Психодиагностика психологической готовности к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка – начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность. Ученые, педагоги и родители прилагают максимум усилий к тому, чтобы сделать школьное обучение не только эффективным, но и полезным, приятным, желанным как для детей, так и для заботящихся о них взрослых. Особое внимание при этом уделяется психическому здоровью учащихся, гармоничному развитию их личности. Эти тенденции отчетливо заметны на примере образования новых направлений психологической науки: детской практической психологии, школьной психологии, профилактического направления детской и подростковой медицинской психологии.

Содержание

Введение……………..……………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические исследования проблемы психологической готовности к школьному обучению
1.1. Понятие психологической готовности детей к школьному обучению….7
1.2. Дошкольное развитие ребенка …………………………………………….11
1.3. Личностная готовность к школьному обучению. Формирование внутренней позиции школьника ……………………………………………….13
1.4. Интеллектуальная готовность к школьному обучению………………….16
1.5. Волевая готовность к школьному обучению ……………………………..20
Выводы по главе 1……………………………………………………………….22
Глава 2. Эмпирические исследования диагностики интеллектуальной готовности к школьному обучению
2.1. Методы и организация исследования……………………………………...24
2.2. Результаты исследования интеллектуальной готовности к школе ……..34
Выводы по главе 2……………………………………………………………….41
Заключение………………………………………………………………..…….43
Список литературы…………………………………………………………….46

Работа содержит 1 файл

4й КР.doc

— 337.00 Кб (Скачать)

              Общий анализ результатов:

              Высокий уровень психического развития у Максима составил 14,28%.

              Средний уровень психического развития у Ильи, Арины, Саши, Алины, Ксении, Степана составляет 85,71%.

              Вторым методом в исследовании был тест Я Йирасика (опросник), он дает более полный анализ мыслительного и коммуникативного развития, общего уровня мышления, кругозора, развития социальных качеств.

              Проводим тест в форме «вопрос-ответ». Ответы оцениваются в баллах. Затем суммируются (таблица 1). Таким образом, суммировав полученные баллы по каждому вопросу, получаем общий бал. Следует отметить, что у всех детей общий балл – положительный.

Общий балл у Саши, Ильи, Арины, Алины находится в пределах от 0 до +13, что соответствует среднему показателю вербального интеллекта.

Общий балл у Ксении от +14 до 23, что соответствует вербальному интеллекту выше среднего. Общий балл у Степана и Максима от +24 и выше, это показатель высокого вербального интеллекта.

При опросе наводящие вопросы практически не использовались.

Анализ исследования:

Высокий показатель вербального интеллекта у Степана и Максима составил 28,57%.

Выше среднего показатель вербального интеллекта у Ксении составил 14,28%.

Средний показатель вербального интеллекта у Ильи, Арины, Саши, Алины составил 57,14%.

Третьим методом в исследовании использовался тест Венгера «10слов». Он позволяет проверить уровень развития слуховой памяти (таблица 2).

Испытуемый №1 Илья – с первой попытки запомнил 4 слова,  кривая запоминания носит возрастающий характер, достигает 8-ми слов, что говорит  о развитии слуховой памяти, внимания, мышления, в соответствии с нормативными показаниями (рисунок 3).

              Испытуемый №2 Арина – с первой попытки запомнила более 4-х слов, кривая запоминания соответствует среднему уровню развития психических процессов (рисунок 3)

              Испытуемый №3 Саша – с первой попытки запомнил 4 слова, кривая запоминания носит неустойчивый характер, отмечены признаки утомления (рисунок 3)

              Испытуемый №4 Алина – с первой попытки запомнила менее 4-х слов, что является показателем не соответствующим нормативным, кривая запоминания носит возрастающий характер (рисунок 3).

              Испытуемый №5 Максим – с первой попытки ребенок запомнил не менее 4-х слов, кривая запоминания соответствует среднему уровню развития (рисунок 3).

Испытуемый №6 Ксения – с первой попытки не менее 4-х слов, кривая запоминания приближена к средним нормативным показателям (рисунок 3).

Испытуемый №7 Степан – с первой попытки запомнил не менее 4-х слов и кривая запоминания носит возрастающий характер, устойчивая нервная система (рисунок 3).

Общий анализ результатов:

Средний уровень развития слуховой памяти у Ильи, Арины, Максима, Ксении, Степана составил 71,42%.

Признаки утомления у Саши, что составляет 14,28%.

Уровень не соответствует нормативным показателям развития слуховой памяти у Алины и составил 14,28%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Тест Я Йирасика (опросник)

Анализ мыслительного и коммуникативного развития, общего уровня мышления, кругозора, развития социальных качеств.

 

№ вопроса

Имена испытуемых

Арина

Ксения

Алина

Максим

Саша

Илья

Степан

1

0

0

0

0

0

0

0

2

0

0

-3

0

-3

-3

0

3

0

0

0

0

-4

-4

0

4

0

0

0

0

0

0

0

5

-1

0

-1

1

-1

-1

1

6

0

0

0

0

0

-1

0

7

1

1

-1

1

0

1

1

8

0

3

0

4

0

0

3

9

0

0

-1

0

-1

-1

0

10

0

0

0

0

-1

-1

0

11

1

1

0

1

0

0

1

12

2

2

0

2

2

2

2

13

2

3

2

3

2

2

2

14

0

0

0

2

0

2

2

15

0

3

0

2

2

2

2

16

0

2

4

4

2

2

4

17

2

2

0

2

0

2

2

18

2

4

2

2

2

2

2

19

2

2

0

2

0

0

2

20

0

0

0

0

0

0

0

Общ.б

11

23

2

26

0

4

24

 

 

 

 

Таблица 2

Тест Венгера «10слов»

Определение психических процессов: памяти, внимания, мышления.

Подготовительная группа

И.ребенка Илья

попытки

кот

лес

дом

ночь

игла

мост

брат

конь

окно

стул

кол-во

1

-

-

+

+

+

-

+

-

-

-

4

2

+

+

-

+

-

-

-

-

+

+

5

3

+

+

-

+

+

+

-

-

+

+

7

4

+

+

+

-

+

+

+

-

+

+

8

 

И.ребенка  Арина

попытки

кот

лес

дом

ночь

игла

мост

брат

конь

окно

стул

кол-во

1

+

+

-

-

-

+

+

-

+

+

6

2

+

+

-

+

-

-

+

-

+

+

6

3

+

+

-

-

-

+

+

+

+

+

7

4

+

+

-

-

-

+

+

+

-

+

6

 

 

И.ребенка Саша

попытки

кот

лес

дом

ночь

игла

мост

брат

конь

окно

стул

кол-во

1

-

-

-

-

-

+

+

-

+

+

4

2

+

-

-

-

-

-

+

+

+

-

4

3

+

+

-

+

-

-

+

+

+

+

7

4

+

-

-

-

-

-

+

+

+

+

5

Информация о работе Психодиагностика психологической готовности к школе