Особенности образа Мира у старшеклассников больших и малых городов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является выделение, анализ и сравнение особенностей образа Мира и его составляющих как характеристик социализации у старшеклассников большого и малого города.
Задачами исследования, решение которых должно привести к реализации цели, являются:
Разработать методические приемы, позволяющие изучить особенности образа Мира и его составляющих на выборке, состоящей из старшеклассников большого и малого города.
Выявить специфические характеристики

Содержание

Введение 2
Глава I. Элементы социального мира 5
§ 1. Особенности образа Мира и его составляющих в
юношеском возрасте 5
§ 2. Город как фактор социализации 13
Глава II. Эмпирическое исследование образа Мира у
старшеклассников большого и малого города 19
§ 1. Программа исследования 19
§ 2. Результаты исследования 23
Выводы 4 7
Заключение _49
Библиография 51

Работа содержит 1 файл

диплом образ мира.docx

— 92.50 Кб (Скачать)
 
 

Особенности образа Мира у старшеклассников больших и

малых городов

 
 
 

Оглавление

Введение 2

Глава I. Элементы социального  мира 5

§ 1. Особенности образа Мира и его составляющих в 
юношеском возрасте 5

§ 2. Город как фактор социализации 13

Глава II. Эмпирическое исследование образа Мира у 
старшеклассников большого и малого города 19

§ 1. Программа исследования 19

§ 2. Результаты исследования 23

Выводы  4 7

Заключение _49

Библиография 51

Введение

     Изменения, которые происходят в современном  российском обществе, неизбежно накладывают  свой отпечаток на процесс социализации подрастающего поколения. Проблемы интеграции молодежи в общество связаны  со многими факторами, оказывающими влияние на формирование единого  целостного представления о происходящем в родном классе, городе, стране и  в мире в целом. Развитие потенциальных  возможностей личности напрямую связано  с построением непротиворечивой картины образа Мира.

      Как отмечает Г.М. Андреева (2000, с. 180), «для более  детального анализа того, как же происходит реконструкция полученной социальной информации и возведение лесов для построения образа мира в целом, необходимо более внимательно  рассмотреть, каковы же элементы этой конструкции и как они возникают. Иными словами нужно исследовать, какие элементы единой картины мира воссоздает в своей познавательной деятельности человек».

     Исходя  из этого, на наш взгляд, необходимо рассмотреть особенности составляющих образа Мира и особенности образа Мира в целом у старшеклассников, поскольку такое исследование может  помочь выявить основные тенденции  развития подрастающего поколения  и их влияние на процесс социализации.

     В результате перемен, происходящих в  социальной психологии, расширяется  перечень образов, составляющих образ  Мира: сегодня в это понятие  включают образ «Я», образ Другого (реального и идеального), образ Группы, образ Времени, образ Среды и образы различных трудно классифицируемых социальных явлений. Изучение любой из этих областей может стать предметом отдельного глубокого исследования.

     Поскольку в современном обществе культурных форм великое множество, то можно  предположить, что в результате различных  условий жизни в большом и  малом городе старшие школьники  в этих городах будут по-разному  представлять себе возможные аспекты  жизни, т.е. сам факт проживания в  большом или малом городе будет  влиять на формирование образа Мира.

     В связи с этим актуальным становится исследование особенностей образа Мира старших школьников. Научная актуальность работы заключается в изучении взаимодействия экологических факторов и перцептивных процессов и влияние этих факторов на протекание процесса социализации. В условиях интенсивной миграции молодежи (чаще из малых городов в крупные) становится необходимым изучить сходства и различия в восприятии Мира, что поможет найти пути решения проблем, с которыми сталкивается молодежь из малых городов в процессе адаптации в урбанизированном обществе, а также облегчит старшеклассникам больших городов процесс принятия прибывающих в их город сверстников. Также следует отметить, что на основании полученных данных появляется возможность прогнозирования направления развития отдельных сфер общества и общества в целом.

      Объектом  исследования выступают учащиеся 10х классов средних школ крупного (Москва) и малого (Заволжье Нижегородской области) городов. Всего в исследовании приняло участие 142 человека, из них 56 юношей и 86 девушек.

     Предметом исследования являются представления об образе Мира в целом и его составляющих (образе «Я», образе Другого, образе Группы, образе Времени, образе Среды, образе других социальных явлений) у старших школьников, проживающих в городах различной величины.

     Целью исследования является выделение, анализ и сравнение особенностей образа Мира и его составляющих как характеристик социализации у старшеклассников большого и малого города.

     Задачами  исследования, решение которых должно привести к реализации цели, являются:

  1. Разработать методические приемы, позволяющие изучить особенности образа Мира и его составляющих на выборке, состоящей из старшеклассников большого и малого города.
  2. Выявить специфические характеристики

    а) образа «Я»;

    б) образа Другого;

    в) образа Группы;

    г) образа Времени;

    д) образа Среды;

    е) образа других социальных явлений, не столь явно поддающихся 
    классификации;

    ж) образа Мира в целом

    у старшеклассников, живущих в большом и малом  городах.

    3. Выявить взаимосвязь представлений о родном городе и особенностях 
    образа Мира и его составляющих у старшеклассников большого и 
    малого города.

     В ходе исследования предполагается проверить  следующую гипотезу: содержательное наполнение Образа Мира в целом у старшеклассников крупного и малого городов отличается; основной вклад в эти различия вносят восприятие времени и городского пространства.

Глава I. Элементы социального  мира 

£ 1. Особенности образа Мира и его составляющих в юношеском

возрасте

      Образ Мира и его составляющие активно  изучаются как в отечественных, так и в зарубежных психологических  исследованиях (Берне, 1986; Волович, 1990; Головаха, 1988 и др.). По словам АН. Онучина (1998), «признание того, что обыкновенный человек в процессе познания окружающего социального мира не пассивно отражает, а скорее «конструирует» свой образ социального мира, привлекло внимание многих исследователей к тем механизмам, посредством которых человек строит свои представления об окружающем мире и своих отношениях с ним»; Е.П. Белинская (1999, с.40) подчеркивает, что «тезис о «двойном содержании» любой модели культуры, о наличии в ней двух основных составляющих - образа мира и образа человека, детальное описание которых позволяет, в сущности, исчерпать всю ее конкретику, сегодня уже не является дискуссионным».

     В силу наличия множества аспектов проблемы ученые чаще всего обращают внимание на изучение какой-либо конкретной составляющей образа Мира. Однако в  целом можно выявить три основных направления изучения любой из составляющих: теоретико-методологическое, экспериментально-практическое и направление, связанное с применением  опыта научно-теоретического исследования в психокоррекционной и психотерапевтической практике (Башкова, 1999, с. 7-8).

      Особое  место занимают исследования компонентов  образа Мира в раннем юношеском возрасте. Это объясняется тем, что именно в подростковом возрасте становится необходимым иметь четкие жизненные  представления обо всех его составляющих, поскольку без этого невозможно дальнейшее гармоничное развитие личности.

     Таким образом, следует подробнее остановиться на особенностях составляющих образа Мира на примере юношеского возраста. Образ Мира у старшеклассников является сложной многоуровневой структурой, включающей в себя «я-концепцию», представления о других, различные модели социального поведения, сложившиеся установки по отношению к настоящему и будущему и многое другое.

      Специфика этого возрастного периода заключается  в том, что именно в это время  подростки решают задачу самоопределения  и «само психологическое содержание этого периода в целом определяется той ситуацией множественных  социальных выборов, в которой оказывается  подросток» (Авдуевская, Араканцева, 1997, с.215).

     «Я-концепция» старшего школьника1 относительно неустойчива, вследствие чего можно наблюдать некоторую хаотичность социального поведения подростков (следует учитывать, что «по мере того как дети растут, у них из плоской и конкретной я-схемы формируется уникальное, сложное представление о себе, основанное на постепенно усложняющихся я-схемах» (Аронсон, Уилсон, Эйкерт, 2002, с. 169)). Именно в это время на первый план выходит проблема самоопределения, именно тогда формируются жизненные смыслы и ценности (Гинзбург, 1988).

     Рассматривая  понятие ценностей, O.A. Тихомандрицкая и ЕМ. Дубовская отмечают, что их можно считать как элементами когнитивной структуры личности, так и элементами мотивационно-потребностной сферы; подобное положение ценностей вытекает из их смысловой природы. Результатом того, что ценности являются смысловыми образованиями, служит целостность личности, получаемая из синтеза когнитивной и мотивационной сфер (1999, с. 81).

     Самоопределение можно рассматривать с различных  позиций (религиозной, профессиональной, нравственной и т.д.), однако мы рассмотрим формирование определенной социальной модели мира, вырабатывающейся в юношеском  возрасте. Следует отметить, что  старшеклассники уже могут формировать  свое мировоззрение благодаря учебно-профессиональной деятельности (что, видимо, связано  со скоро предстоящим выбором  профессии), то есть в этом возрасте уже складывается достаточно непротиворечивый образ «Я».

     Вместе  с тем необходимо учитывать, что  «личностное самоопределение отнюдь не завершается в подростковом возрасте, и в ходе дальнейшего развития 

 

1 Р. Берне (1986, с.ЗО) дает следующее определение «я-концепции»: «Это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой»; Р. Чалдини, Д. Кенрик. С. Нейберг (2002, с.60) считают, что «я-концепция - психическое представление, включающее наши взгляды и мысли о самих себе»; Д. Майерс (1998, с.65) утверждает, что «наша я-концепция включает в себя не только наши убеждения в том, кто мы сейчас, но также и то, кем мы могли бы стать -   , наши возможные я»; по мнению К. Роджерса, «я-концепция» включает в себя не только «Я-реальное», но и «Я-идеальное», отражающее то, какими, как мы полагаем мы должны быть и хотели бы быть. «Я-идеальное» отражает те атрибуты, которые человек хотел бы иметь, но пока не имеет; это «Я» человек более всего ценит и к нему стремится (Хьелл, Зиглер, 2000, с.540).

человек приходит к новому личностному самоопределению» (Гинзбург, 1988, с.25). Как отмечается учеными (Божович, 1979; Кон, 1980; Сафин, Ников, 1984 и др.), центральной задачей возрастного развития этого периода является именно самоопределение.

     Самоопределение школьника формируется в процессе социализации (при активном взаимодействии с социальной средой подросток усваивает  социальный опыт и воспроизводит  его в деятельности) (Андреева, 1998). По утверждению ЕМ. Дубовской, «социализация современной молодежи происходит в условиях существования множества социальных групп (новых, старых, изменяющихся), границы между ними не всегда определены, различия могут быть весьма условными, а следовательно, и ценностные представления этих групп расплывчаты, противоречивы и весьма неопределенны» (Дубовская, 2002, с. 152). Именно в процессе социализации для подростка становится важным не только его собственное мнение о себе, но также и его мнения о других и мнения других о нем, т.е. можно наблюдать постепенное встраивание в картину мира новых образов: образа Другого и образа Группы.

     Как отмечает Г.М. Андреева, одной из важнейших  составляющих образа «Я» является социальная идентичность как отождествление самого себя с той или иной социальной группой. Эта составляющая отвечает на вопрос, что из себя представляет и где находится человек в социальном смысле. Социальная идентичность подчеркивает, во-первых, то, что индивид знает о своей принадлежности к какой-то группе и, во-вторых, что членство в этой группе является для него эмоционально значимым. Согласно теории социальной идентичности А. Тэшфела, человек познает собственную идентичность, проходя через три этапа: социальную категоризацию, социальную идентификацию и приобретение социальной идентичности (Андреева, 2000, с. 183-184).

     При рассмотрении становления социальной идентичности возникает необходимость  обратить внимание на значимость формирования образа Другого и образа Группы.

     Образ Другого достаточно подробно рассматривался в интеракционистских теориях, где было показано, что в результате социализации у человека развивается самосознание, которое имеет социальную природу и формируется при взаимодействии с Другими, поскольку, по мнению психологов этого направления (Дж.Г. Мид, Ч. Кули), человек должен уметь посмотреть на себя глазами Другого (Белинская, Тихомандрицкая, 2001).

      Образ Другого является собирательным, вследствие чего он может быть достаточно противоречивым. Поскольку на формирование данного образа, в первую очередь, оказывает влияние ближайшее социальное окружение, то можно предположить, что основное воздействие на качество этого образа возникает для подростков со стороны групп сверстников и средств массовой информации, поскольку зависимость от родителей и учителей в старшем школьном возрасте становится менее выраженной.

Информация о работе Особенности образа Мира у старшеклассников больших и малых городов