Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:21, курсовая работа
Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка – начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность. Ученые, педагоги и родители прилагают максимум усилий к тому, чтобы сделать школьное обучение не только эффективным, но и полезным, приятным, желанным как для детей, так и для заботящихся о них взрослых. Особое внимание при этом уделяется психическому здоровью учащихся, гармоничному развитию их личности. Эти тенденции отчетливо заметны на примере образования новых направлений психологической науки: детской практической психологии, школьной психологии, профилактического направления детской и подростковой медицинской психологии.
Введение……………..……………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические исследования проблемы психологической готовности к школьному обучению
1.1. Понятие психологической готовности детей к школьному обучению….7
1.2. Дошкольное развитие ребенка …………………………………………….11
1.3. Личностная готовность к школьному обучению. Формирование внутренней позиции школьника ……………………………………………….13
1.4. Интеллектуальная готовность к школьному обучению………………….16
1.5. Волевая готовность к школьному обучению ……………………………..20
Выводы по главе 1……………………………………………………………….22
Глава 2. Эмпирические исследования диагностики интеллектуальной готовности к школьному обучению
2.1. Методы и организация исследования……………………………………...24
2.2. Результаты исследования интеллектуальной готовности к школе ……..34
Выводы по главе 2……………………………………………………………….41
Заключение………………………………………………………………..…….43
Список литературы…………………………………………………………….46
Общий анализ результатов:
Высокий уровень психического развития у Максима составил 14,28%.
Средний уровень психического развития у Ильи, Арины, Саши, Алины, Ксении, Степана составляет 85,71%.
Вторым методом в исследовании был тест Я Йирасика (опросник), он дает более полный анализ мыслительного и коммуникативного развития, общего уровня мышления, кругозора, развития социальных качеств.
Проводим тест в форме «вопрос-ответ». Ответы оцениваются в баллах. Затем суммируются (таблица 1). Таким образом, суммировав полученные баллы по каждому вопросу, получаем общий бал. Следует отметить, что у всех детей общий балл – положительный.
Общий балл у Саши, Ильи, Арины, Алины находится в пределах от 0 до +13, что соответствует среднему показателю вербального интеллекта.
Общий балл у Ксении от +14 до 23, что соответствует вербальному интеллекту выше среднего. Общий балл у Степана и Максима от +24 и выше, это показатель высокого вербального интеллекта.
При опросе наводящие вопросы практически не использовались.
Анализ исследования:
Высокий показатель вербального интеллекта у Степана и Максима составил 28,57%.
Выше среднего показатель вербального интеллекта у Ксении составил 14,28%.
Средний показатель вербального интеллекта у Ильи, Арины, Саши, Алины составил 57,14%.
Третьим методом в исследовании использовался тест Венгера «10слов». Он позволяет проверить уровень развития слуховой памяти (таблица 2).
Испытуемый №1 Илья – с первой попытки запомнил 4 слова, кривая запоминания носит возрастающий характер, достигает 8-ми слов, что говорит о развитии слуховой памяти, внимания, мышления, в соответствии с нормативными показаниями (рисунок 3).
Испытуемый №2 Арина – с первой попытки запомнила более 4-х слов, кривая запоминания соответствует среднему уровню развития психических процессов (рисунок 3)
Испытуемый №3 Саша – с первой попытки запомнил 4 слова, кривая запоминания носит неустойчивый характер, отмечены признаки утомления (рисунок 3)
Испытуемый №4 Алина – с первой попытки запомнила менее 4-х слов, что является показателем не соответствующим нормативным, кривая запоминания носит возрастающий характер (рисунок 3).
Испытуемый №5 Максим – с первой попытки ребенок запомнил не менее 4-х слов, кривая запоминания соответствует среднему уровню развития (рисунок 3).
Испытуемый №6 Ксения – с первой попытки не менее 4-х слов, кривая запоминания приближена к средним нормативным показателям (рисунок 3).
Испытуемый №7 Степан – с первой попытки запомнил не менее 4-х слов и кривая запоминания носит возрастающий характер, устойчивая нервная система (рисунок 3).
Общий анализ результатов:
Средний уровень развития слуховой памяти у Ильи, Арины, Максима, Ксении, Степана составил 71,42%.
Признаки утомления у Саши, что составляет 14,28%.
Уровень не соответствует нормативным показателям развития слуховой памяти у Алины и составил 14,28%.
Таблица 1
Тест Я Йирасика (опросник)
Анализ мыслительного и коммуникативного развития, общего уровня мышления, кругозора, развития социальных качеств.
№ вопроса | Имена испытуемых | ||||||
Арина | Ксения | Алина | Максим | Саша | Илья | Степан | |
1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
2 | 0 | 0 | -3 | 0 | -3 | -3 | 0 |
3 | 0 | 0 | 0 | 0 | -4 | -4 | 0 |
4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
5 | -1 | 0 | -1 | 1 | -1 | -1 | 1 |
6 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | -1 | 0 |
7 | 1 | 1 | -1 | 1 | 0 | 1 | 1 |
8 | 0 | 3 | 0 | 4 | 0 | 0 | 3 |
9 | 0 | 0 | -1 | 0 | -1 | -1 | 0 |
10 | 0 | 0 | 0 | 0 | -1 | -1 | 0 |
11 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
12 | 2 | 2 | 0 | 2 | 2 | 2 | 2 |
13 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 |
14 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 2 | 2 |
15 | 0 | 3 | 0 | 2 | 2 | 2 | 2 |
16 | 0 | 2 | 4 | 4 | 2 | 2 | 4 |
17 | 2 | 2 | 0 | 2 | 0 | 2 | 2 |
18 | 2 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
19 | 2 | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 | 2 |
20 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Общ.б | 11 | 23 | 2 | 26 | 0 | 4 | 24 |
Таблица 2
Тест Венгера «10слов»
Определение психических процессов: памяти, внимания, мышления.
Подготовительная группа
И.ребенка Илья
№ попытки | кот | лес | дом | ночь | игла | мост | брат | конь | окно | стул | кол-во |
1 | - | - | + | + | + | - | + | - | - | - | 4 |
2 | + | + | - | + | - | - | - | - | + | + | 5 |
3 | + | + | - | + | + | + | - | - | + | + | 7 |
4 | + | + | + | - | + | + | + | - | + | + | 8 |
И.ребенка Арина
№ попытки | кот | лес | дом | ночь | игла | мост | брат | конь | окно | стул | кол-во |
1 | + | + | - | - | - | + | + | - | + | + | 6 |
2 | + | + | - | + | - | - | + | - | + | + | 6 |
3 | + | + | - | - | - | + | + | + | + | + | 7 |
4 | + | + | - | - | - | + | + | + | - | + | 6 |
И.ребенка Саша
№ попытки | кот | лес | дом | ночь | игла | мост | брат | конь | окно | стул | кол-во |
1 | - | - | - | - | - | + | + | - | + | + | 4 |
2 | + | - | - | - | - | - | + | + | + | - | 4 |
3 | + | + | - | + | - | - | + | + | + | + | 7 |
4 | + | - | - | - | - | - | + | + | + | + | 5 |
Информация о работе Психодиагностика психологической готовности к школе