Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 19:26, контрольная работа
Психологическая готовность к обучению в школе.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………3-4
1.Психологическая готовность к школе и зона ближайшего развития………………………………………………………………………5 1.1.Личностная готовность к школьному обучению……………………... 6-7 1.2.Определяющая роль мотивации в психологической готовности к школьному обучению…………………………………………………8-9 1.3.Интеллектуальная готовность к школьному обучению……………….10-11 1.4. Волевая готовность к школьному обучению………………………….12-13
1.5.Социальная и социально-психологическая готовность к школьному обучению…………………………………………………....14 2.Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе…15-17 3.Требование к детям, поступающим в школу………………………………18 Заключение……………………………………………………………………..19 Список используемого материала……………………………………………20
Введение
Не все дети шестилетнего возраста психологически готовы к обучению. Многие из них испытывают те или иные трудности и не могут сразу включиться в школьную жизнь. Психологическая готовность к школе — понятие широкое. Она включает в себя различные аспекты: интеллектуальные, социальные, социально-психологические, волевые.
Введение
1.Психологическая готовность к школе и зона ближайшего развития…………………………………………………5 1.1.Личностная готовность к школьному обучению……………………... 6-7
1.2.Определяющая роль мотивации в психологической готовности к школьному обучению…………………………………………………8-9 1
.3.Интеллектуальная готовность к школьному обучению……………….10-11
1.4. Волевая готовность к школьному обучению………………………….12-13
1.5.Социальная и социально-психологическая готовность к школьному обучению…………………………………………………....14
2.Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе…15-17
3.Требование к детям, поступающим в школу………………………………18
Заключение……………………………………………19
Список используемого материала……………………………………………20
Женский институт
’’ЭНВИЛА”
Кафедра психологии
Тема:
Психологическая готовность к обучению
в школе.
Введение………………………………………………………
1.Психологическая готовность к школе
и зона ближайшего
1.5.Социальная и социально-психологическая
готовность
Введение
Не
все дети шестилетнего возраста психологически
готовы к обучению. Многие из них
испытывают те или иные трудности и
не могут сразу включиться в школьную
жизнь. Психологическая готовность к школе
— понятие широкое. Она включает в себя
различные аспекты: интеллектуальные,
социальные, социально-психологические,
волевые.
Как свидетельствует опыт, для успешного
школьного обучения кроме наличия конкретных
знаний, навыков и умений необходим определенный
уровень развития способности к познавательной
деятельности, то есть ребенок должен
иметь дифференцированное восприятие,
уметь сравнивать, обобщать предметы и
явления, владеть анализом и синтезом
полученной информации, уметь самостоятельно
делать выводы. Поэтому при подготовке
к школе следует уделять много внимания
развитию познавательных интересов, интеллектуальной
активности. Четкие и правильные представления
ребенка о явлениях природы и человеческого
общества облегчат ему усвоение школьной
программы.
Важно, чтобы будущий ученик был готов
к выполнению своей новой социальной роли
— положению школьника, имеющего определенный
круг обязанностей, и связанному с этим
новому образу жизни. Эта готовность выражается
в отношении ребенка к школе, учебному
процессу, ученическим принадлежностям.
Формируя ее, следует познакомить будущего
ученика со школой, и не только с ее внешним
видом, помещениями, а главным образом
с назначением, задачами, методами работы.
Необходимо целенаправленно принимать
положительное отношение к школе, беседовать
с детьми об учебных принадлежностях,
книгах, будущих товарищах, учителе. Важно,
чтобы школа привлекала ребенка не внешними
признакам школьной жизни, а своей основной
деятельностью — учебой. Когда у ребенка
появится желание учиться, получать новые
знания, можно надеяться на успех. В противном
случае даже значительный запас умений
и знаний, высокий уровень интеллектуального
развития без развитого чувства долга
и ответственности не позволят ему всегда
успешно справляться со школьной программой.
И совсем плохо, если ребенок не хочет
идти в школу. Чаще всего это происходит
тогда, когда детей длительно запугивали
школой, обещая, что именно там окончится
их беззаботная жизнь и начнутся трудности.
Немаловажное значение при подготовке
ребенка к школе имеет формирование социально-психологических
качеств. В школе ребенок будет постоянно
находиться в кругу одноклассников. В
связи с этим важно воспитать у него общительность,
способность прийти на помощь другому.
Следует приучить ребенка быть всегда
правдивым, искренним не только со взрослыми,
по и с соучениками. Школьник будет общаться
с разными детьми, поэтому у него должно
быть воспитано чувство деликатности.
Ребенку непросто понять, что правдивость
не всегда должна быть прямолинейной,
что в отдельных случаях нужна сдержанность
и деликатность. Развитое чувство товарищества,
умение действовать совместно с другими,
при необходимости уступать и подчиняться
обеспечат ребенку легкую адаптацию к
новому школьному коллективу, помогут
ему свободно войти в контакт с одноклассниками
и учителем.
Для будущего школьника очень важны волевые
качества. Он должен не только действовать
в соответствии с принципами морали, но
и уметь отказаться от того, что кажется
привлекательным. Необходимо воспитать
стремление самостоятельно преодолевать
трудности, не отказываться от намеченной
цели, даже если достигнуть ее нелегко,
доводить каждое начатое дело до завершения.
Залогом успешного обучения в школе является
дисциплинированность ребенка, организованность,
собранность. Развивать эти качества необходимо
до поступления в школу.
1. Психологическая готовность к школе и зона ближайшего развития
Под
психологической готовностью к
школьному обучению понимается необходимый
и достаточный уровень
Если
актуальный уровень психического развития
ребенка такой, что его зона ближайшего
развития ниже той, которая требуется
для освоения учебной программы в школе,
то ребенок считается психологически
не готовым к школьному обучению, так как
в результате несоответствия его зоны
ближайшего развития требуемой он не может
усвоить программный материал и сразу
попадает в разряд отстающих учеников.
Психологическая готовность к школе -
это комплексный показатель, позволяющий
прогнозировать успешность или неуспешность
обучения первоклассника.
В
дошкольном возрасте, развиваются мотивация,
произвольность и интеллект ребенка до
уровня, необходимого и достаточного для
начала обучения в школе в группе сверстников.
Но этот уровень возникает только тогда,
когда игра полностью исчерпывает себя
как источник зон ближайшего развития.
В это время происходит смена ведущей
деятельности, в роли которой теперь начинает
выступать учебная деятельность.
1. 1. Личностная готовность к школьному обучению
Чтобы
ребенок успешно учился он, прежде
всего, должен стремиться к новой
школьной жизни, к «серьезным» занятиям,
«ответственным» поручениям. На появление
такого желания влияет отношение близких
взрослых к учению, как к важной содержательной
деятельности, гораздо более значимой,
чем игра дошкольника. Влияет и отношение
других детей, сама возможность подняться
на новую возрастную ступень в глазах
младших и сравняться в положении со старшими.
Стремление ребенка занять новое социальное
положение ведет к образованию его внутренней
позиции.
Л.И. Божович характеризует это как центральное
личностное новообразование, характеризующее
личность ребенка в целом. Именно оно и
определяет поведение и деятельность
ребенка и всю систему его отношений к
действительности, к самому себе и окружающим
людям. Образ жизни школьника в качестве
человека, занимающегося в общественном
месте общественно значимым и общественно
оцениваемым делом, осознается ребенком
как адекватный для него путь к взрослости
- он отвечает сформировавшемуся в игре
мотиву «стать взрослым и реально осуществлять
его функции»[1,c.282].
1.2. Определяющая роль мотивации в психологической готовности к школьному обучению
Мотивационный подход
Учебная мотивация состоит из познавательных
и социальных мотивов учения, а также мотивов
достижения.
Социальные мотивы учения, или широкие
социальные мотивы учения, связаны «с
потребностями ребенка в общении с другими
людьми, в их оценке и одобрении, с желанием
ученика занять определенное место в системе
доступных ему общественных отношений»[2,с
24].
Мотивы достижения не связаны с какой-либо
специфической деятельностью, а являются
индивидуальной характеристикой мотивационной
сферы человека, проявляющейся в его стремлении
к достижению результата. Мотивы достижения
различаются в зависимости от ориентации
человека на успех или неудачу. Так, в основе
мотива достижения может быть надежда
на успех или стремление достичь успеха,
а может быть боязнь или избегание неудачи.
Соответственно говорят о разных мотивах
достижения. Ребенок, готовый к школьному
обучению, хочет учиться в школе и потому,
что у него уже есть потребность занять
определенную позицию в обществе людей,
а именно позицию, открывающую доступ
в мир взрослости (социальный мотив учения),
и потому, что у него есть познавательная
потребность, которую он не может удовлетворить
дома. Следует заметить, что именно школа
является связующим звеном между детством
и взрослостью. И если посещение дошкольных
учреждений является необязательным,
то посещение школы строго обязательно.
У ребенка должен существовать познавательный
интерес, ему должно быть интересно узнавать
новое. Но поскольку учение в школе состоит
не только из интересных и занимательных
занятий, то у ученика должен быть стимул
выполнять и непривлекательные, а порой
даже скучные и утомительные здания.
1.3. Интеллектуальная готовность к школьному обучению
Интеллектуальная
готовность к школьному обучению
связана с развитием
Определенный
уровень интеллектуального развития,
подразумевающий владение ребенком простыми
операциями обобщения.
Обобщение позволяет человеку сравнивать
различные предметы, выделять в них нечто
общее, одновременно учитывая их различия.
На основе обобщения проводится классификация,
то есть выделение какого-то класса объектов,
которым присущи общие свойства, для которых
применимы общие правила работы с ними
(например, решение задач того или другого
типа).
От процесса обобщения зависит обучаемость
ребенка. Обучаемость включает в себя
два этапа интеллектуальных операций.
Первый - усвоение нового правила работы
(решение задачи и т.д.); второй - перенос
усвоенного правила выполнения задания
на аналогичные, но не тождественные ему.
Второй этап невозможен без умения обобщать.
В основном к моменту поступления в школу
ребенок владеет эмпирическим, то есть
основанным на опыте, обобщением. Это значит,
что сравнивая предметы, он находит, выделяет
и обозначает словом их внешне одинаковые,
общие свойства, позволяющие отнести все
эти предметы к какому-то одному классу
или понятию. Так, например, ребенок понимает,
что автомобиль, поезд, самолет, автобус,
троллейбус, трамвай и т.д. - это все транспорт,
или средства передвижения.
Информация о работе Психологическая готовность к обучению в школе