Особенности менеджмента в малом бизнесе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: формирование и закрепление определенного комплекса знаний об особенностях менеджмента в малом бизнесе.
Главная задача: изучить особенности менеджмента в малом бизнесе, его влияние на развитие фирмы.
Объект исследования: предприятие малого бизнеса: его миссия, стратегия, организационная структура управления и тип организационной структуры, как объект менеджмента.
Предметы исследования: управление на предприятии; стратегический менеджмент как основа организации малого предприятия.

Работа содержит 1 файл

готовый курсач.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

 

 

                                                  ВВЕДЕНИЕ

       

       C легкой руки американцев, а также журналистов, работодателей, маркетологов образовательных учреждений английское слово «менеджмент» стало известно сегодня практически каждому человеку. А с развитием рыночной экономики,  в частности в  нашей  стране,  термины"менеджмент",  "менеджер",  быстро  и  прочно  вошли  в  наш словарный обиход, заменив такие термины, как "управление",   "управленческая деятельность", "руководитель","директор".Менеджмент в упрощенном понимании - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент - «управление» - функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент - это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от слова «менеджер» - это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

       За  рубежом значимость менеджмента была особенно ясно осознана в 30-е годы. Уже тогда стало очевидным, что эта деятельность превратилась в профессию, область знаний - в самостоятельную дисциплину, а социальный слой - в весьма влиятельную общественную силу. Растущая роль этой общественной силы заставила заговорить о «революции менеджеров», когда оказалось, что существуют корпорации-гиганты, которые обладают огромным экономическим, производственным, научно-техническим потенциалом, сопоставимым по мощи с целыми государствами. Крупнейшие корпорации, банки составляют основу экономической и политической сил великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру. А значит, решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов.

       Однако  роль менеджеров не ограничивается  их присутствием лишь в огромных  многоуровневых и разветвленных корпоративных структурах управления или же в государственном аппарате. В зрелой рыночной экономике не менее важен средний и малый бизнес. Например, в нашей стране большинство мелких предприятий в производстве и сфере обслуживания приватизированы и наряду с вновь созданными относятся к малому бизнесу. Умело управлять им - значит выжить, устоять, вырасти. Как это сделать - тоже вопрос менеджмента. Поэтому, насколько важны для предприятий вопросы выживания, настолько же актуальна на сегодняшний день тема менеджмента. Говоря о менеджменте, родоначальники менеджеризма американцы почти всегда подразумевают фигуру менеджера - человека, субъекта управления, действующего в некоторой организации. В более общем смысле они применяют термины «администрация», «администрирование» (administration), которые в большей степени отражают обезличенную систему управления. Во-вторых, когда говорят «менеджер», то по большому счету имеют в виду профессионального управляющего, осознающего, что он представитель особой профессии, а не просто инженер или экономист, занимающийся управлением. К тому же менеджер - это человек, прошедший, как правило, специальную подготовку. Конечно, чтобы стать менеджером, нужно занять управленческую должность, стать руководителем. Но главное - сознавать свою профессиональную принадлежность к менеджменту, освоить ту сумму знаний, которая прямо касается менеджмента, придерживаться некоторых стандартов, даже внешних атрибутов поведения, которые обычно присущи менеджерам. Полноценному менеджеру, например, в какой бы стране он ни находился, нужно знать английский язык. И все же при этом не следует забывать, что основной задачей менеджера является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности.

       В  культуре развитых капиталистических  стран понятие менеджмент очень  часто соседствует с понятием  бизнес. Бизнес - это деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг. «Управление бизнесом» (business management) - это управление коммерческими, хозяйственными организациями. Термин «менеджмент» применим к любым типам организаций, но, если речь идет о государственных органах любого уровня, правильнее использовать термин public administration - «государственное управление».

       Бизнесмен и  менеджер - это не одно и то  же. Бизнесмен - это тот, кто  «делает деньги», владелец капитала, находящегося в обороте, приносящего доход. Им может быть деловой человек, в подчинении которого никто не находится, или крупный собственник, который не занимает никакой постоянной должности в организации, но является владельцем ее акций. Менеджер же обязательно занимает постоянную должность, в его подчинении находятся люди. Несколько более частный случай бизнеса - предпринимательство. Этот вид деятельности еще больше связывается с личностью человека - предпринимателя, который осуществляет бизнес, затевая новое дело, реализуя некоторые нововведения, вкладывая собственные средства в новое предприятие и принимая на себя риск. Различия между менеджером и предпринимателем будут очень велики, если менеджер тяготеет к бюрократическому стилю руководства, но они в определенной мере стираются, если он придерживается предпринимательского стиля управления. Решить это противоречие пока удается очень немногим крупным фирмам.

       Цель работы: формирование и закрепление определенного комплекса знаний об особенностях менеджмента в малом бизнесе.

       Главная задача: изучить особенности менеджмента в малом бизнесе, его влияние на развитие фирмы.

       Объект исследования: предприятие малого бизнеса: его миссия, стратегия, организационная структура управления и тип организационной структуры, как объект менеджмента.

       Предметы исследования: управление на предприятии; стратегический менеджмент как основа организации  малого предприятия.

       Метод исследования: теоретический анализ литературных источников.

       Актуальность темы: проявляется, в том, что малый и средний бизнес занимает особое место в экономике Республики Беларусь, способствует формированию конкурентной среды, развитию сферы услуг, созданию новых рабочих мест, и как следствие, развитию новых особенностей менеджмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               1. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

                          1.1 СУЩНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА

     

      Применительно  к предпринимательской деятельности, менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

      Наиболее часто  используемые подходы к определению  сущности и содержания менеджмента  в специальной управленческой  литературе представлены на рис.1 [приложение 1].

       Менеджмент определяется как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Процесс менеджмента предполагает выполнение функций планирования, организации, координации, мотивации, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям. Поэтому менеджмент - это еще и умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации. Это является основанием для рассмотрения менеджмента как процесса влияния на деятельность отдельного работника, группы и организации в целом, с целью достижения максимальных результатов.

       Умение ставить  и реализовывать цели, точно знать,  что предстоит сделать и как  сделать это самым лучшим способом  является искусством. Этим искусством  должна обладать определенная  категория людей - менеджеры, чья работа состоит в организации и руководстве персоналом, для достижения целей. Поэтому менеджмент нередко ассоциируется с органами и аппаратом управления. Менеджмент - специфический орган современных организаций, как коммерческих, так и некоммерческих. Без него организация как целостное образование не может существовать и работать эффективно[1, 478 с.].

       Как область  знаний, как наука менеджмент  представляет всю сумму сведений  накопленных за сотни тысяч  лет, практики, и представленную в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более эффективным и более полезным.

       Понимание менеджмента  как искусства управления основывается  на том, что организации - это  сложные социально-технические системы,  на функционирование которых  воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так внутренней среды. Люди, работающие в организациях и с организациями - это самый главный фактор, учет которого требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях [5, 704 с.].

       Таким образом, менеджмент - это управление в условиях рынка, рыночной экономики, что означает:

• ориентацию фирмы на спрос и  потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые  пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;

• постоянное стремление к повышению  эффективности производства: с меньшими затратами, получение оптимальных  результатов;

• хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;

• постоянную корректировку целей  и программ в зависимости от состояния  рынка;

• конечный результат деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных  подразделений выявляется на рынке в процессе обмена;

• необходимость использования  современной информационной базы с  компьютерной техникой для многовариантных  расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений [1, 515 с.].

                       

 

                           1.2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА

      

       Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыли, дохода, в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

        Менеджмент призван создавать  условия, для успешного функционирования  фирмы исходя из того, что прибыль является не причиной существования фирмы, а результатом ее деятельности, который в конечном итоге определяет рынок. Ситуация на рынке, как известно, постоянно меняется, происходят изменения в положении на рынке конкурентов, в условиях и формах финансирования, состоянии хозяйственной конъюнктуры в отрасли или в стране в целом, в условиях торговли на мировых товарных рынках. Отсюда постоянное наличие риска. Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем.

       В связи с этим в задачи менеджмента входит:

  • обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;
  • стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;
  • постоянный контроль эффективности деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирмы; постоянный поиск и освоение новых рынков.

       К задачам, решаемым в менеджменте, относятся также:

  • определение конкретных целей развития фирмы;
  • выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности решения;
  • разработка стратегии развития фирмы - хозяйственных задач и путей их решения;
  • выработка системы мероприятий для решения намечаемых проблем на различные временные периоды;
  • определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
  • установление контроля выполнения поставленных задач.

       Задачи  управления непрерывно усложняются  по мере роста масштабов производства, требующего обеспечения все возрастающими объемами ресурсов - материальных, финансовых, трудовых и др.[2,430 с.].

 

 

       1.3  ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ И СТАДИИ МЕНЕДЖМЕНТА

      

       Характерные для менеджмента черты включают экономический, социально-психологический, правовой и организационно - технические аспекты. Содержание экономического аспекта составляет управление процессом производства, в ходе которого достигается координация материальных и трудовых ресурсов, необходимых для эффективного достижения целей[6,30 с.].

       Социально-психологические аспекты характеризуют деятельность особой группы лиц по организации и руководству усилиями всего персонала фирмы для достижения поставленных целей. Сюда относится система власти, посредством которой регулируются отношения между руководителем и подчиненными, а также социальная функция, в которой отражаются культура общества, его традиции, ценности и обычаи.

       Правовой аспект менеджмента отражает структуру государственных, политических и экономических институтов, проводимую ими политику и определяемое ими законодательство. Важнейшее значение имеют положения торгового права по вопросам создания фирм, заключения контрактов, промышленной собственности, а также государственное регулирование бизнеса, включающее антитрестовское законодательство, налоговую политику, торгово-политические средства и др.

Информация о работе Особенности менеджмента в малом бизнесе