Изучение особенностей межличностных отношений детей 5-6 лет в группе сверстников

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Наиболее распространенным подходом к пониманию межличностных отношений дошкольников является социометрический. Межличностные отношения рассматриваются при этом как избирательные предпочтения детей в группе сверстников. (Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина, В. Р. Кисловская, А. В. Кривчук, В. С. Мухина и др.)
В исследованиях социокогнитивного направления, межличностные отношения трактовались как понимание качеств других людей и способность интерпретировать и разрешать конфликтные ситуации. (Р. А. Максимова, Г. А. Золотнякова, В. М. Сенченко и др.)

Содержание

Введение. …………………………………………………………………………3
Глава 1.Теоретическое изучение межличностных отношений детей в дошкольном возрасте…………………………………………………………………8
1.1. Исследования отечественных и зарубежных психологов по вопросу межличностных отношений детей в группе сверстников…………………………8
1.2. Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста со сверстниками………………………………………………………………………..14
Глава 2. Экспериментальное изучение межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста………………………………………………..21
2.1. Цель, задачи и методика констатирующего этапа эксперимента…………21
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента………………24
Заключение ………………………………………………………………………27
Литература ……………………………………………………………………….28
Приложение………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Изучение особенностей межличностных отношений.doc

— 271.50 Кб (Скачать)

ГОУ ВПО  « Чувашский педагогический университет  им. Яковлева» 

Факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии 

Кафедра возрастной и специальной психологии 
 
 

Курсовая  работа

на тему:

«Изучение особенностей межличностных  отношений

детей 5-6 лет в группе сверстников». 
 
 

Выполнила студентка

2 курса  гр. «А»,

Заочного  отделения, спец. ПиМ ДО

Ивашкова  Людмила Олеговна 

Руководитель:

 Викторова   Елена  Иакимовна 
 

Чебоксары 2010 

    Содержание: 

    Введение. …………………………………………………………………………3

    Глава 1.Теоретическое изучение межличностных отношений детей в дошкольном возрасте…………………………………………………………………8

    1.1. Исследования  отечественных   и  зарубежных психологов  по  вопросу  межличностных отношений   детей  в  группе  сверстников…………………………8

    1.2. Особенности  межличностных  отношений  детей  дошкольного  возраста  со  сверстниками………………………………………………………………………..14

    Глава 2. Экспериментальное изучение межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста………………………………………………..21

    2.1. Цель, задачи и методика констатирующего этапа эксперимента…………21

    2.2. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента………………24

    Заключение  ………………………………………………………………………27

    Литература  ……………………………………………………………………….28

    Приложение………………………………………………………………………31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение.

    Наиболее  распространенным подходом к пониманию межличностных отношений дошкольников является социометрический. Межличностные отношения рассматриваются при этом как избирательные предпочтения детей в группе сверстников. (Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина, В. Р. Кисловская, А. В. Кривчук, В. С. Мухина и др.)

    В исследованиях социокогнитивного направления, межличностные отношения трактовались как понимание качеств других людей и способность интерпретировать и разрешать конфликтные ситуации. (Р. А. Максимова, Г. А. Золотнякова, В. М. Сенченко и др.)

    Проблема  межличностных отношений дошкольников является очень актуальной. По словам С. Л. Рубинштейна «…первейшее из первых условий жизни человека –  это другой человек. Отношение к  другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. «Сердце» человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека».

    Тема  зарождения и становления межличностных  отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди  молодежи, наблюдаемых в последнее  время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и пр.), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Это побуждает обратиться к рассмотрению развития отношений детей друг с другом на ранних этапах онтогенеза, с тем, чтобы понять их возрастные закономерности и психологическую природу возникающих на этом пути деформаций. 

    Вопросы становления детского коллектива, характерные  особенности группы детского сада и  межличностных отношений в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей - все это  представляет исключительный интерес. Поэтому и проблема межличностных отношений, которая возникла на стыке ряда наук - философии, социологии, социальной психологии, психологии личности и педагогики, - одна из важнейших проблем нашего времени. Эта проблема смыкается с проблемой «личность в системе коллективных отношений», столь важной для теории и практики воспитания подрастающего поколения.

    Как известно, изучение дошкольных групп имеет свои традиции в психологии. Основываясь на принципиальных положениях во взаимоотношениях личности и коллектива, представленных в трудах А.С.Макаренко, психологические исследования групп детского сада начали в 30-х годах Е.А.Аркин и А.С.Заслужный. Дальше, начиная с 50-х годов, в советской психологии появилось много работ по проблеме межличностных отношений. Среди них пока, к сожалению, были единичны исследования групп детского сада. На эту тему были написаны отдельные работы Я.Л.Коломинского, Л.В. Артемовой и др.

    В 1968 г. при Институте дошкольного  воспитания, была создана лаборатория  «Формирование личности ребенка». Большое внимание в исследованиях лаборатории было уделено изучению особенностей общения в условиях игровой деятельности, сфере, где наиболее ярко выявляются межличностные отношения детей-дошкольников (работы Т.В.Антоновой, Т.А.Репиной и Л.А.Рояк). Специальные методики дали возможность получить богатый материал, характеризующий целый ряд особенностей общения и межличностных отношений детей дошкольного возраста. Т.А.Репина особое внимание уделила изучению общения мальчиков и девочек в разных возрастных группах детского сада. Работа Л.А.Рояк посвящена изучению детей с особыми трудностями общения, которые приводят нередко к изоляции таких детей от коллектива. Т.В.Антонова исследовала возрастные проявления общения.

    Изучение  ценностных ориентаций детей-дошкольников, особенностей их взаимных оценок и самооценок проводилось также в исследованиях Горяйновой, Стеркиной. В исследовании А.Ф.Горяйновой с помощью специально разработанных математических приемов изучалась степень единодушия в оценках сверстников у детей среднего и старшего дошкольного возраста, а также основные нравственные понятия. Р.Б.Стеркиной была проведена работа по изучению самооценки детей дошкольного возраста.

    Важным  направлением в научных исследованиях  лаборатории является изучение совместной деятельности детей дошкольного возраста и влияние ее на их взаимопонимание. Этому вопросу посвятили свои работы Л.А.Кричевский, Т.А.Репина, Р.А.Иванова и Л.П.Бухтиарова.

    Несмотря  на то, что дошкольной психологией  и педагогикой немало сделано в этой области, многие вопросы все еще остаются недостаточно исследованными. У многих педагогов, воспитателей детских садов имеется дефицит знаний о развитии межличностных отношений в группах дошкольников.

    Отношения с другими людьми зарождаются  и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей. Важно изучить эти отношения, чтобы целенаправленно формировать их, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат.

    Человек не может жить, трудиться, удовлетворять  свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе.

    Изучение межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития.

    Впервые особенности отношений между детьми, их влияние на становление детского сообщества и формирования общественных качеств детской личности определила А.П. Усова. Взаимоотношения детей различных дошкольных возрастов в группе детского сада отражены во многих психолого-педагогических исследованиях (А.И. Аржанова, П.В. Артемова, В.Я. Воронова, В.А. Горбачева, Р.Н. Ибрагимова, Д.В. Менджерицкая, В.Г. Нечаева , Р.И. Жуковская, Р.М. Римбург, и другие).

    К проблеме детского неблагополучия, отклоняющимся  формам поведения в дошкольном возрасте обращались многие отечественные и зарубежные исследователи: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец,  Я.Л. Коломинский, В.Н. и другие.

    Над проблемой взаимных влияний и  воздействий детей друг на друга  работали многие известные психологи и педагоги, такие как Г.А. Роков, В.П. Вахтерев, А.А. Реан, Я.Л. Коломинский, И.В. Дубровина, В.С. Мухина, Г. Крайк, М.В. Гамезо, Б.С. Волков.

    Так же эту проблему рассматривали М.И.Лисина и А.И.Захаров. На сегодняшний день решение этой проблемы не утратило своей актуальности. 

    Цель  исследования – изучение особенностей межличностных отношений детей в дошкольном возрасте.

    Объект  исследования – межличностные отношения детей 5-6 лет.

    Предмет исследования – особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в группе сверстников.

    Задачи  курсовой работы:

    1. Изучить современное состояние проблемы межличностных отношений детей 5-6 лет в группе сверстников.
    2. Определить особенности межличностных отношений детей 5-6 лет в группе сверстников.

    Методы  исследования:

    1. Анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;
    2. Социометрические методы;
    3. Количественный и качественный анализ полученных данных.

    Этапы исследования:

    1. (Сентябрь 2009 г. – декабрь 2009 г.) – формулировка проблемы, задач исследования, изучение литературы по проблеме, разработка программы эксперимента.
    2. (Январь 2010 г.– апрель 2010 г.) – проведение экспериментальной работы.
    3. (Апрель 2010 г. – май 2010 г.) – обработка результатов, оформление курсовой работы.
 

    База  исследования: МДОУ «Детский сад №75» г. Чебоксары. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 1. Теоретическое изучение межличностных отношений детей в дошкольном возрасте  

    
    1. Исследования  отечественных  и  зарубежных психологов  по  вопросу  межличностных  отношений  детей  в  группе  сверстников.
 

    Наиболее  распространенным подходом к пониманию  межличностных отношений дошкольников является социометрический. Межличностные  отношения рассматриваются при  этом как избирательные предпочтения детей в группе сверстников. В  многочисленных исследованиях (Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, В.Р. Кисловская, А.В. Кривчук, B.C. Мухина и др.) было показано, что на протяжении дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) стремительно увеличивается структурированность детского коллектива — одни дети становятся все более предпочитаемыми большинством в группе, другие все прочнее занимают положение отверженных.[19] Содержание и обоснование выборов, которые делают дети, изменяется от внешних качеств до личностных характеристик. Было установлено также, что эмоциональное самочувствие детей и общее отношение к детскому саду во многом зависят от характера отношений ребенка со сверстниками.

    Основным  предметом этих исследований была группа детей, но не личность отдельного ребенка. Межличностные отношения рассматривались  и оценивались в основном количественно (по количеству выборов, их устойчивости и обоснованности). Сверстник выступал как предмет эмоциональной, осознанной или деловой оценки (Т.А. Репина)[19]. Субъективней образ другого человека, представления ребенка о сверстнике, качественные особенности других людей оставались за рамками данных исследований. 

    Этот  пробел был частично восполнен в  исследованиях социокогнитивного  направления, где межличностные  отношения трактовались как понимание  качеств других людей и способность интерпретировать и разрешать конфликтные ситуации. В исследованиях, выполненньгх на детях дошкольного возраста (Р.А. Максимова, Г.А. Золотнякова.В.М. Сенченко и др.), выяснялись возрастные особенности восприятия дошкольниками других людей, понимания эмоционального состояния человека, способы решения проблемных ситуаций и пр. Главным предметом этих исследований было восприятие, понимание и познание ребенком других людей и отношений между ними, которое нашло отражение в терминах «социальный интеллект» или «социальные когниции». Отношение к другому приобретало явную когнитивистскую ориентацию: другой человек рассматривался как предмет познания. Характерно, что эти исследования проводились в лабораторных условиях вне реального контекста общения и отношений детей. Анализировалось преимущественно восприятие ребенком изображений других людей или конфликтных ситуаций, а не реальное, практически-действенное отношение к ним.

Информация о работе Изучение особенностей межличностных отношений детей 5-6 лет в группе сверстников