Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 13:53, курсовая работа
Целью исследования является выделение, анализ и сравнение особенностей образа Мира и его составляющих как характеристик социализации у старшеклассников большого и малого города.
Задачами исследования, решение которых должно привести к реализации цели, являются:
Разработать методические приемы, позволяющие изучить особенности образа Мира и его составляющих на выборке, состоящей из старшеклассников большого и малого города.
Выявить специфические характеристики
Введение 2
Глава I. Элементы социального мира 5
§ 1. Особенности образа Мира и его составляющих в
юношеском возрасте 5
§ 2. Город как фактор социализации 13
Глава II. Эмпирическое исследование образа Мира у
старшеклассников большого и малого города 19
§ 1. Программа исследования 19
§ 2. Результаты исследования 23
Выводы 4 7
Заключение _49
Библиография 51
движущееся - 0.85
активное - 0.83 Четвертый фактор (9.3%) - «мечтательность»:
таинственное — 0.82
безопасное - 0.78 Пятый фактор (8.7%) - «сложность»:
сложное-0.88
- быстрое-0.59
Шестой фактор (7.6%) - «структурность»: возбужденное - 0.88
- упорядоченное - 0.53
Седьмой фактор (7.3%) - «устойчивость»:
- устойчивое - 0.78 упорядоченное - 0.55
Рассматривая ответы девушек, можно заметить, что одного и того же будущего они стараются добиться разными путями: если у москвичек преобладают сила и активность (то есть стремление добиться лучшего собственными силами), то у заволжанок - нежность и мягкость (надежда на то, что кто-нибудь поможет достичь светлого будущего). Москвички уверены в том, что их твердо ожидает тяжелая борьба, в результате чего они достигнут успеха; заволжанки не знают, как самостоятельно изменить устойчивую картину мира. Очевидно, что эти различия вызваны более широкими возможностями, открывающимися перед девушками большого города, и в то же время более высокой конкуренцией в нем в борьбе за достижение лучшего будущего.
При анализе данных по выборке «Москва, юноши» было выделено 6 факторов, объясняющих 19.7; 15.8; 13.3; 11.6; 11.0; 9.2 (всего - 80.6) процентов дисперсии (см. Приложение 20). Это следующие факторы: Первый фактор (19.7%) - «динамичность»:
быстрое-0.90
движущееся - 0.87
сильное-0.83
активное - 0.68
красивое - 0.59 Второй фактор (15.8%) - «оценка»:
возбужденное - 0.89
светлое - 0.62
большое-0.60
приятное - 0.53 Третий фактор (13.3%) - «приятные хлопоты»:
нежное-0.82
- твердое-0.80 тяжелое - 0.62
Четвертый фактор (11.6%) - «таинственность»:
безо пасное -0.88
таинственное - 0.85 Пятый фактор (11.0%) - «упорядоченность»:
- упорядоченное - 0.87
- большое - 0.63
Шестой фактор (9.2%) - «критичность»:
- устойчивое-0.85 сложное-0.80
Для сравнения приводим данные по выборке «Заволжье, юноши». Здесь было выделено 5 факторов, объясняющих 23.3; 18.6; 13.6; 11.4; 8.3 (всего - 75.2) процентов дисперсии (см. Приложение 23). Это следующие факторы:
Первый фактор (23.3%) - «оценка»:
Второй фактор (18.6%) - «сложность»:
Третий фактор (13.6%) - «динамичность»: возбужденное - 0.79
Четвертый фактор (11.4%) - «изменчивость»:
Пятый фактор (8.3%) - «активность»: активное - 0.65 устойчивое - 0.64
В целом, как видно из полученных результатов, представления о будущем у юношей большого и малого города совпадают. Единственное (но очень важное) отличие состоит в том, что москвичи видят пути к достижению желаемого будущего в активном приложении собственных усилий, а заволжане рассуждают об этом, скорее, с теоретических позиций (причины подобного восприятия будущего и путей его достижения, видимо, аналогичны тем, что были описаны при анализе представлений о будущем девушек большого и малого города).
Таким
образом, можно сделать вывод, что
окружающая среда оказывает
Влияние окружающей среды на образ Мира можно выявить и при изучении представлений о родном городе. Для этого использовались семантические шкалы Ж. Бургесса и Г. Холлиса с добавлением антонимов, характеризующих города разного размера (см. приложение 25).
Полученные по шкалам усредненные оценки показывают, что представления молодежи о родном городе имеют позитивную направленность (см. приложение 34). Явные различия (более 1 балла) по усредненным оценкам между большим и малым городом получены по шкалам: ухоженный, красивый, удобный, чистый, многолюдный, разнообразный, тихий, оживленный, привлекательный, богатый, интересный, преуспевающий, маленький. Самое интересное и неожиданное заключается в том, что по всем этим шкалам (за исключением двух: тихий и маленький) представления о Москве гораздо более оптимистичны, чем представления о Заволжье. Объяснение того факта, что по категориям: ухоженный, чистый, привлекательный восприятие малого города более негативно, чем большого, на наш взгляд, заключается в различии в уровне жизни, который как раз и определяется местом проживания (малым или большим городом).
Если
рассматривать усредненные
Усредненные
оценки юношей (см. Приложение 33) выявили
явные различия по шкалам: ухоженный,
красивый, удобный, чистый, многолюдный,
зеленый, разнообразный, тихий, оживленный,
привлекательный, богатый, интересный,
бодрящий, оптимистичный, преуспевающий,
маленький. Единственное отличие в показателях
юношей заключается в том, что выявились
явные различия (которых не было в двух других категориях) по шкале «зеленый»: еще один показатель в пользу маленького города.
При факторизации данных о восприятии города по выборке «Москва, общие данные» было выделено 5 факторов, объясняющих 14.2; 14.0; 11.1; 10.4; 7.3 (всего - 57.0) процентов дисперсии (см. Приложение 28). Это следующие факторы:
Первый фактор (14.2%) - «оценка»:
- оживленный - 0.72 интересный - 0.71 обжитый - 0.66 красивый - 0.62 оптимистичный - 0.61 многолюдный - 0.57
Второй фактор (14.0%) - «ухоженность»: уютный-0.76
- ухоженный - 0.71 разнообразный - 0.65 бодрящий - 0.65 чистый - 0.63 удобный-0.59
Третий фактор (11.1%) - «комфортность»:
Четвертый фактор (10.4%) - «мегаполис»:
нездоровый - 0.69
компактный - 0.69
преуспевающий - 0.54
светлый - 0.53
богатый-0.52 Пятый фактор (7.3%) - «суетливость»:
шумный - 0.65
большой - 0.57
хаотичный - 0.52
Несмотря на 5 выделенных факторов в данном случае можно говорить о том, сознание старшеклассников Москвы недостаточно дифференцированно, поскольку, в принципе, все эти факторы можно объединить в один большой фактор «положительная оценка, симпатия».
Для сравнения приведем данные факторизации восприятия маленького города («Заволжье, общие данные»; см. Приложение 31). Было выделено 5 факторов, объясняющих 20.4; 14.0; 10.9; 10.1; 5.3 (всего - 60.7) процентов дисперсии. Это такие факторы:
Первый фактор (20.4%) - «оценка города как родины»: красивый - 0.79 привлекательный - 0.75 симпатичный - 0.71 успокаивающий - 0.66
Второй фактор (14.0%о) - «бесперспективность»:
Третий фактор (10.9%) - «уныние»:
- тихий - 0.80 безлюдный - 0.76 маленький - 0.66 статичный - 0.57
Четвертый фактор (10.1%) - «необустроенность»:
размагничивающий - 0.70
грязный - 0.64
новый - 0.50 Пятый фактор (5.3%) - «шаблонность»:
- обжитый - 0.84 статичный -0.36
Здесь мы наблюдаем совершенно иные 5 факторов, только один и которых (эмоциональный) можно отнести к положительным; остальные 4 фактора описывают Заволжье не с самой лучшей стороны. Заволжане оценивают свой город с точки зрения его настоящего и будущего, вследствие чего можно дифференцированную картину разложения, которая, к сожалению, свойственна многим малым городам.
При рассмотрении факторизованных данных о восприятии города с учетом половой принадлежности были получены следующие данные. По выборке «Москва, девушки» было выделено 5 факторов, объясняющих 17.7; 12.8; 11.6; 9.6; 8.1 (всего - 59.8) процентов дисперсии (см. Приложение 26). Это следующие факторы:
Первый фактор (17.7%) - «оценка»:
оживленный - 0.74
симпатичный - 0.72
оптимистичный - 0.72
интересный - 0.71
красивый - 0.63
светлый - 0.61
многолюдный - 0.50 Второй фактор (12.8%) - «ухоженность»:
чистый-0.78
Третий фактор (11.6%) - «город как место жительства»:
Четвертый фактор (9.6%) - «жизненность»:
- богатый-0.80 компактный - 0.64 красивый - 0.56
Пятый фактор (8.1%) - «величина города»:
Для сравнения приведем факторизованные данные по категории «Заволжье, девушки». В результате факторизации было выделено 4 фактора, объясняющих 25.6; 15.9; 11.7; 7.0 (всего - 60.2) процентов дисперсии (см. Приложение 29). Это следующие факторы:
Первый фактор (25.6%) - «оценка города как родины»: красивый - 0.90 привлекательный - 0.83
Второй фактор (15.9%) - «дитя советского времени»:
нездоровый - 0.82
хаотичный - 0.67
оптимистичный - 0.64
новый-0.58
бедный - 0.54
светлый-0.53 Третий фактор (11.7%) - «спокойствие»:
Информация о работе Особенности образа Мира у старшеклассников больших и малых городов