами.

Основные характеристики развитой личности

За основу можно взять  описание самоактуализации как результата развития личности:

Самоактуализация - процесс  полного разворачивание личностного  потенциала, раскрытие в человеке того лучшего, что заложено в нем  природой. Самоактуализация не имеет  внешней цели и не может задаваться социумом: это то, что идет изнутри  человека, выражая его внутреннюю природу.

Реальность самоактуализации сложна, и далеко не всякая самоактуализация радует и человека, и окружающих. Самоактуализация встречается активная и пассивная, глубокая и поверхностная, гармоничная и проблемная.

Пассивная и активная. Пассивная  самоактуализация происходит в пассивном  личностном росте, когда интеллект  и психологическая культура растут сами и естественно, так же как  растет тело человека. В активном (продуктивном) личностном росте у человека появляется замысел, формируется намерение, многие ставят цели - после чего человек  самостоятельно занимается самосовершенствованием либо проходит занятия и тренинги, развивающие нужные ему умения и навыки.

Осторожная и энергичная. А. Маслоу был сторонником энергичной самоактуализации, Карл Роджерс - осторожной. Сравните: "Если мы способны освободить индивида от защитных реакций, открыть  его восприятие как для широкого круга своих собственных нужд, так и для требований окружающих людей и общества в целом, мы можем  быть уверены, что его последующие  действия будут положительными, созидательными, продвигающими его вперед» - тихо размышляет К. Роджерс. Абрахам Маслоу почти кричит: "Самоактуализация - это непрерывная реализация потенциальных  возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или  призвания, судьбы и т.п., как более  полное познание и, стало быть, приятие  своей собственной изначальной  природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности".

Глубокая и поверхностная. Глубокая, сущностная самоактуализация - это личностный рост, развитие личности, устремленность человека "ввысь". В быту, пройдя через фильтры массовой личности, самоактуализация становится чем-то более простым и дешевым, теряет глубину и устремленность ввысь. Такая, поверхностная самоактуализация - это актуализация себя (не лучшее в  себе, а все то, что сейчас во мне  есть - без разбора), свободное самовыражение, делание всего того, что кажется  идущим изнутри, реализация уже имеющихся  склонностей и способностей.

Самовыражение - выражение  наружу, людям того, что находится  в человека внутри него как его  актуальное содержание. Самовыражение  отличается от стремления к самоактуализации тем, что в самоактуализации происходит рост и развитие личности, а не просто выражение наружу того, что уже  сформировалось и есть.

Гармоничная и проблемная. Есть данные, что несвоевременная  или слишком напряженная потребность  в самоактуализации плохо отражается на личностном и душевном здоровье личности. Видимо, в целях большей  экологически свою самоактуализацию нужно  разумно планировать, как и любую другую деятельность.

Нередко самоактуализацию представляют как главный путь и результат  этого пути как вершину развития личности, однако оснований для этого  недостаточно. Правда то, что путь самоактуализация является манящим и привлекательным  как для многих психологов, так  и обычных людей, однако не очевидно, что этот путь развития - единственно  правильный и наиболее эффективный. Факт, что некоторые люди, идущие путем самоактуализации и живующие в этом стиле, к пожилому возрасту достигают впечатляющих результатов. Они здоровы, счастливы, успешны, их любят и уважают. Также верно, что они не идеальны. При этом важно, что есть люди, достигшие впечатляющие результатов другим путем. А также нужно учитывать, что в других возрастах и в других культурах путь самоактуализации оказывается спорным и порождает не гармоничную, а проблемную личность.

Условия самоактуализации

При том, что самоактуализация происходит изнутри, от внутренней природы  человека, внешние обстоятельства могут  на процесс самоактуализации серьезно влиять, способствуя либо препятствуя  ей. Внутренними условиями самоактуализации являются личностное здоровье и потребность  в самоактуализации. По поводу внешних  условий - ведутся споры. Если К. Роджерс  был убежден, что главным условием самоактуализации является теплая поддержка, другие авторы считают, что трудные  условия и вызов, встающий перед  человеком, для самоактуализации не менее важны.

  • образованность и понимание пути мудрости, развитость позиций восприятия.

Позиции восприятия - положения  наблюдателя во внутреннем пространстве относительно воспринимаемого объекта. Это те или иные точки зрения, которые занимает человек при  восприятии той или иной жизненной  ситуации, а также связанные с  этим состояния.

Нулевая позиция восприятия. Игнорирование личного восприятия актуальной ситуации и происходящего, подчинение внешним силам и требованиям.

Когда человек живет более  осмысленно, он развивает (и активно  использует) следующие пять позиций  воспрития:

Первая позиция восприятия. Восприятие человеком ситуации и  всего происходящего с точки  зрения своей личной позиции, своей  картины мира и своих личных интересов.

Вторая позиция восприятия. Я в позиции Другого, взгляд на ситуацию глазами другой стороны, с  точки зрения его картины мира и его интересов.

Третья позиция восприятия. Объективный взгляд на себя и ситуацию, взгляд как бы со стороны, позиция  стороннего наблюдателя: «Ничего личного!».

Четвёртая позиция восприятия. Мудрый, объемный, стратегический, системный - и одновременно личный взгляд. Я  и ты - мы часть системы.

Пятая позиция восприятия - позиция Ангела, бескорыстная и  радостная забота. «Я там, где я  нужен!» «У меня все в порядке. Я рад за вас, если сумел вам  помочь. Я огорчен за вас, если помочь вам не сумел».

  • высокие ценности: чувство ответственности за близких людей, постижение тихой постромантической любви и преданности,

 

  • уважение к разумной власти и достойным авторитетам,

 

  • обретение своего места в жизни, своего призвания, куда можно положить все свои способности и таланты.

 

  • своя система ценностей, наличие жизненного опыта, который включает в себя как настоящий успех, так и серьезные утраты,

 

  • смелость в притязаниях и реалистичность в постановке жизненных задач,

 

  • спокойное признание смерти и других неизбежных потерь, умение терпеть неизбежное, принятие естественного несовершенства мира, себя и окружающих,

 

  • смелость быть хорошими, добродетельными людьми, готовность принять безвестность, отсутствие признания.

Главное направление  развития развитой личности

Конкретное видение, в  какую сторону правильно развиваться  личности, чтобы получить звание "Развитая личность" - разнится.

Гуманистический, клиент-центрированный подход видит идеалом развития гармонически развитую личность, личность с равномерным  развитием всех сторон и живующую без внутренних конфликтов, с внутренней гармонией.

Гармонически развитая личность - вариант развитой личности, личность с равномерным развитием всех сторон и живующая без внутренних конфликтов, с внутренней гармонией.

Такому человеку хорошо и  весело. Скорее всего, так же славно и с ним. Но если это не так и  с ним кому-то не сладко, его это  не очень волнует. Главное - должно быть хорошо ему. Красивый вариант Потребителя, как правило в варианте разумного  эгоизма: "Если будет хорошо окружающим, лучше будет и мне! Поэтому, чтобы  было хорошо мне, я готов заботиться об окружающих"

Является идеалом развития для гуманистического, клиент-центрированного  подхода. Другой сильной альтернативой  гармонически развитой личности является иерархически развитая личность.

Гармонически развитая личность и гармоничная личность - практически  синонимы, хотя определенные смысловые  различия между этими понятиями  есть. По определению О.И. Моткова, гармоничная  личность - это личность с оптимально интегрированной внутренней динамической структурой, с оптимальной согласованностью с внешним миром, с оптимально протекающими жизнедеятельностью и  развитием.

Реалистический, социально-ориентированный  подход видит идеалом развития иерархически развитую личность, выполнившую свои задачи перед чем-то для нее Высшим (семьей или обществом. В религиозно-ориентированном  подходе - перед Богом)

Иерархически развитая личность является идеалом развития для реалистического, социально-ориентированного подхода. Другой сильной альтернативой иерархически развитой личности является гармонически развитая личность.

Например, это:

Деятель, Творец, Руководитель или Владелец, без сбоев в адекватности, взрослости и в стабильно высоком  эмоциональном тоне.

Уровень развития личности   

Основной показатель уровня развития личности - способность человека самому определять свою жизнь, быть сильнее  обстоятельств. Определяется силой  ядра личности и развитостью периферии  личности.

 Показатели уровня  развития личности 

Развитие интеллекта: дурачок, адекватный, умный, разумный, мудрый.

Развитие эмоционального интеллекта, способность к вчувствованию  и сопереживанию, владение арсеналом  влияния через эмоции и чувства.

Объем заботы, взросление: от человека-ребенка к взрослому  человеку, далее большому и великому человеку.

0 Дети. Человек-ребенок - нуждаются (у них нужды) в  утешении и директивах. 1 Человек-подросток  - заинтересованы в консультациях  и поддержке, но борются за  признание своей самостоятельности. 2 Состоявшаяся (взрослая) личность - Дают  консультации и поддержку. 

Уровень развития инициативы и ответственности 

Иждивенец, исполнитель, специалист, ответственный сотрудник, руководитель среднего звена, директор, владелец.

Уровень культуры, куда входит в том числе грамотность, в  том числе психологическая грамотность.

Уровень душевного здоровья: от невротика к здоровому. Умение находиться в гармонии с собой  и окружающими, продуктивность конфликтов, любовь к себе и окружающим.

Воспитанность, эстетическое развитие.

Умение и привычка к  развитию.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Электронный ресурс: http://www.psychologos.ru/Психологос

 


Информация о работе Развитая личность