Изучение внимания у детей 10-12 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:04, реферат

Описание работы

Психическую жизнь личности нередко сравнивают с потоком из образов и воспринимаемых предметов и явлений, впечатлений от них, воспоминаний о том, что было и образов представляемого будущего. Мы общаемся с людьми, наше психическое и физическое состояние изменяется. Но психическая деятельность постоянно удерживается в одном направлении. Эта упорядоченность достигается благодаря такому свойству психики как внимание. Направленность вниманию придает напряжение той или иной потребности. Крайне напряженная потребность замыкает мир на себя.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические аспекты особенностей развития внимания детей в дошкольном возрасте………………………………………………………….….7
Понятие категории внимание…………...…………………………………7
Физиологические основы внимания………………………………………9
Функции, свойства и виды внимания……………………………………13
Теории внимания………………………………………………………….17
Нарушения внимания……………………………………………………..19
Развитие внимания в онтогенезе человека …………...…………………23
Внимание у детей 10-12 лет……………………………………………...30
Глава 2. Практическая часть……………………………………………………33
Заключение……………………………………………………………………….38
Литература………………

Работа содержит 1 файл

Введение Внимание.doc

— 233.00 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение высшего     профессионального образования                                                                         «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет»

Гуманитарный факультет                                                                                                Кафедра инженерной педагогики и психологии  

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Общая и экспериментальная психология»

 на тему

« Изучение внимания у  детей 10-12 лет» 

Выполнил(а) студент(ка) курса 1 группы1127/20 
                                                Каримова Д.А.    (фамилия, инициалы)

___________________________                                                                                     (подпись студента(ки)

Руководитель курсовой работы

доцент, к. пед. н.,       Родионова Е.А. 
                    (звание, ученая степень) (инициалы и фамилия)                                   

                                                                                          Оценка______________

                                                                    Подпись руководителя______________

                                                                                        Дата «___»______20___

Санкт-Петербург

2012

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...…3

Глава 1.  Теоретические  аспекты особенностей  развития внимания детей  в дошкольном возрасте………………………………………………………….….7

    1. Понятие категории внимание…………...…………………………………7
    2. Физиологические основы внимания………………………………………9
    3. Функции, свойства и виды внимания……………………………………13
    4. Теории внимания………………………………………………………….17
    5. Нарушения внимания……………………………………………………..19
    6. Развитие внимания в онтогенезе человека …………...…………………23
    7. Внимание у детей 10-12 лет……………………………………………...30

Глава 2. Практическая часть……………………………………………………33

Заключение……………………………………………………………………….38

Литература……………………………………………………………………….40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение      

Первая глава  психологии должна быть,        как я думаю посвящена вниманию(тому       сосредоточению сознания, при котором        оно начинает действовать), ибо внимание       есть именно та   дверь,  через   которую        проходит все, что только входит в душу        человека из внешнего мира. 

   К.Д. Ушинский

Психическую жизнь  личности нередко сравнивают с потоком из образов и воспринимаемых предметов и явлений, впечатлений от них, воспоминаний о том, что было и образов представляемого будущего.   Мы общаемся с людьми, наше психическое и физическое состояние изменяется. Но психическая деятельность постоянно удерживается в одном направлении.            Эта упорядоченность достигается благодаря такому свойству психики  как внимание. Направленность вниманию придает напряжение той или иной потребности. Крайне напряженная потребность замыкает мир на себя.   Важный фактор внимания – отношение к объекту познания. Интересное дело захватывает человека помимо его воли . Неинтересное, нелюбимое дело  вынуждает быть внимательным.      Все стороны внимания с возрастом претерпевают существенные изменения. Первоначально внимание  непроизвольно и полностью зависит от внешних причин, о простейших потребностей и интересов. У дошкольников довольно узкий объем и  слабое распределение внимания. Существенные сдвиги в развитии внимания происходят  после поступления в школу. Новые условия  в жизни и деятельности предъявляют  к вниманию ребенка  более высокие требования. Без постоянного управления  внимание детей уроки в начальных классах практически невозможно. В срдней школе заметно возрастает  способность к продолжительной интенсивной работе. На юность и зрелость  приходится вершина развития внимания. В старости происходит  нарушение механизмов внимания: снижается его устойчивость, сосредоточенность, объем.          Термин «внимательность»  имеет важный личностный смысл. Это качество раскрывается в особом  отношении к людям, в направленности личности. Быть внимательным – значит уметь  подмечать перемены в состоянии и самочувствии других людей , вовремя оказать им поддержку или оставить человека в покое, не быть назойливым. Нередко невнимание ранит сильнее резкого слова. Стол же неприятно и демонстративное внимание.  Внимательность как особое качество личности  во многом определяется всей историей его воспитания.       Наблюдая за тем, к какой сторон разговоров, ведущихся в обществе внимателен тот или иной человек, можно сделать  более верное заключение о его ценностях, чем просто слушая, что говорит сам.      Актуальность темы: внимание –  необходимое условие осуществление любой практической деятельности человека. Особенно важна его роль в процессе обучения.           Создание заинтересованного отношения к учению – проблема, проходящая через всю историю обучения. Пробудив интерес к чему-то, мы одновременно пробуждаем и внимание.        Существенное влияние на устойчивость внимания  оказывает сложность и напряженность деятельности. В некоторых видах профессий даже кратковременное отвлечение внимания может привести к серьезным последствиям. В разных видах профессиональной деятельности существуют специальные приемы и методы снижения напряженности внимания.   Изучение индивидуальных способностей внимания и их объективная оценка необходимы при решении многих практических задач устной и трудовой деятельности. В их числе проблема профориентации и профотбора. Человек с малоразвитым вниманием вряд ли сможет успешно работать там, где требуются многочисленные  контакты со множеством людей.     Изучение любого психического процесса, свойства человека в первую очередь определяется целью.          Цель данного исследования – установить объем внимания у школьников 10-12 лет: выявить влияют ли оценки, полученные на предыдущем уроке на внимательность ребенка на следующем уроке.   Сравнивая развития внимания у младших школьников  и подростков следует отметить, что в средней школе заметно возрастает способность к продолжительной интенсивной работе. Уже нет такой жесткой зависимости деятельности школьника от управления вниманием класса со стороны учителя.  На юность и зрелость  приходится вершина развития внимания – период, когда человек способен высочайшей практической и интеллектуальной деятельности. (Н.Н Платонов). Основываясь на данном высказывании  выдвигаю гипотезу нашего исследования – у детей 10-12 лет внимание рассеянно, так как происходит  половое созревание организма и кризис 10-13 лет – кризис мировоззрений, который связан с накоплением знаний и впечатлений об окружающем.        Задачи исследования:         1. Изучить объем внимания детей 10-12 лет.      2. Установить и подтвердить доказательствами следующие положения: - внимание (объем внимании зависит ) от предыдущего урока   - внимание  зависит о пережитых эмоций       - внимание зависит о насыщенности новым и закрепления старого материала во время всего учебного дня.        Для проверки гипотезы, задач и проведения исследования я взяла группу 10 детей 10-12 лет (5 девочек и 5 мальчиков). Они стали объектом моего исследования. Во время выполнения методик  я их не разделяла на группы, они всегда выполняли задания вместе, то есть в одном классе.   Предметом моего исследования является внимание и изучение объема внимания у детей 10-12 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты особенностей развития внимания у детей 10-12 лет

1.1.Понятие  категории внимание       Внимание – очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение [4].  Т. Рибо считал, что внимание независимо от того является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими, т.е. между эмоциями и произвольным вниманием он усматривал особенно тесную зависимость[16].          В своих трудах отечественный психолог Н.Ф. Добрынин подчеркивает, что внимание есть особый вид психической деятельности, выражающейся в выборе и поддержании тех или иных процессов этой деятельности [6 ] По мнению С.Л. Рубинштейна внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность [15] П.Я. Гальперин определяет внимание как идеальное, свернутое и автоматизированное действие контроля, учение о внимании как функции контроля – составная часть теории поэтапного формирования умственных действий [2].           По мнению Петровского А.В., внимание – направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.  [1]        Под направленностью Петровский А.В. понимает прежде всего избирательный (селективный) характер протекания познавательной деятельности, произвольный (преднамеренный) или непроизвольный (непреднамеренный) выбор ее объектов. При этом избирательность проявляется не только в выборе данной деятельности, отборе данных воздействий, но и в более или менее длительном их сохранении (длительном удержании определенных образов в сознании).  [1]    Другой характерной особенностью внимания, по мнению Петровского А.В., является сосредоточение (концентрация) психической деятельности (сосредоточение субъекта на объекте). Сосредоточение предполагает не просто отвлечение от всего постороннего, от всего не относящегося к данной деятельности, но и торможение (игнорирование, устранение) побочной, конкурирующей деятельности. Благодаря этому отражение объектов данной деятельности становится более ясным и отчетливым.  [1]  Отечественные психологи отмечают, что внимание – это состояние психической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте, и его не возможно выделить как самостоятельную форму психической деятельности. Оно не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется. Таким образом, внимание можно определить как психофизиологический процесс, характеризующий динамические особенности познавательной деятельности.      

 

 

 

 

 

 

1.2.  Физиологические  основы внимания       Говоря о физиологических механизмах активного внимания, нужно отметить, что отбор значимых воздействий возможен только на фоне общего бодрствования организма, связанного с активной мозговой деятельностью. Выявление уровней бодрствования возможно как по внешним признакам, так и с помощью электроэнцефалографа ( ЭЭГ ), определяющего по слабым токам мозга его электроактивность. Выделяют 5 стадий бодрствования: глубокий сон, дремотное состояние, спокойное бодрствование, активное бодрствование, чрезмерное бодрствование.      Эффективное внимание возможно лишь на стадии активного и спокойного бодрствования, в то время как на других стадиях основные характеристики внимания изменяются и могут выполнять лишь отдельные функции. Например, в дремотном состоянии возможна реакция только на 1-2 наиболее важных раздражителя, в то время как на остальные реакции полностью отсутствуют. Например, мать просыпается от легкого движения ребенка в кроватке, и может крепко спать при различных шумах. Активизация мозга осуществляется его неспецифической системой, включая ретикулярную формацию и т. д. Так, раздражение восходящей ретикулярной формации вызывает появление быстрых электроколебаний в коре головного мозга ( явление десинхронизации ), повышает подвижность нервных процессов, снижает пороги чувствительности, что очень сходно с общим состоянием внимания организма.          Среди "пусковых" механизмов ретикулярной формации следует прежде всего отметить ориентировочный рефлекс. Он представляет собой врожденную реакцию организма на всякое изменение окружающей Среды у людей и животных. Например, у студенты сосредоточенно решают контрольную по математике. Дверь в аудиторию слегка приоткрылась. Несмотря на поглощенность работой, все студенты и преподаватель повернули голову к двери. Этот рефлекс И.П. Павлов назвал рефлексом "что такое ?».[12]            Но для объяснения избирательного характера внимания этого недостаточно. Выделяют две основные группы механизмов, осуществляющих фильтрацию раздражений из среды: периферические и центральные. К периферический механизмам можно отнести настройку органов чувств. Прислушиваясь к слабому звуку, человек поворачивает голову в сторону звука и, одновременно, соответствующая мышца натягивает барабанную перепонку, повышая ее чувствительность. При очень сильном звуке натяжение барабанной перепонки ослабевает, что ухудшает передачу колебаний во внутреннее ухо. Остановка или задержка дыхания в моменты наивысшего внимания также способствуют обострению слуха.    По мнению Д.Е. Бродбента, внимание - это фильтр, отбирающий информацию именно на входах, т. е. на периферии. Он установил, что если человеку подавали информацию одновременно в оба уха, но, согласно инструкции, он должен был воспринимать ее лишь левым, то подававшаяся при этом в правое ухо другая информация полностью игнорировалась. В дальнейшем было показано, что периферические механизмы отбирают информацию по физическим характеристикам. У. Нейсер назвал эти механизмы "предвниманием", связывая их с относительно грубой обработкой информации ( выделение фигуры из фона, слежение за внезапными изменениями во внешнем поле ).        Центральные механизмы внимания связаны с возбуждением одних нервных центров и торможением других. Выделение внешних раздражений и течение процессов в данном направлении определяется прежде всего силой нервных возбуждений, которая в первую очередь зависит от силы внешнего раздражения. Более сильные возбуждения подавляют возникающие одновременно с ними слабые возбуждения и определяют течение психической деятельности в соответствующем направлении.[18]    Для понимания физиологической картины динамики внимания важен установленный Ч. Шеррингтоном и широко использованный И. П. Павловым закон индукции нервных процессов, согласно которому, возбуждение, возникающее в одной области коры головного мозга, вызывает торможение в других ее областях ( одновременная индукция ) или сменяется торможением данного участка мозга (последовательная индукция). При этом данный участок характеризуется благоприятными, оптимальными условиями для возбуждения, поэтому здесь легко вырабатываются дифференцировки, успешно образуются новые условные связи, это в данный момент - "творческий отдел больших полушарий". Деятельность же других участков мозга связана в это время с тем, что обычно называется неосознанной, автоматической деятельностью человека. Возбуждение в коре полушарий не закреплено в одном пункте, а постоянно перемещается.      Большое внимание имеет также принцип доминанты, выдвинутый академиком А. А. Ухтомским. Понятие "доминанта" обозначает временно господствующий очаг возбуждения, обуславливающий работу нервных центров в данный момент и придающий тем самым поведению определенную направленность. Благодаря особенностям доминанты суммируются и накапливаются импульсы, текущие в нервную систему, одновременно подавляя активность других центров, за счет чего очаг возбуждения еще больше усиливается. Благодаря этим свойствам, доминанта является устойчивым очагом возбуждения, что, в свою очередь, позволяет объяснить нервный механизм длительной интенсивности внимания.[17]  Основой возникновения господствующего очага является не только сила данного раздражения, но и внутреннее состояние нервной системы, обусловленное предшествующими воздействиями и уже закрепленными в предшествующем опыте нервными связями. Ни закон индукции нервных процессов, ни учение о доминанте не вскрывают до конца механизмы внимания, особенно его произвольный характер. Человек целенаправленно управляет своим вниманием. Именно постановка и уточнение целей деятельности вызывает, поддерживает и переключает внимание. Объяснить механизм возникновения доминирующего очага возбуждения можно через взаимодействие первой и второй сигнальной систем, осуществляемое путем избирательной иррадиации возбуждения из речевой (второй) сигнальной системы в первую. В свою очередь, первоначальные радражители, отражаясь в речи, способствуют уточнению цели и усилению очага оптимальной возбудимости.           В последнее время исследователи физиологических механизмов внимания отмечают большую роль в его динамике нейрофизиологических процессов. В частности, выявлено, то у здоровых людей в условиях напряженного внимания возникают изменения биоэлектрической активности в лобных долях головного мозга. Данную активность связывают с работой особого типа нейронов, располагающихся в лобных отделах. Первый тип нейронов - "детекторы новизны" - активизируются при действии новых стимулов и снижают активность по мере привыкания к ним. В отличие от них нейроны "ожидания" возбуждаются только при встрече организма с предметом, способным удовлетворить актуальную потребность. По сути дела, в этих клетках закодирована информация о различных свойствах предметов и, в зависимости от возникающих потребностей, организм сосредотачивается на той или иной их стороне. Так, сытая кошка не воспринимает мышь как пищу, но с удовольствием будет играть с ней.   Таким образом, внимание обусловлено деятельностью целой системы зависимых между собой мозговых структур, но их роль в регуляции разных видов внимания неравноценна. [3]

 

 

 

 

1.3.Функции, свойства и виды внимания 

Характеризуя внимание как  сложное психическое явление, выделяют ряд функций внимания. Сущность внимания проявляется прежде всего в отборе значимых, релевантных, т.е. соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности, воздействий и игнорировании (торможении, устранении) других – несущественных, побочных, конкурирующих воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания (сохранения) данной деятельности (сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. Одной из важнейших функций внимания является регуляция и контроль протекания деятельности. С явлениями внимания связаны и такие сложные процессы, как ожидание, установка, апперцепция.  [1]             Как отмечает Немов Р.С., внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом.  [12]     -Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость внимания может определяться разными причинами. Одни из них связаны с индивидуальными физиологическими особенностями человека, в частности со свойствами его нервной системы, общим состоянием организма в данный момент времени; другие характеризуют психические состояния (возбужденность, заторможенность и т.п.); третьи соотносятся с мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности, его значимостью для личности); четвертые – с внешними обстоятельствами осуществления деятельности. Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость. Отвлекаемость выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодические ослабления внимания к конкретному объекту или деятельности.          - Сосредоточенность внимания (противоположное качество – рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других.             - Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с  одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. В первом случае индивид невольно переводит свое внимание на что-либо такое, что его случайно заинтересовало, а во втором – сознательно, усилием воли заставляет себя сосредоточиться на каком-нибудь, даже не очень интересном для себя объекте. С переключаемостью внимания функционально связаны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания. Первый характеризуется тем, как человек переключает внимание на нечто и полностью сосредоточивается на нем; второй – тем, как осуществляется процесс отвлечения внимания.       - Распределение внимания – его следующая характеристика. Она состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.         - Объем внимания – это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей – 5-7 единиц информации. Она обычно устанавливается посредством опыта, в ходе которого человеку на очень короткое время предъявляется большое количество информации. То, что он за это время успевает заметить, и характеризуем его объем внимания. [12]           В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.            Немов Р.С. [12]выделяет следующие виды внимания:    - Природное внимание - дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.                               -Социально обусловленное внимание - складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.    -Непосредственное внимание - не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.           -Непроизвольное внимание - не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, а произвольное обладает всеми этими качествами.         -Чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе – с сосредоточенностью и направленностью мысли. При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.  [12]   По мнению Рубинштейна С.Л., основными видами внимания являются непроизвольное и произвольное внимание. Непроизвольное внимание связано с рефлекторными установками. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека.  [15]  Непроизвольное внимание (наиболее простое и генетически исходное) называют также пассивным, вынужденным, поскольку оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей.  [14]   Этот вид внимания «возникает без всяких усилий человека в результате непосредственного воздействия раздражителей, которые создают в коре полушарий участок с оптимальным возбуждением».  [5]    Это яркий свет, громкий звук, острая боль, сильный запах. Важную роль при этом играет не столько абсолютная, сколько относительная сила раздражителя.              От непроизвольного внимания отличают произвольное – сознательно направляемое и регулируемое внимание, в котором субъект сознательно избирает объект, на который оно направляется. Этот термин служит для обозначения того центрального по своему значению факта, что познание человека, как и его деятельность, поднимается до уровня сознательной организованности, а не совершается лишь самотеком, стихийно, под властью извне действующих сил.  Эти виды внимания отличаются друг от друга по своей сложности.

Информация о работе Изучение внимания у детей 10-12 лет