Психологическая готовность к школьному обучению

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 05:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить сущность психологической готовности дошкольников к школьному обучению и методы ее развития.
Объект исследования: процесс развития ребенка в период подготовки к школьному обучению.
Предмет исследования: работа педагога-психолога по изучению и развитию психологической готовности ребенка к школе.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы проблемы психологической готовности ребенка к школьному обучению………………………………………………………...6
1.1. Сущность и основные характеристики понятия «психологическая готовность к обучению»……………………………………………………6
1.2. Социальная ситуация развития в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту…………………………………………..17
2. Анализ и описание практического опыта работы по формированию психологической готовности ребенка к школьному обучению………………..28
2.1. Характеристика методов диагностики и развития психологической готовности ребенка к школе………………………………………………28
2.2. Описание опыта работы педагога ДОУ по изучению и формированию психологической готовности ребенка к обучению в школе………………………………………………………………………….39
Заключение ………………………………………………………………… 49
Список использованной литературы ………….………………………….51
Приложение ………………………………

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа РОЖКОВОЙ.doc

— 592.50 Кб (Скачать)


Оглавление

 

Введение …………………………………………………………………….3

1.      Теоретические основы проблемы психологической готовности ребенка к школьному обучению………………………………………………………...6

1.1. Сущность и основные характеристики понятия «психологическая готовность к обучению»……………………………………………………6

1.2. Социальная ситуация развития в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту…………………………………………..17

2. Анализ и описание практического опыта работы по формированию психологической готовности ребенка к школьному обучению………………..28

2.1. Характеристика методов диагностики и развития психологической готовности ребенка к школе………………………………………………28

2.2. Описание опыта работы педагога ДОУ по изучению и формированию психологической готовности ребенка к обучению в школе………………………………………………………………………….39

Заключение …………………………………………………………………  49

Список использованной литературы  ………….………………………….51

Приложение      ……………………………………………………………...  54

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема психологической готовности ребенка к школе в отечественной психологии опирается на труды основоположников отечественной психо­логии Л.С. Выготского, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина.

Впервые вопрос о готовности детей к началу школьного обучения возник в конце 40-х готов, когда было принято решение о переходе к обу­чению детей с 7- летнего возраста (ранее обучение начиналось в 8 лет).

Именно с той поры не затухает интерес к определению готовности ребенка к регулярному обучению.

Проблема психологической готовности ребенка и детской популяции в целом к началу школьного обучения рассматривалась в течение послед­него десятилетия практически всеми авторами, занимающимися вопросами детской психологии.

Позиции большинства авторов сходятся в следующем: основной причиной, так называемой неготовности ребенка к школе является «низкий уровень функциональной готовности» (так называемая «школьная незре­лость»), т.е. несоответствие степени созревания определенных мозговых структур.

Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение может стать только в том слу­чае, если первоклассник будет обладать необходимыми и достаточными для обучения качествами, которые в процессе обучения развиваются и со­вершенствуются.

Стимулом для оформления системы ценностей ребенка является расширение социальных связей и значимых отношений. Центральной и системообразующей позицией обладает отношение к школе и учебе. В за­висимости от знака этих отношений начинает складываться либо социаль­но нормативный, либо девиантный и акцентуированный варианты лично­сти. Самый большой вклад в развитие по девиантному пути вносит школьная дезадаптация и академическая неуспеваемость. В конце первого класса становится заметной группа учеников с ярко выраженными невротическими и психосоматическими проявлениями. Это группа риска по социально девиантному варианту развития, так как у абсолютного большинства школьников данной группы уже сформировалось негативное отношение к школе и учебе.

Часто переживаемые отрицательные эмоции, связанные с плохой успеваемостью и наказанием со стороны родителей за школьные неуспехи, а также угроза снижения самооценки стимулируют ускорение формирования системы психологической защиты.

Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы дипломной работы: «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению».

Цель исследования: изучить сущность психологической готовности дошкольников к школьному обучению и методы ее развития.

Объект исследования: процесс развития ребенка в период подготовки к школьному обучению.

Предмет исследования: работа педагога-психолога по изучению и развитию психологической готовности ребенка к школе.

Гипотеза: специально организованная работа способствует формированию психологической готовности к обучению.

Цель исследования определила постановку следующих задач:

-              изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме;

-              рассмотреть сущность понятия «психологическая готовность к школе»;

-              проанализировать методы диагностики готовности ребенка к школе;

-              экспериментально проверить гипотезу исследования;

-              сформулировать рекомендации по организации диагностических процедур изучения психологической готовности ребенка к школе.

Базой экспериментального исследования выступил ДОУ с.Новониколаевка Балаклвского района Саратовской области.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Теоретические основы проблемы психологической

готовности ребенка к школьному обучению

 

1.1. Сущность и основные характеристики понятия

«психологическая готовность к обучению»

 

 

Новое положение ребенка в обществе, позиция ученика характеризуется тем, что у него появляется обязательная, об­щественно значимая, общественно контролируемая деятель­ность – учебная, он должен подчиняться системе ее правил и нести ответственность за их нарушение.

Переход от дошкольного детства к младшему школьному возрасту - это переломный момент в жиз­ни любого ребенка.

Принципиальные черты школьной жизни, которые остаются постоянными на протяжении всего обучения заключаются в следующих особен­ностях:

•    четкий и определенный школьный ритм: уроки (45 минут) и корот­кие перемены (от 5 минут до 10 минут), нарушение этого ритма невозмож­но;

•    разная специфика поведения в различные фазы школьного ритма: определенная и регламентированная на уроках и более спонтанная на пе­ременах;

•    выраженные социально-ролевые отношения на уроках, во время за­нятий, которые ребенок должен понять и принять, то есть адаптироваться к сюжетно-ролевым отношениям с учителями. Формирование ролевой пози­ции ученика – необходимый элемент успешной адаптации к школе, ос­новное содержание которого заключается в асимметрии воздействия и управления. В начальной школе ребенок часто сталкивается с ярким про­явлением авторитарного стиля обучения, который ему приходится прини­мать как данность;

•    необходимость постоянного выполнения ребенком правил школьной жизни, в особенности на уроках, отсутствие зашиты их родителями в случае проигрыша в конфликтных отношениях со сверстниками;

•    освоение и принятие школьной системы оценок как неизбежных и постоянных критериев успешности любого ученика.

В качестве итога этого анализа можно указать на главную особенность жизнедеятельности в школе, которая заключается в невозможности для ребенка перехода на спонтанные и импульсивные формы поведения, что возможно и реально в дошкольном детстве. В начальной школе ребенок теряет детскую свободу перемещения, спонтанной игры, импульсивного проявления своего «Я». Довлеющим становится – «так надо для успешного обучения» вместо – «так хочется для себя». Далеко не все дети характеризуются высокими познавательными мотивами для того, чтобы они компенсировали негативные проявления жестких школьных требований. В связи с этими особенностями школьной жизни становится понятной тяга многих детей в первом классе к тайной игре со своими любимыми игрушками на уроках. Более негативный результат в случае плохой адаптации к школьным требованиям – формирование отрицательного отношения к школе, которое проявляется у значительной части первоклассников уже к концу первой четверти.

До сих пор в науке отсутствует единое и конкретное определение понятия «готовности к обучению» или «школьной зрелости». Анализ этих понятий можно начать с наиболее принятых определений в психологии.

По мнению А. Анастази 2,с. 35, школьная зрелость связана с овладением умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими свойствами личности, которые необходимы для оптимального уровня усвоения школьной программы. Известный детский психолог И. Шванцера  рассматривал школьную зрелость в более широком значении – как достижение определенной ступени в развитии, на которой дошкольник может принимать участие в школьном обучении.

Оба определения не дают конкретных представлений о качественных особенностях развития разных психических функций, на основе которых дошкольник способен справиться с учебными задачами в начальной школе.

Л.И. Божович 4, с. 47рассматривала готовность к обучению как состоящую из нескольких связанных между собой психических функций, развитие которых достигает оптимального уровня для возможности участия в организованном обучении в школе. Готовность к обучению складывается из достигших необходимой степени развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, способности произвольной регуляции поведения. Произвольность поведения ребенка важна в связи с тем, что она проявляется в его познавательных процессах и в отношении к центральной фигуре в процессе обучения – учителю, а также к своим сверстникам.

По мнению многих специалистов 8,11, произвольность поведения ребенка является не достаточно сформированной к концу дошкольного детства, поэтому она может рассматриваться в качестве «слабого звена» подготовки современных детей к обучению в школе.

Прилежность, дисциплинированность ребенка, принятие им правил школьной жизни, успешность или неуспешность учебы сказывается на всей системе его отношений и со взрос­лыми, включая родителей, и со сверстниками.

Проблема психологической готовности к школьному обуче­нию. Существующая школа с ее классно-урочной системой и действующими программами требует от ребенка определен­ного уровня функциональной готовности.

Школьной зрелостью считают обычно достижение такой ступени нервно-психического развития, когда ребенок стано­вится способен принимать участие в школьном обучении в коллективе сверстников без ущерба для своего физического и психического здоровья; подразумевается также овладение умениями, знаниями, навыками, способностями, мотивами и другими поведенческими характеристиками, необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы.

В отечественной психологии у истоков исследования про­блемы готовности к школьному обучению стояли Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин 8,28,43 . Психологическая готов­ность к школьному обучению рассматривается как много­компонентное образование:

Личностная готовность:

1. Уровень развития аффективно-потребностной (мотивационной) сферы. Наличие познавательных интересов. Стремление занять свое особое место в системе соци­альных отношений, выполнять важную, оцениваемую деятельность – быть школьником.

2. «Внутренняя позиция школьника» как показатель го­товности ребенка к школьному обучению – психологи­ческое новообразование, которое представляет собой сплав познавательной потребности ребенка и потребно­сти занять более взрослую социальную позицию.

3. Развитие произвольной сферы: произвольного внима­ния, произвольной памяти, умения действовать по об­разцу, по правилу, по принятому намерению.

Интеллектуальная готовность:

•    Ориентировка в окружающем, запас знаний.

•    Уровень развития восприятия и наглядно-образного мышления. Уровень обобщения – умение обобщать и дифференцировать предметы и явления.

•    Развитие речевой сферы (в том числе фонематического слуха).

Двигательная готовность:

•    Мелкая моторика.

•    Крупные движения (рук, ног, всего тела).

Уровень развития предпосылок учебной деятельности:

•    умение внимательно слушать и точно выполнять после­довательные указания взрослого,

•    самостоятельно действовать по заданию,

•    ориентироваться на систему условий задачи, преодоле­вая отвлечение на побочные факторы.

У ребенка-дошкольника нет и не может быть собственно школьных качеств, они складываются в той деятельности, для которой они необходимы. Готовность к школьному обуче­нию – это владение предпосылками к последующему усвое­нию качеств школьника. Ведущей среди них является мотивационная, социальная зрелость ребенка. В случае слабой подготовки ребенка к школе обычно проявляется отставание во всех сферах, но при создании коррекционно-развивающих программ особое внимание отводится преодолению неразви­тости аффективно-потребностной сферы, узости познава­тельных интересов.

Под интеллектуальной готовностью обычно понимают необходимый для освоения учебной программы начальной школы уровень развития основных психических процессов, обеспечивающих эффективную интеллектуальную деятельность. По представлениям, сформулированным Е.И. Роговым 21, с. 343, такими важнейшими психическими процессами являются:

•              достаточная дифференцированность восприятия сенсорной информации, хорошая сенсомоторная координация;

•              способность устанавливать связи между основными признаками и
явлениями внешних событий на фоне снижения роли фантазии, закладывающие основы аналитического мышления;

Информация о работе Психологическая готовность к школьному обучению