Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 15:25, курсовая работа
Актуальность исследования. Последнее десятилетие в России характеризуется переходом к личностно-ориентированной парадигме образования. В связи с этим учебные результаты перестают считаться единственным показателем эффективности обучения. Особую значимость приобретают: обеспечение психического здоровья учеников, создание условий для их личностного, эмоционального и умственного развития.
Введение ………………………………………………………………………………
Глава 1. Стилевые особенности деятельности преподавателя как объект психолого-педагогического исследования ………………………….
1. Проблемы влияния стиля профессиональной деятельности педагога на различные аспекты развития и обучения учащихся …………………
2. Психолого-педагогическая характеристика проявления ряда стилей в деятельности учителей…………………………………………………..
Глава 2. Эмпирическое влияние стиля……………………………………
1. Программа и содержание основных этапов эмпирического исследования……………………………………………………………….
2. Анализ, обобщение и характеристика………………………………..
Заключение ……………………………………………………………………
Приложение …………………………………………………………………..
Список литературы………………
Индивидуальный
стиль педагогического
Труд
учителя составляет единство осуществления
педагогической деятельности, педагогического
общения и самореализация личности
учителя. Эффективность труда
Ввиду того, что мы упоминали выше и продолжаем утверждать, что вся педагогическая деятельность пронизана психологическими факторами как внешними, так и внутренними, возникает необходимость в психологическом анализе деятельности учителя.
Схема анализа педагогической
деятельности построена на
В каждой из этих трех сторон выделяют следующие составляющие:
Особенность данного подхода заключается в том, что в нем рассматривается процесс и результат труда учителя как с точки зрения объективных характеристик (профессиональные знания и умения), так и субъективных (профессиональных позиций и личностных особенностей).
Таким образом, складывается целостная картина профессиональной компетентности, которая может лечь в основу решения многих практических вопросов, в частности:
Н. В. Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях.
Конструктивная деятельность, в свою очередь, распадается на:
Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности. Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.
А.И. Щербаков относит конструктивный, организаторский и исследовательский компоненты (функции) к общетрудовым. Но он конкретизирует функцию учителя на этапе реализации педагогического процесса, представив организаторский компонент педагогической деятельности как единство информационной, развивающей, ориентационной и мобилизационной функций.
Особо следует обратить внимание на исследовательскую функцию, хотя она и относится к общетрудовым. Реализация исследовательской функции требует от учителя научного подхода к педагогическим явлениям, владения умениями эвристического поиска и методами научно-педагогического исследования, в том числе анализа собственного опыта и опыта других учителей.
Конструктивный компонент педагогической деятельности может быть представлен как внутренне взаимосвязанные аналитическая, прогностическая и проективная функции.
Все компоненты, или функциональные виды, деятельности проявляются в работе педагога любой специальности. Их осуществление предполагает владение педагогом специальными умениями.
Более детализированная
В. А. Кан-Калик рассматривает восемь моделей поведения (деятельности) учителя, в каждом из которых доминирует один из приведенных стилей. Для успешного протекания педагогического общения учитель должен обладать определенными педагогическими умениями, которые можно разделить на две большие группы:
I)
приемы постановки
2) приемы, способствующие достижению высоких уровней общения:
Для адекватных педагогических воздействий на учащегося очень важно знать истинные причины того или иного поступка, знать мотивы движущие ребенком в его учебной деятельности. Не даром же в психологии выделяется целый раздел мотивационной готовности ребенка к обучению. Мотивационной сферой занимались такие видные психологи как Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и т.д.
Структура
мотивации рассматривается
Мотивация как психологическая категория в работах С.Л. Рубинштейна представлена следующим образом. Иногда человек может ощущать влечение, но не понимать его. Пока человек не может осознавать влечение, это нельзя назвать потребностью, мотивом. Мотив - предмет, отвечающий потребности = побуждающий и направляющий деятельность.
Психологическую формулу
Мотивация - побудительные силы, движущие ученика к цели обучения. Мотивы могут быть внешние и внутренние. К внешним мотивам относятся: наказание и награда, угроза и требование, материальная выгода, давление группы, ожидание будущих благ и другое. Все они внешние по отношению к непосредственной цели учения. К внутренним мотивам относятся такие, которые побуждают человека к учению как к своей цели интерес к самим знаниям, любознательность, стремление повысить культурный и профессиональный уровень, потребность в активной и новой информации.
К внешнему стимулу воздействия педагога на ученика, влияющему на успешность обучения относятся:
Отметка - это материализованное выражение результатов оценочной деятельности. Ученику необходимо знать, какие у него есть пробелы в знаниях.
Оценка - это процесс соотнесения результата или хода учебной деятельности или это процесс установления степени расхождения и уровня превосходства результатов учебной деятельности над эталоном.
Педагогическая
оценка бывает нескольких
Предметные оценки касаются того, что делает или что уже сделал ребенок, но не его личности. В данном случае педагогической оценке подлежат содержание, предмет, процесс и результаты деятельности, но не сам субъект.
Персональные
Материальные
Результативные педагогические оценки относятся к конечному результату деятельности, акцентируют внимание в основном на нем, не принимая в расчет или пренебрегая другими атрибутами деятельности. В этом случае оценивается то, что получилось, в конечном счете, а не то, каким образом это было достигнуто.
Процессуальные
Качественные
Существенным моментом руководства педагога учебной деятельностью является умение видеть всех учеников, и в своей деятельности применять широкий спектр педагогических воздействий на учащегося или на их группу.
Наряду с видами педагогических оценок выделяются способы стимулирования учебных и воспитательных успехов детей. Главные из них - это внимание, одобрение, выражение признания, оценка, поддержка, награда, повышение социальной роли, престижа и статуса человека. Таким образом, виды воздействий учителя на учащихся определяются целью этих воздействий. В соответствии с этим выделяются организующие, оценивающие и дисциплинирующие воздействия. Их количество зависит от уровня профессионального мастерства учителя и от выбранного стиля руководства учебной деятельностью. У преподавателей высокого уровня с демократическим стилем на первом месте стоят воздействия организующего характера, а у преподавателей более низкого уровня со стилем либерально-попустительским – дисциплинарные.