Изучение особенностей межличностных отношений детей 5-6 лет в группе сверстников

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Наиболее распространенным подходом к пониманию межличностных отношений дошкольников является социометрический. Межличностные отношения рассматриваются при этом как избирательные предпочтения детей в группе сверстников. (Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина, В. Р. Кисловская, А. В. Кривчук, В. С. Мухина и др.)
В исследованиях социокогнитивного направления, межличностные отношения трактовались как понимание качеств других людей и способность интерпретировать и разрешать конфликтные ситуации. (Р. А. Максимова, Г. А. Золотнякова, В. М. Сенченко и др.)

Содержание

Введение. …………………………………………………………………………3
Глава 1.Теоретическое изучение межличностных отношений детей в дошкольном возрасте…………………………………………………………………8
1.1. Исследования отечественных и зарубежных психологов по вопросу межличностных отношений детей в группе сверстников…………………………8
1.2. Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста со сверстниками………………………………………………………………………..14
Глава 2. Экспериментальное изучение межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста………………………………………………..21
2.1. Цель, задачи и методика констатирующего этапа эксперимента…………21
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента………………24
Заключение ………………………………………………………………………27
Литература ……………………………………………………………………….28
Приложение………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Изучение особенностей межличностных отношений.doc

— 271.50 Кб (Скачать)

    Опираясь  на данные социометрии, можно определить уровень благополучия взаимоотношений  группы: низкий, средний или высокий. Высокий уровень благополучия взаимоотношений фиксируется в том случае, если в группе больше детей с первой и второй статусной категорией. Средний уровень фиксируется тогда, когда в двух первых и трех последних группах число лиц примерно одинаково. Низкий уровень отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом (“изолированные” и “отвергаемые”).

    Т.о. в исследуемой нами группе высокий  уровень благополучия.

    При анализе данных социометрии важным результатом является взаимность выборов  детей, на основе которых высчитывается коэффициент сплоченности группы.

    По  результатам методики “Два домика”, мы смогли вычислить коэффициент сплоченности данной группы по формуле:

      
 

    КС= 62/159 × 100

    КС=39% 

    Коэффициент сплоченности группы показывает, что воспитание дружеских взаимоотношений у детей данной группы идет хорошо.

    В общем, группа детей довольно дружная. Это было подтверждено в процессе проведения социометрии “Два домика”, во время бесед с детьми данной группы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение.

    Дошкольный  возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в межличностных отношениях ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками.

    Межличностные отношения с детьми - необходимое условие психологического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Отношения со сверстниками играют важную роль в жизни дошкольника. Они является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей в группе детского сада. Дети все имеют разный характер.

    Таким образом, в работе по изучению общения  дошкольников друг с другом в группе детского сада мы пришли к выводам:

  1. У детей пяти - шести лет идет активно сплочение коллектива.
  2. Взаимоотношения довольно устойчивые.
  3. Удачным методом воспитания взаимоотношений является совместная деятельность.
  4. У детей пяти-шести лет можно сформировать осмысленные нравственные представления.
 
 
 
 
 
 

    Литература.

  1. Антонова, Т.В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками / Т.В. Антонова // Дошкольное воспитание. – 1975. – №10 – С.16-18
  2. Белобрыкина, О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников / О. А. Белобрыкина // Вопросы психологии. – 2001. – № 4 – С.31-38
  3. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – М.: Академия пресс, 1997. – с.224
  4. Галигузова, Л.Н. Ступени общения от года до семи лет / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1992. – с.143
  5. Галигузова, Л.И. Психологический анализ феномена детской застенчивости // Вопросы психологии. – 2000. – №5. – С.28-38
  6. Ганошенко, Н.И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса семи лет / Н.И. Ганошенко, Т.В. Ермолова, С.Ю.  Мещерякова // Вопросы психологии. – 1999. – №1. – С.50-60
  7. Ганошенко, Н.И. Межличностные отношения от рождения до семи лет / Н.И. Ганошенко, А. Г. Рузская, С. Ю. Мещерякова. – Воронеж: НПО МОДЭК, 2001. – 240с.
  8. Гильяшева, И.Н. Межличностные отношения ребенка / И.Н. Гильяшева, Н.Д. Игнатьева. – М.:Фолиум, 1994. – 64с.
  9. Изард, К. Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. –  СПб.: Питер, 1999. – 464с.
  10. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. –  СПб.: Питер, 2009. – 576с.
  11. Калишенко, К. К проблеме формирования коллективных межличностных отношений / К. Калишенко // Дошкольное воспитание. – 1984. – №7 – С.23-25
  12. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. – М.: Воронеж, 1997. – 384с.
  13. Лисина, М.И. Общение с взрослыми и сверстниками общее и различное // в сборнике "Общение, личность и психика, ребенка" / М.И Лисина. – М.: Институт практической психологии; Воронеж, НПО МОДЭК, 1997. – 219с.
  14. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. – М.: Педагогика, 1986. – 144с.
  15. Морено, Якоб Леви. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе / Якоб Леви Морено. – М.: Академический проект, 2004. – 320с.
  16. Отношения между сверстниками в группе детского сада / под ред. Репиной Т.А. – М.: Педагогика, – 1978. – 200с.
  17. Развитие общения дошкольников со сверстниками / под ред. Рузской А.Г. - М.: Педагогика, 1989. – 215с.
  18. Реан , А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – СПб.: Питер, 1999. – 416с.
  19. Репина, Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада / Т.А. Репина. – М.: Педагогика, 1988. – 230с.
  20. Рояк, А.А. Психологическая характеристика трудностей взаимоотношений со сверстниками у некоторых детей дошкольного возраста / А.А. Рояк // Воспросы психологии. – 1974. – №4. – С.71-83
  21. Рояк, А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребёнка / А.А. Рояк. – М.: Педагогика, 1988. – 436с.
  22. Смирнова, Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 368с.
  23. Смирнова, Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. – 1996. – №3. – С.76-87
  24. Смирнова, Е.О. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам / Е.О. Смирнова, Е. В. Калягина // Вопросы психологии. – 1998. – №3. – С.50-60
  25. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.:ВЛАДОС, 2003. – 160с.
  26. Соколова, Е.П. Проективные методы исследования личности / Е.П. Соколов. –  М.: Изд-во МГУ, 1980. – 176с.
  27. Спиваковская, А.С. Как быть родителями / А.С. Спиваковская. – М.: Педагогика, 1986. – 160с.
  28. Таджиабаева, Л. Формирование навыков коллективной деятельности на занятиях / Л. Таджиабаева // Дошкольное воспитание. – 1983. – №2. – С.32-33
  29. Тейлор, К. Психологические тесты и упражнения для детей / К. Тейлор. – М.: Апрель Пресс, 2005. – 224с.
  30. Юдина Е.Г., Педагогическая диагностика в детском саду / Е.Г. Юдина, Г.Б. Степанова, Е.Н. Денисова. –  М.: Просвещение, 2003. – 144с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение 

    Список  детей.

    1. Ефимова Ксюша
    2. Ковеза Аня
    3. Григорьева Катя
    4. Владимиров Артур
    5. Варфоломеева Маша
    6. Семенова Жанна
    7. Воробьев Андрей
    8. Сербулов лев
    9. Иванов Толя
    10. Константинов Артем
    11. Шашкова Катя
    12. Иванова Катя
    13. Андреев Данила
    14. Федорова Даша
    15. Янова Света
    16. Колягин Игорь
    17. Мердеева Аня
    18. Гаврилов Алеша
    19. Кириллова Настя
    20. Ефимова маша
    21. Иванов Кирилл
    22. Виссарова Ксюша
    23. Яхин Артем
    24. Ефимов Андрей
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Таблица 1 – Социометрия  «Два домика». Домик  красный.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 25
1   +   +         + +             +         +    
2 +       +       +   +       +     +            
3 +         +                 +   + + + + + +    
4                   +     +     +               +
5                     +   +   +     + + +        
6         +           + + +   +     + +          
7         +         + +   +   +     +         +  
8         +           +       + +   +         + +
9         +               +         + +   +   +  
10               +     +   +       + +            
11       + +   + + + +   +     +     +   +     + +
12   +     +           +   +   +                  
13             +     +                            
14                     + + + +   +   +     +     +
15                   +     +         +   + +   +  
16           +   +   +               +     +   +  
17   +                 + + +   +     + + +       +
18         +   + +   +         + +     + +   + +  
19           +     +   + + +     +   +            
20     +   +   + +     +       +     + +         +
21         + +         +   +   + +   +           +
22   +     +                   +       +          
23               + +       +     +   +            
24 +               +       +                      
 
 

    Таблица 2 – Социометрия  «Два домика». Домик  черный.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
1                                                
2                                                
3             + + +                             +
4                                                
5                                                
6                                                
7                                               +
8                                       +        
9               +                           +    
10                                                
11                                                
12                                                
13                                                
14                                                
15                                                
16                                                
17                                                
18                                         +      
19                                                
20                                                
21             +                             +    
22                                                
23                                                
24                                                
 
 

    Популярные:

    1. Ковеза Аня +4
    2. Варфоломеева Маша +13
    3. Семенова Жанна +4
    4. Воробьев Андрей +4
    5. Сербулов Лев +4
    6. Иванов Толя +5
    7. Константинов Артем +8
    8. Шашкова Катя +12
    9. Иванова Катя +5
    10. Андреев Данила +14
    11. Янова Света +13
    12. Колягин Игорь +7
    13. Гаврилов Алеша +17
    14. Кириллова Настя +8
    15. Ефимова Маша +5
    16. Иванов Кирилл +4
    17. Яхин Артем +7
    18. Ефимов Андрей +5
 

    Предпочитаемые:

  1. Ефимова Ксюша +3
  2. Григорьева Катя +1
  3. Владимиров Артур +2
  4. Федорова Даша  +1
  5. Мердеева Аня +3
  6. Виссарова Ксюша +2
 

    Пренебрегаемых, изолированных, отвергнутых  детей в группе нет. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Беседа  с детьми о лидерах  группы.

  1. Маша В. о Леве С. “С ним интересно играть, он знает много игр,

любит строить из строительного набора, из конструктора; не обижает девочек, помогает мне что-нибудь сделать, если у меня не получается. И вообще он добрый, ни с кем не дерется и любит правду, спорит с тем, кто лжет. А еще он хорошо выжигает дома рисунки. Это ему нравится. Он обещал и меня научить выжигать”.

  1. Катя Ш. о Алеше Г.: “Он хороший мальчик, не дерется, у него много друзей не только в группе, но и   дома. У него есть младшая сестра Аленка, которую он не обижает, а помогает ей одеваться, складывать игрушки. У них очень много разных игрушек. А когда к ним приходят друзья играть, то он выносит всем игрушки играть в песке возле дома. Я тоже хожу играть к ним, потому, что бывает интересно”.
  2. Ксюша В. о Игоре К.: “Он настоящий друг, поможет всегда, мы с ним дружим. Наши папы работают в милиции, а мы с ним дружим. Он хорошо играет в настольный хоккей и футбол. Мне нравится с ним играть”.
  3. Андрей В. о Толе Ив.: “Я не знаю, но мне тоже хочется с ним дружить, а у него так много друзей. А еще он никогда не обманывает, не ябедничает и не хвастает”.
  4. Артур В. о Маше В. сказал, что она ему нравится, хоть она и девчонка. Он вместе с нею играет, делает интересные постройки и разные поделки, она не хнычет, если что-то не получается. Маша не хвастает и не ябедничает, делится игрушками, умеет хранить тайны и секреты, с ней интересно дружить.
  5. Ксюша Еф. о Свете Ян. сказала, что мы все вместе дружим. На вопрос: “А кто же это – мы?” девочка ответила: “Света, Артем, Маша, Настя и я. Мы почти все вместе всегда делаем. Но все равно Света сильнее дружит с Машей”.
  6. Катя Ив. об Насте К. сказала, что она хорошая подруга. Они с ней дружат. А еще она красиво поет и танцует, делится игрушками, знает много сказок, стихов, нам рассказывает. Она всегда слушает маму дома, а здесь воспитателей.
  7. Артем К. о Жанне: “Мы живем рядом. Я вижу, что у нее много друзей, она играет с ними. Жанна веселая, дружит и с мальчиками тоже. Если бы она была мальчиком, то я бы с ней больше дружил. А так все равно она девочка”.

Информация о работе Изучение особенностей межличностных отношений детей 5-6 лет в группе сверстников