Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 14:04, сочинение
Княжна безвыездно живет в имении Лысые Горы со своим отцом, сиятельным екатерининским вельможей, сосланным при Павле и с тех пор никуда не выезжающим. Ее батюшка, Николай Андреевич, — человек не из приятных: часто брюзглив и груб, ругает княжну дурой, тетрадки швыряет и в довершение всего педант.
Княжна безвыездно живет в имении Лысые Горы со своим отцом, сиятельным екатерининским вельможей, сосланным при Павле и с тех пор никуда не выезжающим. Ее батюшка, Николай Андреевич, — человек не из приятных: часто брюзглив и груб, ругает княжну дурой, тетрадки швыряет и в довершение всего педант. А вот портрет княжны: «Зеркало отразило некрасивое слабое тело и худое лицо». И дальше Толстой словно поражен увиденным: «Глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света изредка снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты». наряду с князем Андреем, княжна Марья показана нам в романе как совершенный, абсолютно цельный психологически, физически и нравственно человеческий тип. Одновременно, как и любая леди, по мысли Толстого, она живет в постоянном бессознательном ожидании любви и семейного счастья. То, что глаза — зеркало души, общее место. Но личность княжны на самом деле прекрасна, добра и нежна. И это ее светом лучатся глаза Марьи. Княжна Марья умна, романтична и религиозна. Она покорно переносит эксцентрическое поведение отца, его издевки и насмешки, не переставая бесконечно сильно и сильно любить его. Она любит «маленькую княгиню», любит своего племянника Николая, любит предавшую ее компаньонку-француженку, любит своего брата Андрея, любит, не умея выказать это, Наташу, любит порочного Анатоля Курагина. Ее любовь такова, что все, находящиеся рядом, подчиняются ее ритмам и движениям и растворяются в ней. Толстой наделяет княжну Марью удивительной судьбой. Он реализует для нее любые, самые смелые романтические грезы провинциальной барышни. Она переживает измену и смерть близких, ее вызволяет из рук врагов бравый гусар Николай Ростов, ее будущий муж (как тут не припомнить Козьму Пруткова: «Если хочешь быть красивым — иди в гусары»). Долгое томление взаимной влюбленности и ухаживаний и в конце — свадьба и счастливая семейная жизнь. Иногда складывается ощущение, что автор изящно и умно пародирует бесчисленные французские романы, которые были неотъемлемой частью «женского мира» и оказывали значительное влияние на формирование духовного мира русской барышни начала XIX века. Конечно, это не прямая пародия. Толстой слишком велик для этого. Особым литературным приемом он любой раз выводит княжну Марью за пределы сюжета. Всякий раз здраво и логично она осмысливает любое «романтическое» или близкое к этому сочетание событий. (Вспомним ее реакцию на интрижку Анатоля Курагина и француженки Бурьен.) Ее ум позволяет ей стоять обеими ногами на земле. Ее развитая романами мечтательность позволяет ей видеть некую параллельную, вторую, «романтическую» реальность. Ее религиозность проистекает из ее нравственного чувства, она добросердечна и открыта миру. Несомненно, в этом контексте привлекает чуткость литературная предшественница княжны Марьи. Это, конечно же, Лизанька из «Пиковой дамы» Пушкина. В некоторых случаях рисунок их судеб совпадает до мелочей. «Лизавета Ивановна была домашней мученицею, — описывает Пушкин. — Она разливала чай и получала выговоры за лишний расход сахара; она вслух читала романы и виновата была во всех ошибках автора». Как тут ни припомнить жизнь княжны Марьи с ее отцом в Лысых Горах и в Москве! В образе княжны Марьи немаловажно меньше литературной типичности и немаловажно больше активный трепетной души и человеческой привлекательности, чем у других женских персонажей романа. В ее судьбе сообща с автором живое участие принимаем и мы, читатели. Во всяком случае, истинное удовольствие доставляет описание ее уютного семейного счастья с ограниченным, но сильно любимым мужем среди детей, родных и близких.