Эмпирическое влияние стиля

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 15:25, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Последнее десятилетие в России характеризуется переходом к личностно-ориентированной парадигме образования. В связи с этим учебные результаты перестают считаться единственным показателем эффективности обучения. Особую значимость приобретают: обеспечение психического здоровья учеников, создание условий для их личностного, эмоционального и умственного развития.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………
Глава 1. Стилевые особенности деятельности преподавателя как объект психолого-педагогического исследования ………………………….
1. Проблемы влияния стиля профессиональной деятельности педагога на различные аспекты развития и обучения учащихся …………………
2. Психолого-педагогическая характеристика проявления ряда стилей в деятельности учителей…………………………………………………..
Глава 2. Эмпирическое влияние стиля……………………………………
1. Программа и содержание основных этапов эмпирического исследования……………………………………………………………….
2. Анализ, обобщение и характеристика………………………………..
Заключение ……………………………………………………………………
Приложение …………………………………………………………………..
Список литературы………………

Работа содержит 1 файл

основная дип.работа исправленная.doc

— 676.00 Кб (Скачать)
 
        1. Посещение уроков и наблюдение за деятельностью  педагогов. Выявление стиля руководства учебной деятельности, через мониторинг урока и системность деятельности педагога на уроке. В течении месяца.
        2. Выработка рекомендаций и проведение консультаций для педагогов.     Последняя неделя эксперимента.                                    

         Ожидаемые результаты: Мы предполагаем, что наиболее действенным  стилем руководства деятельностью младших школьников окажется демократический стиль. Потому что  в демократическом стиле руководства,  когда одно «Я» соприкасается с другим, в нем просыпаются творческие силы, стремление проявить свою индивидуальность, то есть проявляется не просто приспособление к стилю общения, а надситуативная надстройка – показать себя с лучшей стороны.

         И таким образом  результаты умственного развития у  детей тех классов, в которых  педагог демонстрирует демократический  стиль, будут выше, чем в других классах.

                                                   
       
       

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

    2. Анализ, обобщение и характеристика.

      Для выявления взаимосвязи между  стилями руководства педагогов  и уровнем умственного развития младших школьников использовался  метод корреляционного анализа  Спирмена. Степень выраженности стилей руководства (авторитарного, демократического и либерального) определялись с помощью методики «Диагностика стилей педагогического общения» А.Я Никоновой и А.К. Марковой, а так же с помощью анкетирования родителей школьников. Так же проводился ряд наблюдений за деятельностью педагога на уроках.

      По  предварительному сбору данных была составлена таблица, в которой отражены возраст педагогов, их стаж работы в  должности, а так же уровень квалификации.

Профессиональные  характеристики учителей.

код Фамилия имя  учителя возраст образование Стаж работы в должности квалификация
4.1 Красноярова А.Н. 45 высшее 25 лет Первая (13)
4.2 Веселова Е.В 34 высшее 10 лет Вторая (12)
4.3 Окулевич И.Г. 48 средне спец 26 лет Первая (13)
4.4 Чумаченко Г.Д. 46 высшее 24 года Первая (13)
6.1 Захарян Т.Р. 28 средне спец 6 лет Вторая (10)
6.2 Вавилова В.В. 37 высшее 15 лет Первая(13)
6.3 Яшкова Л.С 41 высшее 22 года Первая (13)
6.4 Телегина Т.Н. 34 средне спец 9 лет Вторая (12)
5.1 Цветкова С.Р. 46 высшее 25 лет Первая (13)
5.2 Агаджанова  С.Е. 26 высшее 2 года Вторая (10)
5.3 Донская Т.М. 31 средне спец 7 лет Вторая (10)
5.4 Нужная С.В 52 средне спец 35 лет Первая (13)

 

    В дальнейшей нашей работе будет очень  важно учитывать «стадии оптимизации  функциональных связей компонентов  структуры готовности к осуществлению педагогической деятельности» (В. Д. Шадриков) или говоря иначе стадии формирования педагогической деятельности в зависимости от стажа работы педагога.

Стадии  формирования педагогической деятельности

по Н.В. Клюевой 2000 г.

Стаж  педагогической работы Характеристика  педагогической деятельности педагога
1 –  5   лет Адаптация выпускника среднего или высшего учебного заведения  к условиям работы: знает довольно много, но мало умеет; сосредоточенность  на себе, на своих возможностях; чаще использует дисциплинарные методы воздействия;
6 –  10 лет Стабилизация  профессиональной деятельности педагога, формирование профессиональной позиции  и индивидуального стиля руководства; совершенствуется арсенал методов  и приемов руководства и обучения; уменьшается количество конфликтов, связанных с потребностью самоутвердиться в глазах коллег и учащихся; повышается значимость профессиональной деятельности в жизни;
11 –  15 лет  и выше «педагогический кризис», связанный с осознанием противоречия между желанием что-то изменить (методы, стиль, общение и т.д.) и возможностями; проявление интереса к ученикам, умение наладить конструктивные взаимоотношения или наоборот педагогическая ригидность ментерство.
 

      Проанализировав исходные данные получены следующие  сведенья: педагогов с высшем образованием –58%, со среднем – 42%. Из них со стажем работы от 1года до 5 – 8%,  со стажем от 6 лет до 10 – 33%, от 11 лет и выше – 59%.  То есть, мы можем сделать следующий вывод: в нашем исследовании участвуют педагоги, обладающие достаточно высоким уровнем подготовленности и сформированнсти педагогической деятельности. Всего один педагог со  стажем работы до 5 лет, который находиться на первой стадии формирования своей деятельности.

    Анализируя  взаимосвязь между квалификацией  педагогов и уровнем их образования так же можно говорить о преобладание высокого уровня (с первой квалификационной категорией – 58%, со второй (12) – 16% второй (10) – 26% ) Данные проведенного анализа отражены в диаграмме. 

             Для того чтобы наше исследование  было более объективным, мы  проводили анкетирование для  выявления стиля руководства  учебной деятельностью не только  у учителей, но и у родителей  соответствующих классов. 

      1.Диагностика стилей педагогического общения. По итогам опроса учителей выявили следующий результат: авторитарный стиль руководства 33% участников, либеральный 25%, демократический 42%

      2. Анкетирование родителей  выявило следующие соотношение стилей руководства педагогов: авторитарный стиль – 33%, демократический – 41 %,  либеральный  - 25%

      На  диаграммах мы видим почти полное совпадение выявленных стилей, но при  подробном анализе по каждому  педагогу необходимо отметить , что произошли несовпадения по следующим учителям:

    Код педагога Сам педагог  в анкете Родители в  анкете
    4.1 либеральный демократический
    4.3 демократический либеральный
    4.4 авторитарный демократический
    5.2 либеральный демократический
    6.2 демократический либеральный
 

      Интересно отметить, что не состыковки произошли  с учителями, чей стаж работы превышает 15 лет и с педагогом, чья педагогическая деятельность только начинается (2 года). 

      Профессиональная  деятельность неизбежно сопровождается изменениями в структуре личности педагога, когда с одной стороны происходит усиление качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, а с другой , подавление и даже разрушение структур, не участвующих в этом процессе. Эти особенности могут все более глубоко включаться в структуру личности, иерархируя ее, напоминания изменения, происходящие в личности при акцентуациях.

      Поэтому мы можем предположить. Что отвечая  на вопросы анкеты некоторые учителя , обладающие большим стажем в работе могли:

    • Строже и профессиональнее, чем родители, оценить свою деятельность и взаимоотношения с учениками.
    • Игнорируя, видимую со стороны, педагогическую деформацию,  оценивать себя .
    • Субъективность оценки родителей стиля деятельности педагога.

      Чтобы исключить субъективность суждений, мы использовали третий способ выявления типологических особенностей стиля педагогического руководства – наблюдения и анализ урока.

      Для этого просматривались 4 разных урока  одного педагога. Лучшей формой для  этой цели стало наблюдение за деятельностью учителя в течении дня. Так  как в начальной школе один и тот же преподаватель ведет разные уроки, то можно предположить, что стиль деятельности -  как  устойчивая система приемов и способов реагирования, обусловленные типологическими свойствами нервной системы человека, обязательно проявятся в педагогической практике урока.

       Мы  использовали структурный системный подход к анализу деятельности учителя и учащегося на уроке. (бланк приложение 3.)

       Анализируя  полученные данные наблюдения, проявились следующие закономерности и устойчивые стили. В приведенной ниже таблице мы постарались соотнести сведенья полученные наблюдением  с результатами анкетирования и тестирования.

    код тест родители наблюдение Итог
    Авт. Дем. Либ.
    4.1 Либ 0 70% 30% Дем. –75% демократический
    4.2 Дем. 15% 60% 25% Дем. – 75% демократический
    4.3 Дем. 25% 33,3% 41,7% Дем. –75% демократический
    4.4 Авт. 33,3% 55,5% 11.2% Авт. 75% авторитарный
    6.1 Авт. 72% 28% 0 Авт.- 75% авторитарный
    6.2 Дем. 16% 20% 64% Либ – 75% либеральный
    6.3 Дем. 9,1% 77.2% 13.6% Дем – 75% демократический
    6.4 Авт. 86,6% 13.4% 0 Авт- 75% авторитарный
    5.1 Авт. 75% 25% 0 Авт- 75% авторитарный
    5.2 Дем 57,2% 42,8% 0 Авт- 75% авторитарный
    5.3 Либ 0 23,8% 76,1% Либ – 75% либеральный
    5.4 Авт. 72,2% 27,8% 0 Авт- 75% авторитарный

Информация о работе Эмпирическое влияние стиля