Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 05:37, курсовая работа
Цель исследования: изучить сущность психологической готовности дошкольников к школьному обучению и методы ее развития.
Объект исследования: процесс развития ребенка в период подготовки к школьному обучению.
Предмет исследования: работа педагога-психолога по изучению и развитию психологической готовности ребенка к школе.
Введение …………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы проблемы психологической готовности ребенка к школьному обучению………………………………………………………...6
1.1. Сущность и основные характеристики понятия «психологическая готовность к обучению»……………………………………………………6
1.2. Социальная ситуация развития в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту…………………………………………..17
2. Анализ и описание практического опыта работы по формированию психологической готовности ребенка к школьному обучению………………..28
2.1. Характеристика методов диагностики и развития психологической готовности ребенка к школе………………………………………………28
2.2. Описание опыта работы педагога ДОУ по изучению и формированию психологической готовности ребенка к обучению в школе………………………………………………………………………….39
Заключение ………………………………………………………………… 49
Список использованной литературы ………….………………………….51
Приложение ………………………………
Оглавление
Введение …………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы проблемы психологической готовности ребенка к школьному обучению……………………………………………………….
1.1. Сущность и основные характеристики понятия «психологическая готовность к обучению»……………………………………………………6
1.2. Социальная ситуация развития в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту…………………………………………..17
2. Анализ и описание практического опыта работы по формированию психологической готовности ребенка к школьному обучению………………..28
2.1. Характеристика методов диагностики и развития психологической готовности ребенка к школе………………………………………………28
2.2. Описание опыта работы педагога ДОУ по изучению и формированию психологической готовности ребенка к обучению в школе…………………………………………………………………
Заключение ………………………………………………………………… 49
Список использованной литературы ………….………………………….51
Приложение ……………………………………………………………... 54
Тема психологической готовности ребенка к школе в отечественной психологии опирается на труды основоположников отечественной психологии Л.С. Выготского, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина.
Впервые вопрос о готовности детей к началу школьного обучения возник в конце 40-х готов, когда было принято решение о переходе к обучению детей с 7- летнего возраста (ранее обучение начиналось в 8 лет).
Именно с той поры не затухает интерес к определению готовности ребенка к регулярному обучению.
Проблема психологической готовности ребенка и детской популяции в целом к началу школьного обучения рассматривалась в течение последнего десятилетия практически всеми авторами, занимающимися вопросами детской психологии.
Позиции большинства авторов сходятся в следующем: основной причиной, так называемой неготовности ребенка к школе является «низкий уровень функциональной готовности» (так называемая «школьная незрелость»), т.е. несоответствие степени созревания определенных мозговых структур.
Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение может стать только в том случае, если первоклассник будет обладать необходимыми и достаточными для обучения качествами, которые в процессе обучения развиваются и совершенствуются.
Стимулом для оформления системы ценностей ребенка является расширение социальных связей и значимых отношений. Центральной и системообразующей позицией обладает отношение к школе и учебе. В зависимости от знака этих отношений начинает складываться либо социально нормативный, либо девиантный и акцентуированный варианты личности. Самый большой вклад в развитие по девиантному пути вносит школьная дезадаптация и академическая неуспеваемость. В конце первого класса становится заметной группа учеников с ярко выраженными невротическими и психосоматическими проявлениями. Это группа риска по социально девиантному варианту развития, так как у абсолютного большинства школьников данной группы уже сформировалось негативное отношение к школе и учебе.
Часто переживаемые отрицательные эмоции, связанные с плохой успеваемостью и наказанием со стороны родителей за школьные неуспехи, а также угроза снижения самооценки стимулируют ускорение формирования системы психологической защиты.
Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы дипломной работы: «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению».
Цель исследования: изучить сущность психологической готовности дошкольников к школьному обучению и методы ее развития.
Объект исследования: процесс развития ребенка в период подготовки к школьному обучению.
Предмет исследования: работа педагога-психолога по изучению и развитию психологической готовности ребенка к школе.
Гипотеза: специально организованная работа способствует формированию психологической готовности к обучению.
Цель исследования определила постановку следующих задач:
- изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме;
- рассмотреть сущность понятия «психологическая готовность к школе»;
- проанализировать методы диагностики готовности ребенка к школе;
- экспериментально проверить гипотезу исследования;
- сформулировать рекомендации по организации диагностических процедур изучения психологической готовности ребенка к школе.
Базой экспериментального исследования выступил ДОУ с.Новониколаевка Балаклвского района Саратовской области.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1. Теоретические основы проблемы психологической
готовности ребенка к школьному обучению
1.1. Сущность и основные характеристики понятия
«психологическая готовность к обучению»
Новое положение ребенка в обществе, позиция ученика характеризуется тем, что у него появляется обязательная, общественно значимая, общественно контролируемая деятельность – учебная, он должен подчиняться системе ее правил и нести ответственность за их нарушение.
Переход от дошкольного детства к младшему школьному возрасту - это переломный момент в жизни любого ребенка.
Принципиальные черты школьной жизни, которые остаются постоянными на протяжении всего обучения заключаются в следующих особенностях:
• четкий и определенный школьный ритм: уроки (45 минут) и короткие перемены (от 5 минут до 10 минут), нарушение этого ритма невозможно;
• разная специфика поведения в различные фазы школьного ритма: определенная и регламентированная на уроках и более спонтанная на переменах;
• выраженные социально-ролевые отношения на уроках, во время занятий, которые ребенок должен понять и принять, то есть адаптироваться к сюжетно-ролевым отношениям с учителями. Формирование ролевой позиции ученика – необходимый элемент успешной адаптации к школе, основное содержание которого заключается в асимметрии воздействия и управления. В начальной школе ребенок часто сталкивается с ярким проявлением авторитарного стиля обучения, который ему приходится принимать как данность;
• необходимость постоянного выполнения ребенком правил школьной жизни, в особенности на уроках, отсутствие зашиты их родителями в случае проигрыша в конфликтных отношениях со сверстниками;
• освоение и принятие школьной системы оценок как неизбежных и постоянных критериев успешности любого ученика.
В качестве итога этого анализа можно указать на главную особенность жизнедеятельности в школе, которая заключается в невозможности для ребенка перехода на спонтанные и импульсивные формы поведения, что возможно и реально в дошкольном детстве. В начальной школе ребенок теряет детскую свободу перемещения, спонтанной игры, импульсивного проявления своего «Я». Довлеющим становится – «так надо для успешного обучения» вместо – «так хочется для себя». Далеко не все дети характеризуются высокими познавательными мотивами для того, чтобы они компенсировали негативные проявления жестких школьных требований. В связи с этими особенностями школьной жизни становится понятной тяга многих детей в первом классе к тайной игре со своими любимыми игрушками на уроках. Более негативный результат в случае плохой адаптации к школьным требованиям – формирование отрицательного отношения к школе, которое проявляется у значительной части первоклассников уже к концу первой четверти.
До сих пор в науке отсутствует единое и конкретное определение понятия «готовности к обучению» или «школьной зрелости». Анализ этих понятий можно начать с наиболее принятых определений в психологии.
По мнению А. Анастази 2,с. 35, школьная зрелость связана с овладением умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими свойствами личности, которые необходимы для оптимального уровня усвоения школьной программы. Известный детский психолог И. Шванцера рассматривал школьную зрелость в более широком значении – как достижение определенной ступени в развитии, на которой дошкольник может принимать участие в школьном обучении.
Оба определения не дают конкретных представлений о качественных особенностях развития разных психических функций, на основе которых дошкольник способен справиться с учебными задачами в начальной школе.
Л.И. Божович 4, с. 47рассматривала готовность к обучению как состоящую из нескольких связанных между собой психических функций, развитие которых достигает оптимального уровня для возможности участия в организованном обучении в школе. Готовность к обучению складывается из достигших необходимой степени развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, способности произвольной регуляции поведения. Произвольность поведения ребенка важна в связи с тем, что она проявляется в его познавательных процессах и в отношении к центральной фигуре в процессе обучения – учителю, а также к своим сверстникам.
По мнению многих специалистов 8,11, произвольность поведения ребенка является не достаточно сформированной к концу дошкольного детства, поэтому она может рассматриваться в качестве «слабого звена» подготовки современных детей к обучению в школе.
Прилежность, дисциплинированность ребенка, принятие им правил школьной жизни, успешность или неуспешность учебы сказывается на всей системе его отношений и со взрослыми, включая родителей, и со сверстниками.
Проблема психологической готовности к школьному обучению. Существующая школа с ее классно-урочной системой и действующими программами требует от ребенка определенного уровня функциональной готовности.
Школьной зрелостью считают обычно достижение такой ступени нервно-психического развития, когда ребенок становится способен принимать участие в школьном обучении в коллективе сверстников без ущерба для своего физического и психического здоровья; подразумевается также овладение умениями, знаниями, навыками, способностями, мотивами и другими поведенческими характеристиками, необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы.
В отечественной психологии у истоков исследования проблемы готовности к школьному обучению стояли Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин 8,28,43 . Психологическая готовность к школьному обучению рассматривается как многокомпонентное образование:
Личностная готовность:
1. Уровень развития аффективно-потребностной (мотивационной) сферы. Наличие познавательных интересов. Стремление занять свое особое место в системе социальных отношений, выполнять важную, оцениваемую деятельность – быть школьником.
2. «Внутренняя позиция школьника» как показатель готовности ребенка к школьному обучению – психологическое новообразование, которое представляет собой сплав познавательной потребности ребенка и потребности занять более взрослую социальную позицию.
3. Развитие произвольной сферы: произвольного внимания, произвольной памяти, умения действовать по образцу, по правилу, по принятому намерению.
Интеллектуальная готовность:
• Ориентировка в окружающем, запас знаний.
• Уровень развития восприятия и наглядно-образного мышления. Уровень обобщения – умение обобщать и дифференцировать предметы и явления.
• Развитие речевой сферы (в том числе фонематического слуха).
Двигательная готовность:
• Мелкая моторика.
• Крупные движения (рук, ног, всего тела).
Уровень развития предпосылок учебной деятельности:
• умение внимательно слушать и точно выполнять последовательные указания взрослого,
• самостоятельно действовать по заданию,
• ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлечение на побочные факторы.
У ребенка-дошкольника нет и не может быть собственно школьных качеств, они складываются в той деятельности, для которой они необходимы. Готовность к школьному обучению – это владение предпосылками к последующему усвоению качеств школьника. Ведущей среди них является мотивационная, социальная зрелость ребенка. В случае слабой подготовки ребенка к школе обычно проявляется отставание во всех сферах, но при создании коррекционно-развивающих программ особое внимание отводится преодолению неразвитости аффективно-потребностной сферы, узости познавательных интересов.
Под интеллектуальной готовностью обычно понимают необходимый для освоения учебной программы начальной школы уровень развития основных психических процессов, обеспечивающих эффективную интеллектуальную деятельность. По представлениям, сформулированным Е.И. Роговым 21, с. 343, такими важнейшими психическими процессами являются:
• достаточная дифференцированность восприятия сенсорной информации, хорошая сенсомоторная координация;
• способность устанавливать связи между основными признаками и
явлениями внешних событий на фоне снижения роли фантазии, закладывающие основы аналитического мышления;
Информация о работе Психологическая готовность к школьному обучению