Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 18:16, курсовая работа
Объект исследования: Образ отца в юношеском возрасте.
Предмет исследования: Особенности образа отца у юношей и девушек.
Цель исследования: Исследование роли отца у девушек и юношей.
Гипотеза исследования: Образ отца у девушек и юношей не отличается.
Введение……………………………………………………………………......3 ГЛАВА 1. Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования…………………………………………………………………...6
1.1.Родительство как социокультурный феномен……………………….......6
1.2. Психологическая характеристика юношеского возраста……………...10
1.3.Особенности отношений с родителями в юношеском возрасте……….14
1.4.Структура феномена отцовства…………………………………...…..…17 1.5 Образ отца в юношеском возрасте………………………………………23
Выводы по главе………………………………………………………………27
Автономная некоммерческая образовательная организация
высшего профессионального образования
«ОДИНЦОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»
Факультет психологии
Кафедра общей психологии
ЛЕБЕДЕВА Маргарита Викторовна
Студентка группы П-31 3-го курса очной формы обучения
Специальность 030301.65 «Психология»
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА ОТЦА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Курсовая работа
по учебной дисциплине « Психология развития и возрастная психология»
Научный руководитель:
Корнеева Татьяна Владиславовна
К защите _____________________________
«___»______________2011 г.
_________________________Т.В.
(подпись)
Работа защищена с оценкой
______________________________
«___» _______________2011 г.
_________________________ Т.В. Корнеева
(подпись)
Одинцово 2011
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1.1.Родительство как социокультурный феномен……………………….......6
1.2. Психологическая характеристика юношеского возраста……………...10
1.3.Особенности отношений с родителями в юношеском возрасте……….14
1.4.Структура феномена отцовства…………………………………...…..…
Выводы по главе………………………………………………………………
Введение
Актуальность исследования. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в нашей культурной среде материнство – одна из самых главных функций женского образа, а социальные и психологические характеристики материнской роли описаны гораздо определеннее, чем отцовской и ей присваивается большее значение. В наше время, в силу сложных социально-экономических обстоятельств, отец в семье чаще всего является источником финансовой поддержки семьи. Именно из-за этого большой процент отцов передает свои воспитательные функции жене или же другим членам семьи. В то время, как раньше на Руси отец был не только кормильцем и защитником, но и показателем духовного состояния семьи.
Общеизвестно, что отец в семье символизирует силу и защиту, и, когда отца нет, ребенок этой защиты лишается. Отец может «присутствовать» в семье физически, а психологически быть ребенком и как значимое лицо не восприниматься. Вот и получается, что вроде и есть отец, и нет его. И не к кому ребенку идти, когда ему страшно. Мама - это ласка, доброта, нежность, но мама не защитник и никогда им не будет. Или папа будет для ребенка защитой, или защитника у ребенка не будет никакого. Что доказывает, что роль отца имеет огромное значение для любого возрастного периода. Поэтому мы считаем, что актуальность темы не вызывает никаких сомнений.
Рост интереса
к проблеме отцовства начался
в начале 80-х годов и был
связан с переоценкой роли
женщины в семье. Данной
На данный момент в психологической литературе недостаточно освещены вопросы, касающиеся особенностей образа отца в юношеском возрасте, по сравнению с проблемой материнства. Познание особенностей образа отца в юношеском возрасте позволит более эффективно решать задачи по развитию и совершенствованию воспитательной и развивающей части детей.
Объект исследования: Образ отца в юношеском возрасте.
Предмет исследования: Особенности образа отца у юношей и девушек.
Цель исследования: Исследование роли отца у девушек и юношей.
Гипотеза исследования: Образ отца у девушек и юношей не отличается.
Задачи исследования:
1.Провести анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Подобрать пакет методов исследования.
3. Изучить особенности юношеского возраста.
4. Изучить взаимосвязь между объектом и предметом исследования
5. Провести опрос.
6.Провести качественный и количественный анализ полученных результатов исследования.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
- «Представление об
идеальном родителе» Р. Г.
- «Незаконченные предложения» Сакса-Леви
3. Методы статистической проверки гипотез (t-критерий Стъюдента)
Исследование проводилась в декабре 2011 года на базе Одинцовского Гуманитарного Института. В исследовании принимали участие студенты Одинцовского Гуманитарного Института в количестве 18 человек (9юношей и 9 девушек), в возрасте 19-21года. Студенты третьего курса факультета психологии – 13 чел., студенты четвертого курса факультета психологии - 2 чел, студенты четвертого курса факультета иностранных языков – 2 чел., студенты четвертого курса юриспруденции – 1 чел.
1.1 Родительство как социокультурный феномен
Родительство — интегральное психологическое образование личности (отца и/или матери), включающее совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания. Каждый компонент содержит когнитивные, эмоциональные и поведенческие составляющие. Родительство проявляется как на субъективно-личностном, так и надындивидуальном уровне. Как надындивидуальное целое, родительство неотъемлемо включает обоих супругов и предполагает осознание духовного единства с брачным партнером по отношению к своим или приемным детям.
Когнитивный компонент — это осознание родителями родственной связи с детьми, представление о себе как о родителе, представление об идеальном родителе, образ супруга(и) как родителя общего ребенка, знание родительских функций, образ ребенка.
Эмоциональный компонент — это субъективное ощущение себя как родителя, родительские чувства, отношение к ребенку, отношение человека к себе как к родителю, отношение к супругу как к родителю общего ребенка.
Поведенческий компонент — это умение, навыки и деятельность родителя по уходу, материальному обеспечению, воспитанию и обучению ребенка, взаимоотношения с супругом(ой) как с родителем общего ребенка, стиль семейного воспитания.[1; 37-40]
Развитая форма родительства
характеризуется относительной
устойчивостью и стабильностью
и реализуется в согласованност
Особенностью семейных ценностей является то, что они по своей сути представляют собой сплав эмоций, чувств, убеждений и поведенческих проявлений.
Когнитивная составляющая
ценностных ориентаций супругов отличается
тем, что информация в ней находится
на уровне убеждений. Прежде всего это
убеждения в приоритетности каких-либо
целей, типов и форм поведения, а
также уверенность в
Эмоциональная составляющая реализуется в эмоциональной окраске и оценочном отношении наблюдаемого явления. Именно эмоциональный аспект, определяющий переживания и чувства человека, показывает значимость той или иной ценности, является своеобразным маркером определения приоритетов.
Поведенческая составляющая может быть как рациональной, так и иррациональной; главное в ней — направленность: на реализацию ценностной ориентации, достижение значимой цели, на защиту той или иной субъективной ценности и так далее.
Родительское отношение — относительно устойчивое явление, содержание которого включает амбивалентные элементы эмоционально-ценностного отношения и может изменяться в определенных пределах. Родительское отношение реализуется, в частности, в регулировании эмоциональной дистанции. Обычно дистанцирование осуществляется неосознанно.[1; 44-46]
Представление об идеальном родителе формируется у детей по-разному. Но вот наиболее обобщенный образ идеального родителя.
Идеальный родитель – уверенный в себе, может быть хорошим организатором, не отличается ранимостью и впечатлительностью, не имеет навязчивых страхов, умеет проявлять сопротивление, расположен к сотрудничеству с детьми и способен устанавливать с ними партнёрские отношения, ориентирован больше на детей, чем на себя, в меру зависимый от детей, не всегда открыто выражающий свои чувства, неагрессивный по отношению к детям, гибкий при решении проблем и конфликтных ситуаций. Он стремится помогать детям, заслужить их внимание и любовь, дорожит своими отношениями с детьми. Он добрый, мягкий, сострадательный, ласковый, умеет подбодрить и успокоить детей, способен жертвовать собой ради детей.
Идеальный родитель сочетает в себе как неконформные тенденции, независимость мнений, активность, так и полярные свойства – конформные тенденции, зависимость и пассивность.
Точка зрения ребёнка на психологический климат в семье отражает его родителей, их отношение к нему. Дети из семей с более благоприятным климатом будут иметь идеал родителя как сотрудничающего, альтруистичного, мягкого, гуманного, не то что сверстники из семей с менее благоприятным климатом. [2; 89-93]
Вероятно, у человека с тем или иным стилем взаимодействия (кооперация или конкуренция) в образе идеального родителя появится желание избегать своих недостатков, но в то же время для него этот тип будет иметь сходство с реальным типом родительского межличностного взаимодействия.
В целом усреднённый образ идеального родителя можно охарактеризовать как более или менее гармоничный, за исключением того, что он не критичен к детям, излишне доверчив, нереалистичен в суждениях и поступках по отношению к детям.
1.2. Психологическая характеристика юношеского возраста
Юность — возрастной период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к периоду самостоятельной взрослой жизни (зрелости). Ученые этому возрасту, дают разные временные рамки. Кто-то утверждает, что от 17 и до 23. А вот, например, В. С. Мухина определяет юность как период отрочества до взрослости – возрастные границы от 15 – 16 до 21 – 25. [12; 539-546].
Юность, по мнению В. И. Слободчикова, - завершающая стадия ступени персонализации. «Главные новообразования юношеского возраста – саморофлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни». [13; 212-215]. Проще говоря, юность – это время выбора жизненного пути, работа по выбранной специальности (поиск ее), учеба в вузе, создание семьи, для юношей – служба в армии.
Л. И. Божович писал: «Самоопределение, как личностное, так и профессиональное, - характерная черта юношества. Выбор профессии упорядочивает и приводит в систему соподчинения все его разнообразные мотивационные тенденции, идущие как от его непосредственных интересов, так и от других многообразных мотивов, порождаемых ситуацию выбора». Этому возрасту свойственны рефлексия и самоанализ.
Юношеский возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью (неуравновешенность, резкая смена настроения, тревожность и т.п.). В то же время чем старше юноша, тем сильнее выражено улучшение общего эмоционального состояния. Развитие эмоциональности в юности тесно связано с индивидуально – личностными свойствами человека, его самосознанием, самооценкой.
Происходит становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» - центральное психологическое новообразование юношеского возраста.
В это период складывается система представлений о самом себе, которое независимо от того, истинно оно или нет, представляет собой психологическую реальность, которая влияет на поведение, порождает те или иные переживания. В самосознание входит фактор времени (юноша начинает жить будущим). Все это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, с новой стадией развития интеллекта, с открытием своего внутреннего мира.
Информация о работе Особенности образа отца на этапе юношества