Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 13:53, курсовая работа
Целью исследования является выделение, анализ и сравнение особенностей образа Мира и его составляющих как характеристик социализации у старшеклассников большого и малого города.
Задачами исследования, решение которых должно привести к реализации цели, являются:
Разработать методические приемы, позволяющие изучить особенности образа Мира и его составляющих на выборке, состоящей из старшеклассников большого и малого города.
Выявить специфические характеристики
Введение 2
Глава I. Элементы социального мира 5
§ 1. Особенности образа Мира и его составляющих в
юношеском возрасте 5
§ 2. Город как фактор социализации 13
Глава II. Эмпирическое исследование образа Мира у
старшеклассников большого и малого города 19
§ 1. Программа исследования 19
§ 2. Результаты исследования 23
Выводы 4 7
Заключение _49
Библиография 51
тихий - 0.77
безлюдный - 0.72
статичный - 0.62
маленький - 0.58 Четвертый фактор (7.0%) - «стабильность»:
размагничивающий - 0.59
зеленый - 0.52
- обжитый - 0.49
При
анализе данных, полученных от девушек,
следует обратить внимание, что картина
Заволжья (картина Москвы не изменилась)
описана более эмоционально, результатом
чего (как это ни парадоксально!)
становится спокойное, размеренное
восприятие обычного маленького города,
без признаков озлобленности
на полное отсутствие перспектив. Если
сравнить эти данные с данными
по выборке «Заволжье, юноши» (они
приведены ниже), то можно увидеть
гораздо более любящее и
При факторизации данных по восприятию городского пространства по выборке «Москва, юноши» было выделено 5 факторов, объясняющих 20.5; 17.1; 14.2; 9.7; 7.0 (всего - 68.5) процентов дисперсии (см. Приложение 27). Вот эти факторы:
Первый фактор (20.5%) - «эмоциональность»:
удобный-0.81 симпатичный - 0.79 красивый - 0.74 приятный - 0.73
Второй фактор (17.1%) - «энергетичность»: оптимистичный - 0.75 интересный - 0.75
- разнообразный - 0.74 богатый - 0.66 компактный - 0.58 бодрящий - 0.56 уютный-0.54 хаотичный - 0.53 оживленный -0.51
Третий фактор (14.2%) - «ухоженность»: чистый - 0.82 нездоровый - 0.79 светлый - 0.76
- ухоженный -0.53 богатый-0.52
Четвертый фактор (9.7%) - «урбанизированное^»: шумный-0.85 многолюдный - 0.70
- без зелени - 0.61
Пятый фактор (7.0%) - «историчность»: обжитый - 0.63 старый - 0.63 большой - 0.47
Для сравнения приводим данные, полученные в результате факторизации данных о восприятии города по выборке «Заволжье, юноши». Было выделено 5 факторов, объясняющих 14.8; 14.7; 12.7; 12.5; 11.9 (всего - 66.6) процентов дисперсии (см. Приложение 30). Это такие факторы:
Первый фактор (14.8%) - «умирающий город-завод»: грязный-0.74
Второй фактор (14.7%) - «бесперспективность»:
пессимистический - 0.76
размагничивающий - 0.69
статичный - 0.65
угнетающий - 0.65
бедный-0.55
нездоровый - 0.52 Третий фактор (12.7%) - «любовь к родине»:
светлый - 0.77
- зеленый-0.73
привлекательный - 0.70
симпатичный - 0.65
красивый - 0.53 Четвертый фактор (12.5%) - «спокойствие»:
безлюдный - 0.84
родной-0.78
тихий - 0.78
маленький - 0.60
бедный-0.53 Пятый фактор (11.9%) - «оценка города»:
компактный - 0.81
уютный-0.72
хаотичный - 0.63
новый - 0.59
В целом при оценке данных, полученных при изучении восприятия города, необходимо отметить, что на оценку, в первую очередь, влияет, рассмотрение проблем и перспектив города и собственной жизни в нем.
Аналогичный
вывод можно сделать из анализа
представлений о проблемах, волнующих
школьников большого и малого города.
Статистических различий между ними
нет, хотя можно отметить, что жителей
малого города гораздо больше волнуют
общественные проблемы и проблемы родного
города, в то время как московские
старшеклассники большее
Для выяснения того, что старшеклассники понимают под эмоциями и эмоциональными проявлениями, им было предложено оценить, какие состояния и переживания являются эмоциями - это было сделано для оценки компонентов образа Мира, оцениваемых, скорее, эмоционально (см. Приложение 36).
Следует отметить, что явные различия по усредненным показателям среди старшеклассников Москвы и Заволжья (около 1 балла) были отмечены только по шкалам «блаженство» и «плач» (см. Приложения 37-39).
Таким образом, у старших школьников, проживающих в большом и малом городах, существуют различия в восприятии времени и окружающей среды (родного города), тогда как восприятие остальных компонентов образа Мира, оцениваемых более эмоционально, у подростков имеют больше сходства, чем различий. Полученные результаты свидетельствуют о дальнейшей необходимости изучения представлений об образе Мира в населенных пунктах различной величины, поскольку эти представления оказывают непосредственное влияние на протекание процесса социализации личности в нестабильном обществе.
Выводы
- различная
субъективная значимость
чего (разумеется, кроме обычных оптимистичных представлений) они выбирают другой путь достижения лучшего будущего - более спокойный;
представления о родном городе у юношей и девушек Москвы и Заволжья отличаются по характеру: отношение москвичей гораздо более позитивное; отношение заволжан отличается критичностью. 6. Образ Мира у старшеклассников большого и малого городов отличается содержательным наполнением; основные отличия наблюдаются в категориях образа Времени и образа Среды.
Заключение
Подводя
итоги представленному
Представления об образе Мира показывают пройденные этапы и перспективы дальнейшей социализации в младшем юношеском возрасте. Учитывая, что социализация всегда протекает в определенной среде, которую в данном исследовании составляют большой и малый город, следует отметить, что представления об образе Мира формируются и развиваются при непосредственном общении человека с окружающим миром. Именно поэтому в данном исследовании был осуществлен сравнительный анализ содержательных и эмоциональных характеристик составляющих образа Мира и образа Мира в целом. В нашем исследовании показано, что в формировании представлений старшеклассников о картине Мира определенную роль играет город как фактор социализации.
В ходе исследования было показано, что наибольшее влияние на формирование образа Мира оказывают две его составляющие: образ Времени и образ Среды.
Представления об образе Времени (настоящем и будущем) у старшеклассников отличаются в зависимости от места проживания. Для жителей малого города настоящее представляется менее реалистичным, чем для жителей большого города. Построение оптимистичного образа будущего базируется на разных основаниях, москвичи в будущем надеются на собственную активность, в то время как заволжане не уверены в собственных перспективах и надеются, что все образуется само собой.
Изучение восприятия родного города показало, что при оценке отношения к городу как к родине существенных различий у старшеклассников большого и малого городов обнаружено не было; однако по всем остальным параметрам отношение москвичей гораздо более позитивное (наиболее негативное отношение к собственному городу у юношей Заволжья).
В целом результаты проведенного исследования показывают, что составляющие образа Мира в юношеском возрасте являются характеристиками социализации, а также подчеркивают, что городская среда является фактором, оказывающим влияние на формирование образа Мира в современном обществе.
Анализ содержания представлений составляющих образа Мира и образа Мира в целом у старшеклассников большого и малого города может быть проведения консультативной работы с подростками, что особенно актуально в условиях интенсивной миграции молодежи.
Библиография
13Волович
A.C. Особенности процесса
14. Гинзбург
М.Р. Личностное
Информация о работе Особенности образа Мира у старшеклассников больших и малых городов