Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 15:25, курсовая работа
Актуальность исследования. Последнее десятилетие в России характеризуется переходом к личностно-ориентированной парадигме образования. В связи с этим учебные результаты перестают считаться единственным показателем эффективности обучения. Особую значимость приобретают: обеспечение психического здоровья учеников, создание условий для их личностного, эмоционального и умственного развития.
Введение ………………………………………………………………………………
Глава 1. Стилевые особенности деятельности преподавателя как объект психолого-педагогического исследования ………………………….
1. Проблемы влияния стиля профессиональной деятельности педагога на различные аспекты развития и обучения учащихся …………………
2. Психолого-педагогическая характеристика проявления ряда стилей в деятельности учителей…………………………………………………..
Глава 2. Эмпирическое влияние стиля……………………………………
1. Программа и содержание основных этапов эмпирического исследования……………………………………………………………….
2. Анализ, обобщение и характеристика………………………………..
Заключение ……………………………………………………………………
Приложение …………………………………………………………………..
Список литературы………………
Желательно знать процентное соотношение уровня развития умственных способностей и взаимосвязь их формирования со стилем руководства педагога процессом учебной деятельности. И при значительном проценте взаимосвязи выработать рекомендации по выработки стиля руководства способствующему наиболее вероятному высокому развитию младших школьников.
1.2. Цель исследования.
Разработать практические рекомендации для учителей начальных классов по формированию стиля руководства учебно-воспитательной деятельностью учащихся младшей школы. Также выявить направления, по которым следует совершенствовать работу учителям с целью достижения наибольшей результативности в работе.
1.3. Объект и предмет исследования.
Объект исследования – стиль педагогической деятельности учителя начальных классов в традиционной системе обучения.
Предмет
исследования
– индивидуальные стили руководства
учебно-воспитательной деятельностью
младших школьников, и их влияние на темп
умственного развития и учебные результаты
младших школьников.
1.4. Гипотеза исследования. мы выдвигаем предположение о том, что стиль педагогической деятельности учителя оказывает влияние на темп умственного развития и учебные результаты младших школьников в традиционной системе обучения:
а) если учитель придерживается демократического стиля педагогической деятельности, то он может реально обеспечить высокий темп умственного развития младших школьников;
б) если учитель придерживается авторитарного стиля педагогической деятельности, то он может реально обеспечить высокие учебные результаты младших школьников;
в) если
учитель придерживается либерального
стиля педагогической деятельности,
то он может обеспечить средний темп умственного
развития и средние учебные результаты
младших школьников (в сравнении с учениками
других учителей).
1.6. Задачи исследования.
стиля
педагогической деятельности учителей
на темп умственного развития и учебные
результаты младших школьников в
традиционной системе обучения;
II. Методическая часть.
2.1. Определение исследуемой совокупности.
Исследуемая
совокупность – учителя начальных
классов Волоколамских школ 12 человек,
и 235 учащихся начального звена школы.
2.2. Методы сбора первичной информации.
Анкетирование
учителей и родителей детей., анализ
успеваемости учащихся, наблюдение за
деятельностью педагога и учащихся на
уроке.
2.3.
Логическая структура
инструментария для
сбора первичной
информации.
Таблица 1. Логическая структура инструментария.
№ п/п | Операциональные понятия | Индикаторы | Тип шкалы измерения |
1. | Полученное образование | Уровень образования | Оценочная |
2. | Опыт работы, стаж в данной должности, разряд по ЕТС | Насколько соответствует | Разряды и категории |
3. | Начальный уровень подготовки детей | успеваемость | Первичная диагностика успеваемости в традиционной бальной системе |
III. Инструментарий.
1. Анкета (на каждого учителя).
Нередко в особенностях оценки личностных качеств педагога обычно используют «традиционные» и универсальные методики исследования личности человека, забывая при этом о профессиональной специфике, забывая или недостаточно уделяя внимания тому вопросу, что именно педагог зачастую является источником проблем неуспеваемости, которая обнаруживается у ребенка.
В своей работе мы постарались исследовать весь спектр работы школьного учителя, который является не просто учителем, но еще и воспитателем и классным руководителем.
В нашем оценивании деятельности педагога, его руководства учебным процессом, отдельные аспекты могут дополнять друг друга, но все они помогают проследить мотивацию учителя, направленную на повышение эффективности методов и приемов обучения .
В
школах для оценки деятельности педагогов
длительное время использовались профессиограммы
педагогической деятельности разработанные
еще в советское время. Принципы
профессиографии разработаны
В
соответствии с данными принципами,
для преподавательской
Определенный интерес представляет собой комплексный подход Н.Н. Нечаева и А.Е. Одинцовой к созданию модели деятельности педагога. При этом подходе анализ профессиональной деятельности проводится по тем ее параметрам, которые отвечают требованиям о возможности совершенствования подготовки специалистов, а именно:
Деятельность
учителя с точки зрения системного
подхода выступает как
Вероятно, что оценка стиля руководства деятельности учителя должна быть сложным интегральным показателем, включающей в себя отражение целой совокупности факторов. Данная оценка должна удовлетворять уже указанным принципам, а так же таким требованиям, как:
В
целом констатация стиля
В эксперименте принимали участие 235 детей начальных классов трех школ г. Волоколамска. А так же 12 учителей начальных классов.
Организация эксперимента была простроена следующим образом:
Экспериментальная деятельность была разбита на два этапа:
1 этап включал в себя сбор первичных данных для последующего доказательства нашей гипотезы. Проводилась обработка и систематизация первичных данных определения критериев умственного развития младших школьников, обучающихся у учителей с разными стилями педагогической деятельности. Анкетирование педагогов и родителей.
2 этап предполагает анализ и качественное сравнение данных полученных в эксперименте и данных первого этапа, а так же выработку рекомендаций для педагогов, по корректировке своего стиля педагогического руководства учебной и воспитательной деятельностью с целью достижения высоких результатов умственного развития младших школьников.
Таким образом, последовательность нашего исследования выстраивалась следующим образом:
ВОЗРАСТ | МЕТОДИКА | ДИАГНОСТИРУЕМЫЕ ПАРАМЕТРЫ, ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ | ||
КЛАСС | ИНТЕЛЛЕКТ | МОТИВАЦИЯ | ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА | |
6 - 7 лет | Готовность к школе . Модифицированная беседа, разработанная коллективом авторов Е.А.Бугрименко, А.Л.Венгером , К.Н. Поливановой , Е.Ю. Сушковой.* | Запас знаний об окружающем мире, внимание, память, сформированность пространственного восприятия, элементов логического мышления, мелкой моторики руки. | Сформированность положительного отношения к школе. | - |
1 класс
1 полугодие |
Диагностика психического
развития (редуцированная методика,
разработанная вышеуказанным |
Уровень развития
предпосылок учебной |
Модифицированная методика Н.Г.Лускановой ( мотивация и отношение к школе), структура мотивации - модификация «Беседы о школе» Т.А.Нежновой. | - |
2 полугодие | Методика экспресс-диагностики
интеллектуальных способностей (МЭДИС
- 6-7).
Методика определения умственного развития нормальных детей (7-9 лет) Э.Ф.Замбацявичене** |
Уровень интеллектуальных
способностей , индивидуальная структура
интеллекта.
Уровень развития вербального мышления, сформированность интеллектуальных операций (существенные признаки, классификация, обобщение, мышление по аналогии). |
Модифицированная методика Н.Г.Лускановой ( мотивация и отношение к школе), структура мотивации - модификация «Беседы о школе» Т.А.Нежновой. | - |
2 класс | Методика определения умственного развития нормальных детей (7-9 лет) Э.Ф.Замбацявичене** | Уровень развития вербального мышления, сформированность интеллектуальных операций (существенные признаки, классификация, обобщение, мышление по аналогии). | Модифицированная методика Н.Г.Лускановой ( мотивация и отношение к школе). | - |
3 -4 класс | ГИТ (групповой интеллектуальный тест). | Уровень умственного развития, оценка гуманитарной и математической направленности уч-ся, сформированности отдельных вербально-логических операций, скоростных характеристик умственной работы. | Модифицированная методика Н.Г.Лускановой ( мотивация и отношение к школе). | Эмоциональное отношение к обучению (модификация методики по тревожности Спилбергера). |