Психодиагностика психологической готовности к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка – начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность. Ученые, педагоги и родители прилагают максимум усилий к тому, чтобы сделать школьное обучение не только эффективным, но и полезным, приятным, желанным как для детей, так и для заботящихся о них взрослых. Особое внимание при этом уделяется психическому здоровью учащихся, гармоничному развитию их личности. Эти тенденции отчетливо заметны на примере образования новых направлений психологической науки: детской практической психологии, школьной психологии, профилактического направления детской и подростковой медицинской психологии.

Содержание

Введение……………..……………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические исследования проблемы психологической готовности к школьному обучению
1.1. Понятие психологической готовности детей к школьному обучению….7
1.2. Дошкольное развитие ребенка …………………………………………….11
1.3. Личностная готовность к школьному обучению. Формирование внутренней позиции школьника ……………………………………………….13
1.4. Интеллектуальная готовность к школьному обучению………………….16
1.5. Волевая готовность к школьному обучению ……………………………..20
Выводы по главе 1……………………………………………………………….22
Глава 2. Эмпирические исследования диагностики интеллектуальной готовности к школьному обучению
2.1. Методы и организация исследования……………………………………...24
2.2. Результаты исследования интеллектуальной готовности к школе ……..34
Выводы по главе 2……………………………………………………………….41
Заключение………………………………………………………………..…….43
Список литературы…………………………………………………………….46

Работа содержит 1 файл

4й КР.doc

— 337.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

              Таким образом, анализируя проблему психологической готовности ребенка к школьному обучению. Мы видим, что особое место в период дошкольного детства занимают шестилетки. Эта особенность связана прежде всего с проблемой обучения детей с 6 лет. Все психологи, работающие с шестилетними детьми, приходят к выводу: шестилетний ребенок первоклассник по уровню своего психического развития остается ребенком – дошкольником. Многие дети поступают в школу не с семи, а с шести лет. Дети шестилетнего возраста в силу их специфических особенностей в личностном, интеллектуальном, волевом развитии не могут полностью развиваться в условиях жесткой формализованной системы школьного обучения. Вопрос о поступлении (или не поступлении) ребенка 6 лет должен решаться индивидуально, исходя из его психологической готовности к систематическому обучению в школе – достаточно высокого уровня развития личностной, интеллектуальной, волевой сфер. Если какой либо компонент отстает в развитии, то это соответствующим образом будет влиять на другие стороны психики (они тоже могут отставать).

              Именно психологическая готовность ребенка к школе и будет определять варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту. В сознании ребенка представление о школе должно приобрести черты искомого образа жизни. Внутренняя позиция получила новое содержание – стала внутренней позицией школьника, т.е. ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития – младший школьный возраст. В этот период развиты мыслительные процессы, ребенок способен обобщать, сравнивать, делать выводы. Развита широта образных и пространственных представлений, соответствующее речевое развитие, познавательная активность. Появляется определенная волевая направленность. На первый план выдвигаются группы мативов, которые для ребенка становятся наиболее важными и руководствуясь ими, ребенок сознательно добивается поставленной цели, не отвлекаясь на какие-то посторонние моменты. Свои действия ребенок подчиняет мотивам общественного характера, у него появляется уровень целенаправленности, типичный для школьника.

              Таким образом, не сформированность одного из компонентов школьной готовности является неблагополучным вариантом развития и ведет к затруднениям в адаптации к школе, в учебной и социально-психологической сфере.

              Для того чтобы подготовка к школьному обучению была успешной, необходимо в детском саду на этапе адаптации к школе проводить специальные занятия подготовки до школы и диагностику школьной готовности:

1.      выявление особенностей психического развития детей с целью разработки индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе;

2.      выявление детей не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации;

3.      распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их зоной ближайшего развития;

4.      Отсрочка на один год начала обучения детей не готовых к школе, если им еще не исполнилось семь лет.

Поставленная в исследовании Цель: изучить проблему диагностики психологической готовности детей к школьному обучению - достигнута.

Исследования по выявлению психологической готовности позволило экспериментально доказать, что с помощью определенных тестов можно получить информацию об уровне способностей ребенка. Чтобы потом сосредоточить внимание и приложить усилия в той области, которая требует дополнительного внимания.

В теоретической части работы изучено понятие психологической готовности детей к школьному обучению; описано дошкольное развитие ребенка; рассмотрены виды готовности к школьному обучению.

Обзор исследований в области психологии диагностики к школьному обучению подтверждает теоретическую закономерность влияния психологической готовности к школе на дальнейшее обучение в школе.

На основании полученных данных может быть предложен комплекс рекомендаций по профилактике школьной дезадаптации. Для успешного достижения этой цели могут создаваться различные классы, в задачу которых должно входить осуществление индивидуального подхода в обучение по отношению к детям, как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации.

Дальнейшие исследования могут быть направлены на более полное изучение сфер психологической готовности к школьному обучению, а также сравнение детей шести и семи лет.

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент не только для ребенка, но и для родителей. Пусть он знает, ему всегда помогут и поддержат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.  Безруких М.М., Ефремова С.П. Ребенок – идет в школу. – М.: Просвещение.- 1998. – 240С.

2.  Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение.- 1968.- 148С.

3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Готовим ребенка к школе. 4-у изд. перераб. и доп.- СПб.: Питер, 2008.-192С.: ил.- (Серия «Детскому психологу»).

4. Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание. - 1995. - №8. - с. 66-74.

5. Выготский Л.С.Детская психология// Собр. соч.: В 6 т. М.: Просвещениею.- 1982.

6.  Готовность к школе. Руководство практического психолога./ Под ред. И.В. Дубровиной.– М. Академия - 1998. - 120С.

7. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе: диагностико-развивающая программа//Психологическая наука и образование. – 1998. - №2.- с. 25-32.

8.   Диагноз - первоклассник// Учительская газета. 1999. - № 15. - с.10.

9. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М. Просвещение.- 1988. – 190 С.

10.   Кравцова Е.Е.  Психологические  проблемы  готовности детей к обучению в школе. - М. Педагогика.- 1991. – 152 С.

11. Кушнир Н.Я., Максимук Н.Н. Введение в школьную жизнь.– Минск Народная асвета. 1998.- 132С.

12. Кушнир Н.Я. Программа психолого-педагогического обследования при поступлении детей в 1 классе// Пачатковая школа. 1992.- №3. - №5.

13. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самосознания у дошкольников –Кишинев. – Штилнце 1983.- 25-59С.

14. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д., Воронин Н.П. Готовность детей к

учебной деятельности: теория и методы исследования. - Ярославль, 1999.

15.  Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста/ Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. - М. Педагогика. - 1988. - 136 С.

16. Психология человека от рождения досмерти. Психологический атлас человека / Под ред.А.А. Реана.- СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2007.- 651, [5] С.

17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер, 2008.- 713С.: ил.- (серия «Мастера психологии»).

 

46

 



Информация о работе Психодиагностика психологической готовности к школе