Психодиагностика психологической готовности к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка – начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность. Ученые, педагоги и родители прилагают максимум усилий к тому, чтобы сделать школьное обучение не только эффективным, но и полезным, приятным, желанным как для детей, так и для заботящихся о них взрослых. Особое внимание при этом уделяется психическому здоровью учащихся, гармоничному развитию их личности. Эти тенденции отчетливо заметны на примере образования новых направлений психологической науки: детской практической психологии, школьной психологии, профилактического направления детской и подростковой медицинской психологии.

Содержание

Введение……………..……………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические исследования проблемы психологической готовности к школьному обучению
1.1. Понятие психологической готовности детей к школьному обучению….7
1.2. Дошкольное развитие ребенка …………………………………………….11
1.3. Личностная готовность к школьному обучению. Формирование внутренней позиции школьника ……………………………………………….13
1.4. Интеллектуальная готовность к школьному обучению………………….16
1.5. Волевая готовность к школьному обучению ……………………………..20
Выводы по главе 1……………………………………………………………….22
Глава 2. Эмпирические исследования диагностики интеллектуальной готовности к школьному обучению
2.1. Методы и организация исследования……………………………………...24
2.2. Результаты исследования интеллектуальной готовности к школе ……..34
Выводы по главе 2……………………………………………………………….41
Заключение………………………………………………………………..…….43
Список литературы…………………………………………………………….46

Работа содержит 1 файл

4й КР.doc

— 337.00 Кб (Скачать)

 

 

И.ребенка Алина

попытки

кот

лес

дом

ночь

игла

мост

брат

конь

окно

стул

кол-во

1

-

-

-

-

+

-

-

-

-

+

2

2

+

-

+

-

+

-

-

-

-

-

3

3

-

+

-

+

-

-

-

+

+

+

5

4

-

+

-

-

-

+

+

+

+

+

6

 

                                                                                                                          И.ребенка Максим

попытки

кот

лес

дом

ночь

игла

мост

брат

конь

окно

стул

кол-во

1

-

+

+

-

+

-

-

-

+

+

5

2

+

+

+

-

-

+

-

-

-

-

4

3

+

-

+

-

+

+

+

+

-

+

7

4

+

-

-

+

-

+

+

+

+

+

7

 

              И.ребенка Ксения

попытки

кот

лес

дом

ночь

игла

мост

брат

конь

окно

стул

кол-во

1

+

-

-

-

+

-

+

+

+

-

5

2

+

+

+

-

+

+

-

+

-

+

7

3

+

+

-

+

-

-

+

+

+

+

7

4

+

-

-

+

-

-

+

+

+

+

6

 

И.ребенка Степан

попытки

кот

лес

дом

ночь

игла

мост

брат

конь

окно

стул

кол-во

1

+

+

-

-

+

+

+

-

+

+

7

2

+

+

+

+

+

-

+

+

-

-

7

3

+

-

+

+

+

-

+

+

+

+

8

4

+

+

+

+

+

-

+

+

+

-

8

 

 

 

Рисунок 3

Определение психических процессов: памяти, внимания, мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе 2

В  исследовании интеллектуальной  готовности  к школьному обучению дети данной выборки при определении ориентировочной оценки уровня развития школьно необходимых функций: умение подражать образу, способность к сосредоточенности, концентрации внимания, прослеживается средний уровень  психологической готовности к школьному обучению. Глазомер развит в среднем, есть способность к подражанию, в среднем сформированы тонкие двигательные координации: у Ильи, Арины, Саши, Алины, Ксении, Степана. Высокий уровень психологической готовности у Максима, хорошо развит глазомер, высокая способность к подражанию, хорошо сформированы тонкие двигательные координации.

При исследовании мыслительного и коммуникативного развития, общего уровня мышления, кругозора, развития социальных качеств, следует отметить, что у всех детей общий балл положительный. Высокий показатель вербального интеллекта у Степана и Максима, выше среднего вербальный интеллект у Ксении, средний показатель вербального интеллекта у Саши, Ильи, Арины, Алины.

При исследовании уровня развития слуховой памяти, из данной выборки можно выделить показатель соответствующий нормативным средним показателям: у Ильи, Арины, Максима, Ксении, Степана. У Алины показатель не соответствует нормативным показателям, у Саши присутствуют признаки утомления.

Таким образом, можно дать общую характеристику психологической  готовности  детей к школьному обучению. По результатам проведенных методик можно говорить о высокой готовности у Максима, ему только необходимо  повысить показатели слуховой памяти перед школой.  Средний показатель психологической готовности к школьному обучению у детей:  Ильи, Арины, Ксении, Степана. Испытуемые хорошо могут воспроизводить образец, развита тонкая моторика рук и координация зрения, показатель слуховой памяти и вербальный интеллект соответствует норме. Все это характеризует среднюю произвольность психологической деятельности. При поступлении в школу желателен высокий показатель уровня развития психических процессов. В оставшееся перед школой время необходимо  при помощи психолога и специальных программ улучшить показатели психологической готовности к школе.

У испытуемых Алины и Саши развита тонкая моторика рук, воспроизведение  образца и координация зрения, вербальный интеллект соответствует норме. Не соответствует норме  показатель слуховой памяти. А мы знаем, что если какой-либо компонент отстает в развитии, то это будет влиять на другие стороны психики, и они тоже могут отставать. Поступление в школу в этих случаях следует отложить до совершения Алины и Саши семи лет.

Информация о работе Психодиагностика психологической готовности к школе