Психологическая готовность к обучению в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 19:26, контрольная работа

Описание работы

Психологическая готовность к обучению в школе.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………3-4
1.Психологическая готовность к школе и зона ближайшего развития………………………………………………………………………5 1.1.Личностная готовность к школьному обучению……………………... 6-7 1.2.Определяющая роль мотивации в психологической готовности к школьному обучению…………………………………………………8-9 1.3.Интеллектуальная готовность к школьному обучению……………….10-11 1.4. Волевая готовность к школьному обучению………………………….12-13
1.5.Социальная и социально-психологическая готовность к школьному обучению…………………………………………………....14 2.Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе…15-17 3.Требование к детям, поступающим в школу………………………………18 Заключение……………………………………………………………………..19 Список используемого материала……………………………………………20













Введение
Не все дети шестилетнего возраста психологически готовы к обучению. Многие из них испытывают те или иные трудности и не могут сразу включиться в школьную жизнь. Психологическая готовность к школе — понятие широкое. Она включает в себя различные аспекты: интеллектуальные, социальные, социально-психологические, волевые.

Содержание

Введение
1.Психологическая готовность к школе и зона ближайшего развития…………………………………………………5 1.1.Личностная готовность к школьному обучению……………………... 6-7
1.2.Определяющая роль мотивации в психологической готовности к школьному обучению…………………………………………………8-9 1
.3.Интеллектуальная готовность к школьному обучению……………….10-11
1.4. Волевая готовность к школьному обучению………………………….12-13
1.5.Социальная и социально-психологическая готовность к школьному обучению…………………………………………………....14
2.Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе…15-17
3.Требование к детям, поступающим в школу………………………………18
Заключение……………………………………………19
Список используемого материала……………………………………………20

Работа содержит 1 файл

возростная психология.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

                 
 

                                 Женский институт ’’ЭНВИЛА” 
 

Кафедра  психологии 
 
 
 
 
 
 

                                 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА  

                                              по дисциплине 

                                   Возрастная психология 
 
 

     Тема: Психологическая готовность к обучению в школе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                       Курец Елена Анюшевна

                                          студентки 3 курса  группы Пс 304

                                          факультета психологии

                                          заочной формы обучения

                                          тел.8-0176-7-6-33-27

                                                 8-029-568-16-40 
 
 
 

                            

                                        Минск, 2009

                            
 

                                      СОДЕРЖАНИЕ 

 Введение………………………………………………………………………3-4                                                                                                                                                  
1.Психологическая  готовность к школе и зона  ближайшего                                                   развития………………………………………………………………………5                                                                                                       1.1.Личностная готовность к  школьному обучению……………………... 6-7                 1.2.Определяющая роль мотивации в психологической  готовности                                           к школьному  обучению…………………………………………………8-9    1.3.Интеллектуальная готовность к школьному  обучению……………….10-11                               1.4. Волевая  готовность  к школьному обучению………………………….12-13  
1.5.Социальная и социально-психологическая  готовность                                        к школьному обучению…………………………………………………....14                                                                  2.Психологические проблемы  готовности  детей к обучению в школе…15-17 3.Требование к детям, поступающим в школу………………………………18  Заключение……………………………………………………………………..19                                                                                                               Список используемого материала……………………………………………20
 
 
 
 
 
 
 
 

                                       
 
 
 

                                        Введение

     Не  все дети шестилетнего возраста психологически готовы к обучению. Многие из них  испытывают те или иные трудности и не могут сразу включиться в школьную жизнь. Психологическая готовность к школе — понятие широкое. Она включает в себя различные аспекты: интеллектуальные, социальные, социально-психологические, волевые.  
 Как свидетельствует опыт, для успешного школьного обучения кроме наличия конкретных знаний, навыков и умений необходим определенный уровень развития способности к познавательной деятельности, то есть ребенок должен   иметь   дифференцированное   восприятие,   уметь сравнивать, обобщать предметы и явления, владеть анализом и синтезом полученной информации, уметь самостоятельно делать выводы. Поэтому при подготовке к школе следует уделять много внимания развитию познавательных интересов, интеллектуальной активности. Четкие и правильные представления ребенка о явлениях природы и человеческого общества  облегчат  ему  усвоение  школьной  программы. 
 Важно, чтобы будущий ученик был готов к выполнению своей новой социальной роли — положению школьника, имеющего определенный круг обязанностей, и связанному с этим новому образу жизни. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учебному процессу, ученическим принадлежностям. Формируя ее, следует познакомить будущего ученика со школой, и не только с ее внешним видом, помещениями, а главным образом с назначением, задачами, методами работы. Необходимо целенаправленно принимать положительное отношение к школе, беседовать с детьми об учебных принадлежностях, книгах, будущих товарищах, учителе. Важно, чтобы школа привлекала ребенка не внешними признакам школьной жизни, а своей основной деятельностью — учебой. Когда у ребенка появится желание учиться, получать новые знания, можно надеяться на успех. В противном случае даже значительный запас умений и знаний, высокий уровень интеллектуального развития без развитого чувства долга и ответственности не позволят ему всегда успешно справляться со школьной программой. И совсем плохо, если ребенок не хочет идти в школу. Чаще всего это происходит тогда, когда детей длительно запугивали школой, обещая, что именно там окончится  их беззаботная жизнь и начнутся  трудности.  
 Немаловажное значение при подготовке ребенка к школе имеет формирование социально-психологических качеств. В школе ребенок будет постоянно находиться в кругу одноклассников. В связи с этим важно воспитать у него общительность,  способность  прийти   на  помощь другому.  
 Следует приучить ребенка быть всегда правдивым, искренним не только со взрослыми, по и с соучениками. Школьник будет общаться с разными детьми, поэтому у него должно быть воспитано чувство деликатности. Ребенку непросто понять, что правдивость не всегда должна быть прямолинейной, что в отдельных случаях нужна сдержанность и деликатность. Развитое чувство товарищества,   умение   действовать   совместно   с   другими,   при необходимости уступать и подчиняться обеспечат ребенку легкую адаптацию к новому школьному коллективу, помогут ему свободно  войти в контакт с одноклассниками и учителем. 
 Для будущего школьника очень важны волевые качества. Он должен не только действовать в соответствии с принципами морали, но и уметь отказаться от того, что кажется привлекательным. Необходимо воспитать стремление самостоятельно преодолевать трудности, не отказываться от намеченной цели, даже если достигнуть ее нелегко, доводить каждое начатое дело  до завершения.  
 Залогом успешного обучения в школе является дисциплинированность ребенка, организованность, собранность. Развивать эти качества необходимо до поступления в школу.
 
 

      1. Психологическая готовность к школе и зона ближайшего           развития

     Под психологической готовностью к  школьному обучению понимается необходимый  и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень  актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка. Зона ближайшего развития определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым, тогда как без помощи взрослого он этого выполнить пока еще не может. Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи. Причем обучение плодотворно только в том случае, если оно попадает в зону ближайшего развития ребенка. 
           Если актуальный уровень психического развития ребенка такой, что его зона ближайшего развития ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически не готовым к школьному обучению, так как в результате несоответствия его зоны ближайшего развития требуемой он не может усвоить программный материал и сразу попадает в  разряд отстающих учеников.   Психологическая готовность к школе - это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника.

     В дошкольном возрасте, развиваются мотивация, произвольность и интеллект ребенка до уровня, необходимого и достаточного для начала обучения в школе в группе сверстников. Но этот уровень возникает только тогда, когда игра полностью исчерпывает себя как источник зон ближайшего развития. В это время происходит смена ведущей деятельности, в роли которой теперь начинает выступать учебная  деятельность.                                                                                             

             1. 1. Личностная готовность к школьному обучению

     Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой  школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции.                              Л.И. Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости - он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву «стать взрослым и реально осуществлять его  функции»[1,c.282].                                                                                         С того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание - стала внутренней позицией школьника. И это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития - младший школьный возраст. Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольно-игрового, индивидуально-непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности в целом и особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с  учением.                                                    Кроме отношения к учению в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. К конце дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно- личностное общение. Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом  для  подражания.                                                         Личностная готовность к школе включает также определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания. О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом. Определяя личностную готовность ребенка к школе необходимо выявить и специфику развития сферы производительности. Производительность поведения ребенка проявляется при выполнении требований, конкретных правил, задаваемых учителем, при работе по образцу. Поэтому особенности произвольного поведения прослеживаются не только при наблюдении за ребенком на индивидуальных и групповых занятиях, но и с помощью специальных методик[5,с.240].                             К концу дошкольного возраста ребенок уже становится способным сознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в жизни.   Сознание своего социального «Я» и возникновение на этой основе внутренних позиций т.е. целостного отношения к окружающему и самому себе, порождает соответствующие потребности и стремления, на которых возникают их новые потребности, но они уже знают, чего они хотят и к чему стремятся. В результате игра к концу этого периода перестает его удовлетворять. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять новое, доступное ему место и осуществлять реальную, серьезную, общественно значимую деятельность. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Главным становится все то, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки).  

     1.2. Определяющая роль мотивации в психологической готовности                         к школьному обучению

       Мотивационный подход предполагает, что только при наличии учебной  мотивации ученик становится  субъектом учения, а учение –  целенаправленной деятельностью.  В связи с этим считается  целесообразным начинать систематическое обучение детей не ранее, чем у них возникает учебная мотивация и возможность принятия поставленной цели, а также формирования намерения по  достижению цели.  
 Учебная мотивация состоит из познавательных и социальных мотивов учения, а также мотивов  достижения.                                       Познавательные мотивы учения связаны непосредственно с учебной деятельностью. К ним относятся «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями,  навыками и знаниями»  [2, с.23].   
 Социальные мотивы учения, или широкие социальные мотивы учения, связаны «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений»[2,с 24].  
 Мотивы достижения не связаны с какой-либо специфической деятельностью, а являются индивидуальной характеристикой мотивационной сферы человека, проявляющейся в его стремлении к достижению результата.  Мотивы достижения различаются в зависимости от ориентации человека на успех или неудачу. Так, в основе мотива достижения может быть надежда на успех или стремление достичь успеха, а может быть боязнь или избегание неудачи. Соответственно говорят о разных мотивах достижения. Ребенок, готовый к школьному обучению, хочет учиться в школе и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Следует заметить, что именно школа является связующим звеном между детством и взрослостью. И если посещение дошкольных учреждений является необязательным,  то посещение школы строго  обязательно.                        Внутренняя позиция школьника, возникающая на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и достижении целей, или, другими словами, произвольном поведении  ученика.  
  У ребенка должен существовать познавательный интерес, ему должно быть интересно узнавать новое. Но поскольку учение в школе состоит не только из интересных и занимательных занятий, то у ученика должен быть стимул выполнять и непривлекательные, а порой даже скучные и утомительные здания.                                                                             Учебная мотивация складывается у первоклассника при наличии выраженной познавательной потребности и умении трудиться.  Познавательная потребность существует у малыша с самого рождения, а дальше она подобна костру: чем больше взрослые удовлетворяют познавательный интерес ребенка, тем сильнее он становится. Необходимая, вовремя оказанная помощь взрослого, а также эмоциональная похвала позволяют ребенку верить в свои возможности, повышают его самооценку и стимулируют желание справляться с тем, что не сразу получается. 
 
 
 
 
 

     1.3. Интеллектуальная готовность к школьному обучению

     Интеллектуальная  готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная  активность.                                                                             Л.С. Выготский  сформировал мысль, что готовность к школьному обучению со стороны интеллектуального развития ребенка заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития интеллектуальных процессов, т.е. в качественных особенностях детского мышления[1,с.210].                                                                                                        К старшему  дошкольному возрасту, дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, овладевают некоторыми рациональными способами   обследования   внешних    свойств предметов. Дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания.  Мышления  остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами. Высшие формы наглядно-образного мышления являются итогом интеллектуального развития дошкольника.  
          Определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения. 
Обобщение позволяет человеку сравнивать различные предметы, выделять в них нечто общее, одновременно учитывая их различия. На основе обобщения проводится классификация, то есть выделение какого-то класса объектов, которым присущи общие свойства, для которых применимы общие правила работы с ними (например, решение задач того или другого типа). 
От процесса обобщения зависит обучаемость ребенка. Обучаемость включает в себя два этапа интеллектуальных операций. Первый - усвоение нового правила работы (решение задачи и т.д.); второй - перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичные, но не тождественные ему. Второй этап невозможен без умения  обобщать. 
  В основном к моменту поступления в школу ребенок владеет эмпирическим, то есть основанным на опыте, обобщением. Это значит, что сравнивая предметы, он находит, выделяет и обозначает словом их внешне одинаковые, общие свойства, позволяющие отнести все эти предметы к какому-то одному классу или понятию. Так, например, ребенок понимает, что автомобиль, поезд, самолет, автобус, троллейбус, трамвай и т.д. - это все транспорт,  или  средства  передвижения.                                              Важное значение при подготовке ребенка к учебной деятельности имеет наличие у него зачаточных умений, требуемых в данной деятельности. Умения эти обеспечивают высокий уровень обучаемости. Характерной особенностью его является умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Такая операция требует от поступающего в школу не только определенного уровня интеллектуального развития, но и познавательного отношения к действительности, способности удивляться и искать причины замеченной им перемены, новизны.     Психологи Л. И. Божович и Л. С. Славина выявили, что у одних детей познавательная потребность выражена ярко и имеет так называемую теоретическую направленность, у других она более связана с практической, бытовой деятельностью. Именно «теоретики» _ с бескорыстным интересом ко всему окружающему — являются явными «почемучками». Умственная пассивность других («не хочет думать») нередко, приводит их в число отстающих в школе. Не будучи в состоянии справиться с самыми простыми учебными заданиями, они быстро выполняют их, если эти задания переводятся в практическую плоскость или в игру[3, с. 372].                     Важно включить ребенка в осмысленную деятельность, в процессе которой он сам смог бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, заметить их сходства и различия.

Информация о работе Психологическая готовность к обучению в школе