Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 15:25, курсовая работа
Актуальность исследования. Последнее десятилетие в России характеризуется переходом к личностно-ориентированной парадигме образования. В связи с этим учебные результаты перестают считаться единственным показателем эффективности обучения. Особую значимость приобретают: обеспечение психического здоровья учеников, создание условий для их личностного, эмоционального и умственного развития.
Введение ………………………………………………………………………………
Глава 1. Стилевые особенности деятельности преподавателя как объект психолого-педагогического исследования ………………………….
1. Проблемы влияния стиля профессиональной деятельности педагога на различные аспекты развития и обучения учащихся …………………
2. Психолого-педагогическая характеристика проявления ряда стилей в деятельности учителей…………………………………………………..
Глава 2. Эмпирическое влияние стиля……………………………………
1. Программа и содержание основных этапов эмпирического исследования……………………………………………………………….
2. Анализ, обобщение и характеристика………………………………..
Заключение ……………………………………………………………………
Приложение …………………………………………………………………..
Список литературы………………
Ожидаемые результаты: Мы предполагаем, что наиболее действенным стилем руководства деятельностью младших школьников окажется демократический стиль. Потому что в демократическом стиле руководства, когда одно «Я» соприкасается с другим, в нем просыпаются творческие силы, стремление проявить свою индивидуальность, то есть проявляется не просто приспособление к стилю общения, а надситуативная надстройка – показать себя с лучшей стороны.
И таким образом
результаты умственного развития у
детей тех классов, в которых
педагог демонстрирует
2. Анализ, обобщение и характеристика.
Для выявления взаимосвязи между стилями руководства педагогов и уровнем умственного развития младших школьников использовался метод корреляционного анализа Спирмена. Степень выраженности стилей руководства (авторитарного, демократического и либерального) определялись с помощью методики «Диагностика стилей педагогического общения» А.Я Никоновой и А.К. Марковой, а так же с помощью анкетирования родителей школьников. Так же проводился ряд наблюдений за деятельностью педагога на уроках.
По предварительному сбору данных была составлена таблица, в которой отражены возраст педагогов, их стаж работы в должности, а так же уровень квалификации.
Профессиональные характеристики учителей.
код | Фамилия имя учителя | возраст | образование | Стаж работы в должности | квалификация |
4.1 | Красноярова А.Н. | 45 | высшее | 25 лет | Первая (13) |
4.2 | Веселова Е.В | 34 | высшее | 10 лет | Вторая (12) |
4.3 | Окулевич И.Г. | 48 | средне спец | 26 лет | Первая (13) |
4.4 | Чумаченко Г.Д. | 46 | высшее | 24 года | Первая (13) |
6.1 | Захарян Т.Р. | 28 | средне спец | 6 лет | Вторая (10) |
6.2 | Вавилова В.В. | 37 | высшее | 15 лет | Первая(13) |
6.3 | Яшкова Л.С | 41 | высшее | 22 года | Первая (13) |
6.4 | Телегина Т.Н. | 34 | средне спец | 9 лет | Вторая (12) |
5.1 | Цветкова С.Р. | 46 | высшее | 25 лет | Первая (13) |
5.2 | Агаджанова С.Е. | 26 | высшее | 2 года | Вторая (10) |
5.3 | Донская Т.М. | 31 | средне спец | 7 лет | Вторая (10) |
5.4 | Нужная С.В | 52 | средне спец | 35 лет | Первая (13) |
В
дальнейшей нашей работе будет очень
важно учитывать «стадии
Стадии формирования педагогической деятельности
по Н.В. Клюевой 2000 г.
Стаж педагогической работы | Характеристика педагогической деятельности педагога |
1 – 5 лет | Адаптация выпускника среднего или высшего учебного заведения к условиям работы: знает довольно много, но мало умеет; сосредоточенность на себе, на своих возможностях; чаще использует дисциплинарные методы воздействия; |
6 – 10 лет | Стабилизация
профессиональной деятельности педагога,
формирование профессиональной позиции
и индивидуального стиля |
11 – 15 лет и выше | «педагогический кризис», связанный с осознанием противоречия между желанием что-то изменить (методы, стиль, общение и т.д.) и возможностями; проявление интереса к ученикам, умение наладить конструктивные взаимоотношения или наоборот педагогическая ригидность ментерство. |
Проанализировав исходные данные получены следующие сведенья: педагогов с высшем образованием –58%, со среднем – 42%. Из них со стажем работы от 1года до 5 – 8%, со стажем от 6 лет до 10 – 33%, от 11 лет и выше – 59%. То есть, мы можем сделать следующий вывод: в нашем исследовании участвуют педагоги, обладающие достаточно высоким уровнем подготовленности и сформированнсти педагогической деятельности. Всего один педагог со стажем работы до 5 лет, который находиться на первой стадии формирования своей деятельности.
Анализируя
взаимосвязь между
Для того чтобы наше
1.Диагностика стилей педагогического общения. По итогам опроса учителей выявили следующий результат: авторитарный стиль руководства 33% участников, либеральный 25%, демократический 42%
2. Анкетирование родителей выявило следующие соотношение стилей руководства педагогов: авторитарный стиль – 33%, демократический – 41 %, либеральный - 25%
На диаграммах мы видим почти полное совпадение выявленных стилей, но при подробном анализе по каждому педагогу необходимо отметить , что произошли несовпадения по следующим учителям:
Код педагога | Сам педагог в анкете | Родители в анкете |
4.1 | либеральный | демократический |
4.3 | демократический | либеральный |
4.4 | авторитарный | демократический |
5.2 | либеральный | демократический |
6.2 | демократический | либеральный |
Интересно отметить, что не состыковки произошли с учителями, чей стаж работы превышает 15 лет и с педагогом, чья педагогическая деятельность только начинается (2 года).
Профессиональная деятельность неизбежно сопровождается изменениями в структуре личности педагога, когда с одной стороны происходит усиление качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, а с другой , подавление и даже разрушение структур, не участвующих в этом процессе. Эти особенности могут все более глубоко включаться в структуру личности, иерархируя ее, напоминания изменения, происходящие в личности при акцентуациях.
Поэтому мы можем предположить. Что отвечая на вопросы анкеты некоторые учителя , обладающие большим стажем в работе могли:
Чтобы исключить субъективность суждений, мы использовали третий способ выявления типологических особенностей стиля педагогического руководства – наблюдения и анализ урока.
Для этого просматривались 4 разных урока одного педагога. Лучшей формой для этой цели стало наблюдение за деятельностью учителя в течении дня. Так как в начальной школе один и тот же преподаватель ведет разные уроки, то можно предположить, что стиль деятельности - как устойчивая система приемов и способов реагирования, обусловленные типологическими свойствами нервной системы человека, обязательно проявятся в педагогической практике урока.
Мы использовали структурный системный подход к анализу деятельности учителя и учащегося на уроке. (бланк приложение 3.)
Анализируя полученные данные наблюдения, проявились следующие закономерности и устойчивые стили. В приведенной ниже таблице мы постарались соотнести сведенья полученные наблюдением с результатами анкетирования и тестирования.
код | тест | родители | наблюдение | Итог | ||
Авт. | Дем. | Либ. | ||||
4.1 | Либ | 0 | 70% | 30% | Дем. –75% | демократический |
4.2 | Дем. | 15% | 60% | 25% | Дем. – 75% | демократический |
4.3 | Дем. | 25% | 33,3% | 41,7% | Дем. –75% | демократический |
4.4 | Авт. | 33,3% | 55,5% | 11.2% | Авт. 75% | авторитарный |
6.1 | Авт. | 72% | 28% | 0 | Авт.- 75% | авторитарный |
6.2 | Дем. | 16% | 20% | 64% | Либ – 75% | либеральный |
6.3 | Дем. | 9,1% | 77.2% | 13.6% | Дем – 75% | демократический |
6.4 | Авт. | 86,6% | 13.4% | 0 | Авт- 75% | авторитарный |
5.1 | Авт. | 75% | 25% | 0 | Авт- 75% | авторитарный |
5.2 | Дем | 57,2% | 42,8% | 0 | Авт- 75% | авторитарный |
5.3 | Либ | 0 | 23,8% | 76,1% | Либ – 75% | либеральный |
5.4 | Авт. | 72,2% | 27,8% | 0 | Авт- 75% | авторитарный |