Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:24, курсовая работа
В дошкольном возрасте эмоции играют большую роль в развитии ребенка: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в старшем дошкольном возрасте, когда эмоциональный мир дошкольника становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха и от голода.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое исследование особенностей эмоционального развития старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности……………………………………………………………………..7
1.1. Значение эмоций и основные характеристики эмоционального развития старших дошкольников…………………………………………………...7
1.2. Особенности эмоционального развития дошкольников 5-6 летнего возраста в процессе изобразительной деятельности…………………..13
1.3. Создание условий для эмоционального развития средствами изобразительной деятельности…………………………………………..21
Выводы по 1 главе……………………………………………………………..32
Глава 2. Практическое исследование возможностей эмоционального развития старших дошкольников с помощью рисования………………33
2.1. Диагностика эмоциональной сферы дошкольников 5-6 лет в условиях ДОУ………………………………………………………………………………34
2.2. Эмоциональное развитие дошкольников с использованием средств художественной выразительности……………………………………………..43
2.3. Исследование эффективности проведенных занятий по развитию эмоциональной сферы у дошкольников 5-6 лет………………………………49
Выводы по 2 главе……………………………………………………………..56
Заключение……………………………………………………………………..57
Список используемых источников………………………………………….59
Приложение
По данным исследования А.Д.Кошелевой, в формировании эмоциональности в дошкольном возрасте важную роль играют несколько факторов: наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми, а также факторы обучаемости и развития эмоциональной сферы (навыки выражения эмоций и связанные с эмоциями формы поведения) [21, с.69]. Эмоциональные черты ребенка в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта, особенно опыта, приобретенного в младенчестве и раннем детстве. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития.
Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребенка его взаимоотношения с другими людьми - взрослыми и детьми.
Как уже отмечалось, эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со взрослыми. В старшем дошкольном возрасте, как и в раннем, сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрослых. Поведение взрослого постоянно обусловливает активность поведения и деятельности ребенка. Так, С.В.Крюковой было установлено, что если взрослый расположен к ребенку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже в случае неуспеха. Ласковое отношение к ребенку, признание его прав, проявление внимания являются основой эмоционального благополучия и вызывают у него чувство уверенности, защищенности, что способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Установив позитивные взаимоотношения со взрослым, ребенок доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими. Общительность и доброжелательность взрослого выступает как условие развития положительных социальных качеств у ребенка [22, с.173].
Невнимательное отношение взрослого к ребенку, как считает Н.А.Кряжева, значительно снижает его социальную активность: ребенок замыкается в себе, становится скованным, неуверенным, готовым расплакаться либо выплеснуть свою агрессию на сверстников. Негативное отношение взрослого вызывает у ребенка типичную реакцию: он или стремится установить контакт со взрослыми, или сам замыкается и старается избежать общения [23, с.139]. Во взаимоотношениях с ребенком, по мнению Н.Л.Кряжевой, взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия. Постепенно должна сформироваться своеобразная техника общения, где основной фон составляют положительные эмоции, а отчуждение используется как форма порицания ребенка за серьезный поступок [24, с.152].
Эмоции и чувства формируются в процессе общения со сверстниками. Потребность в общении со сверстниками развивается на основе совместной деятельности детей – на изо-деятельности, в играх, при выполнении трудовых поручений и т. д. Как полагает В.С.Мухина, первая и наиболее важная черта общения состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. При общении со сверстником ребенок совершает множество действии и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Он спорит со сверстниками, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и прочее. Именно в подобном общении появляются такие формы поведения, как притворство, стремление выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование и т. п [30, с.215].
Второе отличие общения со сверстниками от общения со взрослыми заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. В среднем в общении сверстников, по данным Е.В.Коротаевой, наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные состояния - от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки [20, с.89].
Действия, адресованные сверстнику, характеризуются значительно большей аффективной заряженностью. Дошкольники втрое чаще одобряют сверстников и в 9 раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым. Столь сильная эмоциональная насыщенность контактов дошкольников по мнению Е.В.Коротаевой, связана с тем, что, начиная с 4-летнего возраста, сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению. При недостаточных эмоциональных контактах у дошкольников может наблюдаться задержка эмоционального развития [Там же, с.90].
Итак, развитие эмоциональной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении с родителями, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Помимо безусловной любви, эмоционального тепла дети ждут от взрослого непосредственного участия во всех своих делах, совместного решения любой задачи. В таких совместных действиях для ребенка и открываются новые формы общения со взрослыми.
По мере развития личности у ребенка повышаются способности к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции. За этими понятиями стоит возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности, поддерживать гармонию духовной и материальной жизни.
Как уже говорилось выше, взрослые (родители и воспитатели) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки - важнейший источник формирования чувств дошкольника. Для понимания детских эмоций взрослым необходимо знать их происхождение, а также стремиться помочь ребенку глубже понять те или иные факты действительности и сформировать правильное отношением к ним.
1.2. Особенности эмоционального развития дошкольников 5-6 летнего возраста в процессе изобразительной деятельности
Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего воспитания и особенно для эмоционального развития ребенка. Она позволяет детям передать то, что они видят в окружающей жизни; то, что их взволновало, вызвало положительное, а иногда и отрицательное отношение (например, страх; рисуя какие-либо явления, ребенок как бы изживает вызванный ими страх).
Многие великие философы и педагоги прошлого высоко ценили значение рисования в воспитании детей. Так, древнегреческий философ Аристотель придавал большое значение в развитии ребенка предметам эстетического цикла (музыке, рисованию). Он подчеркивал, что рисование изучают потому, что оно развивает глаз при определении физической красоты.
Великий чешский педагог Я. А. Коменский, утверждая важность рисования для эмоционального развития дошкольников, предлагал внести этот предмет в материнские школы как необходимое занятие для развития наблюдательности, ощущений ребенка. Он считал, что изобразительное искусство и рисование позволяют развивать чувство прекрасного, учат «подмечать правильность и стройность в предметах», формируют способность наслаждаться произведениями искусства и красотой природы [По цит: Р.С.Немова – 31, с.182].
О широком воспитательном значении изобразительной деятельности писали художники, педагоги, психологи (А. В. Запорожец, Е. И. Игнатьев, В. С. Кузин, Б. М. Неменский, Н. Н. Ростовцев, Н. П. Сакулина, Б. М. Теплое, Е. А. Флерина, П. П. Чистяков, Т. Я. Шпикалова, Б. П. Юсов др). Значение изобразительной деятельности, творчества детей в их воспитании и развитии различных сторон личности отмечают и зарубежные ученые (Б. Джефферсон, Э. Крамер, В. Лоунфельд, У. Ламберт (США), К. Роуланд (Англия) и др.). Так, К. Роуланд утверждает, что изобразительная деятельность способствует культурному развитию личности. Э. Крамер подчеркивает значение этой деятельности для интеллектуального развития и формирования зрелой личности. Интеллектуальной деятельностью называет изобразительное творчество американский ученый В. Лоунфельд, указывая также на его важную роль в эмоциональном развитии ребенка.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического, эмоционально-положительного восприятия искусства, способствующего формированию эстетического отношения к действительности.
Каждый человек (это относится и к ребенку) обладает своим особым запасом впечатлений и наблюдений. Индивидуальные особенности жизненного опыта сказываются всегда на восприятии явления, и ребенок отражает действительность в свете своего личного опыта. Это обстоятельство является источником неповторимости, оригинальности, своеобразия создаваемых образов.
Прежде всего, они интересны для нас тем, что в них видно чисто детское отношение к жизни. Радость существования, ненасытный интерес ко всему обусловливают особый характер детского восприятия мира, что отчетливо ощущается в образах детского рисунка. Характерной чертой этих образов является их удивительная правдоподобность. С большой правдивостью и изобразительной точностью передает ребенок реальную жизнь.
По мнению Т.С.Комаровой, создавая образ человека, предмета или целого явления, стремясь к полноте, правдоподобию изображения, ребенок выбирает, однако, самые характерные признаки и особенности предмета. Ребенок отходит уже от абсолютно точного воспроизведения натуры и, стремясь выразить сущность явления, передает в своих рисунках им разительный образ [19, с.62].
Детское творчество самым непосредственным образом связано с особенностями восприятия окружающего мира. Вот почему одним из важнейших условий развития детского изобразительного творчеств: является обогащение культуры зрительного восприятия, формирование художественного образного видения.
С.К.Кожохина считает, что образы в творческих рисунках привлекают не только непосредственностью видения, жизнерадостностью, но и композиционной слаженностью, отобранностью деталей, определенностью пластической характеристики изображаемых предметов, цветовой гаммой и т. д. Художественный образ, прежде всего, зиждется на выразительности. Цвет, форма, композиция являются средствами выразительности образа в детском рисунке. Однако композиционный строй, ритм, цветовое звучание рисунка сами по себе не существуют; они неразрывно связаны с жизненной основой образов и являются выражением определенной мысли автора - ребенка. Способность чувствовать колорит, ритм, композицию, пластическую форму по мнению С.К.Кожохиной, является одним из важнейших критериев оценки эмоционально-творческого характера рисунка [18, с.71].
Известно, что рисунки дошкольников отличаются своим, жизнерадостным настроением. Жизнерадостность возникает, прежде всего, за счет цветового строя. В большинстве детских рисунков мы видим яркие, открытые цвета: синее море и белые пароходы, яркие цветы на светло-зеленом лугу и т.д.
Для многих детских работ, по мнению А.С.Дриккер, характерно яркое декоративное богатство. Мелкая дробная расцветка неприемлема для детей. Рисунок украшен всего несколькими пятнами, но это оказывается достаточным для того, чтобы создать выразительный, интересный по своему декоративному строю, жизнерадостный образ. Жизнерадостность в детских рисунках достигается главным образом посредством резкого контраста цветовых пятен [9, с.21-34].
В детских рисунках, как считает Дриккер, можно встретить также образы, которые строятся на монохромной, нежной гамме красок: сиреневых, лиловых, теплых коричневых тонов. Чаще всего это можно наблюдать при передаче образов природы. Все это позволяет нам говорить о разнообразии колорита в творческих рисунках детей. Цвет становится эмоционально содержательным лишь тогда, когда он выражает качества определенных предметов. Выразительность цвета зависит от отношения ребенка к данному предмету. Основываясь на жизненных ассоциациях, можно понять, почему в зависимости от содержания применяется тот или другой цвет [Там же].
В детском рисунке цвет является также средством выражения определенного образного содержания. Исследование Е.Н.Мадоновой показало, что при передаче отрицательных образов сказок (ведьмы, бабы-яги) показательно, что ребенок сознательно использует черную краску для передачи своего отношения к этим образам. Дети изображают ведьму не только с распущенными, всклокоченными волосами, уродливым лицом, они «одевают» ее в черное платье и даже дом, в котором она живет, раскрашивается черной краской [4, с.25-29]. Так сказывается отрицательное отношение к этому образу.
Как мы видим, изобразительная деятельность ребенка направлена не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение его отношения к изображаемому. В своем творчестве дети передают свое эмоциональное отношение к изображаемому предмету, который они увидели и выделили в процессе восприятия. Создавая рисунок, они отмечают, почему им нравятся изображения, что в них интересного, почему они радуют и, наоборот, что вызывает отрицательное отношение. Так постепенно формируется умение высказывать собственное суждения, давать оценку созданным изображениям.
По данным исследования В.А.Степановой, очень часто у детей собственная оценка переплетается с нравственной (общественной), поэтому выражение отношения к изображаемому - это проявление не только своей собственной оценки, но и общественной направленности творчества, имеющее большое значение для социально-нравственного воспитания детей и эмоционального развития [41, с.39-53].
Общественная направленность изобразительной деятельности состоит в том, что ребенок создает узнаваемые изображения. Он рисует не только для себя, но и для того, чтобы его рисунок о чем-то рассказал, кого-то порадовал, чтобы изображенный им предмет или явление узнали.
Информация о работе Эмоциональное развитие старших дошкольников на занятиях рисованием