Эмпирическое влияние стиля

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 15:25, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Последнее десятилетие в России характеризуется переходом к личностно-ориентированной парадигме образования. В связи с этим учебные результаты перестают считаться единственным показателем эффективности обучения. Особую значимость приобретают: обеспечение психического здоровья учеников, создание условий для их личностного, эмоционального и умственного развития.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………
Глава 1. Стилевые особенности деятельности преподавателя как объект психолого-педагогического исследования ………………………….
1. Проблемы влияния стиля профессиональной деятельности педагога на различные аспекты развития и обучения учащихся …………………
2. Психолого-педагогическая характеристика проявления ряда стилей в деятельности учителей…………………………………………………..
Глава 2. Эмпирическое влияние стиля……………………………………
1. Программа и содержание основных этапов эмпирического исследования……………………………………………………………….
2. Анализ, обобщение и характеристика………………………………..
Заключение ……………………………………………………………………
Приложение …………………………………………………………………..
Список литературы………………

Работа содержит 1 файл

основная дип.работа исправленная.doc

— 676.00 Кб (Скачать)

       2) принцип единства сознания и  деятельности (С.Л.Рубинштейн (109), (111));

        3) идеи развития структур мышления  в рамках учебной деятельности (Л.С.Выготский (22), (23); В.В.Давыдов  и Д.Б.Эльконин (20); В.В.Давыдов (32), (103); В.В.Давыдов и А.К.Маркова (33); А.З.Зак (34), (35); Д.Б.Эльконин (135), (138) и др.).

      Научная новизна. В работе дано определение стиля педагогической деятельности, содержательные характеристики стилей педагогической деятельности учителей начальных классов. Разработана 3-х ступенчатая методика определения стиля педагогической деятельности. Впервые проведено сравнение темпа умственного развития и учебных результатов младших школьников, обучающихся у учителей с разными стилями педагогической деятельности. Разработана методика определения темпа умственного развития младших школьников. Установлено, что стиль педагогической деятельности учителя оказывает существенное влияние на темп умственного развития и учебные результаты младших школьников.

    Практическое значение. Определены особенности влияния стиля педагогической деятельности учителей на темп умственного развития и учебные результаты младших школьников. Разработана программа семинара для учителей и школьных психологов, направленная на определение собственного стиля педагогической деятельности и методов дальнейшего его совершенствования.

      Схема выявления проблемных зон в умственном развитии младших школьников может  быть использована учителями и школьными  психологами в работе с отстающими учениками.

       Достоверность и обоснованность результатов работы обеспечивается адекватностью теоретических  и эмпирических методов исследования, валидизацией методик исследования, проверкой достоверности результатов  методами математической статистики.

      Эмпирическая  база исследования: учителя в количестве 12 человек и ученики начальных классов всего 235 человек МОУ №4, МОУ №5 и МОУ №6 г. Волоколамска .

      Положения, выносимые на защиту.

   1. Стиль педагогической деятельности  понимается нами как характеристика  профессионального общения педагога, проявляющаяся в способах принятия и осуществления решений, в избираемых приемах влияния на учеников, зависящая от уровня коммуникативной компетентности и личностной зрелости педагога. В стиле педагогического общения выделяется 2 стороны: формальная и содержательная. Формальная сторона характеризует внешние формы проявления стиля, а содержательная - внутри личностную основу поведения.

   2. Одним из основных критериев  умственного развития в младшем  школьном возрасте является темп  его развития, проявляющийся через  развития новой формы мышления - теоретического мышления и его элементов.

   3. Стиль педагогической деятельности  учителя влияет на темп умственного  развития и учебные результаты  младших школьников, причем:

     а) демократический стиль педагогической деятельности учителя обеспечивает высокий темп умственного развития и низкие учебные результаты учеников начальных классов,

     б) авторитарный стиль педагогической деятельности учителя обеспечивает высокие учебные результаты и  низкий темп умственного развития учеников начальных классов,

     в) либеральный стиль педагогической деятельности учителя обеспечивает либо средний темп умственного развития и средние учебные результаты учеников начальных классов, либо высокие  учебные результаты и низкий темп умственного развития.

Методы  обработки данных 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Глава 1. Стилевые особенности  деятельности преподавателя  как объект психолого-педагогического  исследования.

 

1.Проблемы  влияния стиля  профессиональной  деятельности педагога  на различные аспекты развития и обучения учащихся. 

         По нашему мнению, наиболее ярко  личностные качества учителя  проявляются в стиле его педагогической  деятельности. В младших классах,  где ученик большую часть времени  общается с одним учителем, именно  этот учитель создает благоприятную или неблагоприятную обстановку не только для обучения, но и для развития ученика. В благоприятной обстановке ученики не боятся задавать учителю вопросы, не боятся ошибиться, не запрещают себе проявлять эмоции, могут попросить помощи у учителя и одноклассников.

       Понятно, что обеспечить ученикам психологический  комфорт может педагог, который  и сам комфортно чувствует  себя в классе - то есть сам умеет  проявлять эмоции в социально  приемлемой форме, умеет спокойно объяснить  материал и убедить учеников в своей правоте, умеет понимать чувства учеников и общаться с разными учениками, разрешать конфликты между учениками и в то же время отстаивать свои права.

       Педагогическая  деятельность многообразна, она включает в себя руководство детьми, их обучение и воспитание. Поэтому можно говорить не просто о стиле работы педагога, а о стиле руководства детьми, стиле деятельности, стиле поведения, стиле взаимодействия с детьми, их обучения и т.д. Поскольку обучение детей протекает в процессе общения, можно также говорить и о стиле общения с детьми или стиле педагогического общения.

      А.А.Леонтьев следующим образом определяет общение: « Общение - это процесс или процессы, осуществляющиеся внутри определяемой социальной общности - группы, коллектива, общества в целом, процессы, по своей сущности не межиндивидуальные, а социальные. Они возникают в силу общественной потребности, общественной необходимости» (67, с. 4)

         В психологическом  словаре под ред. А.В.Петровского  и  М.Г. Ярошевского (104) общение определяется как осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.

         Таким образом, если общение проходит в процессе обучения , а значит непосредственного влияния одного мы имеем право говорить о педагогическом общении.

         По мнению А.А. Леонтьева: «Педагогическое общение - это профессиональное общение преподавателя с учащимися  на уроке или вне его ( в процессах  обучения и воспитания ), имеющее определенные педагогические функции и направленное ( если оно полноценное и оптимальное ) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива.» (67, с. 3)

       Каждый  взрослый человек, сознательно выбирающий педагогическую профессию, к моменту  осуществления выбора уже сформировывается как личность и, несомненно, является индивидуальностью. В этой связи необходимо отметить, что к моменту самостоятельной педагогической деятельности у будущего педагога уже сложился определенный стиль общения, во время обучения он преобразуется в индивидуальный стиль общения с учащимися, поэтому говорят о стилях общения.

       Словарь И.С. Ожегова дает следующее определение  стиля: «Стиль - это метод, совокупность приемов какой-нибудь работы, деятельности, поведения». (93, с. 626)

         В.Н. Куницына пишет: « Стиль общения - это индивидуальная стабильная форма коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях взаимодействия: в деловых и личных отношениях, в стиле руководства и воспитательных беседах с детьми, в способах принятия и осуществления решения, в избираемых приемах психологического влияния на людей, в методах разрешения и предотвращения межличностных и деловых конфликтов.» (62, с. 8)

      В.А. Кан-Калик и А.Г. Ковалев (51) под  профессионально-педагогическим общением понимают систему приемов и методов, обеспечивающих реализацию целей и  задач педагогической деятельности и организующих, направляющих социально-психологическое взаимодействие педагога и воспитуемых. Они определяют типы педагогического общения как интегративную характеристику основных компонентов функциональной структуры общения.

       Анализ  литературы дает основание констатировать отсутствие установившегося определения стиля педагогического общения. Мы определяем стиль педагогического общения как характеристику профессионального общения педагога, проявляющуюся в способах принятия и осуществления решений, в избираемых приемах влияния на учеников, зависящую от уровня коммуникативной компетентности и личностной зрелости педагога.

      Таким образом, стиль педагогического  общения - это проявление профессиональных коммуникативных навыков педагога, т.е. понятие более  узкого плана, нежели стиль педагогической деятельности. Здесь мы присоединяемся к мнению И.А. Зимней о том, что стиль педагогической деятельности включает и стиль управления, и стиль саморегуляции, и стиль общения, и когнитивный стиль учителя. (42)

       Далее проанализированы типологии, имеющие  отношение к различным проявлениям  стилей педагогической деятельности.

         По результатом анализа литературы  было принято решение  о  делении типологий на 3 группы. Все  проявления стилей педагогической  деятельности отнесены к одной из трех произвольно выделенных групп.

       Первая  группа - типологии, описывающие разные стороны педагогической деятельности, не входящие во вторую и третью группы.

         Вторая группа - типологии стилей  руководства.

         Третья группа - типологии стилей педагогического общения.

       Анализ  типологий каждой группы проделан независимо, после чего сделан общий вывод.

       Первая  группа.

    Я.Л. Коломинский, Н.А. Березовин в своей  работе в 1977г. описали типологию  стилей отношения учителя к классному  коллективу. По их мнению, в стиле отношения «... закрепляется типичное для данного учителя внутреннее эмоционально-оценочное отражение детского коллектива» (57, с. 45) Их типология включает 5 стилей отношения учителя к классному коллективу:

1. Устойчиво - положительный.

      Характеризуется стабильным эмоционально - положительным отношением к  детям, заботой о них, помощью  при затруднениях, деловой реакцией  на недостатки в учебной работе  и поведении, спокойным и ровным  тоном в обращении с детьми.

    2. Пассивно – положительный

      Характеризуется нечетко выраженной  эмоционально - положительной установкой  в отношении к детям. 

3. Неустойчивый.

    Характеризуется ситуативностью отношения при общей  эмоционально - положительной установке.

4. Пассивно-отрицательный. 

   Характеризуется отрицательным отношением не к личности ребенка, а к процессу взаимодействия с ним в тех или иных условиях.

5. Устойчиво-отрицательный. 

   Характеризуется эмоционально-отрицательной установкой  в отношении к детям.

    Другие  авторы, А.К.Маркова, А.Я.Никонова создали типологию индивидуальных стилей педагогической деятельности, включающую 4 стиля.

    При создании типологии использовались комбинации двух качеств учителя: методичность и противоположное ему - импровизационность, рассудительность и противоположная  ей - эмоциональность.

    Стили получили следующие названия:

  1. эмоционально-импровизационный стиль,
  2. эмоционально-методичный стиль,
  3. рассуждающе-импровизационный стиль,
  4. рассуждающе-методичный.

    Эта типология рассчитана на учителей-гуманитариев, работающих в средних и старших классах. (86) Влияние стиля педагогической деятельности на учебный процесс не оговаривается.

Информация о работе Эмпирическое влияние стиля