Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:24, курсовая работа
В дошкольном возрасте эмоции играют большую роль в развитии ребенка: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в старшем дошкольном возрасте, когда эмоциональный мир дошкольника становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха и от голода.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое исследование особенностей эмоционального развития старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности……………………………………………………………………..7
1.1. Значение эмоций и основные характеристики эмоционального развития старших дошкольников…………………………………………………...7
1.2. Особенности эмоционального развития дошкольников 5-6 летнего возраста в процессе изобразительной деятельности…………………..13
1.3. Создание условий для эмоционального развития средствами изобразительной деятельности…………………………………………..21
Выводы по 1 главе……………………………………………………………..32
Глава 2. Практическое исследование возможностей эмоционального развития старших дошкольников с помощью рисования………………33
2.1. Диагностика эмоциональной сферы дошкольников 5-6 лет в условиях ДОУ………………………………………………………………………………34
2.2. Эмоциональное развитие дошкольников с использованием средств художественной выразительности……………………………………………..43
2.3. Исследование эффективности проведенных занятий по развитию эмоциональной сферы у дошкольников 5-6 лет………………………………49
Выводы по 2 главе……………………………………………………………..56
Заключение……………………………………………………………………..57
Список используемых источников………………………………………….59
Приложение
Систематическая постановка воспитателем социально-нравственных задач и опыт решения их ребенком (при наличии других воздействий взрослого) должны привести к тому, что отношения к другому человеку станут предметом внимания и осознания ребенка. Он научится выделять их среди других предметов, явлений действительности. Наконец, ребенок начинает осознавать отношения между людьми самостоятельно, без помощи взрослого. Ставя и решая задачи, он получает новый стимул к личностному совершенствованию.
Одним из исходных моментов организации практики детей по решению такого рода задач, по мнению Л.Павловой, является создание в практической деятельности собственно материальных условий для реального взаимодействия ребенка со сверстником. Деятельность детей может протекать без взаимодействия вообще, а если оно имеет место, то побуждает детей к установлению взаимоотношений разного типа и разной социальной значимости [34, с.14].
В зависимости от содержания стоящих перед воспитателем целей (например, научить действию или научить отношению) он может изменять условия деятельности детей и тем самым изменять тип их взаимодействия.
Одним из таких условий для взаимодействия детей, согласно исследованию Л.М.Шипициной, А.П.Вороновой и др., является специфическая материальная оснащенность детской деятельности, например наличие общего для нескольких детей инструмента (кисточки), материала (бумаги, краски и т.д.) или заготовки, единого фона для деятельности (панно для узора или одного большого листа картона для выполнения работы двумя или более детьми) [33. с.131].
Как считает Воронова, такое оснащение деятельности представляет собой созданное искусственным образом затруднение. Но оно, как правило, приводит к необходимости обращаться друг к другу, устанавливать эмоциональный контакт со сверстниками. Например, двум детям дается один лист большого формата, на котором нарисованы черно-белые рисунки. Они должны, распределив между собой конкретные рисунки, раскрасить их цветными карандашами. Подобные задания предлагаются детям трех и шести лет, выполняющим работу парами [Там же, с.132]. Возникает вопрос, какой же выход они находят?
По мнению Л.М.Шипициной, дети трех лет не обнаруживают положительных эмоций по поводу того, что они будут работать вместе. Это - или безразличное отношение, или отрицательное: проявляют недовольство, жалуются взрослому. Такого рода реакции возникают в связи с тем, что дети еще не умеют делить «поле» деятельности и средства, которыми она осуществляется. Совершенно иначе работают в таких условиях дети шести лет. Во-первых, между ними по ходу деятельности развертывается очень активное общение. В содержание его входят самые разнообразные высказывания: о деятельности, которую каждый из них выполняет, о партнере по работе и даже о том, что непосредственно к работе не относится. Во-вторых, преобладающими все же являются высказывания по поводу деятельности и характера взаимоотношений между ними в этой деятельности. Основная направленность действий и способы воздействия на сверстника более разнообразны и динамичны, чем у трехлетних детей [Там же, с.134].
По данным исследования Н. Карпекиной, одним из условий, способствующих развертыванию взаимодействия и взаимоотношений между детьми, является характер предъявляемых детям заданий. Как отмечает Карпекина, и педагоги, и дети привыкли к тому, что практические задания при обучении тем или иным умениям, навыкам, как правило, одинаковы у всех. Вместе с тем в целях воспитания у детей внимания, чуткости и отзывчивости к другому следует шире использовать подбор заданий на основе принципа различия, несходства (разное предметное содержание, разный способ выполнения, разная степень трудности). С этой целью можно к основному заданию добавить детали, скрытые трудности, неожиданные моменты [16, с.71-85].
Согласно исследованию В. Квин, постановка воспитателем социально-нравственной задачи является одним из действенных средств положительного эмоционального развития дошкольников. Так например, как считает Квин, в очень простой ситуации завершения детьми какого-то практического задания воспитатель может сказать ребенку с неустойчивыми эмоциями: «Ты закончил. Можешь идти одеваться и готовится к прогулке. А можешь остаться помогать своим товарищам. Выбирай сам, что ты хочешь». Ставя ребенка перед задачей выбора, необходимо учитывать возрастные возможности и не допустимо установление слишком трудных для дошкольников заданий [17, 248].
В плане приобретения ребенком опыта решения социально-нравственных задач одно из важных звеньев - воспитание способности переживать за другого человека. Для того чтобы у ребенка воспитывать высшие, социальные эмоции (сопереживание, сочувствие), необходимо знать особенности и других проявлений его эмоциональной чувствительности. Так, по мнению Н.Ежковой, воспитателю очень важно понимать, умеет ли ребенок переживать свое горе, неудачу, потерю, неуспех и как он их переживает; может ли он порадоваться удаче, успеху, приятной минуте, как ребенок страдает, когда ему плохо, и как он радуется, когда ему хорошо [11, с.20-27].
Для правильной ориентации воспитателя очень важно знать характер переживаний ребенка в ответ на действительную неудачу, неуспех, ошибку, трудности при выполнении им практических заданий. Как правило, дети реагируют на них по-разному. Одни, по мере того как не справляются с заданиями, кажутся пассивными, вялыми, безразличными, их действия становятся однообразными, совсем непродуктивными, они отказываются продолжать работу. У других под влиянием неудач и неуспехов возникает устойчивое отрицательное отношение к деятельности, с элементами агрессивных реакций, адресующихся трудному действию. Воспитателю очень важно поддержать ребенка в трудной и критической ситуации и направить его деятельность в правильное русло.
При организации практической деятельности детей также очень важно дифференцировать эмоциональный отклик ребенка на разные состояния сверстника: неудачу, неблагополучие, трудности и на его успех, удачу. Надо быть готовым к тому, что в том и другом случае он может быть разным. Радость другого заставляет ребенка остро почувствовать собственную слабость, неумение, и поэтому в этих ситуациях часто вместо радости дети проявляют зависть, раздражение, обиду.
Творчески организуя разнообразные ситуации деятельности, воспитатель должен стремиться пробудить у детей доброту и чуткость, поддерживая всякого рода благородные порывы детской души. Если же ребенок не обращает никакого внимания на состояние сверстника, необходимо воздействовать не торопясь: сначала косвенно побуждать к отклику, затем включать непосредственно в акт содействия другому (и при этом как будто оставлять возможность самостоятельного принятия решения). Следует не упускать из внимания эмоционально особо чувствительных и отзывчивых детей, направляя их внимание с собственных переживаний на деятельность.
Завершающим звеном в процессе решения ребенком социально-нравственных задач, как считает И.А.Кутузова, являются оценочные воздействия взрослого. Оценка взрослого чрезвычайно важна для ребенка, часто усматривающего в ней отношение к себе со стороны взрослого. Следовательно, прибегая к оценке как средству воздействия на ребенка, воспитатель должен иметь в виду, что оценка деятельности и оценка отношения могут взаимно влиять друг на друга; оценивание результативности деятельности может в определенных условиях ухудшить взаимоотношения детей. Поэтому в воспитательных целях, во имя сохранения или налаживания доброжелательных отношений, иногда следует не спешить с оценкой тех или иных качеств деятельности детей. Отношение ребенка к другому должно стать объектом оценки взрослого, его внимания и заинтересованности [15, с.72].
Пристально следя за формированием эмоционального климата в группе, воспитатель должен, прежде всего, замечать и поощрять всевозможные «ростки» положительных проявлений детей в отношениях друг с другом: добрые намерения, чувства, дела, поступки. О них нужно говорить выразительно и развернуто, в то время как отрицательным проявлениям в отношениях уделять внимание следует по-другому.
Таким образом, мы считаем, что широкое включение в педагогический процесс, в повседневную жизнь детей разнообразных занятий по изобразительной деятельности, максимальное внимание и уважение к продуктам детской деятельности, их широкое использование в оформлении помещения дошкольного учреждения наполняют жизнь детей новым смыслом, создают обстановку эмоционального благополучия, вызывают чувство радости от овладения умением создавать прекрасное своими руками, объединяют всех общими радостными переживаниями. Занятия по изобразительной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и со взрослыми. Педагог должен помогать дошкольникам осуществлять такое общение. Вместе с тем общение детей в процессе деятельности оказывает положительное влияние и на осуществление самой деятельности, делая ее более привлекательной для ребят, удовлетворяющей потребность в общении и направленной на формирование личности каждого дошкольника.
Выводы по 1 главе:
1. Развитие эмоциональной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении с родителями, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Помимо безусловной любви, эмоционального тепла дети ждут от взрослого непосредственного участия во всех своих делах, совместного решения любой задачи. В таких совместных действиях для ребенка и открываются новые формы общения со взрослыми. Для понимания детских эмоций взрослым необходимо знать их происхождение, а также стремиться помочь ребенку глубже понять те или иные факты действительности и сформировать правильное отношением к ним.
2. Изобразительная деятельность дает ребенку прямые средства конструктивного выражения эмоций, она помогает развивать визуальную восприимчивость ребенка, учит его видеть более детально, глубже осознавать форму и пространство, лучше ориентироваться в окружающем мире. Графическая экспрессия предоставляет личности своеобразный, отличный от словесно-логического, канал передачи накопленной информации. Изобразительное искусство – главное средство эмоционального развития.
3. Занятия по изобразительной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и со взрослыми. Педагог должен помогать дошкольникам осуществлять такое общение. Вместе с тем общение детей в процессе деятельности оказывает положительное влияние и на осуществление самой деятельности, делая ее более привлекательной для ребят, удовлетворяющей потребность в общении и направленной на формирование личности каждого дошкольника.
Глава 2. Практическое исследование возможностей эмоционального развития старших дошкольников с помощью рисования
Главная цель развития эмоциональной сферы дошкольников – научить детей понимать свое эмоциональное состояние и состояние окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово), а также совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.
Для достижения поставленной цели можно использовать различные способы, в качестве основных методов, позволяющих выявить особенности эмоционального развития и оценить эмоциональное состояние ребенка, изучить осознание эмоциональных состояний других людей, а также выявить социальные эмоции, нами использовались следующие методы диагностики:
1. Проективная методика для выявления эмоциональных особенностей дошкольников «Рисунок человека»;
2. Методика изучения понимания эмоциональных состояний людей;
3. Методика изучения социальных эмоций.
Диагностику с использованием указанных методов мы провели в октябре 2010 учебного года с дошкольниками старшей группы «Капелька» (15 человек) на базе МДОУ №76 «Солнышко». Комплексное применение методик позволило заинтересовать ребенка и настроить его на совместную работу.
Практический эксперимент по исследованию у дошкольников 5-6 лет эмоциональной сферы проходил в три этапа:
I. Констатирующий эксперимент;
II. Формирующий эксперимент;
III. Контрольный эксперимент.
2.1. Диагностика эмоциональной сферы дошкольников 5-6 лет в условиях ДОУ
1)
Для исследования у дошкольников старшей группы положительного или отрицательного эмоционального фона, эмоциональной напряженности, а также эмоциональной неустойчивости было предложено детям нарисовать рисунок человека.
При интерпретации рисунков мы учитывали изобразительный опыт «художника», так как графическая деятельность детей дошкольного возраста может быть плохо сформирована.
Все результаты, полученные нами, мы занесли в таблицу №1.
Таблица №1
Результаты исследования эмоциональных состояний у дошкольников
№ | Ф.И.ребенка | Шифр | Возраст | Эмоциональный фон | Уровень самооценки |
1 | Чеботарев Ю. | А | 5,5 | Эмоциональная напряженность | Противоречивая самооценка |
2 | Демочкина Н. | В | 5 | Положительный | Высокий |
3 | Лянгузов С. | Д | 5,1 | Отрицательный | Низкий |
4 | Макарова М. | Ж | 5,8 | Эмоциональная неустойчивость | Противоречивая самооценка |
5 | Сафронова А. | З | 6 | Эмоциональная неустойчивость | Низкий |
6 | Протасов Д. | Е | 5 | положительный | Высокий |
7 | Волков Н. | К | 5,4 | Отрицательный | Низкий |
8 | Васильев Е. | М | 5,3 | Эмоциональная напряженность | Низкий |
9 | Мотова В. | О | 5 | Положительный | Высокий |
10 | Чемеков В. | С | 5,4 | Положительный | Противоречивая |
11 | Никифоров Д. | Т | 5,5 | Эмоциональная неустойчивость | Противоречивая |
12 | Савинов С. | Ф | 5,7 | Эмоциональная неустойчивость | Противоречивая |
13 | Власова Т. | Ч | 6 | Напряженность | Противоречивая |
14 | Варданян Г. | Ш | 5,5 | Положительный | Высокий |
15 | Гусева М. | Ж | 5,3 | Положительный | Противоречивая |
Информация о работе Эмоциональное развитие старших дошкольников на занятиях рисованием