Психодиагностика психологической готовности к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка – начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность. Ученые, педагоги и родители прилагают максимум усилий к тому, чтобы сделать школьное обучение не только эффективным, но и полезным, приятным, желанным как для детей, так и для заботящихся о них взрослых. Особое внимание при этом уделяется психическому здоровью учащихся, гармоничному развитию их личности. Эти тенденции отчетливо заметны на примере образования новых направлений психологической науки: детской практической психологии, школьной психологии, профилактического направления детской и подростковой медицинской психологии.

Содержание

Введение……………..……………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические исследования проблемы психологической готовности к школьному обучению
1.1. Понятие психологической готовности детей к школьному обучению….7
1.2. Дошкольное развитие ребенка …………………………………………….11
1.3. Личностная готовность к школьному обучению. Формирование внутренней позиции школьника ……………………………………………….13
1.4. Интеллектуальная готовность к школьному обучению………………….16
1.5. Волевая готовность к школьному обучению ……………………………..20
Выводы по главе 1……………………………………………………………….22
Глава 2. Эмпирические исследования диагностики интеллектуальной готовности к школьному обучению
2.1. Методы и организация исследования……………………………………...24
2.2. Результаты исследования интеллектуальной готовности к школе ……..34
Выводы по главе 2……………………………………………………………….41
Заключение………………………………………………………………..…….43
Список литературы…………………………………………………………….46

Работа содержит 1 файл

4й КР.doc

— 337.00 Кб (Скачать)
-align:justify">3 балла - есть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.

4 балла - примитивный рисунок головы с конечностями, изображен на одной линии. По принципу "палка, палка, огуречик - вот и вышел человечек".

5 баллов - отсутствие ясного изображения туловища, конечностей, головы и ног. Каракули.

Итоги:

Если общая сумма баллов:

1-6 - высокий уровень

7-11 - средний уровень

12-15 - низкий уровень (требуется дополнительная углубленная диагностика)

 

              Тест Я. Ийрасика (опросник)

Этот тест как дополнение к тесту Керна-Йирасика и дает более полный анализ мыслительного и коммуникативного развития, общего уровня мышления, кругозора, развития социальных качеств.

Инструкция к тесту. Проводится тест в форме вопрос-ответ.

              Задание может звучать так: «Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них». Если ребенку тяжело сразу ответить на вопрос. Можно помочь ему некоторыми наводящими вопросами. Ответы оцениваются в баллах, затем суммируются.

Вопросы:

1. Какое животное больше - лошадь или собака? Лошадь = 0. Неправильный ответ = -5.

2. Утром мы завтракаем, а в полдень…? Обедаем. Мы едим суп, картошку и мясо = 0. Полдничаем. Ужинаем. Спим и другие ошибочные ответы = - 3

3. Днем светло, а ночью…? Темно = 0., Неправильный ответ = -4.

4. Небо голубое, а трава…? Зеленая = 0. Неправильный ответ = -4. 5. Черешни, груши, сливы, яблоки… это что? Фрукты = 1. Неправильный ответ = -1. 6. Почему перед тем как проедет поезд, вдоль пути опускаются шлагбаумы? Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд и т.п. = 0. Неправильный ответ = - 1.

7. Что это такое: Москва, Киев, Казань? Города = 1, станции = 0. Неправильный ответ = -1.

8. Который час? (Показать на бумажных часах: четверть седьмого, без пяти минут восемь, четверть двенадцатого и пять минут.) Хорошо показано = 4, показано только четверть, целый час, четверть и час правильно = 3, не знает часов = 0.

9. Маленькая корова - это теленок, маленькая собака - это …, маленькая овечка - это…? Щенок, ягненок = 4, только одно из двух данных = 0. Неправильный ответ = -1.

10. Собака больше похожа на кошку или на курицу? Чем, что у них одинакового? На кошку, потому что у них четыре ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0, на кошку (без приведения знаков подобия) = -1, на курицу = -3.

11. Почему во всех автомобилях тормоза? Две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте, остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1, одна причина = 0. Неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормоза) = -1.

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? Два общих признака (они из дерева и из железа, у них рукоятка, можно ими забивать гвозди, это инструменты, с задней стороны они плоские) = 3, одно подобие = 3. Неправильный ответ = 0.

13. Чем похожи друг на друга белка и кошка? Определение, что это млекопитающие или приведение двух общих признаков (у них по четыре ноги, хвост, шерсть, шкурка, это звери, умеют лазать по деревьям) = 3, одно подобие = 2. Неправильный ответ = 0.

14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты их узнал, если бы они тут лежали рядом с тобой на столе? У винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг зарубки) = 3. Винт завинчивается, а гвоздь забивается или у винта гайка = 2. Неправильный ответ = 0.

15. Футбол, прыжок в высоту, теннис, плавание … это? Спорт (физкультура) = 3. Игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2. Неправильный ответ = 0.

16. Какие ты знаешь транспортные средства? Три наземных транспортных средства и самолет или корабль = 4. Только три наземных транспортных средства или полный перечень (и с самолетом или с кораблем), но только после объяснения “Транспортное средство - это то, на чем мы куда-нибудь передвигаемся” = 2. Неправильный ответ = 0.

17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница? Три признака (седые волосы или отсутствие волос, морщины, уже не может так работать, плохо видит, плохо слышит, чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) 4. Одно или два различия = 2. Неправильный ответ (у него палка, он курит) = 0.

18. Почему люди занимаются спортом? Две причины (чтобы они были здоровыми, закаленными, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы они держались прямо, чтобы не были толстыми, это для них развлечение, они хотят добиться рекорда - победить и др.) = 4. Одна причина = 2. Неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь, они делают ставку и выигрывают деньги) = 0.

19. Почему это аморально (неправильно, плохо), когда кто-нибудь уклоняется от работы? Остальные должны на него работать (или другое выражение того, что вследствие этого несет ущерб кто-то другой) = 4. Он ленивый - или: мало зарабатывает и не может себе ничего купить = 0. Неправильный ответ = 0.

20. Почему на письмо нужно наклеивать марку? Так платят за пересылку (перевозку) этого письма = 5. Тот, другой, должен был бы уплатить штраф = 2. Неправильный ответ = 0.

Результат теста - это сумма баллов (+ и -), достигнутых по отдельным вопросам.

Классификация результатов:

1) + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор);

2) + 14 до + 23 – выше среднего;

3) + 0 до 13 – средний показатель вербального интеллекта;

4)  -1 до -10 – уровень вербального интеллекта ниже среднего;

5)  -11 и меньше – низкий показатель;

              Если показатель вербального интеллекта низкий или ниже среднего. Рекомендован добавочный анализ нервно психического развития ребенка.

 

 

 

Тест Венгера «10 слов»

Методика, определяющая особенности отдельных психических процессов: памяти, внимания, мышления.

Хорошим заданием для проверки уровня развития слуховой памяти является тест «10 слов». Проводится он очень просто.

Вы предлагаете ребенку запомнить 10 слов. Слова должны быть простые и короткие. Это может быть такой ряд:

кот, лес, дом, ночь, игла, мост, брат, конь, окно, стул.

Вы медленно зачитываете ребенку слова и просите его повторить все, что он запомнил. Затем читаете эти же слова второй раз, и ребенок опять повторяет все, что запомнил. Процедура повторяется до тех пор, пока ребенок не запомнит все 10 слов (но не более пяти раз).

Инструкция для ребенка:

«Сейчас я прочитаю тебе десять слов. Они все тебе знакомы. Слушай внимательно и запоминай их. А затем повторишь то, что запомнил. Слова можешь повторять в любом порядке. Постарайся запомнить как можно больше слов».

Инструкция перед вторым и последующими повторениями слов:

«Я снова прочитаю тебе те же самые слова и тебе нужно будет повторить их. Ты должен говорить все слова, которые запомнил. Не важно, говорил ты их первый раз или нет».

Нормативы

•Ребенок с первого раза запоминает 4—5 слов, а все 10 слов через 3—5 повторов.

• Если ребенок даже после 6—7 повторов не может запомнить и воспроизвести все слова, это может говорить о слабой нервной системе или о минимальных мозговых дисфункциях. Обычно у таких детей есть проблемы и с вниманием. В подобных случаях необходима консультация невропатолога.

Подготовительная группа

Ф.И.ребенка _____________________

 

попытки

кот

лес

дом

ночь

игла

мост

брат

конь

окно

стул

кол-во

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ результатов

 

Целью исследования мы поставим: изучить психологическую готовность ребенка к школе. Исходя из цели, определим задачи:

1). Обосновать замысел и описать процедуру экспериментального изучения психологической готовности к школе.

2). Организовать и провести психологический эксперимент.

3).Сформулировать основные выводы и практическую значимость проведенного исследования.

             

2.2. Результаты исследования интеллектуальной  готовности к школе

В ходе исследования, были отобраны 7 детей возраст 6 лет  д/с № 29 «Росинка»  г. Егорьевска. Основным условием выбора являлось возраст детей старшего дошкольного  возраста. Данные и результаты, полученные при проведении различных методов с детьми, имеют субъективную оценку  психологической готовности к школьному обучению каждого ребенка.

Первым из методов, использованных в исследовании психологической готовности к школьному обучению, был тест школьной зрелости «Керна-Йирасика», для определения ориентировочной оценки уровня развития школьно-необходимых функций. Этот тест дает возможность выявить зависимость между изобразительной деятельностью и развитием второй сигнальной системы, развитием абстрактного мышления, способность к произвольному поведению, представление о развитии мелких  мышечных и выраженности тонких двигательных координаций, необходимых для становления навыков письма и совершенствования рисунка.

Анализ исследования:

Испытуемый №1 Илья

Задание 1. - 4 балла. На образец похожи только две буквы.

Задание 2. - 2 балла. Число воспроизведение соответствует образцу.

Задание 3. - 3 балла. На рисунке изображена голова, туловище, конечности прорисованы двумя линиями, волосы, прорисованы пальцы рук, но есть два лишних, нет шеи.

– после оценки каждого задания суммируем все баллы: 4+2+3=9

Общий балл равен девяти, следовательно у Ильи средний уровень развития готовности к школьному обучению.

Испытуемый №2 Арина

Задание 1. -  4 балла. На образец похожи только две буквы.

Задание 2. - 3 балла. Рисунок в целом соответствует образцу,  вдвое превышая его в ширину. Число точек не соответствует образцу, не превышает 20.

Задание 3. - 3балла. На рисунке изображены голова, туловище, нет шеи, пальцев рук, отсутствует одежда.

Сумма баллов: 4+3+3=10

Общий балл равен 10. что соответствует среднему уровню развития психических процессов и готовности к школе.

Испытуемый №3 Саша

Задание 1. – 4 балла. На образец похожи две буквы.

Задание 2. – 4 балла. Контур рисунка не соответствует образцу, хотя и состоит из точек.

Задание 3. – 3 балла. На рисунке изображена голова, туловище, не прорисованы: шея, руки, нет ступней.

Сумма баллов: 4+4+3=11

Общий балл равен 11. что соответствует среднему уровню психического развития и готовности к школе.

Испытуемый №4 Алина

Задание №1. – 4 балла. Вся группа имеет вид письма, на образец похожи только две буквы.

Задание №2. – 1 балл. Образец воспроизведен точно.

Задание №3. – 3 балла. На рисунке изображено туловище, голова, нет волос, слабо прорисованы руки.

Сумма баллов: 4+1+3=8

Общий балл равен 8, что соответствует среднему уровню развития психических процессов и готовности  к школе.

Испытуемый №5 Максим

Задание №1. – 3 балла. Буквы разделены на 2 группы. Можно прочитать 6 букв.

Задание №2. – 1 балл. Образец воспроизведен точно.

Задание №3. – 1 балл.  Есть голова, туловище, конечности, шея. Голова не больше туловища. На голове волосы (шапка),  на лице глаза, нос, рот. Руки с пятью пальцами. Есть признак мужской одежды. Рисунок сделан непрерывной линией.

Общий балл 3+1+1=5

Общий балл равен 5. что соответствует высокому уровню психического развития и готовности к школе.

Испытуемый № 6 Ксения

Задание №1. – 4 балла. Группа имеет вид письма, прочитать можно 3 буквы.

Задание №2. – 1 балл. Почти точное воспроизведение образца, буквы увеличены не более чем в два раза.

Задание №3. – 2 балла. Рисунок выполнен не "синтетическим способом". Нарисована отдельно голова и туловище. К ним "прилеплены" руки и ноги. Присутствуют элементы одежды, головной убор, ступни ног, пальцы.

Сумма баллов: 4+1+2=7

Общий балл равен 7, что соответствует среднему уровню развития моторики и психической зрелости.

Испытуемый №7 Степан

Задание №1.- 3 балла. Буквы разделены на две группы, имеет вид письма, можно прочитать 4 буквы.

Задание №2. – 2 балла.  Число и расположение точек соответствует заданному образцу.

Задание №3. – 4 балла. Примитивный рисунок головы с конечностями, изображен на одной линии. Туловище в виде квадрата.

              Сумма баллов: 3+2+4=9

              Общий балл соответствует 9, уровень развития моторики, психологической зрелости определяется как средний.

Информация о работе Психодиагностика психологической готовности к школе