Эмоциональное развитие старших дошкольников на занятиях рисованием

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:24, курсовая работа

Описание работы

В дошкольном возрасте эмоции играют большую роль в развитии ребенка: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в старшем дошкольном возрасте, когда эмоциональный мир дошкольника становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха и от голода.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое исследование особенностей эмоционального развития старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности……………………………………………………………………..7
1.1. Значение эмоций и основные характеристики эмоционального развития старших дошкольников…………………………………………………...7
1.2. Особенности эмоционального развития дошкольников 5-6 летнего возраста в процессе изобразительной деятельности…………………..13
1.3. Создание условий для эмоционального развития средствами изобразительной деятельности…………………………………………..21
Выводы по 1 главе……………………………………………………………..32
Глава 2. Практическое исследование возможностей эмоционального развития старших дошкольников с помощью рисования………………33
2.1. Диагностика эмоциональной сферы дошкольников 5-6 лет в условиях ДОУ………………………………………………………………………………34
2.2. Эмоциональное развитие дошкольников с использованием средств художественной выразительности……………………………………………..43
2.3. Исследование эффективности проведенных занятий по развитию эмоциональной сферы у дошкольников 5-6 лет………………………………49
Выводы по 2 главе……………………………………………………………..56
Заключение……………………………………………………………………..57
Список используемых источников………………………………………….59
Приложение

Работа содержит 1 файл

эмоциональное развитие старш дошкольников на занятиях рисованием.doc

— 727.00 Кб (Скачать)

Многие люди считают, что дети не способны критично относиться к своим работам и мнение других их не интересует, но это совсем не так.  Ребенок дошкольного возраста, как показыва­ет исследование С.Р.Яголковского, чутко реагирует на замечания товарищей, оценку педагога, семьи по поводу своей творческой работы. Похвала радует детей, вызывает у них хорошее настроение, положительное отношение к деятельности. Шестилетний ­ ребенок, не говоря уже о младшем школьнике, очень хорошо понимает свое неумение, и оно огорчает его. Не желая показать недовольство собой, своим неумением, он придумывает разные объяснения, как бы подстраховывая себя, оберегая от отрицательных эмоций, неизбежных в том случае, если его неспособность создать отчетливое изображение будет замечена взрослыми, сверстниками [50, с.65-71].             

Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в рисунках дети передают явления общественной жизни, выражают свое отношение к ним. Такую направленность изобразительная деятельность приобретает и тогда, когда дети создают что-то для других (поделки, игрушки, игры, изображения в подарок малышам; подарки папам и мамам к праздникам, ко дню рождения сверстников и т. п.). В этом случае они испытывают особое чувство ответственности, стремятся выполнить рисунок  как можно лучше. Это способствует формированию чувства долга, коллективизма, внимания и заботы о других детях, близких людях – и в целом эмоционально-положительного отношения к  окружающим его людям.

Согласно исследованию Г.А.Урунтаевой, существенное влияние на эмоциональное развитие  детей оказывает коллективный характер занятий по изобразительной деятельности, заключающийся прежде всего в том, что дети занимаются все вместе, создавая каждый свое изображение, затем сообща рассматривают и оценивают все выполненные рисунки. Задавая конкретные формы практического взаимодействия  (характером выполнения операций, распределением материала и т.д.), можно одновременно с отработкой и закреплением умений и навыков воспитывать у ребенка такие важные качества, как сочувствие, умение помогать, делиться, уступать [42, с.189].

В воспитании положительных взаимоотношений у дошкольников велика роль их совместной деятельности.

По данным исследования О.В.Хухлаевой, совместная для определенной группы детей деятельность пред­полагает обязательное участие в ней каждого ребенка и наличие его доли труда в совместном продукте. Другими словами, она включает в качестве главных компонентов результат труда и связь участников в процессе труда. Чтобы совместная деятельность действительно способствовала развертыванию между детьми положительных взаимоотношений, чтобы ребенок видел сверстника, понимал его и откликался на его состояние, недостаточно только постановки общей задачи, которая должна воплотиться в совокупном продукте. Очень важно, по мнению Хухлаевой, задать конкретную форму взаимосвязи и взаимозависимости отдельных предметных действий (распределить этапы деятельности, действия, обозначить точки соприкосновения, выделить воздействия и т.п.), которая способствовала бы развертыванию между детьми активного общения по поводу работы, включая обсуждение социального смысла деятельности, ее назначения, вклада отдельных участников, усло­вий ее успешного осуществления. Это - задача трудная, но очень важная в воспитательном отношении, и на ее решении воспитатель должен сосредоточить свои усилия при организации совместной дея­тельности детей [43, с.152-154].

Каждая ситуация совместной деятельности создает особый неповторимый эмоциональный фон об­щей атмосферы и индивидуальных проявлений.

Когда дети создают продукт для будущей совместной деятель­ности, то в этом продукте (например, в совместном рисовании), в его отдельных деталях материально воплощается характер детских взаи­моотношений: согласие или несогласованность, конфликтность или же взаимная договоренность.

Отмечая важное значение занятий рисованием в эмоциональном развитии детей, В.М.Розин подчеркивал: организация занятий и указания воспитателя должны способствовать тому, чтобы дошкольники сосредоточенно, углубленно выполняли задуманное, могли согласовывать свои действия, доброжелательно относились к товарищам, считались с их интересами, умели уступать, если надо – помогать [38, с.71-85].

В процессе изобразительной деятельности у детей воспитываются нрав­ственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до кон­ца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать труднос­ти. При создании коллективных работ воспитывается умение объединиться для общего дела, договориться о выполнении общей работы; стремление по­мочь друг другу.

Изобразительная деятельность также способствует формированию эмоционального отношения к труду. Педагоги должны помнить о том, что в изобразительной деятельности формируется такие важные качества,  как умение трудиться и не упускать возможности, заложенные в разных видах этой деятельности. Существует мнение, что рисование являются для детей лишь иг­рой, забавой. Однако, как считает Е.В.Рылеева, без применения трудового усилия изображение со­здать невозможно. Художники подчеркивают, что создание картины, скульптуры требует постоянного упорного труда [39, с.291].

Итак, изобразительная деятельность - один из путей воспитания у детей чувства прекрасного; формирования потребности отразить увиденное в рисунке, выразить свое эмоциональное отношение к изображаемому предмету. В процессе изобразительной деятельности у детей закладывается интерес к художественно-творческой деятельности, что вызывает положительный эмоциональный отклик к данному виду деятельности, на основе которого впоследствии будет формироваться культура человека. Следует помнить, что эмоциональное развитие детей в процессе изобразительной деятельности происходит не са­мо по себе, стихийно, а при правильном руководстве со стороны педагога.

Таким образом, изобразительная деятельность  дает ребенку прямые средства конструктивного выражения эмоций, она помогает развивать визуальную восприимчивость ребенка, учит его видеть более детально, глубже осознавать форму и пространство, лучше ориентироваться в окружающем мире. Графическая экспрессия предоставляет личности своеобразный, отличный от словесно-логического, канал передачи накопленной информации.  Изобразительное искусство – главное средство эмоционального развития.

 

 

1.3. Создание условий для эмоционального развития средствами изобразительной деятельности

 

Изобразительная деятельность при условии руководства ею со стороны взрослых (педагогов, родителей) имеет неоценимое значение для эмоционального развития дошкольников.

Необходимо вызывать и закреплять у детей эмоционально-положи­тельное отношение к действительности, искусству, разнообразной худо­жественной деятельности и процессу ее осуществления. Как считает И.А.Пазухина, этому могут способствовать следующие условия [35, с.46-51]:

- Создание в дошкольном учреждении художественно-эстетической среды. При этом активное участие в оформлении помещения должны принимать дети: вместе с педагогами украшать зал для проведения праздников, досуга, народных обрядовых действий; создавать элементы декораций, детали кос­тюмов для игр-драматизаций, инсценировок. Следует широко использовать в оформлении детского сада детские рисунки, как инди­видуальные, так и коллективные композиции; систематически организовы­вать выставки детского творчества.

- Широкое включение в педагогический процесс разнообразных игр, иг­ровых приемов и игровых ситуаций. Это максимально способствует со­зданию личностно значимой для ребенка мотивации обучения, усвоению знаний, овладению навыками и умениями, развитию творчества.

- Вариативность в организации обстановки, в которой протекает работа с детьми (ее новизна и разнообразие), выборе тем занятий (уроков), форм, средств, методов работы, предоставляемых детям материалов и др.

- Исключение формализма, сухости, излишнего дидактизма, шаблона, противоречащих специфике искусства и художественного творчества.

- Внимательное, тактичное отношение к каждому ребенку, уважение к процессу творчества и результатам его творческой деятельности. Созда­ние творческой доброжелательной атмосферы на каждом занятии, форми­рование такого же отношения к детскому творчеству и результатам со сто­роны родителей.

- Доверие к ребенку, его возможностям; предоставление самостоятельно­сти, исключение излишней опеки, навязывания своего представления о возможном результате, активизация детей.

- Изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка, индивиду­альный личностно-ориентированный подход в обучении изобразительной деятельности и развитии творчества.

- Осуществление регионального подхода к отбору содержания изобрази­тельной деятельности, что означает, прежде всего, предпочтение ближайшего окружения, как при­родного, так и созданного человеком (включающего искусство и его твор­цов); знакомство с людьми, внесшими вклад в отечественную и мировую культуру и историю; учет местных традиций, включение в процесс позна­ния и творчества разных видов народного искусства (деко­ративно-прикладного и др.), характерных для региона.

Изобразительная деятельность является художественно-творческой, поэтому обстановка, в которой она протекает, должна быть эстетически организована. Так, согласно исследованию А.Д.Кошелевой, выполняя коллективные композиции, дети могут ра­ботать у доски или за столами, поставленными полукругом; индивиду­альные рисунки удобнее рисовать за мольбертами. Очень важно, чтобы во время занятия дети могли встать и подойти к окну, к игровому, книж­ному уголку, чтобы еще раз посмотреть на объекты, которые они изобра­жают, и в случае необходимости уточнить представления о том или ином предмете, объекте [47, с. 42].

Согласно исследованию В.А.Степановой занятия по рисованию должны проходить при условии положительного эмоционального настроя. Во время занятий педагогу необходимо подойти к каждому, отметить положительные моменты; если у ребенка возникли трудности, помочь ему советом или предложить посмотреть, как выглядит тот или иной предмет (в иллюстрациях, игрушках), дополнить созданное изображение подходящими по смыслу деталями [40, с.62].

Одним из важных путей развития изобразительного и других видов художественного творчества является взаимосвязь художественного творчества с разнообразными играми: сюжетно-ролевыми, дидактическими и подвижными, что является благотворным фактором для эмоционального развития.

Исследования Т.В.Лаврентьевой, Е.И.Рогова, В.М.Розина, Т.Шишовой и др. показали, что дети с удовольствием откликаются на предложение воспитателя нарисовать, как они играли в свои любимые игры - в поликлинику, в детский сад, в моряков и др [36, 37, 38, 46]. По мнению исследователей, создавая рисунки на тему игр, дети по новому переживают свое участие в игре. Выбор игры для передачи ее сюжета в рисунке остается за детьми, и они выбирают именно те игры, которые доставили им радость и удовольствие. Рисуя эпизод игры, они вновь испытывают положительные эмоции, что безусловно важно как для дальнейшего развития игры, так и для закрепления положительного отношения к изобразительной деятельности [38, с.71-85].  Разумеется, такое отношение возможно только при условии, что дети успешно овладели изобразительными навыками и умениями; каждому подобному занятию должны предшествовать наблюдения, которые напомнят детям, как выглядят предметы и объекты,  включенные в  игру.  Если  же у детей отсутствуют отчетливые представления или необходимые для изображения задуманного навыки и умения, то трудно рассчитывать на успех занятия  и радостное отношение к предложению нарисовать игру.

Также как и с сюжетно-ролевой игрой, с большим интересом дети воспринимают предложение воспитателя нарисовать, как они играли в ту или иную подвижную игру. Подвижные игры проводятся практически ежедневно и очень нравятся детям. Положительное отношение к игре закрепляется при рисовании на данную тему. Почти все подвижные игры могут стать сюжетами детских рисунков: «Пустое место», «Караси и щука», «Гуси-лебеди», «Кот и мыши», «Воробышки и автомо­биль», «Охотники и зайцы», «Медведь и пчелы», «Бездомный заяц» и мно­гие другие. Как считает Г.Любина, предлагая детям нарисовать, как они играли в подвижную игру, необходимо предупредить их, что рисовать надо не играющих ребят, а персо­нажей, которых они изображали в игре (зайчиков, мишку и пчел и т.д.) [27, с.21]. В.М.Минаева, утверждает, что можно также предложить всем детям создать рисунок на тему одной игры, напри­мер, «Воробышки и автомобиль» или «Охотник и зайцы». На другом заня­тии можно предложить им нарисовать другую игру или создать рисунок на тему «Моя любимая подвижная игра» [29,с. 31]. В этом случае, по мнению Минаевой, следует спросить детей о том, какие подвижные игры им нравятся, кто какую игру хотел бы изобра­зить. И, конечно, целесообразно подобрать иллюстрации, игрушечных пер­сонажей, фигурирующих в играх, чтобы в случае необходимости уточнить представления детей, предложить рассмотреть, как выглядят кошка и мыши или волк и гуси и т. п. Следует также направить внимание детей на обдумы­вание композиции рисунка: где будет нарисован кот, что он будет делать, где будут мыши и чем будут заняты они; кто больше по величине, а кто меньше. Интересные решения необходимо поощрять [Там же].

Согласно исследованию Е.К.Лютовой, занятия рисованием связаны с подготовкой необходимых материалов и требуют от каждого ребенка проявления внимания, самостоятельности, целенаправленности действий; умения довести начатое дело до конца, оценить свою работу и работу товарища  [28, с.41]. На воспитание этих личностных качеств по мнению Лютовой педагогу следует обратить осо­бое внимание в работе со старшими дошкольниками, не упуская при этом решение задач формирования у них художественно-творческих способностей.

По данным исследования Р.В.Овчаровой, для эмоционального развития во время занятий по изобразительной деятельности очень важно  направлять внимание детей на понимание самочувствия, настроения, эмоционального состояния своих же сверстников. Каждый новый день приносит радость одним и огорчения другим детям. Дети должны понимать причину настрое­ния сверстника (для этого надо уметь поговорить с ним, а иногда внимательно понаблюдать за ним) и помогать ему: жалеть, если то­му плохо (кто-то в семье заболел или случилось несчастье), радо­ваться вместе со сверстником, если тот испытывает радость [32, с.171].

Наблюдения И.Ю.Кулагиной за детьми во время занятий по рисованию показали, что если ребенка спросить о самочув­ствии сверстника, не обращая при этом внимания на особенности его деятельности, то нередко можно услышать ответы наугад, с ошибками, без обоснования. Если же ребенка сначала расспросить, у кого из детей работа труднее, у кого легче, кто сделал больше, а кто - меньше, у кого осталось много работы, у кого - мало и т. д., то после такого рода анализа, как правило, делается вполне справед­ливое заключение о настроении, самочувствии и состоянии това­рища [25, с.69].

Такого рода ситуации служат как бы переходными от тех, где эмоции детей выражены ярко и непосредственно и потому являются понятными ребенку-наблюдателю, к ситуациям другого рода, в ко­торых эмоции могут быть открыто не выражены и непосредственно не восприниматься. Однако, видя количество, скорость и качество выполняемой работы, ребенок может предположить возможные пе­реживания сверстника, т. е. при отсутствии непосредственного вос­приятия, эмоционального состояния возможно ее предчувствие на основе тщательного анализа условий деятельности сверстника.

От развернутого, последовательно осуществляемого восприя­тия и анализа всех условий деятельности ребенка к быстро возни­кающему предчувствию, вызываемому восприятием особо значимых признаков, -  таков путь становления эмоциональной отзывчивости дошкольника.

Как считает И.Ю.Кулагина, в подобные наблюдения должны быть включены последователь­но все дети группы: сначала воспитатель может назначать для это­го нескольких детей; затем функция анализа и контроля за само­чувствием и настроением сверстников может быть передана дежур­ным. Они наряду с выполнением элементарных трудовых обязан­ностей приучаются целенаправленно следить за эмоциональной ат­мосферой в своей группе и по мере необходимости включаться в ее преобразование. Так, раскрывая перед детьми мир взрослых и сверстников (их особенности, нужды, состояния, взаимоотношения), педагог форми­рует у ребенка очень важное с социальной точки зрения нравственно-ценностное миропонимание. Оно выражается в способности увидеть рядом с собой другого (прежде всего сверстника), т.е. ребенок должен научиться социальной ориентации [Там же, с.73].

Информация о работе Эмоциональное развитие старших дошкольников на занятиях рисованием