Эмоциональное развитие старших дошкольников на занятиях рисованием

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:24, курсовая работа

Описание работы

В дошкольном возрасте эмоции играют большую роль в развитии ребенка: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в старшем дошкольном возрасте, когда эмоциональный мир дошкольника становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха и от голода.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое исследование особенностей эмоционального развития старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности……………………………………………………………………..7
1.1. Значение эмоций и основные характеристики эмоционального развития старших дошкольников…………………………………………………...7
1.2. Особенности эмоционального развития дошкольников 5-6 летнего возраста в процессе изобразительной деятельности…………………..13
1.3. Создание условий для эмоционального развития средствами изобразительной деятельности…………………………………………..21
Выводы по 1 главе……………………………………………………………..32
Глава 2. Практическое исследование возможностей эмоционального развития старших дошкольников с помощью рисования………………33
2.1. Диагностика эмоциональной сферы дошкольников 5-6 лет в условиях ДОУ………………………………………………………………………………34
2.2. Эмоциональное развитие дошкольников с использованием средств художественной выразительности……………………………………………..43
2.3. Исследование эффективности проведенных занятий по развитию эмоциональной сферы у дошкольников 5-6 лет………………………………49
Выводы по 2 главе……………………………………………………………..56
Заключение……………………………………………………………………..57
Список используемых источников………………………………………….59
Приложение

Работа содержит 1 файл

эмоциональное развитие старш дошкольников на занятиях рисованием.doc

— 727.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретическое исследование особенностей эмоционального развития старших дошкольников  в процессе изобразительной деятельности……………………………………………………………………..7

1.1.           Значение эмоций и основные характеристики эмоционального развития старших дошкольников…………………………………………………...7

1.2.           Особенности эмоционального развития дошкольников 5-6 летнего возраста  в процессе изобразительной деятельности…………………..13

1.3.           Создание условий для эмоционального развития средствами  изобразительной деятельности…………………………………………..21

Выводы по 1 главе……………………………………………………………..32

Глава 2. Практическое исследование возможностей эмоционального развития  старших дошкольников с помощью рисования………………33

2.1. Диагностика эмоциональной сферы дошкольников 5-6 лет в условиях ДОУ………………………………………………………………………………34

2.2. Эмоциональное развитие дошкольников с использованием  средств художественной выразительности……………………………………………..43

2.3. Исследование эффективности проведенных занятий по развитию эмоциональной сферы у дошкольников 5-6 лет………………………………49

Выводы по 2 главе……………………………………………………………..56

Заключение……………………………………………………………………..57

Список используемых источников………………………………………….59

Приложение

 

 

 

 

Введение

 

В дошкольном возрасте эмоции играют большую роль в развитии ребенка: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в старшем дошкольном возрасте, когда эмоциональный мир дошкольника становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха и от голода.

Актуальность. В дошкольном возрасте ребенок усваивает «язык чувств» - принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонация голоса и тому подобное. С другой стороны ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Пятилетний ребенок в отличии от двухлетнего уже может не только показывать страх или слезы. Он обучается не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них. Но дошкольники все еще остаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении.

Поведение ребенка, выражение им чувств - важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития, именно поэтому эмоциональная сфера дошкольников представляется актуальной для исследования.

Целью данной работы является изучение особенностей эмоционального развития старших дошкольников на занятиях рисованием.

Объектом исследования является эмоциональное развитие старших дошкольников группы «Капелька» МДОУ №76.

Предметом исследования является процесс эмоционального развития старших дошкольников на занятиях рисованием.

Гипотеза исследования: основана на предположении, что процесс эмоционального развития старших дошкольников на занятиях рисованием будет эффективным при условии:

- активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми на занятиях;

- организации специальных тематических занятий с детьми с применением различных ситуаций и игровых упражнений, направленных на изучение базовых эмоций.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования эмоционального развития старших дошкольников на занятиях рисованием;

2. Определить критерии, показатели и уровни сформированности эмоционального развития дошкольников;

3. Разработать и практически организовать серию занятий с использованием рисования;

4. Определить эффективность занятий и выявить динамику  развития эмоциональной сферы в условиях экспериментальной работы.

Методы исследования:

Общенаучные: теоретический анализ психолого-педагогических исследований; изучение и обобщение опыта.

Эмперические: наблюдение, беседа, методы экспертной оценки, педагогические эксперимент.

Статистические методы: параметрический метод с примененим критерия t Стьюдента.

В дошкольной педагогике разработан достаточный теоретический материал и практический опыт по развитию эмоциональной сферы дошкольников, как в процессе учебных занятий, так и вне занятий. (К. Изард, М.И. Чистякова, Г.А. Урунтаева, И.В. Алехин, Т.А.Данилина, А.Д.Кошелева, С.В.Крюкова, Н.П.Слободяник, Н.А.Кряжева, Г.В.Соколов, В.Н.Куров, В.М.Минаева, Т.В.Лаврентьева, Е.В.Рылеева, А.В.Запорожец, Я.З.Неверович, Е.Г.Юдина и др. ). Однако практика последних лет в дошкольных учебных заведениях выявила существенные недостатки в методическом обеспечении развития эмоциональной сферы дошкольников в процессе занятий рисованием. Поэтому для исследования развития эмоциональной сферы у дошкольников на занятиях рисованием, мы использовали статьи из различных периодических изданий, так например: Журнал прикладной психологии, Дошкольное воспитание, Школьный психолог, Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, Мир психологии.

Теоретическую значимость исследования мы видим в возможности использования полученных нами результатов для дальнейшего развития теории исследования развития эмоциональной сферы у дошкольников на занятиях рисованием.

Практическая значимость работы заключается в том, впервые нами в ДОУ №76 была разработана и осуществлена  программа по развитию эмоциональной сферы  старших дошкольников. Полученные результаты могут быть применены педагогами и психологами в работе с детьми по развитию эмоциональной сферы.

Структура работы: представлена введением, двумя главами, заключением, списком используемых источников, приложением.

Во введении раскрывается актуальность изучаемой проблемы, сформированы цели, задачи, гипотеза, обозначены объект и предмет, а также  указаны методы исследования.

В главе 1 раскрываются особенности эмоционального развития старших дошкольников  в процессе изобразительной деятельности на основе изучения работ отечественных и зарубежных психологов.

Глава 2 включает опытно-экспериментальную работу по исследованию эффективности занятий по развитию у старших дошкольников эмоциональной сферы, интерпретацию полученных результатов.

В заключении изложены теоретические и практические выводы в целом по работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретическое исследование особенностей эмоционального развития старших дошкольников  в процессе изобразительной деятельности

 

1.1.           Значение эмоций и основные характеристики эмоционального развития старших дошкольников

 

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее.  Эмоции играют своеобразную ориентирующую и регулирующую роль в той деятельности, в которой они формируются

Долгое время система дошкольного образования в России была ориентирована на обеспечение познавательного развития детей. При этом эмоциональному развитию часто уделялось недостаточное внимание. Однако предназначение дошкольно­го возраста заключается не столько в овладении знаниями, умениями и навыками, сколько в становлении ба­зовых свойств личности: самооценки, образа «Я», нравственных ценностей, социально-психологических особенно­стей в системе отношений с другими людьми.

Преобразования, происходящие в России в последнее время, ставят особые задачи перед системой до­школьного образования. На первый план выступает личностно-ориентированная модель общения педагога с ребенком, забота о сохранении психического здо­ровья каждого ребенка, принятие его индивидуальности, раскрытие и развитие творческих способностей. При этом раз­витие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональ­ных состояний и эмоциональных про­явлений других людей, рассматривается как условие успешной ее адаптации в современном обществе. Очень важно научить ребенка рассказывать о своем внутреннем мире, слушать, слышать и понимать окружающих.

Исследование И.В.Алехина показало, что уже с первых дней жизни ребенок сталкивается с многообразием окружающего мира: людьми, предметами, событиями. Знакомясь с различными свойствами и качествами вещей, ребенок получает и некоторые эталоны отношений и человеческих ценностей: одни предметы, действия, поступки приобретают знак желаемых, приятных, другие, наоборот – отвергаются. Познавая окружающий мир, ребенок уже в раннем детстве проявляет   выраженное, субъективное, избирательное отношение к предметам. Прежде всего, малыш четко выделяет из окружающей среды близких ему людей [1, с.81].

К дошкольному возрасту эмоциональный мир ребенка ста­новится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Изменяется и внешнее проявление эмоциональных реакций. В этом возрасте усваивается язык чувств - приня­тые в обществе формы выражения тончайших оттенков пере­живаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движе­ний, интонаций голоса и т. д.

Формирование чувства личной и культурной идентично­сти, происходящие между двумя и шестью годами, сопровож­дается разнообразными сильными эмоциями и переживани­ями, которые ребенок должен научиться интегрировать в структуру собственной личности.

Согласно исследованию Т.А.Данилиной, на протяжении детства особенности эмоций (их сила, дли­тельность, устойчивость) изменяются в связи с изменением общего характера деятельности ребенка и его мотивов, а так­же с усложнением отношений ребенка с окружающим миром. Наряду с переживаниями удовольствия или неудовольствия, связанными с удовлетворением или неудовлетворением не­посредственных желаний, у ребенка возникают более слож­ные чувства, вызванные тем, насколько хорошо выполнил он свои обязанности, какое значение имеют совершаемые им дей­ствия для других людей и в какой мере соблюдаются им са­мим и окружающими определенные нормы и правила пове­дения [6, с.24].

В старшем дошкольном возрасте, как полагает В.И.Ядешко, желания ребенка соединяются с его представлениями, и благодаря этому побуждения перестра­иваются [8, с.90]. Так, эмоции, связанные с представлением, позво­ляют предвосхищать результаты действий ребенка, удовлет­ворение его желаний.

Механизм эмоционального предвосхи­щения подробно рассмотрен и описан А. В. Запорожцем. Его суть в том, что еще до того, как дошкольник начнет действо­вать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и оценку со стороны взрослых. Эмо­ционально предвосхищая последствия своего поведения, ребенок уже заранее знает, хорошо или дурно он собирается поступить. Предвосхищение полезного результата действий и вызванной им высокой оценки со стороны близких взрос­лых связано с положительными эмоциями, дополнительно стимулирующими поведение. Поэтому пожелания, ориенти­рованные на эмоциональное воображение детей, а не на их сознательность, оказываются значительно более эффектив­ными. Механизм эмоционального предвосхищения послед­ствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуля­ции действий ребенка [47,с. 56-62].

Изменяется в этот период и структура самих эмоциональ­ных процессов. Исследование К.Э.Изард показало, что в раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции: переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками и т. д. Эти реакции сохраняются и у дошкольников, однако внешне вы­ражение эмоций становится у большинства детей более сдержанным. В структуру эмоциональных процессов, помимо ве­гетативных и моторных компонентов, входят теперь и слож­ные формы восприятия, образного мышления, воображения. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и в связи с тем, что еще предстоит сделать. Переживания становятся слож­нее и глубже [14, с.51].

Изменяется содержание аффектов - расширяется круг эмоций, присущих ребенку. Особенно важно появление у до­школьников таких эмоций, как сочувствие другому, сопере­живание - без них невозможна совместная деятельность и сложные формы общения детей.

Как уже подчеркивалось, развитие эмоциональной сфе­ры связано с формированием плана представлений. Образные представления ребенка приобретают эмоциональный харак­тер, и вся его деятельность становится эмоционально насы­щенной. Все, во что включается дошкольник - игра, рисова­ние, лепка, конструирование, подготовка к школе и т. д., - должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятель­ность не строится или быстро разрушается. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что не вызыва­ет у него интереса.

Информация о работе Эмоциональное развитие старших дошкольников на занятиях рисованием