Межличностные отношения. Психология малых групп

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 14:37, реферат

Описание работы

В данной работе мы рассмотрим понятие межличностных отношений и психологию малых групп.
В целом социальная группа – любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности. Вся жизнедеятельность индивида в обществе осуществляется через разнообразные социальные группы, значительно различающиеся между собой.

Содержание

Введение
1.Межличностные отношения
1.1 Общение как основа межличностных отношений
1.2 Психология межличностного воздействия
2. Малые группы как субъекты общения и межличностных отношений. Понятие и структура малых групп в психологии.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 48.11 Кб (Скачать)
  1. Межличностные отношения. Психология малых групп.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение 

1.Межличностные отношения

     1.1 Общение как основа межличностных  отношений

     1.2 Психология межличностного воздействия

2. Малые  группы как субъекты общения  и межличностных отношений. Понятие  и структура малых групп в психологии. 

Заключение

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Сейчас  уже не приходится доказывать, что  межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, без него невозможно полноценное  формирование у человека ни одной  психической функции или психического процесса, ни одного блока психических  свойств, личности в целом.

     Поскольку общение - это взаимодействие людей  и поскольку в нем всегда развертывается взаимопонимание ими друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение (в смысле поведения, выбираемого участвующими в общении людей по отношению друг к гругу), то межличностное общение оказывается таким процессом, которые при условии, если мы хотим постичь его суть, должен рассматриваться как система человек - человек во всей многоаспектной динамике ее функционирования.

     В данной работе мы рассмотрим понятие  межличностных отношений и психологию малых групп.

     В целом социальная группа – любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности. Вся жизнедеятельность индивида в обществе осуществляется через разнообразные социальные группы, значительно различающиеся между собой.

     Наиболее  широкое понимание социальной группы связано с понятиями общности и совокупности. Наличие общей цели делает людей способными к согласованным действиям, хотя такая согласованность существует только в определенном аспекте их поведения.

     Индивиды  принадлежат группе не всей своей  личностью, а только теми аспектами, которые связаны с социальными  ролями, выполняемыми в данной группе. Ни один человек не может функционировать полноценно только в одной социальной группе. Ни одна группа не может обеспечить полностью условия для самореализации личности в различных аспектах.

     Социальная  группа – важная форма объединения  людей в процессе деятельности и  общения. Семья, школьный класс, друзья и профессиональный коллектив – наиболее значимые для личности социальные группы.

     Они в силу своей устойчивости оказывают  влияние на характер социального  развития и социальную адаптацию  субъекта.

     По  количеству членов выделяют большие группы, малые группы и микрогруппы. Состав микрогрупп включает три или два человека (соответственно, триады и диады). В социальной психологии они обычно рассматриваются через межличностные отношения неформальной структуры. Основными связующими факторами данных групп являются чувства дружбы, любви, симпатии, общее дело.

     Большие группы изучаются с точки зрения массовидных явлений психики и интегральных психологических феноменов, возникающих в толпе, аудитории, публике.

     Малая группа – такая группа, участники которой лично знают друг друга. Все значимые в жизни человека группы – малые группы. Малую группу часто обозначают как первичную, поскольку она является ближайшей средой формирования личности, влияющей на потребности, социальную активность и психологическое состояние человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Межличностные отношения

     Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и рассматриваются  в его контексте. Межличностные  отношения — это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи  между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. В отличие от деловых отношений межличностные связи иногда называют экспрессивными, эмоциональными.

     Развитие  межличностных отношений обусловливается  полом, возрастом, национальностью  и многими другими факторами. У женщин круг общения значительно меньше, чем у мужчин. В межличностном общении они испытывают потребность в самораскрытии, передаче другим личностной информации о себе. Они чаще жалуются на одиночество. Для женщин более значимы особенности, проявляющиеся в межличностных отношениях, а для мужчин — деловые качества. В разных национальных общностях межперсональные связи строятся с учетом положения человека в обществе, половозрастных статусов, принадлежности к различным социальным слоям и др.

     Процесс развития межличностных отношений  включает в себя динамику, механизм регулирования межперсональных отношений и условия их развития.

     Межличностные отношения развиваются в динамике: они зарождаются, закрепляются, достигают  определенной зрелости, после чего могут постепенно ослабляться. Динамика развития межличностных отношений проходит несколько этапов: знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Знакомства осуществляются в зависимости от социокультурных норм общества. Приятельские отношения формируют готовность к дальнейшему развитию межличностных отношений. На этапе товарищеских отношений происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг другу (недаром говорят, «поступить по_товарищески», «товарищ по оружию»).

     Дружеские отношения имеют общее предметное содержание — общность интересов, целей деятельности и т. д. Можно выделить утилитарную (инструментально-деловую) и эмоционально-экспрессивную (эмоционально-исповедальную) дружбу.

     Механизмом  развития межличностных отношений  является эмпатия — отклик одной личности на переживания другой. Эмпатия имеет несколько уровней. Первый уровень включает когнитивную эмпатию, проявляющуюся в виде понимания психического состояния другого человека (без изменения своего состояния).

     Второй  уровень предполагает эмпатию в форме не только понимания состояния объекта, но и сопереживания ему, т. е. эмоциональную эмпатию. Третий уровень включает когнитивные, эмоциональные и, главное, поведенческие компоненты. Данный уровень предполагает межличностную идентификацию, которая является мысленной (воспринимаемой и понимаемой), чувственной (сопереживаемой) и действенной. Между этими тремя уровнями эмпатии существуют сложные, иерархически организованные взаимосвязи. Различные формы эмпатии и ее интенсивности могут быть присущи как субъекту, так и объекту общения. Высокий уровень эмпатийности обусловливает эмоциональность, отзывчивость и др1.

     Условия развития межличностных отношений  существенно влияют на их динамику и формы проявления. В городских  условиях, по сравнению с сельской местностью, межличностные контакты более многочисленны, быстро заводятся и так же быстро прерываются. Влияние временного фактора различно в зависимости от этнической среды: в восточных культурах развитие межличностных отношений как бы растянуто во времени, а в западных — спрессовано, динамично.

     1.1 Общение как основа межличностных отношений

     В современной психологии основой  межличностных отношений является общение. Общение с людьми - это  наука и искусство, которое человек  постигает на протяжении всей жизни. Но здесь, безусловно, важны природные  способности человека и его образование.

     Категория «общение» является одной из центральных  в психологической науке наряду с такими категориями, как «мышление», «поведение», «личность», «отношения». «Сквозной характер» проблемы общения  становится понятным, если дать одно из типичных определений межличностного общения. В соответствии с этим определением, межличностное общение — это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности участников этого процесса.

     Изучением тех или иных сторон общения занимаются разные науки: философия, психология, психиатрия, социология и т.д. Каждая из них вкладывает в понятие «общение» свое содержание. Сложность достижения единства в понимании того, что же такое общение, с одной стороны, связана с его везде сущностью, а с другой стороны, попытки охватить всевозможные составляющие понятия «общение» приводят к тому, что само оно исчезает, растворяется, теряя свою живую ткань и переставая быть похожим на то, что мы связываем с этим понятием.

     Существует  множество определений понятия  «общение», но, на мой взгляд, самым  полным является следующее:

     Общениесложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

     На  практике часто путают и отождествляют  два понятия «общение» и «отношение». Эти понятия не совпадают. Общение есть процесс реализации тех или иных отношений. Главным средством общения является язык. Также различают два вида общения: вербальное и невербальное. При невербальном общении средством передачи информации являются несловесные знаки (позы, жесты, мимика, интонация, взгляды и т.д.).

     1.2 Психология межличностного  воздействия

     Сущность  психологического воздействия сводится к взаимному обмену информацией  и взаимодействию. С содержательной стороны психологическое воздействие  может быть педагогическим, управленческим, идеологическим и т. д. и осуществляться на разных уровнях психики: на осознаваемом и неосознаваемом.

     Субъект психологического воздействия может  выступать в роли организатора, исполнителя (коммуникатора) и даже исследователя  своего процесса воздействия. Эффективность  воздействия зависит от пола, возраста, социального статуса и многих других составляющих субъекта, а главное, от его профессиональной и психологической подготовленности к оказанию воздействия на партнера по общению.

     Субъект межличностного воздействия:

     –изучает  объект и ситуацию, в которой осуществляется воздействие;

     –выбирает стратегию, тактику и средства воздействия;

     –учитывает  поступающие от объекта сигналы  об успешности/неуспешности воздействия;

     –организует противодействие объекту (при возможном контрвоздействии объекта на субъект) и т. д.

     В том случае, если реципиент не согласен с предлагаемой ему информацией  и стремится снизить эффект оказываемого на него воздействия, коммуникатор имеет  возможность использовать закономерности рефлексивного управления или манипулятивного воздействия.

     Объект  межличностного воздействия (реципиент), будучи активным элементом системы воздействия, перерабатывает предлагаемую ему информацию и может не соглашаться с субъектом, а в отдельных случаях, осуществлять контрвоздействие на коммуникатора. Объект соотносит предлагаемую ему коммуникатором информацию с имеющимися у него ценностными ориентациями и своим жизненным опытом, после чего принимает решения. К характеристикам объекта, влияющим на эффективность воздействия на него, относятся пол, возраст, национальность, профессия, образование, опыт участия в коммуникационном обмене и другие особенности.

     Процесс межличностного психологического воздействия (влияния), будучи в свою очередь многомерной системой, включает стратегию, тактику, средства, методы, формы, аргументацию и критерии эффективности воздействия. Стратегия — это способы действий субъекта по достижению главной цели психологического воздействия на реципиента. Тактика — это решение промежуточных задач психологического воздействия посредством использования различных психологических приемов.

     В социальной психологии выделяют вербальные (речь) и невербальные (паралингвистические) особенности средств воздействия. К методам воздействия относятся убеждение и принуждение (на уровне сознания), а также внушение, заражение и подражание (на неосознаваемом уровне психики). Последние три метода относятся к социально-психологическим. Формы межличностного воздействия могут быть речевые (письменные и устные) и наглядные. Система аргументации предполагает как мировоззренческие (абстрактные) доказательства, так и сведения конкретного характера (цифровая и фактологическая информация легче запоминается и сопоставляется). Желательно учитывать принципы отбора и предъявления информации — доказательность и удовлетворение информационных потребностей конкретного объекта, а также коммуникационные барьеры (познавательные, социально-психологические и др.).

Информация о работе Межличностные отношения. Психология малых групп