Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:24, курсовая работа
В дошкольном возрасте эмоции играют большую роль в развитии ребенка: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в старшем дошкольном возрасте, когда эмоциональный мир дошкольника становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха и от голода.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое исследование особенностей эмоционального развития старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности……………………………………………………………………..7
1.1. Значение эмоций и основные характеристики эмоционального развития старших дошкольников…………………………………………………...7
1.2. Особенности эмоционального развития дошкольников 5-6 летнего возраста в процессе изобразительной деятельности…………………..13
1.3. Создание условий для эмоционального развития средствами изобразительной деятельности…………………………………………..21
Выводы по 1 главе……………………………………………………………..32
Глава 2. Практическое исследование возможностей эмоционального развития старших дошкольников с помощью рисования………………33
2.1. Диагностика эмоциональной сферы дошкольников 5-6 лет в условиях ДОУ………………………………………………………………………………34
2.2. Эмоциональное развитие дошкольников с использованием средств художественной выразительности……………………………………………..43
2.3. Исследование эффективности проведенных занятий по развитию эмоциональной сферы у дошкольников 5-6 лет………………………………49
Выводы по 2 главе……………………………………………………………..56
Заключение……………………………………………………………………..57
Список используемых источников………………………………………….59
Приложение
По результатам исследования понимания детьми социальных эмоций можно сделать выводы, что:
- низкий уровень соответствовал 27% испытуемых;
- средний – 53%;
- высокий – 20%.
Таким образом, большинство детей (53%) показали средний уровень понимания социальных эмоций, что говорит о недостаточно сформированном нравственном и социальном опыте дошкольников, не умение чувствовать состояния других людей и сопереживать их эмоциям.
2.2. Эмоциональное развитие дошкольников с использованием средств художественной выразительности
Диагностическое исследование дошкольников старшей группы показало наличие у них недостаточной эмоциональной зрелости, поэтому нами был организован второй этап исследования, целью которого явилось научить детей выражать свои эмоции и чувства и правильно понимать собеседника, а также с помощью рисунка передавать эмоциональное состояние какого-либо персонажа. По выражению замечательного педагога - исследователя Л. С. Выготского, «…именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса».
Основной проблемой эмоционального неблагополучия на наш взгляд является неспособность дошкольников правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи, затрудняющей общение детей между собой и со взрослыми. Непонимание же другого человека - причина возникновения страха, отчужденности, враждебности. Мимика, выражающая мысли и чувства, способна заменить нам обычную речь.
В старшем дошкольном возрасте ребенку важно научиться использовать все доступные средства выразительности: принятие позы, характерные движения рук, ног, туловища, мимику.
На наш взгляд, детям старшего дошкольного возраста должны быть хорошо понятны такие эмоции и чувства, как радость, горе, страх, удивление, гнев, а недостаток понимания этих эмоций приводит как раз к замкнутости, агрессивности низкой самооценке. Эмоциональная сфера сама по себе не развивается. Всему этому детей надо учить, поэтому именно занятия, проведенные в занимательной игровой форме, на наш взгляд могут позволить научить детей выражать свои эмоции и чувства и правильно понимать собеседника, а также с помощью рисунка передавать эмоциональное состояние.
Занятия, которые были запланированы для специально-отобранной нами экспериментальной группы дошкольников, с учетом результатов диагностики (список детей – Таблица №5), мы провели в период с ноября по декабрь 2010 учебного года, сразу после диагностического исследования. С контрольной группой (список детей – Таблица №5) занятия не проводились, с ними занимался психолог МДОУ №76.
Таблица №5
Экспериментальная группа (шифр) | Контрольная группа |
Д | А |
Ж | В |
К | З |
М | Е |
Т | О |
Ф | С |
Ч | Ш |
Ж |
|
Кроме того, для сравнения результатов диагностики экспериментальной и контрольной группы мы составили график (рис.2).
Рис.2. График результатов диагностики экспериментальной и контрольной группы
По данным графика (рис. 2.), мы видим, что у контрольной группы результаты самооценки, понимания эмоциональных состояний, а также понимания социальных эмоций значительно выше, чем у экспериментальной группы, поэтому это еще раз подтверждает необходимость проведения с экспериментальной группой занятий по развитию эмоциональной сферы.
Согласно разработанной нами программы по развитию эмоциональной сферы у дошкольников старшей группы в период с ноября по декабрь 2010 г., нами было проведено 7 занятий, конспекты которых представили в Приложении, а также в таблице № 6 – сформулировали основные задачи и тематику занятий. Кроме того мы совместно с психологом принимали участие в организации игр по развитию и коррекции базовых эмоций, которые проводились нами во время занятий в кабинете психолога.
Таблица №6
Программа занятий по развитию эмоциональной сферы для дошкольников 5-6 лет
№ п/п | Тематика занятия | Задачи | Материалы к занятию |
1 | Занятие «Радость» | 1. Познакомить детей с эмоцией радости; 2. Развивать умение проявлять радость, используя мимику, жесты, пантомимику; 3. Научить отражать радость в рисунке. | Иллюстрации, отражающие разные эмоциональные состояния. Набор пиктограмм (радость, горе, гнев, страх, удивление и другие). Зеркало для каждого ребенка. Альбомный лист бумаги, карандаши - простой и цветные (для каждого ребенка). |
2 | Занятие «Горе» | 1. Познакомить детей с эмоцией горя; 2. Научить определять эмоции на пиктограммах и иллюстрациях; 3. Научить передавать заданное эмоциональное состояние с помощью рисунка; 4. Развивать у детей эмпатию.
| Пиктограмма и иллюстрации с изображением эмоции горя. Альбомный лист бумаги, карандаши - простой и цветные (для каждого ребенка). Пиктограммы с изображением основных эмоций (радости, гнева, страха, горя, удивления) для каждого ребенка. |
3 | Занятие «Страх» | 1. Познакомить детей с эмоцией страха; 2. Научить узнавать эту эмоцию по схематическому изображению и на рисунках; 3. Научить передавать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимики, жестов, пантомимики, художественных средств); 4. Развивать воображение.
| Иллюстрации с изображением эмоции страха. Пиктограммы с основными эмоциями для каждого ребенка. Альбомный лист бумаги, карандаши - простой и цветные (для каждого ребенка). Зеркало.
|
4 | Занятие «Гнев» | 1. Познакомить детей с эмоцией гнева; 2. Развивать умение выражать эту эмоцию; 3. Научить определять эмоцию гнева на различных изображениях; 4.Развиватьинтонационную выразительность.
| Иллюстрации к сказке А.Н. Толстого «Три медведя», Ш. Перро «Синяя борода», русской народной сказке «Гуси-лебеди» и другим. Зеркало. Альбомный лист бумаги, карандаши - простой и цветные (для каждого ребенка). Пиктограммы, изображающие эмоции. |
5 | Занятие «Удивление» | 1. Познакомить детей с эмоцией удивления; 2. Научить узнавать ее на различных изображениях; 3. Научить выражать эту эмоцию; 4. Научить отражать это эмоциональное состояние в рисунках, при разыгрывании этюдов. | Иллюстрации и пиктограммы эмоцией удивления. Зеркало. Альбомный лист бумаги, карандаши - простой и цветные для каждого ребенка.
|
6 | Занятие «Радость и грусть» | 1. Продолжать знакомить детей с разными эмоциями; 2. Развивать внимание, воображение, эмпатию, коммуникативные способности.
| Костюмы, маски для клоунов. Шапочки с изображениями животных. Зеркало. Фотоаппарат. Портрет «Грустика». Альбомный лист бумаги, карандаши - простой и цветные (для каждого ребенка). Магнитофон и аудиокассета с записью музыкальных произведений Д. Христова «Золотые капельки» и П. Чайковского «Баркарола». |
7 | Занятие «Положительные эмоции» | 1.Способствовать созданию у детей положительного эмоционального состояния; 2. Развивать мимику, пантомимику, жесты; 3. Помочь детям снять эмоциональное напряжение; 4. Развивать коммуникативные навыки, внимание, память, воображение.
| Магнитофон, аудиокассеты с записью музыки. Мелкие предметы (матрешки). 3-4 коробочки. Два листа бумаги (1/2 листа ватмана) с нарисованными фигурами простой формы, например, квадратами. Два мольберта. |
Таким образом, в результате проведенных занятий в старшей группе дети овладели мимикой, пантомимикой, жестами, средствами художественной выразительности. Большинство детей научилось с помощью рисунка передавать эмоциональное состояние какого-либо персонажа.
Полученные на занятиях умения и навыки дети использовали в играх с правилами, инсценировках, сюжетно-ролевых играх. У многих дошкольников появилась адекватная реакция на различные явления окружающей жизни, они научились глубже понимать и чувствовать себя и других. Динамику развития эмоциональной сферы у дошкольников исследовали на следующем – контрольном этапе эксперимента.
2.3. Исследование эффективности проведенных занятий по развитию эмоциональной сферы у дошкольников 5-6 лет
Динамику развития эмоциональной сферы у дошкольников старшей группы «Капелька» мы исследовали на контрольном – заключительном этапе эксперимента с помощью проведения повторной диагностики, применив те же методики, которые использовались на констатирующем этапе исследования. Результаты, полученные нами до и после развивающего эксперимента у экспериментальной и контрольной группы, мы занесли в таблицу № 7.
Таблица №7
Результаты диагностики экспериментальной и контрольной группы до и после развивающего эксперимента
Шифр | Эмоциональный фон | Самооценка | Понимание эмоциональных состояний людей | Понимание социальных эмоций | ||||||||
Баллы | Уровень | Баллы | Уровень | |||||||||
Результаты экспериментальной группы | ||||||||||||
| до | после | до | после | до | после | до | после | до | после | до | после |
Д | Отр. | Полож. | Противореч. | Высок. | 2 | 4 | Низк. | Сред. | 2 | 4 | Низк. | Сред. |
Ж | Эмоц.неустойчивость | Положительн. | Противоречив. | Высок. | 3 | 5 | Сред. | Высокий | 2 | 4 | Низк. | Сред. |
К | Отр. | Положительный | низкая | высокая | 2 | 5 | Низк. | Высокий | 2 | 4 | Низк. | Сред. |
М | Эмоц.напряж. | положительный | низкая | высокая | 3 | 5 | сред | высокий | 3 | 5 | сред | Высок |
Т | Эмоц.неустойчивость | положительный | противоречивая | противоречивая | 4 | 5 | сред | высок | 3 | 5 | сред | высок |
Ф | Эмоц.неустойчивость | положительный | Противореч. | высокая | 4 | 5 | сред | высок | 3 | 4 | сред | сред |
Ч | Напряженность | Положительный | противоречивая | высокая | 2 | 5 | низкий | высокий | 2 | 4 | низкий | средний |
Ж | положительный | положительный | Противореч. | высокая | 4 | 5 | сред | высокий | 5 | 5 | высокий | высок |
Среднее значение | 3 | 4,9 | средн | высокий | 2,7 | 4,3 | низкий | средний | ||||
Результаты контрольной группы | ||||||||||||
А | Эмоц.напряж. | Эмоц.напряж. | противоречивая | противоречивая | 3 | 4 | сред | сред | 2 | 3 | сред | сред |
В | положительный | положительный | высокая | противоречивая | 5 | 5 | высок | высок | 4 | 4 | сред | сред |
З | Эмоц.неустойчивость | Эмоц.неустойчивость | низкая | низкая | 4 | 4 | сред | сред | 3 | 3 | сред | сред |
Е | положительный | положительный | высокая | противоречивая | 5 | 5 | высок | высок | 5 | 5 | высок | высок |
О | положительный | отрицательный | высокая | противоречивая | 5 | 5 | высок | высок | 4 | 4 | сред | сред |
С | положительный | отрицательный | противоречивая | противоречивая | 5 | 5 | высок | высок | 5 | 5 | высок | высок |
Ш | положительный | положительный | высокая | противоречивая | 5 | 5 | высок | высок | 4 | 4 | сред | сред |
Среднее значение | 4,5 | 4,7 | Приближено к высокому | Приближено к высокому | 3,8 | 4 | средний | средний |
Выводы:
Результаты повторного исследования показали у экспериментальной группы следующее:
1. До развивающего эксперимента у большинства дошкольников был выявлен неблагополучный эмоциональный фон, после развивающего эксперимента у всех дошкольников выявили положительный эмоциональный фон, в связи с этим практически у всех дошкольников (87,5%) констатировали высокий уровень самооценки.
2. До развивающего эксперимента у большинства дошкольников (62, 5 %) был выявлен средний уровень понимания эмоциональных состояний людей, то после эксперимента (у 87,5%) – высокий уровень.
3. До развивающего эксперимента уровень понимания социальных эмоций у половины дошкольников (50%) был низкий, после эксперимента – у 62, 5 % - средний, также у 37,5 – высокий.
Результаты повторного исследования контрольной группы:
1. У контрольной работы результаты практически не изменились, а наоборот, уменьшилось количество детей с 72% до 42, 8%, у кого выявили положительный эмоциональный фон, а также у 28, 5% детей в ходе повторной диагностики констатировали отрицательный эмоциональный фон. На фоне эмоционального неблагополучия увеличилось количество детей (85,7%) с противоречивой самооценкой.
2. Результаты понимания детьми эмоциональных состояний и социальных эмоций остались на прежнем уровне, в большинстве случаев (71, 4%) – на высоком и среднем.
По данным исследования, полученным до и после развивающего эксперимента, составили сравнительные графики экспериментальной и контрольной группы (рис.3, 4).
Рис.3. Сравнительный график результатов экспериментальной группы, полученных до и после развивающего эксперимента
Рис.4. Сравнительный график результатов контрольной группы, полученных до и после развивающего эксперимента
Для исследования влияния занятий по развитию эмоциональной сферы у дошкольников старшего возраста, обратимся к статистическим методам с применением критерия Стьюдента. Статистической обработке подлежали попарные сравнения результатов экспериментальной группы по методике «Изучение понимания эмоциональных состояний людей» до и после занятий. Результаты представили в таблице № 8.
Таблица №8
Результаты экспериментальной группы до и после развивающего эксперимента по методике «Изучения понимания эмоциональных состояний людей»
Шифр | до развивающих занятий (баллы) | после развивающих занятий (баллы) | разность рядов «до» и «после» | |
х | х2 | |||
Д | 2 | 4 | 2 | 4 |
Ж | 3 | 5 | 2 | 4 |
К | 2 | 5 | 3 | 9 |
М | 3 | 5 | 2 | 4 |
Т | 4 | 5 | 1 | 1 |
Ф | 4 | 5 | 1 | 1 |
Ч | 2 | 5 | 3 | 9 |
Ж | 4 | 5 | 1 | 1 |
|
|
| x = 15 | x2 = 33 |
|
|
| (x)2 = 225 |
|
Информация о работе Эмоциональное развитие старших дошкольников на занятиях рисованием