Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 13:53, курсовая работа
Целью исследования является выделение, анализ и сравнение особенностей образа Мира и его составляющих как характеристик социализации у старшеклассников большого и малого города.
Задачами исследования, решение которых должно привести к реализации цели, являются:
Разработать методические приемы, позволяющие изучить особенности образа Мира и его составляющих на выборке, состоящей из старшеклассников большого и малого города.
Выявить специфические характеристики
Введение 2
Глава I. Элементы социального мира 5
§ 1. Особенности образа Мира и его составляющих в
юношеском возрасте 5
§ 2. Город как фактор социализации 13
Глава II. Эмпирическое исследование образа Мира у
старшеклассников большого и малого города 19
§ 1. Программа исследования 19
§ 2. Результаты исследования 23
Выводы 4 7
Заключение _49
Библиография 51
На
наш взгляд, различия в восприятии
настоящего зависят от среды: москвичи,
сталкиваясь с более
В результате факторизации данных с учетом половой принадлежности были получены следующие данные.
По выборке «Москва, девушки» было выделено 6 факторов, объясняющих 14.7; 13.3; 12.6; 11.1; 9.7; 9.2 (всего - 70.6) процентов дисперсии (см. Приложение 13). Рассмотрим переменные, составляющие факторы, с факторными нагрузками:
Первый фактор (14.7%) - «значительность»:
сильное - 0.87
красивое - 0.67
светлое-0.62 Второй фактор (13.3%) - «оценка»:
большое-0.85
быстрое-0.75
приятное - 0.61 Третий фактор (12.6%) - «динамичность»:
изменчивое -0.81
движущееся - 0.69
очевидное - 0.59 Четвертый фактор (11.1%) - «сложность»:
- тяжелое - 0.89 сложное-0.71 безопасное - 0.55
Пятый фактор (9.7%) - «оптимизм»:
возбужденное - 0.80
неограниченное - 0.69 Шестой фактор (9.2%) - «уверенность»:
твердое-0.89
- хаотичное - 0.55
Для сравнения приводим данные по выборке «Заволжье, девушки» (см. Приложение 16).
Первый фактор (21.0%) - «комфортность»:
сильное - 0.88
приятное - 0.87
красивое - 0.82
светлое-0.81 Второй фактор (15.1%) - «противоречивость»:
- нежное - 0.70 мягкое-0.68 тяжелое-0.65 сложное-0.51
Третий фактор (11.3%) - «динамичность»:
движущееся - 0.68
упорядоченное - 0.65
неограниченное - 0.63
сложное-0.58 Четвертый фактор (10.8%) - «активность»:
быстрое - 0.77
возбужденное - 0.72
активное - 0.69 Пятый фактор (9.6%) - «безопасность»:
безопасное - 0.67
очевидное - 0.66
изменчивое - 0.64
Анализируя
полученные данные, можно отметить,
что девушки Москвы считают свое
настоящее большим, твердым и
хаотичным, что может свидетельствовать
об уверенности в постоянно
По выборке «Москва, юноши» было выделено 5 факторов, объясняющих 21.5; 19.8; 12.3; 9.9; 9.5 (всего - 73.0) процентов дисперсии (см. Приложение 14). Рассмотрим переменные, составляющие факторы, с факторными нагрузками:
Первый фактор (21.5%) - «динамичность»: сильное - 0.82 активное - 0.80 большое - 0.77
- движущееся - 0.71 быстрое - 0.68 приятное - 0.65
Второй фактор (19.8%) - «комфортность»: нежное - 0.74 красивое - 0.71
- светлое - 0.70 мягкое-0.70
возбужденное - 0.64 неограниченное - 0.64 Третий фактор (12.3%) - «упорядоченность»:
- очевидное - 0.83 упорядоченное - 0.69 безопасное - 0.60
Четвертый фактор (9.9%) - «оценка»:
тяжелое-0.91
быстрое - 0.47 Пятый фактор (9.5%) - «сложность»:
- устойчивое - 0.82 сложное-0.80
Для сравнения приводим полученные данные по категории «Заволжье, юноши» (было выделено 5 факторов) (см. Приложение 17). Первый фактор (20.3%) - «активность»:
движущееся - 0.85
возбужденное - 0.83
активное - 0.79
безопасное - 0.74
быстрое -0.62 Второй фактор (19.3%) - «комфортность»:
сильное - 0.76
приятное - 0.75
светлое-0.71
ограниченное - 0.66
- большое-0.61
Третий фактор (16.7%) - «сложность»: тяжелое-0.86 нежное - 0.77
- твердое - 0.69 упорядоченное - 0.59
Четвертый фактор (13.4%) - «оценка»: очевидное - 0.80 сложное - 0.70 красивое - 0.65
- упорядоченное - 0.53
Пятый фактор (8.0%) - «устойчивость»: устойчивое - 0.87
- упорядоченное - 0.43
Основное отличие в показателях юношей большого и малого городов заключается в том, что москвичи воспринимают свое настоящее как неограниченное, в то время как заволжане видят его ограниченным и строго упорядоченным. Очевидно, что различия в восприятии возникают по причине различного места жительства: большой город открывает больше возможностей для самовыражения, вследствие чего и настоящее воспринимается более широко.
При исследовании представлений о будущем были получены следующие результаты. По выборке «Москва, общие данные» было выделено шесть факторов, объясняющих 24.0; 12.3; 9.0; 8.8; 7.9; 7.6 (всего - 69.6) процентов дисперсии. Рассмотрим переменные, составляющие факторы, с факторными нагрузками:
Первый фактор (24.0%) - «оценка»:
приятное - 0.84
большое-0.84
активное - 0.79
светлое-0.72
красивое - 0.70
сильное-0.62 Второй фактор (12.3%) - «мечтательность»:
безопасное - 0.79
изменчивое - 0.68
- таинственное - 0.67 тяжелое-0.55
Третий фактор (9.0%) - «динамичность»:
- быстрое-0.88 движущееся - 0.50
Четвертый фактор (8.8%) - «неограниченность»: неограниченное - 0.66
- упорядоченное - 0.57
Пятый фактор (7.9%) - «сложность»: сложное-0.87
- сильное - 0.47
Шестой фактор (7.6%) - «уверенность»:
- твердое-0.84 нежное - 0.40
Семантическое пространство восприятия будущего для московских старшеклассников состоит из шести факторов («оценка», «мечтательность», «динамичность», «неограниченность», «сложность», «уверенность»).
По выборке «Заволжье, общие данные», в отличие от Москвы, было выделено пять факторов, объясняющих 18.5; 15.9; 12.6; 9.1; 8.6 (всего - 64.7%) дисперсии (см. Приложение 24). Эти факторы таковы: Первый фактор (18.5%) - «комфортность»: нежное-0.83 неограниченное - 0.75
- мягкое-0.70 большое - 0.66 красивое - 0.63
Второй фактор (15.9%) - «активность»:
движущееся - 0.75
активное - 0.72
сильное - 0.62
приятное - 0.53 Третий фактор (12.6%) - «сложность»:
тяжелое-0.72
быстрое-0.60
- сложное-0.59
Четвертый фактор (9.1%) - «стабильность»:
упорядоченное - 0.68
устойчивое - 0.65
возбужденное - 0.60 Пятый фактор (8.6%) - «надежда»:
таинственное - 0.83
безопасное - 0.65
Таким образом, в представлениях о будущем у старшеклассников большого и малого городов выделилось разное количество факторов (6 и 5 соответственно), однако при анализе содержания этих факторов можно заметить, что основные отличия заключаются в том, что московские школьники воспринимают будущее светлым, твердым и изменчивым, а заволжские -возбужденным, мягким и устойчивым. Из этого можно предположить, что москвичи гораздо более уверены в своем будущем, причем они считают, что их будущее во многих сферах (безусловно, при наличии некоторых сложностей) будет ярким и успешным и зависит от их активности. Заволжские школьники, напротив, испытывают некоторую неуверенность в собственных перспективах, вследствие чего (разумеется, кроме обычных оптимистичных представлений) они выбирают другой путь достижения лучшего будущего - более спокойный.
При факторизации данных с учетом половой принадлежности были получены следующие результаты. По выборке «Москва, девушки» было выделено 6 факторов, объясняющих 22.8; 13.9; 10.4; 10.0; 9.3; 6.7 (всего - 73.1) процента дисперсии (см. Приложение 19). Это следующие факторы: Первый фактор (22.8%) - «оптимистичность»:
приятное - 0.89
большое-0.77
светлое - 0.74
активное - 0.73
сильное-0.71
красивое - 0.62
нежное - 0.60 Второй фактор (13.9%) - «энергичность»:
безопасное - 0.76
возбужденное - 0.68
Третий фактор (10.4%) - «перспективность»:
- таинственное - 0.85 неограниченное - 0.70 движущееся - 0.40
Четвертый фактор (10.0%) - «динамичность»: быстрое-0.87
- упорядоченное - 0.67 изменчивое -0.55
Пятый фактор (9.3%) - «приятная сложность»:
сложное-0.86
- нежное-0.59
Шестой фактор (6.7Уо) - «уверенность»: твердое-0.78
- красивое - 0.54
Для сравнения приводим данные по категории «Заволжье, девушки». Всего было выделено 7 факторов, объясняющих 18.8; 15.6; 10.7; 9.3; 8.7; 7.6; 7.3 (всего - 78.0) процентов дисперсии (см. Приложение 22). Это следующие факторы:
Первый фактор (18.8%) - «оптимистичность»:
нежное - 0.84
Второй фактор (15.6%) - «оценка»: приятное - 0.83 сильное-0.72
- красивое - 0.62 светлое-0.58 большое-0.50
Третий фактор (10.7%) - «активность»:
Информация о работе Особенности образа Мира у старшеклассников больших и малых городов