Эмоциональное развитие старших дошкольников на занятиях рисованием

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:24, курсовая работа

Описание работы

В дошкольном возрасте эмоции играют большую роль в развитии ребенка: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в старшем дошкольном возрасте, когда эмоциональный мир дошкольника становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха и от голода.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое исследование особенностей эмоционального развития старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности……………………………………………………………………..7
1.1. Значение эмоций и основные характеристики эмоционального развития старших дошкольников…………………………………………………...7
1.2. Особенности эмоционального развития дошкольников 5-6 летнего возраста в процессе изобразительной деятельности…………………..13
1.3. Создание условий для эмоционального развития средствами изобразительной деятельности…………………………………………..21
Выводы по 1 главе……………………………………………………………..32
Глава 2. Практическое исследование возможностей эмоционального развития старших дошкольников с помощью рисования………………33
2.1. Диагностика эмоциональной сферы дошкольников 5-6 лет в условиях ДОУ………………………………………………………………………………34
2.2. Эмоциональное развитие дошкольников с использованием средств художественной выразительности……………………………………………..43
2.3. Исследование эффективности проведенных занятий по развитию эмоциональной сферы у дошкольников 5-6 лет………………………………49
Выводы по 2 главе……………………………………………………………..56
Заключение……………………………………………………………………..57
Список используемых источников………………………………………….59
Приложение

Работа содержит 1 файл

эмоциональное развитие старш дошкольников на занятиях рисованием.doc

— 727.00 Кб (Скачать)

13. Игротерапия общения: Методическое пособие. /Сост. М.А, Панфилова. - М.: ГОО «Интел Тех», 1995.

14. Изард, К. Э. Психология эмоций / Перев. с англ. СПб.: 1999. - 464 с.

15. Как обновить педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении. /Сост. И.А. Кутузова. - СПб.: Государственный университет педагогического мастерства, 1997.

16. Карпекина, Н. Развитие эмоций детей старшего дошкольного возраста: Конспект занятий / Н.Карпекина // Школьный психолог. – 2002. - №2.

17. Квин, В. Прикладная психология. СПб.: 2000. - 560 с.

18. Кожохина, С. К. Путешествие в мир искусства: Програм­ма развития детей дошкольного и младшего школьного воз­раста на основе изодеятельности. -  М.: ТЦ Сфера, 2002.

19. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельностьв детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.:Мозаика – Синтез, 2008. – 192 с.

20. Коротаева,  Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. - М.: КСп «Института психологии РАН», 1997.

21. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников: Учебное пособие / А.Д.Кошелева, С.А.Козловой. – М.:Академия, 2003. - 186 с.

22. Крюкова, С. В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального раз­вития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие./ С.В.Крюкова, Н.П.Слободяник. -  М.: Генезис, 1999.

23. Кряжева,  Н.А. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: Академия развития, 1997.

24. Кряжева, Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет /  Г. В. Соколов, В. Н. Куров. - Ярославль: Акаде­мия развития, 2000. — 160 с. .

25. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология (Развитие ре­бенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. - М.: УРАО, 1999.

26. Куликов, Л.В. Диагностика психических состояний, настроений и сферы чувств / Л.В.Куликов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2006. - №1.

27. Любина,  Г. Обучение дошкольников "языку чувств" / Г.Любина //Дошкольное воспитание. - 1996. -№2.

28. Лютова, Е. К. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивны­ми, тревожными и аутичными детьми. / Е.К.Лютова, Г.Б.Монина. - М.: Генезис, 2000.

29. Минаева,  В. М. Развитие эмоций дошкольников. За­нятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. - М.: АРКТИ, 2001. - 48 с.

30. Мухина, В. С. Детская психология. - М.: ООО Апрель Пресс, 1999. - 352с.

31. Немов, Р.С. Психология. - Кн.II. Психология образования. - М.: Просвещение, 1994.

32. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. - М.: Центр «Академия», 2003.

33. Основы коммуникации. Программ развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. /Сост. Л.М. Шипицина, А.П. Воронова и др. - СПб.: Международный детский фонд Рауля Валленберга, 1993.

34. Павлова,  Л. Развивающие знания: взрослые и дети. //Дошкольное воспитание. - 1996. - №3.

35. Пазухина, И.А. Обогащение эмоционального опыта дошкольников / И.А.Пазухина // Дошкольное воспитание. – 2009. - №3.

36. Психолог в детском дошкольном учреждении. Методические рекомендации к практической деятельности. /Под ред. Т.В. Лаврентьевой. - М.: Новая школа, 1996.

37. Рогов,  Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1995.

38. Розин, В.М. Эмоции в искусстве, искусство – психотехника эмоций / В.М.Розин // Мир психологии. – 2002. - №4.

39. Рылеева, Е. В. Путешествие в мир эмоций: Демонстрационные материалы для фронтальной работы. Раздаточные материалы для индивидуальной работы. Педагогическая тех­нология «Открой себя». - М.: ЛИНКА-ПРЕСС. 2000.

40. Степанова, В.А. Выражение чувств и эмоциональное состояние у детей дошкольного возраста в рисунке человека и в рисунке семьи / В.А. Степанова // Журнал прикладной психологии. – 2005. - №5.

41. Степанова, Г. Эмоциональное состояние ребенка – дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада / Г.Степанова // Дошкольное воспитание. – 1998. - №5.

42. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие. -М.: «Академия», 1997.

43. Хухлаева, О. В. Ма­ленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника. / О.В.Хухлаева, О.Е.Хухлаев, И.Н.Первушина. - М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2001. - 224 с.

44. Чистякова,  М.И. Психогимнастика. - М.:Просвещение, 1990.

45. Шишова, Т. Застенчивый невидимка. Как преодолеть детскую застенчивость: эмоционально развивающие игры и задания. - М.: Изд. дом «Искатель», 1997.

46. Шишова, Т. Страхи - это серьезно. Как помочь ребенку избавиться от страхов: эмоционально развивающие игры и задания. - М.: Изд. дом «Искатель», 1997.

47. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей детского сада / А.В.Запорожец, Я.З.Неверович, А.Д.Кошелева. – М.:Просвещение, 1985. – 176 с.

48. Эмоциональное развитие дошкольников. /Под ред. А.Д. Кошелевой. - М.,1995.

49. Юдина, Е. Г. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Е. Г. Юдина, Г. Б. Степанова, Е. Н. Денисова. М.: Просве­щение, 2002.

50. Яголковский, С.Р. Эмоции в творчестве / С.Р.Яголковский // Мир психологии. – 2002. - №4.

51. Яковлев,  Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. СПб: Валери СПД, 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Вопросы к методике изучения понимания эмоциональных состояний людей

1.      Кто изображен на картинке?

2.      Что он делает?

3.      Как он себя чувствует?

4.      Как ты догадался об этом?

5.      Как ты думаешь, почему детям больше нравятся книги с картинками?

6.      Что произойдет с человеком, если он увидит на березе груши?

7.      Что ты чувствуешь, когда ешь любимую конфету?

8.      Как ты думаешь, почему покраснела девочка, когда ей сделали замечание?

9.      Что чувствует кошка, когда за ней гонится собака?

10. Что чувствует собака, когда другая собака утащила у нее кость?

11. Что почувствует мальчик, если ему подарят «Денди»?

12. Что почувствует человек, если у него пропадет любимая собака?

 

Вопросы к методике исследования социальных эмоций

 

1. Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?

2. Можно ли обижать животных? Почему?

3. Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?

4. Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребенка, нужно ли сказать, что это ты виноват? Почему?

5. Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?

6. Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему?

 

 

Программа по развитию у дошкольников старшей группы эмоциональной сферы

Тематика занятия

Краткое содержание  занятия

1

Занятие «Радость»

Ход занятия

1. Дети отвечают на вопросы:

Что такое радость?

Как вы выражаете чувство радости?

Что вы делаете, когда раду­етесь?

2. Предлагаю детям послушать стихотворение.

Если вам смешинка в рот вдруг случайно попадет, Не сердитесь, не ворчите, Хохочите, хохочите! (М. Дружинина)

3. Представьте, что смешинка попала вам в рот. Давайте по­хохочем и посмотрим на себя в зеркало.

Понравились вы себе?

4. Дети отбирают из предложен­ных иллюстраций те, на которых изображено данное эмоциональ­ное состояние.

5. Вспоминаем вместе с детьми произведения (сказки, стихи, песенки), в которых отражено чувство радости.

6. Предлагаю послушать отрывки из произведений К. Чуковского:

Рады, рады, рады

Светлые березы,

И на них от радости

Вырастают розы.

Рады, рады, рады

Темные осины,

И на них от радости

Растут апельсины.

То не дождь пошел из облака

И не град,

То посыпался из облака

Виноград

Стали зайки на лужайке кувыркаться и скакать.

И глядите: медвежата, Как веселые котята, Прямо к дедушке мохнатому Толстопятые бегут: «Здравствуй, дедушка, мы тут!» Рады зайчики и белочки, Рады мальчики и девочки, Обнимают и целуют косолапого: «Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!» Засмеялися кастрюли, Самовару подмигнули: «Ну, Федора, так и быть, Рады мы тебя простить!!!» И обрадовались блюдца: Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля! И танцуют, и смеются — Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

7. Провожу с детьми краткую беседу по прочитанному и пред­лагаю им нарисовать радость так, как они ее себе представляют.

8. По окончании рабо­ты рисунки рассматри­ваются. Отмечаются наиболее выразитель­ные.

9. Из своих наборов пиктограмм дети вы­бирают ту, которая отражает на­строение ребенка в данный мо­мент. Если кому-то не очень ве­село, предлагаю всем детям встать в хоровод и спеть весе­лую песенку.

2

Занятие «Горе»

Ход занятия

1. Предлагаю детям представить, что они потеряли свою любимую игрушку или любимое животное. Что они будут чувствовать в этот момент?

2. Дети показывают свое состоя­ние, делают соответствующее выражение лица.

3. Далее рассматриваем все вме­сте иллюстрацию, на которой изображена плачущая девочка, потерявшая куклу. Спрашиваю детей, были ли у них ситуации, когда они испытывали чувства огорчения, печали или глубокого горя? Дети находят пиктограм­му с изображением эмоции горя, страдания.

4. Вместе вспоминаем сказки, рассказы, в которых отражается это эмоциональное состояние: «Заюшкина избушка», «Федорино горе», «Муха-цокотуха». «Жалобы зайки беленького» (К.Д. Ушинский), «Обвал» (Б. Житков).

5. Предлагаю де­тям нарисовать героя какого-ни­будь произведе­ния, который пе­реживает горе, страдание. Рас­сматриваем и об­суждаем рисун­ки.

6. Дети  слушают следующие   пе­сенки, потешки.

Таракан дрова рубил. Себе голову срубил. Муха парилась - приумаялась, С полки упала - ребра сломала. Блоха поднимала - живот надорвала.

Дети изображают страдания героев потешки,  используя все выразительные средства.

7. Уж ты, зимушка-зима, Зима вьюжлива была. Все крутила, все мела - примораживала. Калинушку с малинушкой заламывала. Всю травку повызнобила, С шелковой травы цветочки повысушила.

Дети делятся на две подгруппы: одна изображает зимушку-зиму, злую, холодную; другая - ка­линушку-малинушку, травку, цветы - изображает страдание, горе, используя позу, мимику, жесты.

8. Мышка сушек насушила, Мышка мышек пригласила, Мышки сушки кушать стали, Зубы сразу же сломали. Дети  показывают  страдания мышек, у которых болят зубы.

19. Раз, два, три, четыре, Меня грамоте учили, Не считать, не писать, Только по полу сказать Я скакала, я скакала, Себе ноженьку сломала. Стала ноженька болеть, Стала маменька жалеть, Пожалела, поругала, И за доктором послала, Доктор едет на быке с балалаечкой в руке. Несколько  детей изображают скачу­щую девочку, потом показывают, как она сломала   ноженьку (боль,   страдание), вторая группа изоб­ражает   маменьку (жалость, сострада­ние).

3

Занятие «Страх»

Ход занятия

1.Сначала все вместе рассматри­ваем иллюстрации, герои кото­рых переживают чувство страха.

2. Предлагаю детям (по желанию) вспомнить эпизоды, ситуации, когда им было страшно.

3. Рассмат­риваем пиктограмму, изобража­ющую эмоцию страха. Дети слушают стихотворение А. Фройденберга «Великан и мышь».

Тсс! Тихо! Слушайте, ребята!

Жил великан один когда-то. Во сне вздохнул он что есть сил, И мышь - живую! - проглотил. Бедняга прибежал к врачу: мышку съел! Я не шучу!

Помилуйте, какие шутки!? Она пищит в моем желудке!»

4. Дети находят пиктограмму, изображающую эмоциональное состояние великана, изображают сами эту эмоцию перед зерка­лом; рисуют испуганного вели­кана,   проглотившего   живую мышь. По окончании работы вместе рассматриваем рисунки гнева и обсуждаем их.             

5. Далее разыгрываем этюды выражение эмоции страха.

Представьте себе, что вы в солнечный летний день гуляете по цветущей лесной полянке (дети гуляют по комнате). Вдруг вы услышали страшный шум и увидели, что прямо к вам по небу летит Змей Горыныч. Покажите свое состояние. Что будете делать в этой ситуации ?             

Вы пошли с родителями в лес  за грибами и потерялисъ, а лес   оказался густой и дремучий. Что бы вы  чувствовали? Что бы предприняли в этой  ситуации?

6. Играем в игру  «У медведя во бору» 2-3 раза. После игры предлагаю детям вспомнить испуганного  великана,  проглотившего живую  мышь,  и  читаю  вторую половину стихотворения.

Был врач умнейший человек,

Он строго глянул из-под век: —

Откройте рот, скажите: «А-а-а»

Живую мышь? Зачем? Когда?

Сейчас? Так что же вы стоите- идите кошку проглотите!

4

Занятие «Гнев»

Ход занятия

1. Вспоминаем вместе с детьми эпизод из сказки «Три медведя», где опи­сывается, как сердятся медведи, узнав, что кто-то пользовался их веща­ми. Рассматриваем иллю­страции к сказке, отра­жающие данный эпизод.

2. Прошу детей  найти пиктограмму, отражающую эмоцию гнева и показать это эмоциональное состояние перед зеркалом, используя мимику, пантомимику, жесты.

3. Дети вспоминают русские народные сказки, герои которых гневаются, злятся.

4. Затем дети рисуют соответствующие эпизоды сказки. По окончании работы рассматриваем рисунки и обсуждаем их.

5. Разыгрываем этюды  на выражение эмоций: злости, гнева.

Показываем гнев Мойдодыра: «Ах ты гадкий, ах ты грязный….»

Показываем гнев медведя: «Не стерпел медведь, заревел медведь…»

Показываем гнев злого таракана: «Он рычит, и кричит, и усами шевелит….».

6. Проводится игра «Бабка-ежка» (2-3 раза)

5

Занятие «Удивление»

Ход занятия

1. Показываю детям иллюстрацию, где изображена эмоция удивления.

Задаю вопросы:

- Как вы думаете, что увидела девочка? Почему она так удивилась?

2. Дети слушают отрывок из стихотворения А.Бжехвы «На Горизонтских островах».

На веселых, на зеленых, Горизонтских островах,

По свидетельству ученых

Ходят сена головах.

Говорят, что там живет Трехголовый кашалот, Сам играет на рояле, Сам танцует, сам поет!

По горам на самокате

Ездят там бычки в томате!

А один ученый кот

Даже водит вертолет!

Там растут на вербе груши, Шоколад и мармелад, А по морю, как по суше, скачут зайцы, говорят!

3. Задаю детям наводящие во­просы.

Какие чувства вызвало у вас стихотворение?

Что бы произошло с челове­ком, если бы он увидел, что все люди «ходят на головах»?

Что бы произошло с челове­ком, если бы он увидел, что трехголовый кашалот играет на рояле, танцует и поет?

4. Предлагаю детям изобразить перед зеркалом удивление, ис­пользуя разные средства выра­зительности.

5. Задание - выбрать из пред­ложенных пиктограмм ту, кото­рая отражает эмоцию удивления.

6. Прошу, чтобы каждый из детей нарисовал себя или героя како­го-то произведения, символизи­рующего эту эмоцию.

7. Осень (рассказ-этюд).

В парке падают листья. Две девочки, Таня и Оля, решили после школы пойти в парк, для того чтобы набрать букет кра­сивых листьев. Была тихая, сол­нечная погода. Под деревьями они увидели боль­шую кучу листь­ев и хотели при­сесть на нее. И вдруг останови­лись как вкопан­ные. Листья за­шевелились, как будто куча была живая.

(Прошу детей изобразить удивление.)

И вдруг из-под листьев по­казался пушистый хвост ка­кого-то зверя, а потом вылез и сам «зверь». Им оказался щенок.

8. Отрывок из стихотворения Н.А. Екимовой «Облака».

А маленькое облачко

удивленно облачко

приоткрывает рот:

- Ой, кто там в глади озера

пушистенький такой?

Такой мохнатый, мяконький,

летим, летим со мной!

- Прошу детей изобразить удив­ленное,  плывущее над озером облачко. Кого же оно увидело в глади озера? (Свое отраже­ние.)

9. Разыгрываем с детьми мини-этюд по этому стихотворению.

10. Предлагаю детям предста­вить, что они встретили суще­ство с другой планеты, совсем не похожее на земных жителей. Как бы вы смотрели друг на друга?

Дети попарно изображают эмо­цию удивления: смотрят друг на друга, широко открыв глаза, при­открыв рот, высоко подняв бро­ви, опустив бессильно руки или прижав ладони к щекам.

6

Занятие «Радость и грусть»

Ход занятия:

1.      В гости к детям приходят два клоуна - Смешинка и Грустик, одетые в одинаковые костюмы, но с разными масками на лице (радости и грусти).

2.      Выясняем с детьми, чем похожи клоуны, чем отличаются. По очереди спраши­ваем клоунов, отчего Грустику всегда грустно, а Смешинке – весело.

Грустик. Я никак не могу най­ти себе друзей, поэтому и грущу.

Смешинка. Я ужасно люблю ве­селиться, пры­гать, скакать, у меня много дру­зей, и поэтому я радуюсь.

3. Дети  надевают шапочки с изобра­жениями различ­ных животных и танцуют, чтобы развеселить Гру­стика.

Грустик смотрит, вздыхает, ма­шет руками, то есть ему не нра­вится: «Не развеселили меня ваши танцы, давайте лучше вместе со мной исполним грус­тный танец, мне так будет спокойнее».

4. Звучит грустная музыка, все танцуют с Грустиком, изображая грустных животных.

5. По окончании танца предла­гаю детям поиграть. Для игры надо разделиться на две коман­ды. Одна будет командой Грус­тика, а вторая - Смешинки. Я буду читать стихи веселые и гру­стные. Когда я прочитаю груст­ное стихотворение - поднимет руки команда Смешинки, а ког- да радостное - команда Грус­тика. Выигрывает та команда, которая быстро и дружно под­нимает руки.

- Стоит коза - голосит коза: Разбежались кто куда семеро козлят.

- Дождик, дождик, веселей Капай, капай, не жалей! Только нас не замочи, Зря в окошко не стучи!

- Потеряли котятки по дороге перчатки и в слезах прибежали домой: «Мама, мама, прости, мы не можем найти, мы не можем найти перчатки!»

- Мой веселый звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь? Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!

- Несчастная кош­ка порезала лапу,

Сидит и ни шагу не может ступить.

Скорей! Чтобы вылечить кошкину лапу,

Воздушные ша­рики надо купить!

Яблоки, веники! Весело мне! Весело мне! Я лечу на коне!

6. Подводим итог игры, опреде­ляем, какая команда выиграла. Грустик просит нарисовать порт­реты его и Смешинки. Дети ри­суют. Смешинка радуется свое­му портрету, а Грустик говорит: «Мне совсем не нравится мой портрет - глаза грустные, рот книзу опущен, ну что это за портрет, даже никому по­казать нельзя».

Ведущий. Но ты же на са­мом деле такой, посмотри на себя в зеркало.

Грустик смотрит на себя в зер­кало, потом бросает портрет на пол и говорит: «Не хочу быть больше грустным и не буду ни­когда грустить. Я буд 'вот та­ким (снимает маску, улыбается, принимает позу радости), давай­те, рисуйте мой портрет!»

Ведущий. Ребята не могут больше рисовать, им пора идти в группу. Давай я лучше тебя сфотографирую.

«Фотографирует» Грустика, отдает ему портрет. Грустик ра­дуется, показывает всем свой портрет. Смешинка и Грустик благодарят ребят, уходят. 

7

Занятие «Положительные эмоции»

Ход занятия

1. Под маршевую музыку дети двигаются по комнате и выпол­няют различные движения («зай­чики», «лошадки», «птички», «раки», «лягушки» и т.д.).

2. Затем дети делятся на трой­ки. Дети в каждой тройке бе­рутся за руки. По сигналу ве­дущего они начинают собирать разбросанные по ковру мелкие игрушки, не разнимая рук (то есть собирают только крайние дети), складывают в свою ко­робочку. Выигрывает та трой­ка, которая наберет больше предметов и ни разу не разъе­динит рук. Можно повторить это упраж­нение 2-3 раза.

3. Упражнение «Танец эмоций». Под соответствующую музыку дети исполняют танец «весело­го Буратино», «печальной осен­ней тучки, «испуганного зайчи­ка», «удивленной бабочки», «злого Бармалея», «озорного ко­тенка».

4. Дети делятся на две команды. Предлагаю каждой дорисовать рисунок на листе ватмана. Каж­дый ребенок имеет право нарисо­вать только две детали рисунка. Мольберты нужно поставить так, чтобы команды не видели рисун­ков друг друга.

Рисунки сравниваются, обсуж­даются.

5. Игра «Паровозик».

Дети садятся в «паровозик», он двигается по комнате, «сту­чит», «пыхтит», «гудит». По сигналу «Крушение!» дети пада­ют на пол.

Можно повторить эту игру 2- 3 раза.

6. В заключение дети выполня­ют упражнение «Отдых у ру­чья». Они ложатся на ковер кому как хочется и отдыхают под звуковой фон «Птицы у ру­чья».

12

 



 

12

 



Информация о работе Эмоциональное развитие старших дошкольников на занятиях рисованием