Особенности образа Мира у старшеклассников больших и малых городов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является выделение, анализ и сравнение особенностей образа Мира и его составляющих как характеристик социализации у старшеклассников большого и малого города.
Задачами исследования, решение которых должно привести к реализации цели, являются:
Разработать методические приемы, позволяющие изучить особенности образа Мира и его составляющих на выборке, состоящей из старшеклассников большого и малого города.
Выявить специфические характеристики

Содержание

Введение 2
Глава I. Элементы социального мира 5
§ 1. Особенности образа Мира и его составляющих в
юношеском возрасте 5
§ 2. Город как фактор социализации 13
Глава II. Эмпирическое исследование образа Мира у
старшеклассников большого и малого города 19
§ 1. Программа исследования 19
§ 2. Результаты исследования 23
Выводы 4 7
Заключение _49
Библиография 51

Работа содержит 1 файл

диплом образ мира.docx

— 92.50 Кб (Скачать)

    движущееся - 0.85

  активное - 0.83 Четвертый фактор (9.3%) - «мечтательность»:

    таинственное  — 0.82

   безопасное - 0.78 Пятый фактор (8.7%) - «сложность»:

    сложное-0.88

    - быстрое-0.59

Шестой  фактор (7.6%) - «структурность»: возбужденное - 0.88

    - упорядоченное - 0.53

    Седьмой фактор (7.3%) - «устойчивость»:

- устойчивое - 0.78 упорядоченное - 0.55

     Рассматривая  ответы девушек, можно заметить, что  одного и того же будущего они стараются  добиться разными путями: если у  москвичек преобладают сила и  активность (то есть стремление добиться лучшего собственными силами), то у  заволжанок - нежность и мягкость (надежда на то, что кто-нибудь поможет достичь светлого будущего). Москвички уверены в том, что их твердо ожидает тяжелая борьба, в результате чего они достигнут успеха; заволжанки не знают, как самостоятельно изменить устойчивую картину мира. Очевидно, что эти различия вызваны более широкими возможностями, открывающимися перед девушками большого города, и в то же время более высокой конкуренцией в нем в борьбе за достижение лучшего будущего.

При анализе  данных по выборке «Москва, юноши» было выделено 6 факторов, объясняющих 19.7; 15.8; 13.3; 11.6; 11.0; 9.2 (всего - 80.6) процентов дисперсии (см. Приложение 20). Это следующие факторы: Первый фактор (19.7%) - «динамичность»:

      быстрое-0.90

      движущееся - 0.87

      сильное-0.83

      активное - 0.68

   красивое - 0.59 Второй фактор (15.8%) - «оценка»:

      возбужденное - 0.89

      светлое - 0.62

      большое-0.60

  приятное - 0.53 Третий фактор (13.3%) - «приятные хлопоты»:

      нежное-0.82

- твердое-0.80 тяжелое - 0.62

    Четвертый фактор (11.6%) - «таинственность»:

      безо пасное -0.88

   таинственное - 0.85 Пятый фактор (11.0%) - «упорядоченность»:

    - упорядоченное - 0.87

    - большое - 0.63

    Шестой  фактор (9.2%) - «критичность»:

- устойчивое-0.85 сложное-0.80

     Для сравнения приводим данные по выборке  «Заволжье, юноши». Здесь было выделено 5 факторов, объясняющих 23.3; 18.6; 13.6; 11.4; 8.3 (всего - 75.2) процентов дисперсии (см. Приложение 23). Это следующие факторы:

    Первый  фактор (23.3%) - «оценка»:

  • неограниченное -0.89
  • красивое-0.82
  • нежное-0.79
  • большое - 0.76 упорядоченное - 0.56
  • движущееся - 0.55
  • светлое-0.53

    Второй  фактор (18.6%) - «сложность»:

  • сложное - 0.90
  • твердое-0.79
  • безопасное -0.73
  • тяжелое - 0.67

Третий  фактор (13.6%) - «динамичность»: возбужденное - 0.79

  • сильное - 0.69 приятное - 0.66
  • движущееся -0.53

    Четвертый фактор (11.4%) - «изменчивость»:

  • быстрое - 0.83
  • таинственное - 0.79

Пятый фактор (8.3%) - «активность»: активное - 0.65 устойчивое - 0.64

      В целом, как видно из полученных результатов, представления о будущем у  юношей большого и малого города совпадают. Единственное (но очень важное) отличие состоит в том, что москвичи видят пути к достижению желаемого будущего в активном приложении собственных усилий, а заволжане рассуждают об этом, скорее, с теоретических позиций (причины подобного восприятия будущего и путей его достижения, видимо, аналогичны тем, что были описаны при анализе представлений о будущем девушек большого и малого города).

     Таким образом, можно сделать вывод, что  окружающая среда оказывает непосредственное влияние на представления старшеклассников большого и малого городов о времени (настоящем и будущем).

     Влияние окружающей среды на образ Мира можно  выявить и при изучении представлений  о родном городе. Для этого использовались семантические шкалы Ж. Бургесса и Г. Холлиса с добавлением антонимов, характеризующих города разного размера (см. приложение 25).

     Полученные  по шкалам усредненные оценки показывают, что представления молодежи о  родном городе имеют позитивную направленность (см. приложение 34). Явные различия (более 1 балла) по усредненным оценкам между большим и малым городом получены по шкалам: ухоженный, красивый, удобный, чистый, многолюдный, разнообразный, тихий, оживленный, привлекательный, богатый, интересный, преуспевающий, маленький. Самое интересное и неожиданное заключается в том, что по всем этим шкалам (за исключением двух: тихий и маленький) представления о Москве гораздо более оптимистичны, чем представления о Заволжье. Объяснение того факта, что по категориям: ухоженный, чистый, привлекательный восприятие малого города более негативно, чем большого, на наш взгляд, заключается в различии в уровне жизни, который как раз и определяется местом проживания (малым или большим городом).

     Если  рассматривать усредненные оценки с учетом половой принадлежности, то по ответам девушек (см. Приложение 32) мы увидим явные различия по шкалам: ухоженный, красивый, многолюдный, разнообразный, тихий, оживленный, привлекательный, богатый, интересный, симпатичный, преуспевающий, маленький.

      Усредненные оценки юношей (см. Приложение 33) выявили  явные различия по шкалам: ухоженный, красивый, удобный, чистый, многолюдный, зеленый, разнообразный, тихий, оживленный, привлекательный, богатый, интересный, бодрящий, оптимистичный, преуспевающий, маленький. Единственное отличие в показателях юношей заключается в том, что выявились 

явные различия (которых не было в двух других категориях) по шкале «зеленый»: еще один показатель в пользу маленького города.

     При факторизации данных о восприятии города по выборке «Москва, общие данные»  было выделено 5 факторов, объясняющих 14.2; 14.0; 11.1; 10.4; 7.3 (всего - 57.0) процентов  дисперсии (см. Приложение 28). Это следующие факторы:

    Первый  фактор (14.2%) - «оценка»:

- оживленный - 0.72 интересный - 0.71 обжитый - 0.66 красивый - 0.62 оптимистичный - 0.61 многолюдный - 0.57

Второй  фактор (14.0%) - «ухоженность»: уютный-0.76

- ухоженный - 0.71 разнообразный - 0.65 бодрящий - 0.65 чистый - 0.63 удобный-0.59

    Третий  фактор (11.1%) - «комфортность»:

  • родной - 0.75 приятный - 0.68
  • успокаивающий - 0.65 радующий - 0.62
  • удобный-0.51

    Четвертый фактор (10.4%) - «мегаполис»:

    нездоровый - 0.69

    компактный - 0.69

    преуспевающий - 0.54

    светлый - 0.53

   богатый-0.52 Пятый фактор (7.3%) - «суетливость»:

    шумный - 0.65

    большой - 0.57

      хаотичный - 0.52

      Несмотря  на 5 выделенных факторов в данном случае можно говорить о том, сознание старшеклассников Москвы недостаточно дифференцированно, поскольку, в принципе, все эти  факторы можно объединить в один большой фактор «положительная оценка, симпатия».

     Для сравнения приведем данные факторизации восприятия маленького города («Заволжье, общие данные»; см. Приложение 31). Было выделено 5 факторов, объясняющих 20.4; 14.0; 10.9; 10.1; 5.3 (всего - 60.7) процентов дисперсии. Это такие факторы:

Первый  фактор (20.4%) - «оценка города как родины»: красивый - 0.79 привлекательный - 0.75 симпатичный - 0.71 успокаивающий - 0.66

  • заброшенный - 0.61
  • зеленый-0.61

    Второй  фактор (14.0%о) - «бесперспективность»:

  • бедный - 0.74
  • заброшенный - 0.67
  • хаотичный - 0.59
  • нездоровый - 0.59 светлый-0.59

    Третий  фактор (10.9%) - «уныние»:

- тихий - 0.80 безлюдный - 0.76 маленький - 0.66 статичный - 0.57

    Четвертый фактор (10.1%) - «необустроенность»:

    размагничивающий - 0.70

    грязный - 0.64

   новый - 0.50 Пятый фактор (5.3%) - «шаблонность»:

- обжитый - 0.84 статичный -0.36

     Здесь мы наблюдаем совершенно иные 5 факторов, только один и которых (эмоциональный) можно отнести к положительным; остальные 4 фактора описывают Заволжье не с самой лучшей стороны. Заволжане оценивают свой город с точки зрения его настоящего и будущего, вследствие чего можно дифференцированную картину разложения, которая, к сожалению, свойственна многим малым городам.

      При рассмотрении факторизованных данных о восприятии города с учетом половой  принадлежности были получены следующие  данные. По выборке «Москва, девушки» было выделено 5 факторов, объясняющих 17.7; 12.8; 11.6; 9.6; 8.1 (всего - 59.8) процентов  дисперсии (см. Приложение 26). Это следующие факторы:

    Первый  фактор (17.7%) - «оценка»:

      оживленный - 0.74

      симпатичный - 0.72

      оптимистичный - 0.72

      интересный - 0.71

      красивый - 0.63

      светлый - 0.61

   многолюдный - 0.50 Второй фактор (12.8%) - «ухоженность»:

    чистый-0.78

  • ухоженный - 0.70 бодрящий - 0.67 удобный-0.66
  • уютный - 0.64 разнообразный - 0.60

    Третий  фактор (11.6%) - «город как место жительства»:

  • успокаивающий - 0.84
  • родной-0.74 приятный - 0.67 светлый-0.51

    Четвертый фактор (9.6%) - «жизненность»:

- богатый-0.80 компактный - 0.64 красивый - 0.56

    Пятый фактор (8.1%) - «величина города»:

  • хаотичный-0.72
  • большой - 0.69
  • шумный - 0.62

      Для сравнения приведем факторизованные  данные по категории «Заволжье, девушки». В результате факторизации было выделено 4 фактора, объясняющих 25.6; 15.9; 11.7; 7.0 (всего - 60.2) процентов дисперсии (см. Приложение 29). Это следующие факторы:

Первый  фактор (25.6%) - «оценка города как родины»: красивый - 0.90 привлекательный - 0.83

  • симпатичный - 0.73 однообразный - 0.73
  • заброшенный-0.73 скучный - 0.72
  • приятный - 0.67 уютный - 0.64 радующий - 0.61

    Второй  фактор (15.9%) - «дитя советского времени»:

    нездоровый - 0.82

    хаотичный - 0.67

    оптимистичный - 0.64

    новый-0.58

    бедный - 0.54

  светлый-0.53 Третий фактор (11.7%) - «спокойствие»:

Информация о работе Особенности образа Мира у старшеклассников больших и малых городов