Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:17, курсовая работа
Наиболее распространенным подходом к пониманию межличностных отношений дошкольников является социометрический. Межличностные отношения рассматриваются при этом как избирательные предпочтения детей в группе сверстников. (Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина, В. Р. Кисловская, А. В. Кривчук, В. С. Мухина и др.)
В исследованиях социокогнитивного направления, межличностные отношения трактовались как понимание качеств других людей и способность интерпретировать и разрешать конфликтные ситуации. (Р. А. Максимова, Г. А. Золотнякова, В. М. Сенченко и др.)
Введение. …………………………………………………………………………3
Глава 1.Теоретическое изучение межличностных отношений детей в дошкольном возрасте…………………………………………………………………8
1.1. Исследования отечественных и зарубежных психологов по вопросу межличностных отношений детей в группе сверстников…………………………8
1.2. Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста со сверстниками………………………………………………………………………..14
Глава 2. Экспериментальное изучение межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста………………………………………………..21
2.1. Цель, задачи и методика констатирующего этапа эксперимента…………21
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента………………24
Заключение ………………………………………………………………………27
Литература ……………………………………………………………………….28
Приложение………………………………………………………………………
Средний дошкольный возраст.
Решительный
перелом в отношении к
На этом этапе не менее отчетливо проявляется потребность в признании и уважении со стороны сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. «Невидимость» сверстника превращается в пристальный интерес ко всему, что тот делает. В четырех-пятилетнем возрасте дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их: часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. В детском общении появляется конкурентное, соревновательное начало. Дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их. Реакции малышей на мнение взрослого также становятся более острыми и эмоциональными. Успехи сверстников могут вызвать огорчения детей, а его неудачи вызывают нескрываемую радость. Именно в этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, открыто проявляются зависть, ревность, обида на ровесника.
Дошкольник составляет мнение о самом себе, постоянно сравнивая себя с однолеткам. Но сейчас цель этого сравнения - уже не обнаружение общности (как у трехлеток), а противопоставление себя другому. Через сравнение со сверстниками ребенок оценивает и утверждает себя, как обладателя определенных достоинств, которые могут быть оценены окружающими «Окружающими» для четырех-пятилетнего ребенка становятся сверстники. Все это порождает многочисленные конфликты детей и такие явления, как хвастовство, действия напоказ, соперничеств, которые можно рассматривать как возрастные особенности пятилеток.
Средством,
помогающим ребенку среднего дошкольного
возраста нормально общаться со сверстниками,
является совместная игра. Дети, которые
умеют и любят играть, обязательно научатся
устанавливать контакты с партнерами,
распределять роли, создавать игровую
ситуацию.
Старший дошкольный возраст.
К 6-7 годам у детей снова существенно меняется отношение к одногодкам. В это время ребенок способен к внеситуативному общению, никак не связанному с тем, что происходит здесь и сейчас. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других детей. В этом возрасте между ними уже возможно общение в привычном для нас понимании этого слова, то есть не связанное с играми и игрушками. Дети могут долго просто разговаривать (чего не умели в младшем дошкольном возрасте), не совершая при этом никаких практических действий.
Существенно меняются и отношения между ними. К 6 годам значительно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченностъ ребенка в деятельность и переживания сверстников. Часто старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями ровесников и эмоционально включены в них. Достаточно часто даже вопреки правилам игры они стремятся помочь одногодку, подсказать ему правильный ход. Если четырех-пятилетние дети вслед за взрослым охотно осуждают действия сверстников, то шестилетние, напротив, защищают товарища или даже могут поддержать его "противостояние" взрослому. При этом конкурентное, соревновательное начало в общении детей сохраняется. Однако наряду с этим у старших дошкольников появляется умение видеть в партнере не только его игрушки, промах и или успехи, но и его желания, предпочтения, настроения. Дети этого возраста уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: им интересно, что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел. В этих наивных вопросах отражается зарождение бескорыстного, личностного отношения к другому человеку. К шести годам у многих детей возникает желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему что-то. Злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Иногда дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесников. Такая эмоциональная вовлеченность действия однолеток свидетельствует о том, что ровесники становятся для ребенка не только средством самоутверждения и сравнения с собой, не только предпочитаемыми партнерами. На первый план выходит интерес к сверстнику как к самоценной личности, важной и интересной независимо от ее достижений и предметов, которыми она обладает.
К концу дошкольного возраста между детьми возникают устойчивые избирательные привязанности, появляются первые ростки дружбы. Дошкольники собираются в небольшие группы (по 2-3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. Споры и проблемы возникают в основном в связи с тем, "кто с кем дружит", или "водится". Ребенок может серьезно переживать отсутствие взаимности в таких отношениях.[1]
Такова
в общих чертах возрастная логика
развития отношения к сверстнику
в дошкольном возрасте. Однако она
далеко не всегда реализуется в развитии
конкретных детей. Широко известно, что
существуют значительные индивидуальные
различия в отношении ребёнка к сверстникам,
которые во многом определяют его самочувствие,
положение среди других и в конечном счёте
особенности становления личности. Однако,
это уже тема отдельного разговора.
ГЛАВА
2. Экспериментальное
изучение межличностных
отношений в группе
детей дошкольного возраста.
2.1 Цель, задачи, методика констатирующего этапа эксперимента.
Цель: выявить особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста в группе сверстников.
Задачи:
В соответствии с целью и задачами был использован метод социометрии: методика «Два домика».
Цель: выявить избирательные отношения в группе сверстников 5-6 лет.
Для проведения методики “Два домика” был приготовлен лист бумаги, на котором нарисованы два дома. Один из них – большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, черного цвета.
В процессе исследования была проведена индивидуальная беседа с каждым из детей.
В начале исследования мы показывали ребенку обе картинки и говорит: “Посмотри на эти домики. В красном – много разных игрушек, книжек, а в черном домике – игрушек нет. Скажи, с кем из ребят твоей группы ты хотел бы оказаться в красном домике? Кого бы ты поселил в черный дом?”. В группе 24 человека нами было предложено сделать до 5 выборов. В том случае, если ребенок не желал никого выбирать, экспериментатор не настаивал на принятии им решения.
Интерпретируя результаты теста, обращалось внимание на то, сколько детей ребенок поместил в красном и черном домиках, в отношении кого из детей группы сделан положительный, а в отношении кого отрицательный выбор. Для каждого ребенка считают число положительных (количество баллов со знаком «+») и отрицательных выборов (количество баллов со знаком «минус») со стороны других детей группы, затем из большего вычитают меньшее и ставят знак большего числа.
Сумма
отрицательных и положительных
ответов, полученных каждым ребенком,
позволяет выявить его
«Популярные» +4 и более баллов – «социометрические звезды», это внешне привлекательные, достаточно уверенные в себе дети, которые пользуются авторитетом в группе сверстников, они лидируют в играх, с ними охотно дружат другие дети.
«Предпочитаемые» от +1 до +3 баллов (выборов со знаком «минус» нет) – эти дети предпочитают игры и общение с постоянным ограниченным кругом друзей (или одним постоянным другом), при этом с другими детьми они почти не конфликтуют, в своей маленькой группе могут быть лидерами.
«Пренебрегаемые» от -2 до +2 баллов (сумма складывается из «+» и «минусов») – активные, подвижные, достаточно общительные, но нередко, конфликтные дети, они легко вступают в игру, но также легко ссорятся и отказываются играть, часто обижаются и обижают других, но легко забывают обиды.
«Изолированные» 0 баллов (выборы со знаком «+» и «минус» отсутствуют) – этих детей просто не замечают, их как бы нет в группе. Как правило, это тихие, малоактивные дети, которые играют в одиночестве и не стремятся к контактам со сверстниками; чаще всего такие результаты получаются в отношении частоболеющих ребят и тех, кто недавно прибыл в группу.
«Отвергнутые» -1 и менее баллов – это
дети, которых отвергают сверстники, нередко
они внешне малопривлекательны или имеют
явно выраженные физические дефекты; нервозны,
чрезмерно конфликтны, негативно настроены
по отношению к другим детям.
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента.
В ходе проведения первой методики были выделены следующие моменты:
По проведению социометрии мы получили следующие результаты:
Дифференциация
испытуемых по статусным группам
позволяет определить диагностические
индивидуальные и групповые показатели
межличностных отношений детей старшей
группы:
где
С1 - количество «звезд»,
С2
- количество «предпочитаемых», а n - число
детей в группе.
КБО
= (18 + 6) / 24×100% = 100
Коэффициент
благополучия взаимоотношений (КБО = 100)
исследуемого класса определяется как
очень высокий.
КЗ
= С1 / n = 18 / 24 = 0,75
КИ
= С4/n,
где
С4 - количество «изолированных» в
группе.
КИ
= 0/24= 0
Анализ статусной структуры, полученной по результатам социометрии, показывает, что выборы между детьми в группе распределяются равномерно. В группе есть дети только двух групп , то есть те, кто получил большее число выборов, - Популярные, и те, кто имеет среднее количество выборов - Предпочитаемые, Изолированных и Отвергнутых детей в группе нет. По данным социометрии в исследуемой группе детей 5-6 лет в первую группу входит 18 человек, что составляет 75 % от общего количества учеников в классе; вторая группа составляет 6 человек – 25 % от общего количества учащихся.
В
благоприятном положении
Информация о работе Изучение особенностей межличностных отношений детей 5-6 лет в группе сверстников