Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:24, курсовая работа
В дошкольном возрасте эмоции играют большую роль в развитии ребенка: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в старшем дошкольном возрасте, когда эмоциональный мир дошкольника становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха и от голода.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое исследование особенностей эмоционального развития старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности……………………………………………………………………..7
1.1. Значение эмоций и основные характеристики эмоционального развития старших дошкольников…………………………………………………...7
1.2. Особенности эмоционального развития дошкольников 5-6 летнего возраста в процессе изобразительной деятельности…………………..13
1.3. Создание условий для эмоционального развития средствами изобразительной деятельности…………………………………………..21
Выводы по 1 главе……………………………………………………………..32
Глава 2. Практическое исследование возможностей эмоционального развития старших дошкольников с помощью рисования………………33
2.1. Диагностика эмоциональной сферы дошкольников 5-6 лет в условиях ДОУ………………………………………………………………………………34
2.2. Эмоциональное развитие дошкольников с использованием средств художественной выразительности……………………………………………..43
2.3. Исследование эффективности проведенных занятий по развитию эмоциональной сферы у дошкольников 5-6 лет………………………………49
Выводы по 2 главе……………………………………………………………..56
Заключение……………………………………………………………………..57
Список используемых источников………………………………………….59
Приложение
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретическое исследование особенностей эмоционального развития старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности………………………………………………
1.1. Значение эмоций и основные характеристики эмоционального развития старших дошкольников………………………………………………
1.2. Особенности эмоционального развития дошкольников 5-6 летнего возраста в процессе изобразительной деятельности…………………..13
1.3. Создание условий для эмоционального развития средствами изобразительной деятельности…………………………………………..
Выводы по 1 главе……………………………………………………………..
Глава 2. Практическое исследование возможностей эмоционального развития старших дошкольников с помощью рисования………………33
2.1. Диагностика эмоциональной сферы дошкольников 5-6 лет в условиях ДОУ………………………………………………………………………
2.2. Эмоциональное развитие дошкольников с использованием средств художественной выразительности………………………………………
2.3. Исследование эффективности проведенных занятий по развитию эмоциональной сферы у дошкольников 5-6 лет………………………………49
Выводы по 2 главе……………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников………………………………………….59
Приложение
Введение
В дошкольном возрасте эмоции играют большую роль в развитии ребенка: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в старшем дошкольном возрасте, когда эмоциональный мир дошкольника становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха и от голода.
Актуальность. В дошкольном возрасте ребенок усваивает «язык чувств» - принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонация голоса и тому подобное. С другой стороны ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Пятилетний ребенок в отличии от двухлетнего уже может не только показывать страх или слезы. Он обучается не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них. Но дошкольники все еще остаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении.
Поведение ребенка, выражение им чувств - важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития, именно поэтому эмоциональная сфера дошкольников представляется актуальной для исследования.
Целью данной работы является изучение особенностей эмоционального развития старших дошкольников на занятиях рисованием.
Объектом исследования является эмоциональное развитие старших дошкольников группы «Капелька» МДОУ №76.
Предметом исследования является процесс эмоционального развития старших дошкольников на занятиях рисованием.
Гипотеза исследования: основана на предположении, что процесс эмоционального развития старших дошкольников на занятиях рисованием будет эффективным при условии:
- активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми на занятиях;
- организации специальных тематических занятий с детьми с применением различных ситуаций и игровых упражнений, направленных на изучение базовых эмоций.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования эмоционального развития старших дошкольников на занятиях рисованием;
2. Определить критерии, показатели и уровни сформированности эмоционального развития дошкольников;
3. Разработать и практически организовать серию занятий с использованием рисования;
4. Определить эффективность занятий и выявить динамику развития эмоциональной сферы в условиях экспериментальной работы.
Методы исследования:
Общенаучные: теоретический анализ психолого-педагогических исследований; изучение и обобщение опыта.
Эмперические: наблюдение, беседа, методы экспертной оценки, педагогические эксперимент.
Статистические методы: параметрический метод с примененим критерия t Стьюдента.
В дошкольной педагогике разработан достаточный теоретический материал и практический опыт по развитию эмоциональной сферы дошкольников, как в процессе учебных занятий, так и вне занятий. (К. Изард, М.И. Чистякова, Г.А. Урунтаева, И.В. Алехин, Т.А.Данилина, А.Д.Кошелева, С.В.Крюкова, Н.П.Слободяник, Н.А.Кряжева, Г.В.Соколов, В.Н.Куров, В.М.Минаева, Т.В.Лаврентьева, Е.В.Рылеева, А.В.Запорожец, Я.З.Неверович, Е.Г.Юдина и др. ). Однако практика последних лет в дошкольных учебных заведениях выявила существенные недостатки в методическом обеспечении развития эмоциональной сферы дошкольников в процессе занятий рисованием. Поэтому для исследования развития эмоциональной сферы у дошкольников на занятиях рисованием, мы использовали статьи из различных периодических изданий, так например: Журнал прикладной психологии, Дошкольное воспитание, Школьный психолог, Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, Мир психологии.
Теоретическую значимость исследования мы видим в возможности использования полученных нами результатов для дальнейшего развития теории исследования развития эмоциональной сферы у дошкольников на занятиях рисованием.
Практическая значимость работы заключается в том, впервые нами в ДОУ №76 была разработана и осуществлена программа по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников. Полученные результаты могут быть применены педагогами и психологами в работе с детьми по развитию эмоциональной сферы.
Структура работы: представлена введением, двумя главами, заключением, списком используемых источников, приложением.
Во введении раскрывается актуальность изучаемой проблемы, сформированы цели, задачи, гипотеза, обозначены объект и предмет, а также указаны методы исследования.
В главе 1 раскрываются особенности эмоционального развития старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности на основе изучения работ отечественных и зарубежных психологов.
Глава 2 включает опытно-экспериментальную работу по исследованию эффективности занятий по развитию у старших дошкольников эмоциональной сферы, интерпретацию полученных результатов.
В заключении изложены теоретические и практические выводы в целом по работе.
Глава 1. Теоретическое исследование особенностей эмоционального развития старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности
1.1. Значение эмоций и основные характеристики эмоционального развития старших дошкольников
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции играют своеобразную ориентирующую и регулирующую роль в той деятельности, в которой они формируются
Долгое время система дошкольного образования в России была ориентирована на обеспечение познавательного развития детей. При этом эмоциональному развитию часто уделялось недостаточное внимание. Однако предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении знаниями, умениями и навыками, сколько в становлении базовых свойств личности: самооценки, образа «Я», нравственных ценностей, социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.
Преобразования, происходящие в России в последнее время, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. На первый план выступает личностно-ориентированная модель общения педагога с ребенком, забота о сохранении психического здоровья каждого ребенка, принятие его индивидуальности, раскрытие и развитие творческих способностей. При этом развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной ее адаптации в современном обществе. Очень важно научить ребенка рассказывать о своем внутреннем мире, слушать, слышать и понимать окружающих.
Исследование И.В.Алехина показало, что уже с первых дней жизни ребенок сталкивается с многообразием окружающего мира: людьми, предметами, событиями. Знакомясь с различными свойствами и качествами вещей, ребенок получает и некоторые эталоны отношений и человеческих ценностей: одни предметы, действия, поступки приобретают знак желаемых, приятных, другие, наоборот – отвергаются. Познавая окружающий мир, ребенок уже в раннем детстве проявляет выраженное, субъективное, избирательное отношение к предметам. Прежде всего, малыш четко выделяет из окружающей среды близких ему людей [1, с.81].
К дошкольному возрасту эмоциональный мир ребенка становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Изменяется и внешнее проявление эмоциональных реакций. В этом возрасте усваивается язык чувств - принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т. д.
Формирование чувства личной и культурной идентичности, происходящие между двумя и шестью годами, сопровождается разнообразными сильными эмоциями и переживаниями, которые ребенок должен научиться интегрировать в структуру собственной личности.
Согласно исследованию Т.А.Данилиной, на протяжении детства особенности эмоций (их сила, длительность, устойчивость) изменяются в связи с изменением общего характера деятельности ребенка и его мотивов, а также с усложнением отношений ребенка с окружающим миром. Наряду с переживаниями удовольствия или неудовольствия, связанными с удовлетворением или неудовлетворением непосредственных желаний, у ребенка возникают более сложные чувства, вызванные тем, насколько хорошо выполнил он свои обязанности, какое значение имеют совершаемые им действия для других людей и в какой мере соблюдаются им самим и окружающими определенные нормы и правила поведения [6, с.24].
В старшем дошкольном возрасте, как полагает В.И.Ядешко, желания ребенка соединяются с его представлениями, и благодаря этому побуждения перестраиваются [8, с.90]. Так, эмоции, связанные с представлением, позволяют предвосхищать результаты действий ребенка, удовлетворение его желаний.
Механизм эмоционального предвосхищения подробно рассмотрен и описан А. В. Запорожцем. Его суть в том, что еще до того, как дошкольник начнет действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и оценку со стороны взрослых. Эмоционально предвосхищая последствия своего поведения, ребенок уже заранее знает, хорошо или дурно он собирается поступить. Предвосхищение полезного результата действий и вызванной им высокой оценки со стороны близких взрослых связано с положительными эмоциями, дополнительно стимулирующими поведение. Поэтому пожелания, ориентированные на эмоциональное воображение детей, а не на их сознательность, оказываются значительно более эффективными. Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка [47,с. 56-62].
Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. Исследование К.Э.Изард показало, что в раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции: переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками и т. д. Эти реакции сохраняются и у дошкольников, однако внешне выражение эмоций становится у большинства детей более сдержанным. В структуру эмоциональных процессов, помимо вегетативных и моторных компонентов, входят теперь и сложные формы восприятия, образного мышления, воображения. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и в связи с тем, что еще предстоит сделать. Переживания становятся сложнее и глубже [14, с.51].
Изменяется содержание аффектов - расширяется круг эмоций, присущих ребенку. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций, как сочувствие другому, сопереживание - без них невозможна совместная деятельность и сложные формы общения детей.
Как уже подчеркивалось, развитие эмоциональной сферы связано с формированием плана представлений. Образные представления ребенка приобретают эмоциональный характер, и вся его деятельность становится эмоционально насыщенной. Все, во что включается дошкольник - игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе и т. д., - должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не строится или быстро разрушается. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что не вызывает у него интереса.
Информация о работе Эмоциональное развитие старших дошкольников на занятиях рисованием