Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 15:25, курсовая работа
Актуальность исследования. Последнее десятилетие в России характеризуется переходом к личностно-ориентированной парадигме образования. В связи с этим учебные результаты перестают считаться единственным показателем эффективности обучения. Особую значимость приобретают: обеспечение психического здоровья учеников, создание условий для их личностного, эмоционального и умственного развития.
Введение ………………………………………………………………………………
Глава 1. Стилевые особенности деятельности преподавателя как объект психолого-педагогического исследования ………………………….
1. Проблемы влияния стиля профессиональной деятельности педагога на различные аспекты развития и обучения учащихся …………………
2. Психолого-педагогическая характеристика проявления ряда стилей в деятельности учителей…………………………………………………..
Глава 2. Эмпирическое влияние стиля……………………………………
1. Программа и содержание основных этапов эмпирического исследования……………………………………………………………….
2. Анализ, обобщение и характеристика………………………………..
Заключение ……………………………………………………………………
Приложение …………………………………………………………………..
Список литературы………………
Оглавление
1. Проблемы
влияния стиля
2. Психолого-педагогическая
характеристика проявления
1. Программа
и содержание основных этапов
эмпирического исследования…………
2. Анализ,
обобщение и характеристика…………
Актуальность исследования. Последнее десятилетие в России характеризуется переходом к личностно-ориентированной парадигме образования. В связи с этим учебные результаты перестают считаться единственным показателем эффективности обучения. Особую значимость приобретают: обеспечение психического здоровья учеников, создание условий для их личностного, эмоционального и умственного развития.
В этом случае необходим новый
взгляд на профессиональную
По нашему мнению,
именно в стиле педагогической деятельности
конкретного учителя
До конца 70-х годов прошлого века основной упор делался на повышении методической культуры учителей и обновлении их знаний о психологических особенностях учеников (А.В.Петровский (96); А.Плеханов (97)).
Имеется достаточно много работ, посвященных воздействию стиля профессиональной деятельности педагога на различные аспекты личностного развития учащихся. В них исследуется:
Однако исследований, посвященных влиянию стиля педагогической деятельности учителя на темп умственного развития и учебные результаты младших школьников, найти не удалось.
Для разработки программ совершенствования стиля педагогической деятельности учителя необходима опора не только на теоретические работы, описывающие различные виды и содержания стилей педагогического общения, но и на экспериментальные исследования влияния того или иного стиля на умственное развитие и учебные результаты детей.
До настоящего времени не
Авторская методика или система обучения разрабатывается автором «под себя», под свои личностные особенности, проявляющиеся в стиле педагогической деятельности. Именно поэтому, давая прекрасные результаты у автора, методика или система обучения становится менее эффективной у его последователей. Это происходит, если стиль педагогической деятельности учителей, пользующихся методикой или системой обучения, далек от стиля педагогической деятельности автора.
Методика или система обучения будет эффективно работать, если стиль педагогической деятельности педагога, пользующегося ею, изначально близок к стилю педагогического общения автора или если педагог сможет скорректировать свой стиль педагогической деятельности, приблизив его к стилю педагогической деятельности автора методики. В противном случае, происходит выхолащивание смысла методики или системы обучения. Формальное использование методик и систем обучения снижает их эффективность (Л.И. Шеховцова ).
По
нашему мнению, при внедрении любой
новой системы или методики обучения
требуется психологическое
Поэтому, для любой
методики или системы обучения существует
свой оптимальный стиль
Темп умственного развития в младших классах определяется темпом развития новых форм мышления (Д. В. Эльконин (136)), в частности, теоретического мышления и его составляющих. Причем развитие теоретического мышления происходит в любой системе обучения (В.В.Давыдов (103)), только темп развития будет разным.
По нашему мнению, влияние стиля педагогической деятельности учителя на темп умственного развития младших школьников будет наиболее ярко проявляться в традиционной системе обучения, где не предусматривается специальных мероприятий по развитию теоретического мышления и его составляющих. В традиционной системе обучения высокие учебные результаты рассматриваются как показатель эффективности обучения.
Возникает противоречие между возможностью воздействия стиля профессиональной деятельности педагога на различные аспекты развития и обучения учащихся и отсутствием у учителя информации об особенностях своего стиля и механизмах этого воздействия.
Отсутствие
Мы считаем, что исследования этой проблемы необходимы, так как влияние стиля педагогической деятельности на темп умственного развития и учебные результаты должно быть подтверждено экспериментально. Предлагаемая работа и является исследованием такого рода.
Проблема: Соотнесение личностных качеств педагога, его стиля педагогической деятельности, с современным педагогическим опытом для достижения высокого темпа развития умственных способностей учащихся младших классов.
Целью работы явилось определение особенностей влияния демократического, авторитарного и либерального стилей педагогической деятельности учителей на темп умственного развития и учебные результаты младших школьников в традиционной системе обучения.
Объект исследования: стиль педагогической деятельности учителя начальных классов в традиционной системе обучения.
Предмет исследования: особенности влияния стиля педагогической деятельности учителя на темп умственного развития и учебные результаты младших школьников.
Задачи исследования:
1) определить
теоретико-методологический
2) выявить,
теоретически обосновать и
3) определить критерии умственного развития младших школьников, обучающихся у учителей с разными стилями педагогической деятельности и подобрать подходящий методический инструментарий;
4) экспериментально
проверить и обосновать
стиля педагогической деятельности учителей на темп умственного развития и учебные результаты младших школьников в традиционной системе обучения;
5) разработать
рекомендации для учителей
В качестве гипотезы мы выдвигаем предположение о том, что стиль педагогической деятельности учителя оказывает влияние на темп умственного развития и учебные результаты младших школьников в традиционной системе обучения:
а) если учитель придерживается демократического стиля педагогической деятельности, то он может реально обеспечить высокий темп умственного развития младших школьников;
б) если учитель придерживается авторитарного стиля педагогической деятельности, то он может реально обеспечить высокие учебные результаты младших школьников;
в) если
учитель придерживается либерального
стиля педагогической деятельности,
то он может обеспечить средний темп
умственного развития и средние
учебные результаты младших школьников
(в сравнении с учениками
Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
1) Теоретические - анализ литературы;
2)
психодиагностические - определение
стиля педагогической
3)
эмпирические - наблюдение за поведением
педагога на уроке по
4) математические - корреляционный и факторный анализ для обработки результатов исследований.
Теоретико-
1)
принцип развития, разрабатываемый
в трудах отечественных