Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:24, курсовая работа
В дошкольном возрасте эмоции играют большую роль в развитии ребенка: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в старшем дошкольном возрасте, когда эмоциональный мир дошкольника становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха и от голода.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое исследование особенностей эмоционального развития старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности……………………………………………………………………..7
1.1. Значение эмоций и основные характеристики эмоционального развития старших дошкольников…………………………………………………...7
1.2. Особенности эмоционального развития дошкольников 5-6 летнего возраста в процессе изобразительной деятельности…………………..13
1.3. Создание условий для эмоционального развития средствами изобразительной деятельности…………………………………………..21
Выводы по 1 главе……………………………………………………………..32
Глава 2. Практическое исследование возможностей эмоционального развития старших дошкольников с помощью рисования………………33
2.1. Диагностика эмоциональной сферы дошкольников 5-6 лет в условиях ДОУ………………………………………………………………………………34
2.2. Эмоциональное развитие дошкольников с использованием средств художественной выразительности……………………………………………..43
2.3. Исследование эффективности проведенных занятий по развитию эмоциональной сферы у дошкольников 5-6 лет………………………………49
Выводы по 2 главе……………………………………………………………..56
Заключение……………………………………………………………………..57
Список используемых источников………………………………………….59
Приложение
13. Игротерапия общения: Методическое пособие. /Сост. М.А, Панфилова. - М.: ГОО «Интел Тех», 1995.
14. Изард, К. Э. Психология эмоций / Перев. с англ. СПб.: 1999. - 464 с.
15. Как обновить педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении. /Сост. И.А. Кутузова. - СПб.: Государственный университет педагогического мастерства, 1997.
16. Карпекина, Н. Развитие эмоций детей старшего дошкольного возраста: Конспект занятий / Н.Карпекина // Школьный психолог. – 2002. - №2.
17. Квин, В. Прикладная психология. СПб.: 2000. - 560 с.
18. Кожохина, С. К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
19. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельностьв детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.:Мозаика – Синтез, 2008. – 192 с.
20. Коротаева, Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. - М.: КСп «Института психологии РАН», 1997.
21. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников: Учебное пособие / А.Д.Кошелева, С.А.Козловой. – М.:Академия, 2003. - 186 с.
22. Крюкова, С. В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие./ С.В.Крюкова, Н.П.Слободяник. - М.: Генезис, 1999.
23. Кряжева, Н.А. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: Академия развития, 1997.
24. Кряжева, Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет / Г. В. Соколов, В. Н. Куров. - Ярославль: Академия развития, 2000. — 160 с. .
25. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. - М.: УРАО, 1999.
26. Куликов, Л.В. Диагностика психических состояний, настроений и сферы чувств / Л.В.Куликов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2006. - №1.
27. Любина, Г. Обучение дошкольников "языку чувств" / Г.Любина //Дошкольное воспитание. - 1996. -№2.
28. Лютова, Е. К. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. / Е.К.Лютова, Г.Б.Монина. - М.: Генезис, 2000.
29. Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. - М.: АРКТИ, 2001. - 48 с.
30. Мухина, В. С. Детская психология. - М.: ООО Апрель Пресс, 1999. - 352с.
31. Немов, Р.С. Психология. - Кн.II. Психология образования. - М.: Просвещение, 1994.
32. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. - М.: Центр «Академия», 2003.
33. Основы коммуникации. Программ развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. /Сост. Л.М. Шипицина, А.П. Воронова и др. - СПб.: Международный детский фонд Рауля Валленберга, 1993.
34. Павлова, Л. Развивающие знания: взрослые и дети. //Дошкольное воспитание. - 1996. - №3.
35. Пазухина, И.А. Обогащение эмоционального опыта дошкольников / И.А.Пазухина // Дошкольное воспитание. – 2009. - №3.
36. Психолог в детском дошкольном учреждении. Методические рекомендации к практической деятельности. /Под ред. Т.В. Лаврентьевой. - М.: Новая школа, 1996.
37. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1995.
38. Розин, В.М. Эмоции в искусстве, искусство – психотехника эмоций / В.М.Розин // Мир психологии. – 2002. - №4.
39. Рылеева, Е. В. Путешествие в мир эмоций: Демонстрационные материалы для фронтальной работы. Раздаточные материалы для индивидуальной работы. Педагогическая технология «Открой себя». - М.: ЛИНКА-ПРЕСС. 2000.
40. Степанова, В.А. Выражение чувств и эмоциональное состояние у детей дошкольного возраста в рисунке человека и в рисунке семьи / В.А. Степанова // Журнал прикладной психологии. – 2005. - №5.
41. Степанова, Г. Эмоциональное состояние ребенка – дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада / Г.Степанова // Дошкольное воспитание. – 1998. - №5.
42. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие. -М.: «Академия», 1997.
43. Хухлаева, О. В. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника. / О.В.Хухлаева, О.Е.Хухлаев, И.Н.Первушина. - М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2001. - 224 с.
44. Чистякова, М.И. Психогимнастика. - М.:Просвещение, 1990.
45. Шишова, Т. Застенчивый невидимка. Как преодолеть детскую застенчивость: эмоционально развивающие игры и задания. - М.: Изд. дом «Искатель», 1997.
46. Шишова, Т. Страхи - это серьезно. Как помочь ребенку избавиться от страхов: эмоционально развивающие игры и задания. - М.: Изд. дом «Искатель», 1997.
47. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей детского сада / А.В.Запорожец, Я.З.Неверович, А.Д.Кошелева. – М.:Просвещение, 1985. – 176 с.
48. Эмоциональное развитие дошкольников. /Под ред. А.Д. Кошелевой. - М.,1995.
49. Юдина, Е. Г. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Е. Г. Юдина, Г. Б. Степанова, Е. Н. Денисова. М.: Просвещение, 2002.
50. Яголковский, С.Р. Эмоции в творчестве / С.Р.Яголковский // Мир психологии. – 2002. - №4.
51. Яковлев, Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. СПб: Валери СПД, 2002.
Приложение
Вопросы к методике изучения понимания эмоциональных состояний людей
1. Кто изображен на картинке?
2. Что он делает?
3. Как он себя чувствует?
4. Как ты догадался об этом?
5. Как ты думаешь, почему детям больше нравятся книги с картинками?
6. Что произойдет с человеком, если он увидит на березе груши?
7. Что ты чувствуешь, когда ешь любимую конфету?
8. Как ты думаешь, почему покраснела девочка, когда ей сделали замечание?
9. Что чувствует кошка, когда за ней гонится собака?
10. Что чувствует собака, когда другая собака утащила у нее кость?
11. Что почувствует мальчик, если ему подарят «Денди»?
12. Что почувствует человек, если у него пропадет любимая собака?
Вопросы к методике исследования социальных эмоций
1. Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?
2. Можно ли обижать животных? Почему?
3. Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?
4. Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребенка, нужно ли сказать, что это ты виноват? Почему?
5. Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?
6. Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему?
Программа по развитию у дошкольников старшей группы эмоциональной сферы
№ | Тематика занятия | Краткое содержание занятия |
1 | Занятие «Радость» | Ход занятия 1. Дети отвечают на вопросы: Что такое радость? Как вы выражаете чувство радости? Что вы делаете, когда радуетесь? 2. Предлагаю детям послушать стихотворение. Если вам смешинка в рот вдруг случайно попадет, Не сердитесь, не ворчите, Хохочите, хохочите! (М. Дружинина) 3. Представьте, что смешинка попала вам в рот. Давайте похохочем и посмотрим на себя в зеркало. Понравились вы себе? 4. Дети отбирают из предложенных иллюстраций те, на которых изображено данное эмоциональное состояние. 5. Вспоминаем вместе с детьми произведения (сказки, стихи, песенки), в которых отражено чувство радости. 6. Предлагаю послушать отрывки из произведений К. Чуковского: Рады, рады, рады Светлые березы, И на них от радости Вырастают розы. Рады, рады, рады Темные осины, И на них от радости Растут апельсины. То не дождь пошел из облака И не град, То посыпался из облака Виноград Стали зайки на лужайке кувыркаться и скакать. И глядите: медвежата, Как веселые котята, Прямо к дедушке мохнатому Толстопятые бегут: «Здравствуй, дедушка, мы тут!» Рады зайчики и белочки, Рады мальчики и девочки, Обнимают и целуют косолапого: «Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!» Засмеялися кастрюли, Самовару подмигнули: «Ну, Федора, так и быть, Рады мы тебя простить!!!» И обрадовались блюдца: Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля! И танцуют, и смеются — Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля! 7. Провожу с детьми краткую беседу по прочитанному и предлагаю им нарисовать радость так, как они ее себе представляют. 8. По окончании работы рисунки рассматриваются. Отмечаются наиболее выразительные. 9. Из своих наборов пиктограмм дети выбирают ту, которая отражает настроение ребенка в данный момент. Если кому-то не очень весело, предлагаю всем детям встать в хоровод и спеть веселую песенку. |
2 | Занятие «Горе» | Ход занятия 1. Предлагаю детям представить, что они потеряли свою любимую игрушку или любимое животное. Что они будут чувствовать в этот момент? 2. Дети показывают свое состояние, делают соответствующее выражение лица. 3. Далее рассматриваем все вместе иллюстрацию, на которой изображена плачущая девочка, потерявшая куклу. Спрашиваю детей, были ли у них ситуации, когда они испытывали чувства огорчения, печали или глубокого горя? Дети находят пиктограмму с изображением эмоции горя, страдания. 4. Вместе вспоминаем сказки, рассказы, в которых отражается это эмоциональное состояние: «Заюшкина избушка», «Федорино горе», «Муха-цокотуха». «Жалобы зайки беленького» (К.Д. Ушинский), «Обвал» (Б. Житков). 5. Предлагаю детям нарисовать героя какого-нибудь произведения, который переживает горе, страдание. Рассматриваем и обсуждаем рисунки. 6. Дети слушают следующие песенки, потешки. Таракан дрова рубил. Себе голову срубил. Муха парилась - приумаялась, С полки упала - ребра сломала. Блоха поднимала - живот надорвала. Дети изображают страдания героев потешки, используя все выразительные средства. 7. Уж ты, зимушка-зима, Зима вьюжлива была. Все крутила, все мела - примораживала. Калинушку с малинушкой заламывала. Всю травку повызнобила, С шелковой травы цветочки повысушила. Дети делятся на две подгруппы: одна изображает зимушку-зиму, злую, холодную; другая - калинушку-малинушку, травку, цветы - изображает страдание, горе, используя позу, мимику, жесты. 8. Мышка сушек насушила, Мышка мышек пригласила, Мышки сушки кушать стали, Зубы сразу же сломали. Дети показывают страдания мышек, у которых болят зубы. 19. Раз, два, три, четыре, Меня грамоте учили, Не считать, не писать, Только по полу сказать Я скакала, я скакала, Себе ноженьку сломала. Стала ноженька болеть, Стала маменька жалеть, Пожалела, поругала, И за доктором послала, Доктор едет на быке с балалаечкой в руке. Несколько детей изображают скачущую девочку, потом показывают, как она сломала ноженьку (боль, страдание), вторая группа изображает маменьку (жалость, сострадание). |
3 | Занятие «Страх» | Ход занятия 1.Сначала все вместе рассматриваем иллюстрации, герои которых переживают чувство страха. 2. Предлагаю детям (по желанию) вспомнить эпизоды, ситуации, когда им было страшно. 3. Рассматриваем пиктограмму, изображающую эмоцию страха. Дети слушают стихотворение А. Фройденберга «Великан и мышь». Тсс! Тихо! Слушайте, ребята! Жил великан один когда-то. Во сне вздохнул он что есть сил, И мышь - живую! - проглотил. Бедняга прибежал к врачу: мышку съел! Я не шучу! Помилуйте, какие шутки!? Она пищит в моем желудке!» 4. Дети находят пиктограмму, изображающую эмоциональное состояние великана, изображают сами эту эмоцию перед зеркалом; рисуют испуганного великана, проглотившего живую мышь. По окончании работы вместе рассматриваем рисунки гнева и обсуждаем их. 5. Далее разыгрываем этюды выражение эмоции страха. Представьте себе, что вы в солнечный летний день гуляете по цветущей лесной полянке (дети гуляют по комнате). Вдруг вы услышали страшный шум и увидели, что прямо к вам по небу летит Змей Горыныч. Покажите свое состояние. Что будете делать в этой ситуации ? Вы пошли с родителями в лес за грибами и потерялисъ, а лес оказался густой и дремучий. Что бы вы чувствовали? Что бы предприняли в этой ситуации? 6. Играем в игру «У медведя во бору» 2-3 раза. После игры предлагаю детям вспомнить испуганного великана, проглотившего живую мышь, и читаю вторую половину стихотворения. Был врач умнейший человек, Он строго глянул из-под век: — Откройте рот, скажите: «А-а-а» Живую мышь? Зачем? Когда? Сейчас? Так что же вы стоите- идите кошку проглотите! |
4 | Занятие «Гнев» | Ход занятия 1. Вспоминаем вместе с детьми эпизод из сказки «Три медведя», где описывается, как сердятся медведи, узнав, что кто-то пользовался их вещами. Рассматриваем иллюстрации к сказке, отражающие данный эпизод. 2. Прошу детей найти пиктограмму, отражающую эмоцию гнева и показать это эмоциональное состояние перед зеркалом, используя мимику, пантомимику, жесты. 3. Дети вспоминают русские народные сказки, герои которых гневаются, злятся. 4. Затем дети рисуют соответствующие эпизоды сказки. По окончании работы рассматриваем рисунки и обсуждаем их. 5. Разыгрываем этюды на выражение эмоций: злости, гнева. Показываем гнев Мойдодыра: «Ах ты гадкий, ах ты грязный….» Показываем гнев медведя: «Не стерпел медведь, заревел медведь…» Показываем гнев злого таракана: «Он рычит, и кричит, и усами шевелит….». 6. Проводится игра «Бабка-ежка» (2-3 раза) |
5 | Занятие «Удивление» | Ход занятия 1. Показываю детям иллюстрацию, где изображена эмоция удивления. Задаю вопросы: - Как вы думаете, что увидела девочка? Почему она так удивилась? 2. Дети слушают отрывок из стихотворения А.Бжехвы «На Горизонтских островах». На веселых, на зеленых, Горизонтских островах, По свидетельству ученых Ходят сена головах. Говорят, что там живет Трехголовый кашалот, Сам играет на рояле, Сам танцует, сам поет! По горам на самокате Ездят там бычки в томате! А один ученый кот Даже водит вертолет! Там растут на вербе груши, Шоколад и мармелад, А по морю, как по суше, скачут зайцы, говорят! 3. Задаю детям наводящие вопросы. Какие чувства вызвало у вас стихотворение? Что бы произошло с человеком, если бы он увидел, что все люди «ходят на головах»? Что бы произошло с человеком, если бы он увидел, что трехголовый кашалот играет на рояле, танцует и поет? 4. Предлагаю детям изобразить перед зеркалом удивление, используя разные средства выразительности. 5. Задание - выбрать из предложенных пиктограмм ту, которая отражает эмоцию удивления. 6. Прошу, чтобы каждый из детей нарисовал себя или героя какого-то произведения, символизирующего эту эмоцию. 7. Осень (рассказ-этюд). В парке падают листья. Две девочки, Таня и Оля, решили после школы пойти в парк, для того чтобы набрать букет красивых листьев. Была тихая, солнечная погода. Под деревьями они увидели большую кучу листьев и хотели присесть на нее. И вдруг остановились как вкопанные. Листья зашевелились, как будто куча была живая. (Прошу детей изобразить удивление.) И вдруг из-под листьев показался пушистый хвост какого-то зверя, а потом вылез и сам «зверь». Им оказался щенок. 8. Отрывок из стихотворения Н.А. Екимовой «Облака». А маленькое облачко удивленно облачко приоткрывает рот: - Ой, кто там в глади озера пушистенький такой? Такой мохнатый, мяконький, летим, летим со мной! - Прошу детей изобразить удивленное, плывущее над озером облачко. Кого же оно увидело в глади озера? (Свое отражение.) 9. Разыгрываем с детьми мини-этюд по этому стихотворению. 10. Предлагаю детям представить, что они встретили существо с другой планеты, совсем не похожее на земных жителей. Как бы вы смотрели друг на друга? Дети попарно изображают эмоцию удивления: смотрят друг на друга, широко открыв глаза, приоткрыв рот, высоко подняв брови, опустив бессильно руки или прижав ладони к щекам. |
6 | Занятие «Радость и грусть» | Ход занятия: 1. В гости к детям приходят два клоуна - Смешинка и Грустик, одетые в одинаковые костюмы, но с разными масками на лице (радости и грусти). 2. Выясняем с детьми, чем похожи клоуны, чем отличаются. По очереди спрашиваем клоунов, отчего Грустику всегда грустно, а Смешинке – весело. Грустик. Я никак не могу найти себе друзей, поэтому и грущу. Смешинка. Я ужасно люблю веселиться, прыгать, скакать, у меня много друзей, и поэтому я радуюсь. 3. Дети надевают шапочки с изображениями различных животных и танцуют, чтобы развеселить Грустика. Грустик смотрит, вздыхает, машет руками, то есть ему не нравится: «Не развеселили меня ваши танцы, давайте лучше вместе со мной исполним грустный танец, мне так будет спокойнее». 4. Звучит грустная музыка, все танцуют с Грустиком, изображая грустных животных. 5. По окончании танца предлагаю детям поиграть. Для игры надо разделиться на две команды. Одна будет командой Грустика, а вторая - Смешинки. Я буду читать стихи веселые и грустные. Когда я прочитаю грустное стихотворение - поднимет руки команда Смешинки, а ког- да радостное - команда Грустика. Выигрывает та команда, которая быстро и дружно поднимает руки. - Стоит коза - голосит коза: Разбежались кто куда семеро козлят. - Дождик, дождик, веселей Капай, капай, не жалей! Только нас не замочи, Зря в окошко не стучи! - Потеряли котятки по дороге перчатки и в слезах прибежали домой: «Мама, мама, прости, мы не можем найти, мы не можем найти перчатки!» - Мой веселый звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь? Желтый, красный, голубой, Не угнаться за тобой! - Несчастная кошка порезала лапу, Сидит и ни шагу не может ступить. Скорей! Чтобы вылечить кошкину лапу, Воздушные шарики надо купить! Яблоки, веники! Весело мне! Весело мне! Я лечу на коне! 6. Подводим итог игры, определяем, какая команда выиграла. Грустик просит нарисовать портреты его и Смешинки. Дети рисуют. Смешинка радуется своему портрету, а Грустик говорит: «Мне совсем не нравится мой портрет - глаза грустные, рот книзу опущен, ну что это за портрет, даже никому показать нельзя». Ведущий. Но ты же на самом деле такой, посмотри на себя в зеркало. Грустик смотрит на себя в зеркало, потом бросает портрет на пол и говорит: «Не хочу быть больше грустным и не буду никогда грустить. Я буд 'вот таким (снимает маску, улыбается, принимает позу радости), давайте, рисуйте мой портрет!» Ведущий. Ребята не могут больше рисовать, им пора идти в группу. Давай я лучше тебя сфотографирую. «Фотографирует» Грустика, отдает ему портрет. Грустик радуется, показывает всем свой портрет. Смешинка и Грустик благодарят ребят, уходят. |
7 | Занятие «Положительные эмоции» | Ход занятия 1. Под маршевую музыку дети двигаются по комнате и выполняют различные движения («зайчики», «лошадки», «птички», «раки», «лягушки» и т.д.). 2. Затем дети делятся на тройки. Дети в каждой тройке берутся за руки. По сигналу ведущего они начинают собирать разбросанные по ковру мелкие игрушки, не разнимая рук (то есть собирают только крайние дети), складывают в свою коробочку. Выигрывает та тройка, которая наберет больше предметов и ни разу не разъединит рук. Можно повторить это упражнение 2-3 раза. 3. Упражнение «Танец эмоций». Под соответствующую музыку дети исполняют танец «веселого Буратино», «печальной осенней тучки, «испуганного зайчика», «удивленной бабочки», «злого Бармалея», «озорного котенка». 4. Дети делятся на две команды. Предлагаю каждой дорисовать рисунок на листе ватмана. Каждый ребенок имеет право нарисовать только две детали рисунка. Мольберты нужно поставить так, чтобы команды не видели рисунков друг друга. Рисунки сравниваются, обсуждаются. 5. Игра «Паровозик». Дети садятся в «паровозик», он двигается по комнате, «стучит», «пыхтит», «гудит». По сигналу «Крушение!» дети падают на пол. Можно повторить эту игру 2- 3 раза. 6. В заключение дети выполняют упражнение «Отдых у ручья». Они ложатся на ковер кому как хочется и отдыхают под звуковой фон «Птицы у ручья». |
12
12
Информация о работе Эмоциональное развитие старших дошкольников на занятиях рисованием