Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:24, курсовая работа
В дошкольном возрасте эмоции играют большую роль в развитии ребенка: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в старшем дошкольном возрасте, когда эмоциональный мир дошкольника становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха и от голода.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое исследование особенностей эмоционального развития старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности……………………………………………………………………..7
1.1. Значение эмоций и основные характеристики эмоционального развития старших дошкольников…………………………………………………...7
1.2. Особенности эмоционального развития дошкольников 5-6 летнего возраста в процессе изобразительной деятельности…………………..13
1.3. Создание условий для эмоционального развития средствами изобразительной деятельности…………………………………………..21
Выводы по 1 главе……………………………………………………………..32
Глава 2. Практическое исследование возможностей эмоционального развития старших дошкольников с помощью рисования………………33
2.1. Диагностика эмоциональной сферы дошкольников 5-6 лет в условиях ДОУ………………………………………………………………………………34
2.2. Эмоциональное развитие дошкольников с использованием средств художественной выразительности……………………………………………..43
2.3. Исследование эффективности проведенных занятий по развитию эмоциональной сферы у дошкольников 5-6 лет………………………………49
Выводы по 2 главе……………………………………………………………..56
Заключение……………………………………………………………………..57
Список используемых источников………………………………………….59
Приложение
Интерпретация рисунков дошкольников. Приведем основные параметры оценки, которые учитывались нами при отрицательном эмоциональном фоне:
- рисунок начинается с изображения ног и ступней;
- фигура человека на рисунке очень маленькая;
- в рисунке присутствуют облака;
- у нарисованного человека покатые плечи;
- в рисунке преобладают темные, грязные тона (черный, коричневый, лиловый, фиолетовый, серый цвет).
О положительном эмоциональном фоне свидетельствовали выбор ребенком ярких, насыщенных тонов, легкая или минимальная штриховка.
Об эмоциональной напряженности свидетельствовали:
- штриховка отдельных частей тела (в этом случае заштрихованные части рассматривались как источник негативных переживаний);
- штриховка, выходящая за контуры фигуры;
- стирание и поправка ранее нарисованных элементов, не приводящие к улучшению результата также свидетельствовали об эмоциональной напряженности ребенка, внутренних конфликтах, противоречивости чувств в той сфере, с которой соотносится исправляемая деталь;
- предпочтение красных тонов;
- Отказ от рисования тех или иных частей человеческой фигуры.
Показатели эмоциональной неустойчивости ребенка:
- выполнение изображения короткими штрихами;
- наличие штриховки, выходящей за контуры фигуры;
- изменчивый нажим карандаша;
- отсутствие изображения шеи.
На основе анализа выполненных работ мы также получили информацию об уровне самооценки.
О высокой самооценке свидетельствовали:
- крупный, пропорциональный рисунок (но не чрезмерно большой);
- сильный, уверенный нажим;
- длинные (но не чрезмерно) ступни, крупные плечи.
На уровень низкой самооценки указывали:
- расположение рисунка в нижней части листа;
- частые стирания;
- слабый нажим;
- изображение несоразмерно маленького туловища;
- изображение в последнюю очередь черт лица либо отсутствие их прорисовки;
- отсутствие изображения ног.
Показатели противоречивой самооценки (высокий уровень сочетается с неуверенностью в своих силах):
- расположение человека в верхней части листа;
- изображение маленькой фигуры (ребенок как бы надеется, что в маленьком рисунке будут меньше заметны дефекты) или чрезмерно большой (компенсаторная тенденция придать себе значимость, превозносить себя в воображении);
- уход от выполнения задания - ребенок предполагает, что не сможет нарисовать такого человека, какого хотел бы;
- штриховка ног, преувеличенный размер обуви.
Результаты диагностического исследования показали наличие:
- отрицательного эмоционального фона – у 13% дошкольников;
- положительного эмоционального фона – у 40% дошкольников;
- эмоциональной напряженности – у 20% дошкольников;
- эмоциональной неустойчивости – у 27% дошкольников;
- низкой самооценки – у 27% дошкольников;
- высокой самооценки – 27 % дошкольников;
- противоречивой самооценки – у большинства 46 % детей.
Таким образом, данные исследования показали эмоциональное неблагополучие у большинства дошкольников (60%), которое проявилось в отрицательном эмоциональном фоне, эмоциональной напряженности и эмоциональной неустойчивости. На фоне недостаточно благоприятного психологического климата в данном детском коллективе, мы также выявили наличие у 46% дошкольников противоречивой самооценки, когда высокая самооценка сочетается с неуверенностью в своих силах и низкой самооценки у 27% дошкольников.
2)
Опираясь на поставленные цели, целесообразно изучить то, насколько дети понимают и осознают эмоциональное состояние других людей и каким образом они выражают свои эмоции.
Для этого использовались картинки из журналов, фотографии с изображением детей и взрослых, на которых были ярко выражены эмоциональные состояния, а также сюжетные картинки и графическое изображение эмоций. С их помощью мы демонстрировали основные эмоции: радость, грусть, удивление, страх, гнев. Исследование проводилось индивидуально, сначала ребенку предлагалось рассмотреть сюжетные картинки и фотографии с изображением детей и взрослых, затем задавались вопросы (Приложение).
Обработка данных. Оценивалось соответствие ответов детей заданным вопросам.
Все результаты данного опроса оценивались по 5-и бальной шкале:
- если ребенок отвечал правильно и без подсказок- 5 баллов (высокий уровень);
- если ребенок отвечал не уверенно и требовались наводящие вопросы- 3-4 балла (средний уровень);
- ребенок не может ответить- 0-2 баллов (низкий уровень).
Результаты исследования занесли в таблицу №2.
Таблица №2
Исследование понимание дошкольниками эмоциональных состояний людей
Шифр | Баллы | Уровень понимания эмоциональных состояний |
А | 3 | Средний |
В | 5 | Высокий |
Д | 2 | Низкий |
Ж | 3 | Средний |
З | 4 | Средний |
Е | 5 | Высокий |
К | 2 | Низкий |
М | 3 | Средний |
О | 5 | Высокий |
С | 5 | Высокий |
Т | 4 | Средний |
Ф | 4 | Средний |
Ч | 2 | Низкий |
Ш | 5 | Высокий |
Ж | 4 | Средний |
Среднее значение | 3,7 | Средний |
Результаты исследования понимания дошкольниками эмоциональных состояний людей показали:
- низкий уровень - 20% дошкольников;
- средний уровень – 47% дошкольников;
- высокий уровень – 33 % дошкольников.
Исследование понимания детьми базовых эмоций: радости, грусти, страха, гнева, удивления, с помощью предъявления карточек с изображением на них этих эмоций показали, следующие результаты, которые представим в таблице №3 и в виде графика (рис.1).
Таблица №3
Исследование понимания детьми базовых эмоций
Шифр | радость | грусть | страх | гнев | удивление |
А | + | + | + | - | - |
В | + | + | + | + | + |
Д | + | + | - | - | - |
Ж | + | + | - | - | - |
З | + | + | + | - | - |
Е | + | + | + | + | + |
К | + | + | + | - | - |
М | + | + | + | + | - |
О | + | + | + | + | + |
С | + | + | + | - | + |
Т | + | + | + | + | - |
Ф | + | + | + | - | - |
Ч | + | + | + | - | + |
Ш | + | + | + | + | + |
Ж | + | + | + | + | - |
Среднее значение (%) | 100 | 100 | 86 | 47 | 40 |
Рис.1. График понимания детьми базовых эмоций
Таким образом, результаты исследования показали, что 33% дошкольникам доступно понимание эмоциональных состояний взрослых и сверстников, однако, как показало исследование большинство дошкольников (47%) не достаточно понимают и смешивают некоторые эмоции, например гнев, удивление и грусть. Также у 20 % детей выявили несоответствие понимания эмоций и словесного их объяснения. Согласно графику (рис. 1) мы видим, что дошкольникам (14%; 53%; 60;) не доступно понимание таких базовых эмоций, как страх, гнев, удивление.
3)
Перед проведением исследования на выявление социальных эмоций с детьми проводилась предварительная работа, в ходе которой мы наблюдали за детьми в разных видах деятельности. Затем провели беседу (Приложение).
При обработке результатов ответов особое внимание обращалось не только на правильность ответа ребенка, но и на его мотивировку. Данные наблюдения и эксперимента сопоставляли. В результате чего сделали выводы о сформированности социальных эмоций и их влияние на поведение дошкольников старшего возраста.
Результаты данного опроса оценивали по 5-и бальной шкале:
- если ребенок отвечал правильно и без подсказок- 5 баллов (высокий уровень);
- если ребенок отвечал не уверенно и требовались наводящие вопросы- 3-4 балла (средний уровень);
- ребенок не может ответить- 0-2 баллов (низкий уровень).
Результаты исследования занесли в таблицу №4.
Таблица №4
Исследование понимания дошкольниками социальных эмоций
Шифр | Баллы | Уровень понимания социальных эмоций |
А | 2 | Средний |
В | 4 | Средний |
Д | 2 | Низкий |
Ж | 2 | Низкий |
З | 3 | Средний |
Е | 5 | Высокий |
К | 2 | Низкий |
М | 3 | Средний |
О | 4 | Средний |
С | 5 | Высокий |
Т | 3 | Средний |
Ф | 3 | Средний |
Ч | 2 | Низкий |
Ш | 4 | Средний |
Ж | 5 | Высокий |
Среднее значение | 3,2 | Средний |
Информация о работе Эмоциональное развитие старших дошкольников на занятиях рисованием