Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:17, курсовая работа
Наиболее распространенным подходом к пониманию межличностных отношений дошкольников является социометрический. Межличностные отношения рассматриваются при этом как избирательные предпочтения детей в группе сверстников. (Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина, В. Р. Кисловская, А. В. Кривчук, В. С. Мухина и др.)
В исследованиях социокогнитивного направления, межличностные отношения трактовались как понимание качеств других людей и способность интерпретировать и разрешать конфликтные ситуации. (Р. А. Максимова, Г. А. Золотнякова, В. М. Сенченко и др.)
Введение. …………………………………………………………………………3
Глава 1.Теоретическое изучение межличностных отношений детей в дошкольном возрасте…………………………………………………………………8
1.1. Исследования отечественных и зарубежных психологов по вопросу межличностных отношений детей в группе сверстников…………………………8
1.2. Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста со сверстниками………………………………………………………………………..14
Глава 2. Экспериментальное изучение межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста………………………………………………..21
2.1. Цель, задачи и методика констатирующего этапа эксперимента…………21
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента………………24
Заключение ………………………………………………………………………27
Литература ……………………………………………………………………….28
Приложение………………………………………………………………………
Опираясь на данные социометрии, можно определить уровень благополучия взаимоотношений группы: низкий, средний или высокий. Высокий уровень благополучия взаимоотношений фиксируется в том случае, если в группе больше детей с первой и второй статусной категорией. Средний уровень фиксируется тогда, когда в двух первых и трех последних группах число лиц примерно одинаково. Низкий уровень отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом (“изолированные” и “отвергаемые”).
Т.о. в исследуемой нами группе высокий уровень благополучия.
При анализе данных социометрии важным результатом является взаимность выборов детей, на основе которых высчитывается коэффициент сплоченности группы.
По результатам методики “Два домика”, мы смогли вычислить коэффициент сплоченности данной группы по формуле:
КС= 62/159 × 100
КС=39%
Коэффициент сплоченности группы показывает, что воспитание дружеских взаимоотношений у детей данной группы идет хорошо.
В
общем, группа детей довольно дружная.
Это было подтверждено в процессе проведения
социометрии “Два домика”, во время бесед
с детьми данной группы.
Заключение.
Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в межличностных отношениях ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками.
Межличностные отношения с детьми - необходимое условие психологического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Отношения со сверстниками играют важную роль в жизни дошкольника. Они является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей в группе детского сада. Дети все имеют разный характер.
Таким образом, в работе по изучению общения дошкольников друг с другом в группе детского сада мы пришли к выводам:
Литература.
Приложение
Список детей.
Таблица 1 – Социометрия «Два домика». Домик красный.
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 25 |
1 | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||
2 | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||
3 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||
4 | + | + | + | + | ||||||||||||||||||||
5 | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||
6 | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||
7 | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||
8 | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||
9 | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||
10 | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||
11 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||
12 | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||
13 | + | + | ||||||||||||||||||||||
14 | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||
15 | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||
16 | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||
17 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||
18 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||
19 | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||
20 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||
21 | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||
22 | + | + | + | + | ||||||||||||||||||||
23 | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||
24 | + | + | + |
Таблица 2 – Социометрия «Два домика». Домик черный.
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
1 | ||||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||||
3 | + | + | + | + | ||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||||||
7 | + | |||||||||||||||||||||||
8 | + | |||||||||||||||||||||||
9 | + | + | ||||||||||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||||||||||
11 | ||||||||||||||||||||||||
12 | ||||||||||||||||||||||||
13 | ||||||||||||||||||||||||
14 | ||||||||||||||||||||||||
15 | ||||||||||||||||||||||||
16 | ||||||||||||||||||||||||
17 | ||||||||||||||||||||||||
18 | + | |||||||||||||||||||||||
19 | ||||||||||||||||||||||||
20 | ||||||||||||||||||||||||
21 | + | + | ||||||||||||||||||||||
22 | ||||||||||||||||||||||||
23 | ||||||||||||||||||||||||
24 |
Популярные:
Предпочитаемые:
Пренебрегаемых,
изолированных, отвергнутых детей
в группе нет.
Беседа с детьми о лидерах группы.
любит строить из строительного набора, из конструктора; не обижает девочек, помогает мне что-нибудь сделать, если у меня не получается. И вообще он добрый, ни с кем не дерется и любит правду, спорит с тем, кто лжет. А еще он хорошо выжигает дома рисунки. Это ему нравится. Он обещал и меня научить выжигать”.
Информация о работе Изучение особенностей межличностных отношений детей 5-6 лет в группе сверстников