Стиль руководства, его влияние на успех организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 12:11, реферат

Описание работы

Целью данной работы является анализ стилей руководства и их влияние на успех деятельности организации.
Задачи: - рассмотрение понятия руководства организации;
- рассмотрение современных тенденций поведения руководителя;
- анализ руководства в современной организации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Руководство и его основные элементы ………………………………..5
1.1. Сущность руководства и его основных элементов………………………..5
1.2 Методы руководства…………………………………………………………8
1.3 Стили руководства………………………………………………………….14
Глава 2. Влияние стиля руководства на эффективность деятельности организации………………………………………………………………………16
2.1 Сравнительная характеристика стилей руководства предприятием…..16
2. Особенности стиля управления в России…………………………………..19 Заключение……………………………………………………………………….21Список литературы………………………………………………………………22

Работа содержит 1 файл

!!!!!!!!!.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию РФ

Байкальский государственный  университет экономики и права

Кафедра Экономики труда  и управления персоналом

 

 

 

 

СТИЛЬ РУКОВОДСТВА, ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УСПЕХ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Реферат

по дисциплине  “Поведение в организации”

 

 

 

 

 

Исполнитель: Клепча К.Н.

Группа: ЭСТ-08-1

Руководитель:

Юрчук Екатерина Игоревна

 

 

 

Иркутск,  2012

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4

Глава 1. Руководство и его основные элементы ………………………………..5  1.1. Сущность руководства и его основных элементов………………………..5  1.2 Методы руководства…………………………………………………………8 1.3 Стили руководства………………………………………………………….14 Глава 2. Влияние стиля руководства на эффективность деятельности организации………………………………………………………………………16 2.1 Сравнительная характеристика стилей руководства предприятием…..16   2. Особенности стиля управления в России…………………………………..19  Заключение……………………………………………………………………….21Список литературы………………………………………………………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   

  Введение

Стиль руководства —  это устойчивая система способов, методов и форм, используемая в  практической деятельности конкретным руководителем.           В нашей стране проблемы стилей руководства начали обсуждаться еще в конце 60-х годов.            В повседневной работе перед каждым руководителем стоит проблема, как согласовать свои действия с действиями подчиненных. Это получило название управленческого стиля.        Труд руководителя носит в основном умственный характер. Результатом этого труда являются решения и действия руководителя.  Цель труда руководителя — организация совместных усилий коллектива, направленная на достижение эффективных конечных результатов.          Научно-технический прогресс приводит к постоянному усложнению процессов управления производством. Управленческие решения становятся все более ответственными, так как влияют на все стороны общественной жизни.            Ошибки в управлении приводят к негативным последствиям в социальной сфере, экономике, экологии и др. Таким образом, хозяйственный руководитель призван сыграть главную роль в повышении эффективности управления на всех уровнях в системе национального хозяйства страны. Эффективность труда руководителя во многом зависит от стиля его руководства.           Стиль руководства — это устойчивая система способов, методов и форм, используемая в практической деятельности конкретным руководителем.          Различают общий и индивидуальный стили руководства. Общий стиль руководства проявляется в научном подходе ко всем общественным процессам, в высокой требовательности, нетерпимости к бюрократизму и формализму в управлении. Индивидуальный стиль зависит от личных качеств руководителя, его характера, темперамента, знаний, опыта, убеждений, способностей.        Каждому конкретному руководителю не может быть присущ только какой-либо один стиль. В зависимости от конкретной ситуации применяются различные стили в определенных сочетаниях.      В зависимости от личных качеств различают три типа руководителей: автократ, демократ, либерал, а индивидуальный стиль руководства соответственно - автократический, демократический, либеральный.  Тем не менее, до сих пор не существует полного согласия по поводу того, какой стиль руководства считать наиболее эффективным.   В стиле управления сконцентрированы проблемы результативности управления.

Вопрос выбора эффективного стиля руководства особенно остро  стал в последние годы.            Какой бы стиль не был избран руководителем, его выбор определяется сознательной целью, которая характеризует способ и метод его действий.  Кроме этого существуют и другие объективные компоненты стиля.  К ним относятся:           закономерность управления;          специфика сферы конкретной деятельности;     единые требования, предъявляемые к руководителям;   социально - психологические черты исполнителей (возраст, пол, квалификация, профессия, интересы и потребности и пр.);     уровень иерархии управления;       способы и приемы управления, используемые вышестоящими руководителями.           Данные объективные слагаемые стиля показывают сочетание в деятельности руководителя, производственной функции и функции регулирования взаимоотношений в коллективе, характер сложившихся в ней традиций и приемов общения, а тем самым и стиль работы.    Целью даннои работы является анализ стилей руководства и их влияние на успех деятельности организации.        Задачи:            - рассмотрение понятия руководства организации;     - рассмотрение современных тенденций поведения руководителя;  - анализ руководства в современной организации.  Исследования стилеи руководства позволяют оценить стиль руководства и эффективность управленческой деятельности, как с психологической, так и социально-экономической сторон, а также определить влияние стиля руководства на эффективность деятельности организации в целом.          Проблема имеет особую актуальность в данный момент, так как сейчас особое внимание стало уделяться стилям наиболее эффективного взаимодействия руководителя с подчиненными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Руководство  и его основные элементы    1.1. Сущность руководства и его основных элементов

Для эффективного осуществления  функций планирования, организации, мотивации, контроля необходимо эффективное  руководство. Руководство в свою очередь - это процесс социальной организации и управления деятельностью членов группы. Управлять деятельностью людей - значит оказывать на них влияние, побуждая работать на достижение целей организации. Процесс руководства в организации осуществляет руководитель.            Стиль руководства – это совокупность методов, приемов и действий, наиболее характерных для руководителя в его отношения с подчиненными, наиболее привычная для него манера общения с ними. Каждый руководитель имеет свой, только ему присущий стиль управления. Однако, выделяя общие черты в стилях разных руководителей, можно проводить классификацию стилей. Для этого, прежде всего, необходимо определить параметры деятельности руководителя, отличие в которых сказывается на его отношении к людям.           С этой точки зрения представляется целесообразным выделить следующие параметры управленческой деятельности:    1) выработка управленческих решений, при этом здесь не рассматриваются процессы обеспечения руководителя информацией, а только непосредственная выработка и оценка альтернатив;    2) непосредственное принятие решений;      3) несение ответственности за получаемый результат;   4) контроль деятельности руководителя со стороны подчиненных1  Зависимость от факторов и людей, которыми нельзя управлять напрямую, является основной причиной трудностей, которую испытывает руководящий персонал. Однако страдают не только чувства. Если руководитель не в состоянии эффективно взаимодействовать с этими многочисленными «неуправляемыми» силами, он или она не может выполнять свою собственную работу, а это обязательно снизит эффективность как индивидуального трудового вклада, так и деятельности всей организации. Власть и влияние являются фактически единственными средствами, которыми располагает руководитель для разрешения подобных ситуаций. Если руководитель не обладает достаточной властью, чтобы влиять на тех, от кого зависит эффективность его деятельности, он или она не сможет получить ресурсы, необходимые для определения и достижения целей через других людей. Таким образом, власть, хотя часто и неправильно используемая, является необходимым условием успешной деятельности организации. Как утверждает социолог Роберт Бирстед, «власть стоит за каждой организацией и подпирает ее структуру. Без власти нет организации и нет порядка».           В условиях организации, например, власть только отчасти определяется иерархией. Сколько власти имеет тот или иной человек в данной ситуации определяется не уровнем его формальных полномочий, а степенью зависимости от другого лица. Чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица. Это может выразить следующей формулой: уровень влияния обличенного властью лица А на лицо Б = степени зависимости лица Б от лица А.       В организациях обычно руководитель имеет власть над подчиненными потому, что последние зависят от него в таких вопросах, как повышение заработной платы, продвижение по службе, расширение полномочий, удовлетворение социальных потребностей и т.п. Однако в некоторых ситуациях подчиненные имеют власть над руководителями, т.к. последний зависит от них в таких вопросах, как необходимая для принятия решения информация, неформальные контакты с людьми в других подразделениях, чье содействие необходимо для руководителя, влияния, которое подчиненные могут оказывать на своих коллег, и способность подчиненных выполнять задания.          Руководитель должен сознавать, что поскольку подчиненные часто обладают властью, использование им или ею в одностороннем порядке своей власти в полном объеме может вызвать у подчиненных такую реакцию, при которой они захотят продемонстрировать свою собственную власть. А это, свою очередь, может привести к напрасной трате усилий и снизить уровень достижения целей. Поэтому эффективный руководитель старается поддерживать разумный баланс власти: достаточной для обеспечения достижения целей, но не вызывающей у подчиненных чувства обездоленности, и отсюда, - непокорности.     Руководители, которые используют жесткую власть, не всегда достигают поставленных целей. Это проявляется ярко особенно в последнее десятилетие, когда среда, в которой функционируют организации, претерпела значительные изменения. В среднем, уровень образования людей повысился. Некоторые более мелкие организации и подразделения в крупных организациях, особенно в наукоемких отраслях - таких как аэронавтика и космические исследования, вычислительная техника, электроника и химия - почти целиком укомплектованы персоналом, имеющие ученые степени. Очень часто встречаются подразделения, где все имеют высшее образование. По мере того, как способности исполнителя подошли вплотную к способностям руководителя, стала возрастать необходимость искать сотрудничества со стороны исполнителя, чтобы иметь возможность на него влиять. Две формы влияния, которые могут побудить исполнителя к активному сотрудничеству - это убеждение и участие. 

Убеждение — элемент мировоззрения, придающий личности или социальной группе уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности. Убеждения направляют поведение и волевые действия.  В отличие от внушения, убеждение основано на осмысленном принятии человеком каких-либо сведений или идей, на их анализе и оценке. При этом заключение может быть сделано как самостоятельно, так и вслед за убеждающим, но в любом случае оно не воспринимается в готовом виде. Как правило, убеждение требует больших затрат времени и использования разнообразных сведений и ораторских приемов, тогда как внушение может происходить практически мгновенно. Метод убеждения считается основным в научной полемике и в процессах воспитания2.     Влияние через участие возможно в том случае, если потребность в участии является активной.       Современные управляющие могут стать более эффективными руководителями организации, совершенствуя свои навыки в этих двух видах влияния

1.2. Методы руководства.

Памятка руководителю

 

Каждый руководитель в определенной мере должен быть и психологом, ибо правильный стиль руководства, благоприятная обстановка на работе, культура управленческого труда способствуют повышению качества и результативности труда, оказывают решающее влияние на результаты деятельности коллектива. Поведение руководители, его умение управлять подчиненными, здоровый психологический климат в коллективе способствуют развитию творческой инициативы работников и в итоге дают не меньший производственный эффект, чем механизация и автоматизация труда. Повседневная практика учит, что руководители, сумевшие добиться здоровых отношений в коллективе, наладившие прочный контакт и взаимоотношения между сотрудниками, добиваются лучших результатов в работе. 
 Все методы руководства можно разбить на четыре группы:

- организационно-административные;

- экономические;

- социальные;

- психологические.          К организационно-административным методам относятся: прямое административное указание, дисциплина, нормы, взыскания, поощрения. Эти методы базируются на отношениях власти и подчинения. Эффективное администрирование предполагает четкое определение функций, структуры, прав и обязанностей, положения о подразделениях организации, трудовую дисциплину, компетенцию руководителей и специалистов.    На практике административные методы реализуются в виде конкретных безвариантных заданий исполнителям, обладающим минимальной самостоятельностью при выполнении этих задач. Невыполнение распоряжений влечет за собой определенное взыскание (наказание).        Административные методы еще называют методами властной мотивации. Они ориентированы на прямое принуждение людей к определенному поведению и достижению заданной результативности, поощряют исполнительность. Между тем, учитывая особенности рыночной экономики и содержание современных принципов руководства, следует ориентировать работников на безграничный рост результативности и инициативу. Административные методы эту инициативу сковывают, и в этом проявляется их ограниченный характер.       В условиях рынка особую роль играют экономические методы. Они в отличие от административных предполагают не прямое, а косвенное воздействие на объект управления и базируются на непосредственной зависимости материальной обеспеченности человека от результатов его деятельности. Их конкретными формами являются: хозрасчет, ценообразование, финансирование, предоставление экономической самостоятельности в распоряжении фондами, прибылью, заработной платой. На сегодняшний день в России в использовании экономических методов существует множество проблем. Как правило, преобладают материальные поощрения и штрафные санкции. Но материальное стимулирование в виде премий не всегда соответствует личному вкладу работника, так как фонды ограничены и распределение премий часто происходит согласно окладу. В настоящее время отсутствует научная и апробированная методика определения стимулов в зависимости от характера, объемов, сложности труда работников, а также сопоставление стимулов работников различных категорий. Денежные штрафные санкции в виде снижения премий часто не охватывают важнейших кадровых аспектов, которые оказывают непосредственное влияние на результаты труда. Имеются в виду ухудшение психологического климата коллектива, низкий уровень профессионализма, непродуманные кадровые перемещения.    Памятка руководителю(некоторые рекомендации по управлению)  Памятка поможет руководителю объяснить (понять) причины временных затруднений, встречающихся в работе, сделать выводы и применить их в практической деятельности. Памятка рекомендуется для руководителей при осуществлении практической работы по управлению как на производстве, так и в аппарате управления.     Личные качества руководителя

1. Выдержка. Руководитель  должен прежде всего уметь  сдерживать проявления своего  настроения, никогда не терять  самообладания. Сильный, оптимистически настроенный человек и в окружающих вселяет спокойствие и уверенность в успехе дела, заражает энтузиазмом. Неспокойный, нервозный руководитель зря дергает и нервирует себя и подчиненных, часто портит им настроение с самого начала рабочего дня, и тем больше, чем сложнее обстановка. Невыдержанность одного лишь руководителя причиняет неприятности многим сотрудникам.

2. Вежливость. Руководитель, никогда не допускающий грубость  с подчиненными, добивается в  работе с ними лучших результатов.  Вспыльчивостью, грубостью, криком трудно доказать свою правоту, скорее можно настроить собеседника против себя. Неизменная же вежливость положительно действует на самого нервного и раздражительного сотрудника.

3. Тактичность. Деятельность  руководителя как организатора  немыслима без тактичного отношения к сотрудникам. Распекая человека, нужно не унижать его, а оставлять ему веру в свои силы. Никогда не следует критиковать ради самой критики.

4. Скромность и непримиримость  к лести. Это необходимое для  каждого руководителя качество. Подчеркивание своих заслуг, любое давление авторитетом на подчиненных недопустимы. Нет лучшего способа усыпить бдительность человека, чем лесть, ибо иногда трудно отличить, где лесть, а где проявление действительного уважения. Руководитель должен пресекать любое восхваление его достоинств, но в то же время не бояться хвалить тех сотрудников, которые его заслужили. Нужно только помнить, что хвалить человека, даже за дело, непосредственно перед тем, когда хочешь его о чем-то попросить, — тоже лесть.

5. Чуткость. Хороший руководитель знает своих подчиненных не только по имени, но и по отчеству, интересуется проблемами, возникающими в их личной жизни, условиями быта. Умеет вовремя заметить, что сотрудник расстроен, и по мере возможностей помочь ему, поинтересоваться здоровьем, спросить о детях, поздравить с днем рождения, к месту пошутить — это облегчает ему работу с людьми, помогает завоевать доверие, создать хорошее настроение в коллективе.

6. Самокритичность. Неотъемлемыми  качествами каждого руководителя  должны быть умение объективно оценивать свою деятельность, критически относиться к своим недостаткам, способность не только признать свою ошибку, но и отменить неправильное решение.

7. Самодисциплина. От  организации труда самого руководителя, его личного примера зачастую зависят количество и качество работы коллектива. Если руководитель небрежен, неаккуратен, халатно относится к своим обязанностям, он может быть уверен, что все эти качества в той или иной мере присущи и его сотрудникам. Хороший руководитель не только рассказывает, но и показывает (в том числе собственным примером), как надо делать.

8. Требовательность. Руководитель  только в том случае сможет  наладить работу сотрудников,  если будет систематически требовать  от них выполнения их задач.  Попустительство в этом вопросе приводит к безответственности, расхлябанности, волоките, что дезорганизует всю работу коллектива.

9. Равное отношение  ко всем. В своей работе руководитель  должен обязательно опираться  на всех сотрудников. Практика  окружать себя избранными и в дальнейшем полагаться только на них восстанавливает против руководителя остальную часть коллектива.

Руководитель  и коллектив

1. Залог успешной работы  коллектива, благоприятной атмосферы  в нем — психологическая совместимость  его членов. Отношения товарищества и взаимопомощи, сложившиеся внутри коллектива, создают условия для плодотворной деятельности, устраняют неприязнь, подозрительность, зависть, недоверие. Построить правильные, хорошие взаимоотношения в коллективе, поддерживать чувство взаимной симпатии работников друг к другу, умело руководить — это искусство. Хорошие качества руководителя определяются главным образом тем, насколько он образован, а также его самодисциплиной, энергией, настойчивостью, способностью принимать оптимальные решения, смелостью и чувством ответственности.

2. Если руководитель  хочет иметь крепкий, спаянный  коллектив, он должен подбирать  кадры по принципу: каждый человек  соответствует занимаемой должности  и каждая должность — занимающему  ее человеку.

3. В вопросах работы  руководитель не имеет права следовать личным симпатиям и антипатиям. Приоритетными для него должны быть деловые качества сотрудника, его активность, отношение к работе, полезность для общего дела.

4. Руководитель должен  помнить, что он отвечает за  работу вверенного ему коллектива в любое время. Поэтому он обязан подготовить себе преемников, которые в его отсутствие (болезнь, отпуск, командировка) могли бы выполнять его обязанности без ущерба для дела.

5. Целесообразна такая организация  труда помощников, когда они имеют «скользящий» круг обязанностей, т. е. время от времени меняются (между собой) сферами деятельности. Это позволяет ознакомить их со всем аппаратом и подготовить к дальнейшей самостоятельной работе.

6. Ничто так не подрывает  авторитет руководителя, как неумение  сдержать свое слово. Семь раз  взвесьте свои возможности, прежде  чем один раз пообещать. Но, дав слово, приложите вес силы  и энергию для выполнения обещанного.

7. Нельзя переносить выполнение  текущих дел на часы приема посетителей. Люди, которые ожидают, когда вы освободитесь, тратят столько же сил, как на самую тяжелую умственную работу. Поэтому если у руководителя приемная всегда полна посетителями, то это не признак его бурной деятельности, а лишь пример, как не надо работать.

Информация о работе Стиль руководства, его влияние на успех организации